Перейти к содержимому

Close
Фотография

Благочестивое отношение к родителям


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 raba_Allaha

raba_Allaha
  • Мусульманка
  • 1 463 сообщений

Отправлено 10 ноября 2008 - 08:45



#2 Марьяма

Марьяма
  • Мусульманка
  • 3 348 сообщений

Отправлено 10 ноября 2008 - 09:54

Изображение
Изображение raba_Allaha Изображение Изображение Изображение
Очень хороший ролик Изображение Изображение

#3 Нора

Нора
  • Мусульманка
  • 457 сообщений

Отправлено 26 ноября 2008 - 05:26

Права родителей в Исламе

Изображение

Родители – первые учителя каждого человека. Они окружают своих детей заботой и вниманием, воспитывают их, обеспечивать их кровом, пищей, одеждой. Ислам с первых дней возникновения уделял особое внимание правам и обязанностям матерей и отцов, их уважению. В настоящей статье рассматриваются права родителей с точки зрения мусульманского вероучения.

Что означает понятие «права родителей» с точки зрения мусульманских ученых?

Мусульманские ученые дают несколько определений понятия «право». Ряд улемов трактует понятие «право» как «нахождение чего-либо на подобающем ему месте». Другие определяют его как «установленная норма, отрицание которой недопустимо». Следовательно, понятие «права родителей» означает «совокупность установленных морально-этических норм подобающего отношения к родителям».

Необходимость соблюдения прав родителей

Семья – ячейка общества, его важнейший, основополагающий элемент. Существование семьи – залог продолжения человеческого рода. От благополучия семьи зависит благополучие всего общества.

Одним из факторов, способствующих укреплению устоев семьи и общества, является взаимное уважение членами семьи прав друг друга, а также соблюдение членами семьи прав других членов общества. Уважение к правам родителей способствует укреплению их роли в семье, а также выполнению ими своей воспитательной роли, что в конечном итоге способствует реализации возвышенных целей всего общества.

Изучение священных текстов различных религий показывает, что уважение к родителям исконно считается величайшей добродетелью. Так, например, в Ветхом Завете пророк Йакуб (мир ему), недовольный поведением своих сыновей, порицает их за неподобающий поступок («Книга Бытие», гл. 49, стр. 50 – 51, пр. 3 – 5.). Одна из десяти заповедей, данных Богом пророку Мусе (мир ему), гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» («Книга Исход», гл. 20, стр. 74, пр. 3 – 5.).

В Новом Завете сказано, что пророк Иса (мир ему) упрекал глав иудеев за искажение данной заповеди («Евангелие от Матфея», 15:3-6) . В Евангелии от Луки сказано, что пророк Иса (мир ему) всегда подчинялся своим родителям («Евангелие от Луки», 2:15).

В исламских религиозных текстах, помимо Священного Корана, о котором речь пойдет ниже, а также в высказываниях религиозных лидеров, правам и обязанностям родителей уделено особое внимание. Так, например, передают, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Аллах считает следующие дела наилучшими: вовремя вознесенную молитву, доброту и милосердие к родителям, усердие (джихад) на пути Аллаха» (Бухари «Сахих ал-Бухари», Бейрут: Дар ал-фикр. т. 1, стр. 143; Китаб мавакиййат ас-салат).

Таким образом, почтительное отношение к родителям приравняется к важнейшим религиозным обязанностям верующих людей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также наставлял, что детям не следует идти впереди родителей, не садиться выше них и не навлечь на своих родителей проклятие.

Аллах в различных айятах Корана предписывает мусульманам уважать права своих родителей, особенно матери. Учитывая, что главная цель ниспослания Священной Книги состояла в направлении человечества на путь нравственного очищения и духовного совершенствования (см.: сура «аль-Бакара» («Корова»), айят 98), становится понятным, что особое внимание, уделяемое в Исламе регулированию семейных, общественно-политических, социально-экономических отношений, направлено на укрепление устоев семьи и общества.

Права родителей в Коране

По вопросу о правах родителей различают две категории коранических айятов. В первую категорию входят айяты, касающиеся прав родителей напрямую. К ним относятся:
1. «аль-Бакара» («Корова»): айяты 83, 180, 215;
2. «ан-Ниса» («Женщины»): айяты 11, 36;
3. «аль-Ана’ам» («Скот»): айят 151;
4. «аль-Исра’» («Ночной перенос»): айяты 23 – 24;
5. «аль-Анкабут» («Паук»): айят 8;
6. «Лукман» («Лукман»): айяты 14, 15;
7. «аль-Ахкаф» («Барханы»)): айят 15.

Вторая категория айятов косвенно касается прав родителей. К ним относятся:
1. «ан-Ниса», айят 135;
2. «Ибрахим» («Авраам»), айят 141;
3. «Марьям» («Мария»), айяты 14 и 32;
4. «Нух» («Ной»), айят 28;
5. «ас-Ассафат» («Выстроившиеся в ряды»), айят 102.

Наставления Корана о «благодеянии к родителям» («аль-Бакара»: 83), «добросердечности к родителям» («Марьям»: 14) и «добротворении к родителям» («аль-Анкабут»: 8), приведенные в айятах первой категории свидетельствуют о том, что в Священном Коране уделено особенное внимание правам родителей. В отмеченных айятах предписывается почитание родителей, раскрываются смысл и содержание прав родителей и обязанностей детей.

Важность прав родителей с точки зрения Священного Корана

Примечательно, что в Исламе хорошему отношению и почтительности к родителям отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему. Анализ вышеотмеченных айятов показывает, что в Коране права родителей занимают совершенно особое место среди других нравственных категорий, о чем свидетельствует повелительный тон и настоятельные выражения айятов. Приведем несколько примеров.

В суре «аль-Бакара», айят 83, сказано: «Вот Мы заключили с сынами Израиля завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям…». Данный айят указывает на то, что долг человека перед родителями является его первой и важнейшей обязанностью после поклонения и повиновения Творцу.

В суре «аль-Исра’», айят 23, сказано: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям…». Данный айят предписывает не только поклонение Аллаху, но и обязательность доброго отношения к родителям, о чем свидетельствуют содержащиеся в тексте повелительное выражение и запретительный глагол.

Сура «аль-Исра’», айят 24, велит: «Склони пред ними крылья смирения по милосердию своему…». В данном айяте метафора «склони крылья смирения» указывает на высочайшую степень покорности перед родителями, что так же подтверждается повелительным глаголом «склони» в начале айята. Следует подчеркнуть, что указание на обязательность доброго отношения к родителям сразу после повеления о поклонении Аллаху в приведенных примерах само по себе свидетельствует о важности данного вопроса в кораническом учении.

Заповедь о необходимости заботиться о своих родителях, содержащаяся в суре «Лукман», айят 14: «Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» – приравнивает почитание родителей к почитанию Всевышнего, считая заботу о родителях одним из доказательств благодарности и поклонения Богу. Упоминание в конце айята о том, что все вернутся к Нему для расчета и воздаяния напоминает о важности почтения родителей. Об этом же говорится в сурах «ан-Ниса»: 36; «аль-Ана’ам»: 151; «аль-Анкабут»: 8; «Лукман»: 15 и «аль-Ахкаф»: 15.

Другим доказательством важности почитания родителей с точки зрения Корана является то, что в Священной Книге мусульман уважительное отношение к родителям считается отличительной чертой характера всех посланников Всевышнего. Так, например, рассказывая о пророке Йахйе (мир ему), Всевышний отмечает, что одарил его в юности мудростью, милосердием, душевной чистотой и богобоязненностью, подчеркивая, что он был почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником («Марьям»: 14). О почтительном отношении пророка Йахйи (мир ему) к родителям также свидетельствует сура «Марьям», айят 32: «Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным».

В Священном Коране также приведено ряд айятов, отмечающих почтительное отношение пророков Нуха и Ибрахима (мир им) к своим родителям. В качестве примера можно привести суру «Ибрахим», айят 41: «Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот День, когда будет представлен счет», и суру «Нух», айят 28: «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим…». Как было отмечено выше, об уважении и почитании родителей говорится также в суре «аль-Исра’», айят 24.

Обязательность соблюдения прав родителей

Обязанность ухаживать за родителями особенно в старости обоснована Аллахом трудностями, испытываемыми родителями, особенно матерью, в процессе воспитания ребенка. Необходимо отметить, что в двух из трех вышеотмеченных айятах особо подчеркиваются трудности, испытываемые матерью при беременности и по уходу за ребенком. В данных айятах также содержится тонкий намек на более важную роль матери в рождении и воспитании ребенка.

Так, например, в суре «Лукман», айят 14, сказано: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года». В суре «аль-Ахкаф», айят 15, сказано: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев…».

Предписание о почтительности и добросердечии по отношению к родителям содержится также в суре «аль-Исра’», айят 24: «…И говори: Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Предписание, содержащееся в данном айяте, напоминает, что родители, особенно мать, переживали и даже мучились, когда дети были маленькими, слабыми, зависимыми от всего.

Права родителей по отношению к детям

Несколько айятов Священного Корана определяют для мусульман права родителей, а также то, с какой добротой и терпением детям следует относиться к отцу и матери.

а) Как проявлять доброту к родителям
В Коране Аллах предписывает мусульман быть настолько добрыми к своим родителям и так защищать их от любых огорчений, чтоб ни «самым малым словом не задеть их». Так, например, сура «аль-Исра’», айят 23, гласит: «Твой Бог предписал вам … делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» Не кричи на них и обращайся к ним почтительно…».

Сура «аль-Исра’», айят 24, велит: «Склони пред ними крылья смирения по милосердию своему…». Здесь использование сравнения «крыло» применено для того, чтоб человек представил, как нежно и бережно птицы покрывают крыльями своих птенцов.

Священный Коран призывает детей к доброму, справедливому, терпеливому, уважительному, почтительному отношению к состарившимся родителям, предостерегает от повышения голоса на них, особенно когда они достигли преклонного возраста и немощи и находятся на их попечении. Именно в то время, когда ослабевшие, постаревшие и больные родители полностью зависят от своих детей, они будут нуждаться в поддержке, заботе, терпеливом отношении своих повзрослевших детей. А детям необходимо проявляют о них заботу, ухаживать за них, так как они ухаживали за детьми, когда они были меленькими, беспомощными существами.

б) Как молиться за родителей
Выше было отмечено, что Аллах в суре «аль-Исра’», айят 24, предписывает мусульманам молиться о благополучии родителей в ответ за их любовь и заботу, проявленную в детстве.

в) Как расходовать на родителей
Обязанность расходовать на родителей, особенно в старости, обоснована в суре «аль-Бакара», айяте 215: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам…».

г) Наследование родителей детям
В соответствии с айятами Священного Корана, родители вправе наследовать своим ушедшим из жизни детям. Данное правомочие проистекает из обязанностей детей по отношению к родителям, указанном, в частности, в суре «аль-Бакара», айят 180: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных».

Данное правомочие также обосновано в суре «ан-Ниса», айят 11, в котором прописана доля наследников, в том числе и доля наследства родителей относительно детей.

Соблюдение прав родителей

Священный Коран предписывает мусульманам почитать родителей и соблюдать их права в рамках, не противоречащих законам Аллаха, повиновению Всевышнему и справедливости. Соответствующий призыв содержится, например, в суре «ан-Ниса», айят 135: «Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников».

Помимо того, сура «аль-Анкабут», айят 8, разъясняет мусульманам, как следует строить отношения с родителями, заставляющими их приобщать к Аллаху сотоварищей: «Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко Мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им. Ко Мне предстоит ваше возвращение, и тогда Я поведаю вам о том, что вы совершали».

Аллах в суре «Лукман», айят 15, разъясняет, что неповиновение детей родителям в случаях, когда родители повелевают детям запретное, способное поколебать веру в Единого Бога, не означает, что им будет дозволено непочтительное отношение к родителям. Другими словами, Аллах требует от мусульман быть покорными детьми в любом случае, за исключением тех обстоятельств, когда родители требуют поступать вопреки законам Аллаха, ведь почитание и покорность Создателю в Исламе – превыше всего!

В ряде айятах «Священного Корана» Аллах приводит пример родителей, которые призывали своих детей повиноваться Аллаху, и детей, которые послушались родителей и подчинились воле Аллаха. Так, например, в суре «ас-Саффат», айят 102, приведена известная притча о принесении пророком Ибрахимом (мир ему) в жертву своего сына Исмаила: «… Он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых».

Вместе с тем, в суре «аль-Ахкаф», айят 17, приведена притча о человеке, который не принимал призыв родителей уверовать в Аллаха. «А есть такой, который говорит своим родителям: «Тьфу вам! Неужели вы угрожаете мне тем, что меня вытащат из могилы, в то время как до меня уже прошло много поколений?...».

В заключении необходимо подчеркнуть, что все авраамические религии, в том числе Ислам, уделяют правам родителей уделено особое внимание. Ислам вменяет в обязанность мусульманам хорошо относиться к родителям, ухаживать за ними, относиться к ним с искренней любовью и всячески пытаться снискать их благословение. В Исламе непочтительное отношение к родителям и непослушание им считается тяжким грехом. В соответствии с кораническим вероучением, мусульманин обязан почитать своих родителей в любом случае, за исключением тех обстоятельств, когда они требуют поступать вопреки законам Аллаха.

Абузар Эбрахими Торкамани, руководитель Культурного представительства при Посольстве Исламской республики Иран в России

Родители – первые учителя каждого человека. Они окружают своих детей заботой и вниманием, воспитывают их, обеспечивать их кровом, пищей, одеждой. Ислам с первых дней возникновения уделял особое внимание правам и обязанностям матерей и отцов, их уважению. В настоящей статье рассматриваются права родителей с точки зрения мусульманского вероучения.

Что означает понятие «права родителей» с точки зрения мусульманских ученых?

Мусульманские ученые дают несколько определений понятия «право». Ряд улемов трактует понятие «право» как «нахождение чего-либо на подобающем ему месте». Другие определяют его как «установленная норма, отрицание которой недопустимо». Следовательно, понятие «права родителей» означает «совокупность установленных морально-этических норм подобающего отношения к родителям».

Необходимость соблюдения прав родителей

Семья – ячейка общества, его важнейший, основополагающий элемент. Существование семьи – залог продолжения человеческого рода. От благополучия семьи зависит благополучие всего общества.

Одним из факторов, способствующих укреплению устоев семьи и общества, является взаимное уважение членами семьи прав друг друга, а также соблюдение членами семьи прав других членов общества. Уважение к правам родителей способствует укреплению их роли в семье, а также выполнению ими своей воспитательной роли, что в конечном итоге способствует реализации возвышенных целей всего общества.

Изучение священных текстов различных религий показывает, что уважение к родителям исконно считается величайшей добродетелью. Так, например, в Ветхом Завете пророк Йакуб (мир ему), недовольный поведением своих сыновей, порицает их за неподобающий поступок («Книга Бытие», гл. 49, стр. 50 – 51, пр. 3 – 5.). Одна из десяти заповедей, данных Богом пророку Мусе (мир ему), гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» («Книга Исход», гл. 20, стр. 74, пр. 3 – 5.).

В Новом Завете сказано, что пророк Иса (мир ему) упрекал глав иудеев за искажение данной заповеди («Евангелие от Матфея», 15:3-6) . В Евангелии от Луки сказано, что пророк Иса (мир ему) всегда подчинялся своим родителям («Евангелие от Луки», 2:15).

В исламских религиозных текстах, помимо Священного Корана, о котором речь пойдет ниже, а также в высказываниях религиозных лидеров, правам и обязанностям родителей уделено особое внимание. Так, например, передают, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Аллах считает следующие дела наилучшими: вовремя вознесенную молитву, доброту и милосердие к родителям, усердие (джихад) на пути Аллаха» (Бухари «Сахих ал-Бухари», Бейрут: Дар ал-фикр. т. 1, стр. 143; Китаб мавакиййат ас-салат).

Таким образом, почтительное отношение к родителям приравняется к важнейшим религиозным обязанностям верующих людей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также наставлял, что детям не следует идти впереди родителей, не садиться выше них и не навлечь на своих родителей проклятие.

Аллах в различных айятах Корана предписывает мусульманам уважать права своих родителей, особенно матери. Учитывая, что главная цель ниспослания Священной Книги состояла в направлении человечества на путь нравственного очищения и духовного совершенствования (см.: сура «аль-Бакара» («Корова»), айят 98), становится понятным, что особое внимание, уделяемое в Исламе регулированию семейных, общественно-политических, социально-экономических отношений, направлено на укрепление устоев семьи и общества.

Права родителей в Коране

По вопросу о правах родителей различают две категории коранических айятов. В первую категорию входят айяты, касающиеся прав родителей напрямую. К ним относятся:
1. «аль-Бакара» («Корова»): айяты 83, 180, 215;
2. «ан-Ниса» («Женщины»): айяты 11, 36;
3. «аль-Ана’ам» («Скот»): айят 151;
4. «аль-Исра’» («Ночной перенос»): айяты 23 – 24;
5. «аль-Анкабут» («Паук»): айят 8;
6. «Лукман» («Лукман»): айяты 14, 15;
7. «аль-Ахкаф» («Барханы»)): айят 15.

Вторая категория айятов косвенно касается прав родителей. К ним относятся:
1. «ан-Ниса», айят 135;
2. «Ибрахим» («Авраам»), айят 141;
3. «Марьям» («Мария»), айяты 14 и 32;
4. «Нух» («Ной»), айят 28;
5. «ас-Ассафат» («Выстроившиеся в ряды»), айят 102.

Наставления Корана о «благодеянии к родителям» («аль-Бакара»: 83), «добросердечности к родителям» («Марьям»: 14) и «добротворении к родителям» («аль-Анкабут»: 8), приведенные в айятах первой категории свидетельствуют о том, что в Священном Коране уделено особенное внимание правам родителей. В отмеченных айятах предписывается почитание родителей, раскрываются смысл и содержание прав родителей и обязанностей детей.

Важность прав родителей с точки зрения Священного Корана

Примечательно, что в Исламе хорошему отношению и почтительности к родителям отведено место, уступающее по важности только вере в Аллаха и поклонению Ему. Анализ вышеотмеченных айятов показывает, что в Коране права родителей занимают совершенно особое место среди других нравственных категорий, о чем свидетельствует повелительный тон и настоятельные выражения айятов. Приведем несколько примеров.

В суре «аль-Бакара», айят 83, сказано: «Вот Мы заключили с сынами Израиля завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям…». Данный айят указывает на то, что долг человека перед родителями является его первой и важнейшей обязанностью после поклонения и повиновения Творцу.

В суре «аль-Исра’», айят 23, сказано: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям…». Данный айят предписывает не только поклонение Аллаху, но и обязательность доброго отношения к родителям, о чем свидетельствуют содержащиеся в тексте повелительное выражение и запретительный глагол.

Сура «аль-Исра’», айят 24, велит: «Склони пред ними крылья смирения по милосердию своему…». В данном айяте метафора «склони крылья смирения» указывает на высочайшую степень покорности перед родителями, что так же подтверждается повелительным глаголом «склони» в начале айята. Следует подчеркнуть, что указание на обязательность доброго отношения к родителям сразу после повеления о поклонении Аллаху в приведенных примерах само по себе свидетельствует о важности данного вопроса в кораническом учении.

Заповедь о необходимости заботиться о своих родителях, содержащаяся в суре «Лукман», айят 14: «Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» – приравнивает почитание родителей к почитанию Всевышнего, считая заботу о родителях одним из доказательств благодарности и поклонения Богу. Упоминание в конце айята о том, что все вернутся к Нему для расчета и воздаяния напоминает о важности почтения родителей. Об этом же говорится в сурах «ан-Ниса»: 36; «аль-Ана’ам»: 151; «аль-Анкабут»: 8; «Лукман»: 15 и «аль-Ахкаф»: 15.

Другим доказательством важности почитания родителей с точки зрения Корана является то, что в Священной Книге мусульман уважительное отношение к родителям считается отличительной чертой характера всех посланников Всевышнего. Так, например, рассказывая о пророке Йахйе (мир ему), Всевышний отмечает, что одарил его в юности мудростью, милосердием, душевной чистотой и богобоязненностью, подчеркивая, что он был почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником («Марьям»: 14). О почтительном отношении пророка Йахйи (мир ему) к родителям также свидетельствует сура «Марьям», айят 32: «Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным».

В Священном Коране также приведено ряд айятов, отмечающих почтительное отношение пророков Нуха и Ибрахима (мир им) к своим родителям. В качестве примера можно привести суру «Ибрахим», айят 41: «Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот День, когда будет представлен счет», и суру «Нух», айят 28: «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим…». Как было отмечено выше, об уважении и почитании родителей говорится также в суре «аль-Исра’», айят 24.

Обязательность соблюдения прав родителей

Обязанность ухаживать за родителями особенно в старости обоснована Аллахом трудностями, испытываемыми родителями, особенно матерью, в процессе воспитания ребенка. Необходимо отметить, что в двух из трех вышеотмеченных айятах особо подчеркиваются трудности, испытываемые матерью при беременности и по уходу за ребенком. В данных айятах также содержится тонкий намек на более важную роль матери в рождении и воспитании ребенка.

Так, например, в суре «Лукман», айят 14, сказано: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года». В суре «аль-Ахкаф», айят 15, сказано: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Матери тяжело носить его и рожать его, а беременность и кормление до отнятия его от груди продолжаются тридцать месяцев…».

Предписание о почтительности и добросердечии по отношению к родителям содержится также в суре «аль-Исра’», айят 24: «…И говори: Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком». Предписание, содержащееся в данном айяте, напоминает, что родители, особенно мать, переживали и даже мучились, когда дети были маленькими, слабыми, зависимыми от всего.

Права родителей по отношению к детям

Несколько айятов Священного Корана определяют для мусульман права родителей, а также то, с какой добротой и терпением детям следует относиться к отцу и матери.

а) Как проявлять доброту к родителям
В Коране Аллах предписывает мусульман быть настолько добрыми к своим родителям и так защищать их от любых огорчений, чтоб ни «самым малым словом не задеть их». Так, например, сура «аль-Исра’», айят 23, гласит: «Твой Бог предписал вам … делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» Не кричи на них и обращайся к ним почтительно…».

Сура «аль-Исра’», айят 24, велит: «Склони пред ними крылья смирения по милосердию своему…». Здесь использование сравнения «крыло» применено для того, чтоб человек представил, как нежно и бережно птицы покрывают крыльями своих птенцов.

Священный Коран призывает детей к доброму, справедливому, терпеливому, уважительному, почтительному отношению к состарившимся родителям, предостерегает от повышения голоса на них, особенно когда они достигли преклонного возраста и немощи и находятся на их попечении. Именно в то время, когда ослабевшие, постаревшие и больные родители полностью зависят от своих детей, они будут нуждаться в поддержке, заботе, терпеливом отношении своих повзрослевших детей. А детям необходимо проявляют о них заботу, ухаживать за них, так как они ухаживали за детьми, когда они были меленькими, беспомощными существами.

б) Как молиться за родителей
Выше было отмечено, что Аллах в суре «аль-Исра’», айят 24, предписывает мусульманам молиться о благополучии родителей в ответ за их любовь и заботу, проявленную в детстве.

в) Как расходовать на родителей
Обязанность расходовать на родителей, особенно в старости, обоснована в суре «аль-Бакара», айяте 215: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам…».

г) Наследование родителей детям
В соответствии с айятами Священного Корана, родители вправе наследовать своим ушедшим из жизни детям. Данное правомочие проистекает из обязанностей детей по отношению к родителям, указанном, в частности, в суре «аль-Бакара», айят 180: «Когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных».

Данное правомочие также обосновано в суре «ан-Ниса», айят 11, в котором прописана доля наследников, в том числе и доля наследства родителей относительно детей.

Соблюдение прав родителей

Священный Коран предписывает мусульманам почитать родителей и соблюдать их права в рамках, не противоречащих законам Аллаха, повиновению Всевышнему и справедливости. Соответствующий призыв содержится, например, в суре «ан-Ниса», айят 135: «Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников».

Помимо того, сура «аль-Анкабут», айят 8, разъясняет мусульманам, как следует строить отношения с родителями, заставляющими их приобщать к Аллаху сотоварищей: «Мы заповедали человеку быть добрым к родителям. А если они станут сражаться с тобой, чтобы ты приобщал ко Мне сотоварищей, о которых ты ничего не знаешь, то не повинуйся им. Ко Мне предстоит ваше возвращение, и тогда Я поведаю вам о том, что вы совершали».

Аллах в суре «Лукман», айят 15, разъясняет, что неповиновение детей родителям в случаях, когда родители повелевают детям запретное, способное поколебать веру в Единого Бога, не означает, что им будет дозволено непочтительное отношение к родителям. Другими словами, Аллах требует от мусульман быть покорными детьми в любом случае, за исключением тех обстоятельств, когда родители требуют поступать вопреки законам Аллаха, ведь почитание и покорность Создателю в Исламе – превыше всего!

В ряде айятах «Священного Корана» Аллах приводит пример родителей, которые призывали своих детей повиноваться Аллаху, и детей, которые послушались родителей и подчинились воле Аллаха. Так, например, в суре «ас-Саффат», айят 102, приведена известная притча о принесении пророком Ибрахимом (мир ему) в жертву своего сына Исмаила: «… Он сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, что зарезаю тебя. Посмотри, что ты думаешь?» Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых».

Вместе с тем, в суре «аль-Ахкаф», айят 17, приведена притча о человеке, который не принимал призыв родителей уверовать в Аллаха. «А есть такой, который говорит своим родителям: «Тьфу вам! Неужели вы угрожаете мне тем, что меня вытащат из могилы, в то время как до меня уже прошло много поколений?...».

В заключении необходимо подчеркнуть, что все авраамические религии, в том числе Ислам, уделяют правам родителей уделено особое внимание. Ислам вменяет в обязанность мусульманам хорошо относиться к родителям, ухаживать за ними, относиться к ним с искренней любовью и всячески пытаться снискать их благословение. В Исламе непочтительное отношение к родителям и непослушание им считается тяжким грехом. В соответствии с кораническим вероучением, мусульманин обязан почитать своих родителей в любом случае, за исключением тех обстоятельств, когда они требуют поступать вопреки законам Аллаха.

Абузар Эбрахими Торкамани, руководитель Культурного представительства при Посольстве Исламской республики Иран в России


#4 Байсан

Байсан
  • Мусульманка
  • 1 618 сообщений

Отправлено 26 ноября 2008 - 06:41

raba_Allaha, Изображение
Нора, Изображение

Изображение Изображение


#5 Нора

Нора
  • Мусульманка
  • 457 сообщений

Отправлено 26 ноября 2008 - 12:47

Отношение к пожилым родителям – незабываемый урок!

Больной пожилой мужчина, поняв, что ему больше не в силах жить одному, пожаловался сыну. Сын решил взять отца жить к себе. Итак, они стали жить вместе – отец с сыном, невесткой (женой сына) и 4-летним внуком.
Болезни давали о себе знать, и руки пожилого отца начали дрожать от старости, глаза стали очень плохо видеть, и шаги даже по квартире давались нелегко.
Вся семья обычно кушала вместе на кухне за одним столом. Но из-за дрожащие руки старика и его плохое зрение портили аппетит молодоженам. Ложка порою выпадала из его рук, горошины падали на пол... А тут и вовсе случилось нечто, что оказалось последней каплей терпения у сына и невестки – отец потянулся к стакану с молоком, и.. расплескал молоко по столу, не сумев удержать стакан в руке.
Гневно посмотрев на намокшую скатерть, супруги переглянулись.
«Мы должны что-то придумать,» раздраженно сказал сын жене. «Я больше не смогу выносить его присутствия за столом; мне довольно падающих ложек, чавканий и пролитого молока.»
К вечеру они поставили маленький столик в угол кухни.
И сказали дряхлому отцу, что он им портит аппетит, и что с этого дня пусть ест за этим маленьким столиком.
Бедному старику теперь приходилось есть за этим крошечным столиком, отведенным для него, в одиночестве, в то время, как семья наслаждалась обедом за большим столом.
Более того, после того, как он По-нечаянности, уронил тарелку и она разбилась, молодожены стали давать ему еду в деревянной миске.
А если отец случайно ронял ложку или вилку, то сын с невесткой делали ему резкие замечания раздраженным тоном.
Когда, порою, семья бросала мимолетный взгляд в сторону угла кухни, где сидел старый отец, то нельзя было не заметить слезы, переполнявшие его глаза... "Родной сын, а так унижает..."
А четырехлетний внук с молчанием внимательно наблюдал за происходящим.
Однажды вечером перед ужином родители обратили внимание на то, что их малыш занят чем-то с досками на полу.
Улыбаясь, они спросили, что это он такое делает.
Так же сладко улыбаясь, мальчик ответил, глядя в лицо своего отца, «О, это я хочу сделать для тебя и мамы деревянные миски, чтобы кормить вас, когда вы состаритесь, как дедушка.»
Еще раз улыбнувшись, мальчик продолжил заниматься досками.
А молодожены были настолько поражены ответом малыша, что стояли, как пригвожденные, и не могли проронить ни слова...
Слезы потекли по их щекам. Беззвучно переглянувшись, они пристыжено опустили головы.
Тем же вечером они с уважением взяли пожилого отца под руки и бережно посадили с ними за стол. И до конца своих дней он всегда кушал вместе с семьей. И по какой-то причине, неведомой старцу, с тех пор ни сын ни невестка больше никогда не делали ему замечаний и не раздражались, если он вдруг опять ронял ложку или проливал молоко...
Примечание: Наши дети, пусть даже на наш взгляд совсем маленькие, очень наблюдательны. И впитывают все происходящее лучше любой губки. И недаром сказано в хадисе, что «Если вы будете хорошо относиться к своим родителям, то и ваши дети будут хорошо относиться к вам, когда вы станете старыми.»
Дети обычно очень любят своих родителей и стараются имитировать их во всем!
Умный родитель понимает, что каждый день закладывает новый «строительный блок» в фундаменте будущего у их ребенка. Так давайте же будем мудрыми строителями и достойными примерами для подражания.
Люди, помните, что вне зависимости от ваших отношений с родителями, вам будет их нехватать, когда их не станет... И тогда вы станете раскаиваться о том, что делали при их жизни.
Так давайте же заботиться о них сегодня и всегда.
Иногда им не хватает совсем малого, порою просто вашей заботливой улыбки.
Не забудьте слова Пророка Мухаммада, что «Рай находится под ногами собственной матери», а «Отец является вашей дверью в Рай.»
Человек пришел к Пророку Мухаммаду (мир ему) и сказал, "О Посланник Аллаха! Я недавно совершил хадж, и, при обходе Каабы 7 раз (таввафе) я носил свою больную старую маму на своей спине. Отплатил ли я этим ей за все ее заботы обо мне?"
"Даже если ты соверишь много-много таввафов (70?), то все равно не сможешь расплатиться этим даже за 1 каплю молока, которым она тебя вскармливала," ответил Пророк (мир ему).


#6 12Leila21

12Leila21
  • Мусульманка
  • 4 283 сообщений

Отправлено 24 декабря 2009 - 21:18

Глава 1434: Человек не должен поносить своих родителей.

1915 (5973). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!» (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, как же (может) человек проклинать собственных родителей?» Он сказал: «(Так может получиться, если) станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!»1

1 Таким образом, запретным является не только поношение собственных родителей как таковое, но и любые действия, которые могут привести к тому, что бранить их станет кто-нибудь другой.

сахих аль-Бухари


#7 ruveyda

ruveyda
  • Администраторы
  • 4 397 сообщений

Отправлено 25 января 2010 - 21:28

как мне нравитса дети, которые слушаютса своих родителей Изображение




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика