Перейти к содержимому

Close
Фотография

Понимание концепций, заложенных в суре Аль-Фатиха


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 30 августа 2008 - 21:35

Понимание концепций, заложенных в суре Аль-Фатиха


Комментарий Мухаммада Ат-Тамими (Рахима-hуллаh)



(1) Хвала Аллаху, Господу миров.
(2) Милостивому, Милосердному (к Своим рабам)
(3) Властителю дня Суда!


Эти три аята содержат три вопроса:

В первом аяте — любовь к Аллаху, Который является Подателем милости и благоволения. И подателя любят в соответствии с дарованными им милостями. Любовь сама по себе бывает четырех типов:

1. Любовь, влекущая за собой ширк, и они (впавшие в такую любовь) — те, о ком Аллах сказал: "Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху (идолов) и любят их так же, как любят Аллаха…" — вплоть до Его слов: "… не спасутся они от адского пламени". (Аль-Бакара, 2:165—167).

2. Любовь ко лжи и ее людям, и ненависть к истине и ее людям, и это — характеристика лицемеров.
3. Естественная любовь, и это — любовь к имуществу, потомству. И когда она не отклоняет человека от повиновения Аллаху и не ведет к нарушению запретов Аллаха, тогда она — дозволена.
4. Любовь к людям таухида и неприязнь к людям ширка, и это сильнейшее из укреплений имана, и величайшее из того, чем поклоняются Аллаху.

Во втором стихе есть надежда (раджа'). А в третьем стихе — страх (хауф).

"Тебе мы поклоняемся", означает: "Я поклоняюсь Тебе, о Господь тем, что предшествовало из этих трех (аятов), с любовью к Тебе, надеждой на Тебя и страшась Тебя. Следовательно, эти три (вещи) — столпы (аркан) поклонения, и обращение их к иному, помимо Аллаха — есть ширк. Также в этих трех стихах — опровержение того, кто твердо придерживался только одного из этих трех.

Например, того, кто поклоняется только с любовью, или только с надеждой, или только со страхом. И кто бы ни обратил одно из них к иному, помимо Аллаха, тот совершил ширк. И среди выгод, которые они (стихи) содержат — то, что они опровергают все группы, кто привержены только к одному из этих (трех качеств). Например, как тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одной только любви. Подобно этому, тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одной только надежды. И точно также — тот, кто поклонялся Аллаху, Возвеличиваемому, из одного только страха, подобно хауаридж (хариджиты).

(4) Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи.

Этот (аят) содержит таухид улюхийа (1) и таухид рубубийа (2).

(5) Веди нас прямым путем.

Этот (аят) содержит опровержение новаторов.

(6) Путем тех, которых Ты облагодетельствовал,
(7) Не тех, что попали под гнев Твой (как иудеи), и не (путем) заблудших (как христиане).


И что касается последних двух стихов, то они содержат следующие выгоды:
упоминание о состояниях (положениях) людей;

Аллах разделил их на три группы, те: 1) кто облагодетельствован; 2) на ком – гнев; 3) заблудшие.

Под гневом — те, кто имеет знание, но не действует (в соответствии с ним).
Заблудшие — те, кто поклоняется, но без знания.

Несмотря на то, что эти аяты были ниспосланы в отношении иудеев и христиан, они применимы к каждому, к кому подходит описание, приведенное выше.

И что касается третьей группы, то это — те, кто описывается (как обладающий) и знанием, и действием, и они — те, кто одобрены.

И (эта сура) также содержит следующие выгоды:

1. Отрицание власти и мощи от себя самого, так как человек — тот, кто облагодетельствован (следовательно, он — не обладатель власти и мощи).

2. Совершенное знание Аллаха.

3. Отрицание недостаточности в Нем, Благословенном.

4. Знание рабом своего Господа и себя самого, так как, если есть Ар-Рабб (Господь), то есть марбуб (раб). И когда есть Тот, Кто являет милость (рахим), тогда есть тот, кому являют милость (мархум). И когда есть владыка (Малик), тогда есть тот, кто находится во владении (мамлюк). И когда имеется слуга (абд), тогда есть Тот, Кому служат (ма'буд). И когда есть руководство (хад), тогда есть тот, кто руководствуется (махди). И когда есть тот, кто благодетельствует, одаряет благами (мун'им), тогда есть тот, кто облагодетельствован. И когда есть тот, над кем гнев (магдуб), тогда есть тот, кто проявляет гнев.

Следовательно, эта сура содержит и улюхийа, и рубубийа, отрицание всех несовершенств у Аллаха, Всемогущего и Великого, и она также содержит знание поклонения (ибада) и его столпов. А Аллах знает лучше!".(3)


Дополнительные примечания

1. Так как Аль-Фатиха читается в каждой молитве, и также является "сутью Корана" (Умм аль-Кур'ан), тогда то, что содержится в ней из благ, может использоваться для развития, поддержки и укрепления имана.

2. Сура содержит следующие вопросы (которые пронумерованы для удобства запоминания):

1. Упоминание о столпах поклонения — любовь, надежда и страх (действия сердца).
2. Упоминание о именах и качествах (Аллах, Ар-Рабб, Ар-Рахман, Ар-Рахим, Аль-Малик), которые являются основанием всех других имен и качеств (см. Аль-Мадаридж Ибн Аль-Кайима).
3. Упоминание об улюхийа и рубубийа.
4. Упоминание того, что — для Аллаха и того, что для раба.
5. Упоминание того, что опровергает новаторов в Исламе, и таким образом утверждает следование Сунне и пути праведных предшественников.
6. Упоминание о столпах руководства — ильм и 'амаль (знание и дела). Упоминание о различных состояниях людей по отношению к знанию и действиям.

3. Ибн Аль-Кайим сказал в своей книге "Ас-Салят уа хукм тарикиха":


"И когда он (Пророк (Cалл Аллahу ‘Алейхи уа Саллям)) читал: "Хвала Аллаху, Господу миров", он делал небольшую паузу, ожидая ответ своего Господа: "Мой раб восхвалил Меня". Затем, когда он читал: "Милостивому и Милосердному", он ждал ответ: "Мой раб превознес Меня" и когда он читал: "Властителю Дня Суда", он ждал ответ: "Мой раб восславил Меня".

Восторг его сердца, прохлада его глаз и радость его души — в том, что его Господь упоминает о нём: "Мой раб" — три раза. Клянусь Аллахом! Если бы копоть страстей и мрак души покрыли бы сердце, то они истекли бы оттуда от счастья и наслаждения, когда их Господь, Творец и Бог говорит: "Мой раб восхвалил Меня, Мой раб превознёс Меня, и Мой раб восславил Меня". Тогда в этом сердце образовалось бы место, свидетельствующее три имени, которые являются основой всех прекрасных имён, и это: Аллах, Ар-Рабб и Ар-Рахман…

… Когда он говорит: "Властитель Дня Суда", он свидетельствует славу, которая не приличествует никому, кроме Царя, Истины, Явного. Он свидетельствует всемогущего и неодолимого Царя, Того, Которому покорно всё сотворённое, перед Которым склоняются лица, простирается ниц всё творение, и Которому покоряется любой обладатель могущества и почести. Он свидетельствует своим сердцем Владыку над Троном небес…

… И затем он говорит: "Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи", (фразу), в которой лежит тайна творения и деяний этого мира и мира грядущего, которая содержит возвышеннейшую из целей и превосходнейшее из средств (приближения к Аллаху). Возвышеннейшая из целей — поклонение, служение (ибадат) Аллаху, а превосходнейшее из средств — Его помощь и поддержка. Нет божества, достойного поклонения в истине, кроме Него и нет помощника в поклонении Ему, кроме Него. Поэтому поклонение Ему — возвышеннейшая из целей, а Его помощь в этом — превосходнейшее из средств…

… И эти слова содержат два вида таухида, и это: таухиду-р-рубубийа и таухиду-ль-улюхийа.

Преданность Аллаху содержится в Его именах: Ар-Рабб и Аллах. Ему поклоняются из-за Его улюхийа (божественности) и у Него ищут помощи из-за Его рубубийа (господства, власти), и Он ведет к прямому пути по Своему милосердию (рахма).

Поэтому первая часть суры упоминает Его имена: Аллах, Ар-Рабб и Ар-Рахман, чтобы наставить любого, кто ищет поклонения Ему, Его помощи и руководства. Он Один способен даровать всё это. Нет никого, кто может помочь другим в поклонении Аллаху, помимо Самого Аллаха, и никто не сможет повести (к прямому пути), кроме Него.

Затем взывающий понимает из слов Аллаха: "Веди нас прямым путем" — свою чрезвычайную нужду в этом (руководстве). Он — никогда не нуждался в какой-либо иной вещи столько, сколько нуждается в этом руководстве.

Он — нуждается в этом в каждый момент, в каждое мгновение ока…

… Затем Аллах поясняет, что люди этого пути — те, кто отмечен Его покровительством, но не те, кто под Его гневом, а это — знающие Истину, но не следующие ей, и не те, кто в заблуждении, а это — поклоняющиеся Аллаху без знания. Обе из этих групп препираются друг с другом, разноглася относительно Его творения, Его повелений и Его имен и качеств без знания. Путь тех, над которыми Его покровительство и благословение, отличается от пути людей неправды в знании и деяниях.

Когда он заканчивает эти восхваления, мольбы и таухид, ему повелено закончить это словом "амин", которое является печатью (завершением его мольбы) и которому вторит "амин" ангелов в небесах. Этот амин — из украшения молитвы, точно так же как поднимание рук — украшение молитвы, следование Сунне, почитание повеления Аллаха, поклонение руками и признак перехода от одного столпа (молитвы) к другому.

4. Когда раб желает обновить и подкрепить свой иман, то пусть он обратит внимание на смысл этой суры, и в молитве, и вне ее. И пусть он размышляет над ней, и днем, и ночью.

5. Сура содержит опровержение новшеств, новаторов и сект, и является подтверждением правильности Сунны и ее людей, которые руководствуются путем праведных предшественников, во все века, во всех местах и обстоятельствах.

6. Сура ссылается на состояние мусульманина по отношению к знанию и действию. Он может действовать, опираясь на иное, чем знание (ильм), и следовательно быть — далеко от Сунны, действуя на основе иного, чем она, высказываясь на основе иного, чем она, в большей или меньшей мере. Или он может быть жестокосердным, не действуя на основе того, что он знает, следуя пристрастиям и желаниям, в большей или меньшей степени. И все люди находятся между этими двумя состояниями, и, следовательно, имеют нечто из деяний, основанных на невежестве, и нечто из деяний, противоречащих знанию. И только те свободны от этого, кто благословен Аллахом знанием и делом. И это — люди Сунны.

7. С другой точки зрения, эта сура содержит таухид, иттиба' и тазкийа.

Мы просим Аллаха, Того, Кто принимает от муттакин (богобоязненных), чтобы Он одарил нас всех с изобилием любви, страха и надежды, и чтобы Он помог нам увеличить и сохранить дела, которыми достигается рай и спасение от огня, даровав нам успех в реализации величия этой суры. Амин!

Мир и благословение Аллаха — нашему пророку Мухаммаду, его семейству, его сподвижникам и всем тем, кто последовал его путем вплоть до установленного Часа.

_______________________________________

(1) То, что Аллах — единственный, Кто достоин поклонения в сердце, на языке и членах тела.

(2) То, что Аллах — единственен в творении (хальк), владычестве (мульк) и правлении (тадбир) надо всем сотворенным.

(3) См. Маджму'а Ат-Таухид, сс. 19-20.




#2 Umm-Maryam

Umm-Maryam
  • Мусульманка
  • 599 сообщений

Отправлено 28 сентября 2008 - 03:27

Мусульманка, Изображение

#3 уммТахир

уммТахир
  • Мусульманка
  • 1 510 сообщений

Отправлено 15 ноября 2008 - 18:14

Изображение

#4 irina_muslima

irina_muslima
  • Мусульманка
  • 173 сообщений

Отправлено 17 января 2009 - 21:09

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

#5 muslimochka

muslimochka
  • Пользователи
  • 521 сообщений

Отправлено 26 апреля 2009 - 12:08

Quote (Мусульманка)
4. Когда раб желает обновить и подкрепить свой иман, то пусть он обратит внимание на смысл этой суры, и в молитве, и вне ее. И пусть он размышляет над ней, и днем, и ночью.
Изображение
Изображение Изображение сестренка!

#6 irse_hoza

irse_hoza
  • Мусульманка
  • 590 сообщений

Отправлено 24 мая 2009 - 20:37

Изображение Изображение

#7 umm Mohammad

umm Mohammad

    Айиша

  • Мусульманка
  • 1 375 сообщений

Отправлено 02 декабря 2010 - 14:06

:JazaakiAllaahuKhairan: :634220:

Сообщение отредактировал Ayesha: 03 декабря 2010 - 10:22


#8 Марийам

Марийам
  • Гости
  • 355 сообщений

Отправлено 08 декабря 2010 - 14:52

вау маша Ллах

#9 Umm Umar

Umm Umar
  • Гости
  • 3 786 сообщений

Отправлено 14 октября 2011 - 21:56

Восторг его сердца, прохлада его глаз и радость его души — в том, что его Господь упоминает о нём: "Мой раб" — три раза. Клянусь Аллахом! Если бы копоть страстей и мрак души покрыли бы сердце, то они истекли бы оттуда от счастья и наслаждения, когда их Господь, Творец и Бог говорит: "Мой раб восхвалил Меня, Мой раб превознёс Меня, и Мой раб восславил Меня". Тогда в этом сердце образовалось бы место, свидетельствующее три имени, которые являются основой всех прекрасных имён, и это: Аллах, Ар-Рабб и Ар-Рахман…


:al1:




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика