нашла фатву, что под словом "хищное" животное во времена пророка (салаллаху алейхи ва саллям) понимались те животные, которые были хищными для человека, то есть крупные, такие как лев, например, а мелкие животные назывались другим словом и под этот хадис не подходят. что думаете?
Определение слова «хищник» (ас-сиба’), шкура которого запрещена в хадисах
Чтобы понять значение слова «хищник» (сиба’), шкуру которого запрещает шариат, необходимо обратиться к имамам и ученым-языковедам, поскольку "хищники" в языке шариата и в других определениях, не совсем идентичны.
Среди факъихов было разногласие относительно определения «сиба’». Например, имам Абу Ханифа говорил: “Все, что кушает мясо, является сиба’, даже слон, варан, тушканчик и кошка”. См. «Бадаи’у-ссанаи’» 5/39, “аль-Хидая” 4/68.
А имам Ибн Къудама относил к числу сиба’ даже обезьян.
Но имам аш-Шафи’и говорил: “Запрещено из числа сиба’ то, что нападает на человека, как лев, тигр, волк”. См. “аль-Баян” 4/502.
Приведя слова аш-Шафи’и, аш-Шаукани сказал: “Что же касается гиены и лисы, то они у аш-Шафи’и являются дозволенными (в пищу), так как они не нападают на людей”. См. “Найлюль-аутар” 12/185.
Приведя хадис: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил шкуры сиба’», имам Ибн Фарах сказал: «Собака из числа сиба’». См. “Мухтасар аль-Хиляфият” 1/156.
Что касается языковедов, то их определение понятия «сиба’» ближе к определению имамов, сказавших, что речь идет лишь о хищных зверях. Имам Ибн аль-Асир в определении «сиба’» сказал: “Это кровожадные животные, питающиеся силой, как лев, тигр, волк и им подобные”. См. “ан-Нихая” 1/751.
Файруз Абади сказал: “Сабу’ (множественное число от сиба’) – кровожадные животные”. См. “Къамус аль-мухит” 938.
Ибн Манзур в своем известном словаре «Лисан аль-‘араб» сказал: “ас-Сабу’ – это звери, обладающие клыками, которые нападают на людей и животных, растерзывая их, как лев, волк, тигр, гепард и им подобные. Что касается лисы, то хоть она и имеет клыки, она не относится к сиба’, так как она не нападает и не хватает клыками животных”.
Однако некоторые ученые запрещали есть лису, и носить ее шкуру, так как относили ее к числу сиба’ и говорили, что она также нападает на мелких животных, как курицы, птицы и т.п.
Имам Ибн Муфлих сказал: “Мнения имама Ахмада различны в отношении шкуры лисы. От него же передается, что ее дозволено носить и совершать в ней молитву. И от него же передается, что молитва в ней действительна, несмотря на нежелательность. И от него же передается, что ее запрещено надевать, и запрещено совершать в ней молитву”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 3/284.
Но более правильное мнение в том, что шкура лисы дозволена и она не из сиба’. И сподвижники не запрещали ее носить. Анас рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб увидел человека, который совершал молитву в феске, внутренняя сторона которой была из шкуры лисы. Он снял ее с его головы и сказал: «Откуда ты знаешь, быть может она не очищенная?»” Ибн Абу Шайба 2/286, Ибн аль-Мунзир 2/299, ат-Тахауи 4/265. Сообщение достоверное. См. “Ма сахх мин асар ас-сахаба” 1/39.
Что касается крокодильей кожи, то она также дозволена, поскольку крокодила дозволено употреблять в пищу, несмотря на то, что среди ученых есть разногласие в этом вопросе. Одни ученые запрещали есть крокодила, опираясь на то, что он из числа сиба’, поскольку у него сильные зубы, он кровожадный и нападает на жертву. Однако его дозволяли есть многие ученые, говоря, что он живность воды, а все что живет в воде дозволено в пищу, исходя из общего хадиса: «Вода моря пригодна для очищения и мертвечина ее дозволена». Абу Дауд 83, ат-Тирмизи 69, ан-Насаи 59, Ибн Маджах 386. Имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Мандах, ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Делая опровержение тем, кто запрещал кушать крокодила, опираясь на то, что у него клыки и он охотится, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Да, это так. Однако, крокодил не из числа сиба’! Не все, что запрещено из того, что обитает на суше, запрещено его подобие, что обитает в воде. Море – это отдельное положение. Ведь есть и другие животные моря, не только крокодил, которые также обладают клыками и охотятся, как например акула. Итог в том, что есть такие животные, которые убивают, но, несмотря на это, они являются дозволенными”. См. «Шарх аль-мумти’» 15/35.
Примером тому, о чем говорит шейх Ибн ‘Усаймин, является также гиена. Ибн Абу ‘Аммар рассказывал: “Однажды я спросил Джабира: “Эта гиена добыта на охоте?” Он ответил: “Да”. Я спросил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разрешал это?!” Он ответил: “Да”. Абу Дауд 3801, ат-Тирмизи 851, ан-Насаи 5/191. Имам аль-Бухари, имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хиббан, имам аль-Байхакъи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.
Также и шкуры любых животных, которые не относятся к хищникам, дозволены после дубления, даже если их нельзя употреблять в пищу, как например свинья, слон, обезьяна, домашний осел т.п. К этому также можно отнести и норку. Аль-Асуад рассказывал: “Когда ‘Аишу спросили про аль-фарра, она сказала: «Я надеюсь, что ее дубление будет ее очищением»”. аль-Байхакъи 1/24, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1235. Сообщение достоверное. См. “Ма сахх мин асар ас-сахаба” 1/39.
Аль-Фарра – мн. число от слова «фарун» и «фаруатун». Ибн Манзур сказал: “Это одежда, внутренняя сторона которой делается из шкур некоторых животных, как заяц, лиса и соболь”. См. “Лисан аль-‘араб” 20/10.