аль-Хамду-Лилляахи Раббиль-'Ааламиин уас-Саляату уас-Саляаму 'аляа Ашрафиль-Анбийяа'и уаль-Мурсалиин, уа ба'д:
Ас-Саляам 'Алейкум уа Рахмат-Аллаахи уа Баракаатух
Уважаемые сёстры, сегодня наша кхутба – это речи мусульманина, праведного Кхалиифа Тааби‘иин ‘Умара бин ‘Абдул-‘Азииза.
‘Умар бин ‘Абдул-‘Азииз родился в семье правителя Египта, а родился он примерно пятьдесят лет после смерти Пророка (?алл Аллааху 'Алейхи уа Саллам). Его мать была внучкой ‘Умара бин аль-Кхаттаба (Рад'ийаллааху ‘анху).
В возрасте 37 лет он стал Кхалиифой.
Через 2 с половиной года его отравили.
КХУТБЫ ‘УМАРА БИН ‘АБДИЛ-АЗИИЗА
По словам ‘Абдаллаха бин Бакра бин Хабииба аль-Сахмии:
«Человек в мечети аль-Джунаабиз' рассказал нам, что ‘Умар бин ‘Абд ал ‘Азииз произнёс кхутбу (проповедь) для жителей в Кхунаасира, в которой сказал:
«О люди, вы не были созданы понапрасну, не будете вы и предоставлены самим себе». (аль-К'ыйаама 75:36)
Напротив, вы будете возвращены в место, в котором Аллаах Субхаанаху уа Та‘ааляа снизойдёт, чтобы рассудить между вами и различить вас.
Обделены и в убытке те, кто отвергли всеохватывающую Милость Аллааха, и им будет отказано в Джанна (Рае), пределы которого обширны как небеса и земля.
Разве вы не знаете, что заступничество – завтра – будет ограничено теми, кто боялся Аллааха (сегодня), и теми, кто продал нечто преходящее за нечто постоянное, нечто малое за великое и страх за покровительство?
Разве вам не понятно, что вы – наследники тех, кто канули в вечность, что те, кто остаются, займут ваше место, и что это будет продолжаться до тех пор, пока вы не будете возвращены к Аллааху Та‘ааляа?...
Каждый день вы отправляете к Аллааху Та‘ааляа, во всякое время дня, кого-то, кто умер, срок его подошёл к концу. Вы погребаете его в земных расселинах и затем оставляете его без подушки или постели. Он разлучился со своими любимыми, оборвал свои связи с жизнью и поселился в земле, где он встречается лицом к лицу со своим расчётом. Он – заложник своих дел:
Он нуждается в своих заслугах, а не в материальных вещах, которые он оставил на земле.
Так бойтесь Аллааха до того, как опустится смерть, и подойдёт её назначенный срок. Клянусь Аллаахом, я говорю эти слова вам, знающим, что сам я совершил грехов больше, чем любой из вас; поэтому я прошу Аллааха Субхаанаху уа Та‘ааляа о прощении и каюсь.
Всякий раз, когда мы узнаём, что кто-то из вас нуждается в чём-то, я стараюсь удовлетворить его нужду по мере моих сил. Всякий раз, когда я могу доставить довольство одному из вас из того, что у меня есть, я стремлюсь обращаться с ним как с равным и своим родичем, так чтобы моя и его жизнь были равноценными.
Клянусь Аллаахом, если бы я хотел чего-то большего, скажем, богатства, то мне было бы легко произнести слово, сознавая, что я в состоянии обрести его.
Но Аллаах Та‘ааляа издал Свою красноречивую Книгу и справедливый пример (Сунну), посредством чего Он наставляет нас к покорности и устанавливает лечение от непокорности».
Он (‘Умар Ибн ‘Абдул Азииз) поднял край своего одеяния и стал плакать и рыдать (в него), что заставило людей вокруг него расплакаться. Затем он спустился...
Эта была последняя проповедь, которую он дал перед смертью, да помилует его Аллаах».
(См. различные версии этой кхутбы: Ибн 'Абд ал Хакам, Сиира 43-45, 132-33; Ибн Кас‘иир, Бидаайя, IX, 199. Этот перевод взят из «Истории» аль Табарии, том XXIV, Д.С.Пауэрс)
___________________
По словам Мансуура бин Музаахима – Шу‘айба, т.е. ибн Сафуаана - Ибн ‘Абд ал Хамиида: ‘Умар ибн ‘Абд ал ‘Азииз сказал:
«Тот, кто даёт искренний совет своему брату в вопросах религии и следит за благополучием повседневных дел последнего, тот выполнил свой братский долг и осуществил обязанность, возложенную на него.
Иттаак‘иллаах (Бойтесь Аллааха)...
Примите эти слова, ведь они предлагаются вам как искренний совет в отношении вашей религии, и твёрдо держитесь их, ведь они представляют собой предупреждение, что охранит вас в будущей жизни.
Удел был распределён, поэтому, да не будут верующие преступать то, чем были наделены, и да будут едины в стремлении к добру.
В довольстве – изобилие, пропитание и достаточность.
Срок этой жизни на ваших шеях, и Джаханнам (Ад) лежит перед вами. То, что вы видите – сгинет, то, что было – как будто этого и не было, и всё вскоре будет мёртвым. Вы видели стадии умирающего человека и тогда, когда он в смертной агонии, и потом, после его кончины, когда он уже испробовал смерти, и люди вокруг него говорят: «Он скончался, да помилует Аллаах Та‘ааляа его душу».
Вы были очевидцами того, в какой спешной манере его уносят, и раздела его имущества, когда его лицо потеряно, память о нём забыта, и путь к нему стал заброшен, как будто он не общался с теми, кто держит слово и не населял земли.
Поэтому, остерегайтесь ужаса Дня, в который на весах не будет презренно даже на вес муравья»».
___________________
По словам ‘Абд ал Рахмаана бин Махдии - Суфйаана: ‘Умар бин ‘Абд ал ‘Азииз сказал:
«Тот, кто действует без знания, причиняет больше вреда, нежели добра, и тот, кто не считает свою речь частью своих деяний, грешит непрестанно. Довольствование (малым) редко, и истинный верующий должен полагаться на ?абр (терпение).
Аллаах Та‘ааляа никогда не даровал благо какому-нибудь из Своих рабов и затем забирал его, дав ему терпение взамен тому, что было забрано, без того, чтобы замена была лучше, чем то, что было у него взято».
Затем он прочёл следующую аайю:
«Поистине, будет дана полностью терпеливым их награда без счёта.» (аз-Зумар 39:10)».
Кхутбу подготовила сестра Марйам