А. – Первый, кто вступает в Рай – Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует!
Передаётся со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который передаёт, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я приду к вратам Рая в Судный день и попрошу открыть и спросит хранитель (врат): «Кто ты?» И я отвечу: «Мухаммад». Он скажет: «Мне приказано не открывать никому для тех, кто явится до тебя».
И с его же слов, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Из всех пророков больше всего последователей в судный день будет у меня, и я первый, кто стучит в двери Рая».
Б. – Умма Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: Мы последние из общин, но первые в Судный день – мы первые, кто вступит в Рай. Однако к ним пришло писание до нас, а к нам, пришло оно после них. И у них произошло разногласие. Но даровал нам Аллах верный путь в том, в чём они разногласили по поводу истины. А это их день по поводу, которого произошло разногласие. Аллах направил нас к нему, сказав: «Пятничный день» и он является днём для нас. А завтра – день для иудеев, а тот, что за ним – для христиан».
В. – Нуждающиеся бедняки («Аль-Фукара»).
Передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сказал посланник, да благословит его Аллах и приветствует: «Нуждающиеся вступят в Рай на пятьсот лет, т.е. на половину Дня раньше, чем богатые».
А в другой версии хадиса сообщается: «Нуждающиеся мусульмане вступят в Рай, прежде чем богатые на половину дня, а это – пятьсот лет».
Передаётся со слов Джабира Ибн Абдуллы, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нуждающиеся из мусульман вступят (в Рай) раньше, чем богатые мусульмане на сорок осенних сезонов».
Со слов Абдуллы ибн Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сказал: «Я слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, нуждающиеся мухаджиры опередят богатых в Судный день во вступлении в Рай на сорок осенних сезонов».
Возможно, если согласовать эти два хадиса по смыслу (а Аллах знает это лучше!) будет иметься в виду, что некоторые нуждающиеся опередят богатых на пятьсот лет, а некоторые опередят их на сорок лет в зависимости от положения нуждающихся и богатых. Подобно тому, как задерживается присутствие грешников верующих в единобожие в зависимости от их положения.
Но опережение нуждающимися (богатых) во вступлении в Рай совсем не означает, того, что они будут иметь более высокое положение по сравнению с богатыми. Может быть напротив тот, для кого вступление (в Рай) откладывается, может иметь самое высокое положение, даже если при этом сам он пропустил вперёд себя других.
Ведь может случиться так, что богатый (мусульманин), когда его имущество будет учтено, и обнаружиться, что он благодарил Всевышнего Аллаха с помощью него, и приближался к Нему в различных проявлениях праведности, добра, подаяний и благодеяний, сможет занять более высокое положение, чем бедный, оказавшийся ранее его вошедшим в Рай, но не совершивший тех благодеяний. В особенности если богатый (мусульманин) участвовал в тех же благодеяниях, что и бедняк, и даже превзошёл его в них. Аллах не лишит вознаграждения того, кто совершал добрые деяния.
2 – Самыми первыми, в отношении кого будет вынесено решение в Судный день, являются трое.
Передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Первый, кому будет вынесен приговор в Судный день, – человек, который пал мучеником (шахидом) на войне. Он будет приведён и покажет ему (Всевышний) блага его (т.е. те, что были дарованы ему в ближайшей жизни) и он признает их (т.е. что владел ими). И тогда Он (Всевышний) скажет: «Как ты воспользовался ими?» Тогда он ответит: «Я сражался во имя Тебя пока не пал шахидом мучеником». Он (Всевышний) скажет: «Ты солгал! Ты сражался, чтобы сказали «неустрашимый». И это было сказано». Затем по нему будет вынесено распоряжение, и его потащат лицом вниз, пока не бросят в Ад.
Затем человек, который обучался наукам и сам учил, и читал Коран. Он будет приведён и покажет (Всевышний) ему блага его и он признает их. Тогда Он (Всевышний) скажет: «Как ты использовал это?» Он ответил: «Я обучался наукам, учил и читал Коран во имя Тебя». Он (Всевышний) скажет: «Ты солгал! Ты изучал науки, чтобы сказали учёный, и читал Коран, чтобы сказали чтец. И так было сказано». Затем по нему будет вынесено распоряжение, и его потащат лицом вниз, пока не бросят в Ад».
Потом человек, которому Аллах облегчил (т.е. в ближайшей жизни) и одарил его всеми видами богатства. Он будет приведён, и покажет (Всевышний) ему блага его и он признает их. Тогда Он (Всевышний) скажет: «Как ты использовал это?» На что он ответит: «Я не оставил ни одной возможности расходования денег, которая тебе по нраву, только как воспользовался ею во имя Тебя!» И скажет (Всевышний): «Ты солгал! Ты делал это, чтобы сказали: тогда «Он щедрейший!». И так было сказано». Затем по нему будет вынесено распоряжение, и тогда потащат его лицом вниз, пока не бросят в Ад».
Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, по поводу воина, учёного и щедрого обладателя богатств и то наказание, которое их постигло за их деяния, показывают, что творили они их не во имя Аллаха. Их вступление в Ад является свидетельством строгого запрета на неискренность (показуху, двуличие) и сурового наказания за неё. Его слова служат побуждением к необходимости чистосердечия в делах. В его словах описываются общие достоинства джихада. Но
все они относятся лишь к тем, кто стремится к Всевышнему Аллаху посредством этого.
В его словах выносится похвала учёным и щедрым обладателям богатств. Но она относится лишь к тем, кто совершал всё перечисленное, ради Всевышнего Аллаха.