Вещи, нарушающие пост
(41) Кроме хайд‘а (менструации) и нифааса (послеродового кровотечения) существуют другие вещи, которые рассматриваются как нарушающие пост, лишь при наличии как минимум одного из трех условий: если человек знает, что он нарушает пост и осведомлен об этом; если он осознает, что делает и не забыл, что он постится; если он делает это по своей воле и без принуждения.
Среди вещей, нарушающих пост, есть действия, включающие в себя выделение жидкостей, такие как интимные отношения, рвота, менструация и кровопускание, и действия, включающие в себя поглощение, такие как еда и питье. (Маджмуу’ аль-Фатаауа, 25/148)
(42) Среди вещей, нарушающих пост, есть вещи, которые классифицируются как еда и питье, такие как оральное принятие лекарств и таблеток, или инъекции питательных веществ, либо переливание крови.
Инъекции, принимаемые не для замены еды и питья, а используемые для планового лечения, например, пенициллин, инсулин, или тонизирующие средства, либо прививки, — не нарушают пост, вне зависимости от того являются они внутримышечными или внутривенными. (Фатаауа Ибн Ибраахиим, 4/189). Но, во избежание ошибки, все эти инъекции лучше производить в ночное время.
Когда кровь больного извлекают, очищают и переливают обратно, обогащенной препаратами или питательными веществами, то пост не нарушается. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа‘има, 10/190)
Согласно наиболее верному мнению, клизмы, глазные капли, капли в уши, удаление зубов и лечение ран не нарушают пост. (Маджмуу’ Фатаауа Шайх аль-Ислаам, 25/233, 25/245).
Используемые при астме кислородные подушки также не нарушают пост, потому что сжатый газ, идущий в легкие — не является пищей и потребность в нем постоянна, как в Рамад’аан так и в другое время.
Сдача анализов крови не нарушает пост и считается дозволенной, в силу необходимости. (Фатаауа ад-Да'уа, Ибн Бааз, 979).
Лекарства, такие как средства полоскания, не нарушают пост, при условии, что они не проглатываются. Если человек пломбирует зубы и потом чувствует привкус в горле, то это не нарушает пост. (из устной фатвы Абду-ль-’Азииза ибн Бааз).
(43) Любой человек, который преднамеренно кушает и пьет в дневное время в Рамад’аан, без уважительной причины, совершает великий грех (кабира). Он должен покаяться и возместить пост позднее. Если он нарушил пост принятием запретного, например, алкоголя, то это увеличивает его грех. Как бы то ни было, он должен искренне раскаяться и совершать больше дополнительных (нафль) постов и других актов поклонения, чтобы избегнуть утраты в записи своих обязательных деяний, и возможно Аллаах примет его покаяние.
(44) "Если он забылся, принял еду и выпил, пусть он продолжает свой пост, ведь это Аллаах накормил и напоил его". (Аль-Букхаари, Фатх, 1933). Согласно другой передаче: "Он не должен возмещать пост позднее или искупать его". Если человек видит кого-то, кто принимает пищу, потому что забыл о своем посте, то ему следует напомнить, так как в аяте сказано: "...И помогайте одни другим в праведности и богобоязненности...". (Аль-Маида, 5:2). И в хадиисе сказано: "Если я забуду, напомните мне". А также согласно принципу, гласящему, что неодобряемый поступок (мункар) должен быть исправлен. (Маджлис шахр Рамад’аан, Ибн ‘Ус’аймиин,70)
(45) Те люди, которым необходимо прервать свой пост, чтобы спасти кого-то, чья жизнь в опасности, могут прервать пост и восполнить его позднее. Это применимо, когда кто-нибудь тонет или нужно потушить огонь, либо нечто подобное.
(46) Если человек обязан поститься, но он намеренно вступил в интимные отношения в дневное время в Рамад’аан, по собственному желанию, когда интимные части (гениталии) сторон соприкоснулись, и головка пениса вошла во влагалище, то его пост — прерван, независимо от того, произошла эякуляция или нет. Такой человек должен покаяться. Ему следует продолжить пост остаток дня, но он должен будет восполнить пост этого дня позднее, и воздать искупление (кафара). Потому что в хадиисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллаах) говорится: "Когда мы сидели с посланником Аллааха, подошел человек и сказал: "О посланник Аллааха, я погиб!" Он спросил: "Что с тобой случилось?" Тот сказал: "Я вступил в связь с женой, несмотря на то, что я пощусь". Посланник Аллааха спросил: "Есть ли у тебя раб, которого можно освободить?" Тот сказал: "Нет". Он спросил: "Сможешь ли ты поститься два месяца подряд?" Тот сказал: "Нет...". Он спросил: "Есть ли у тебя что-либо, чем можно накормить шестьдесят бедняков?" Тот ответил: "Нет..."... (Аль-Букхаари, Аль-Фатх, 4/1936). Это же правило применимо в случаях зина (прелюбодеяние), гомосексуализма и скотоложства.
(47) Если мужчина желает вступить в связь со своей женой, но нарушает пост, первым делом поев, то его грех более серьезен, потому что он нарушил святость месяца дважды, едой и совокуплением. Здесь, обязательность искупления становится еще более строгой, а попытки человека обойти его — более пагубными. Такой человек должен искренне покаяться. (см. Маджмуу’ аль-Фатаауа, 25/262).
(48) Поцелуи, объятия, прикосновения и соответствующие взоры на жену, если мужчина может контролировать себя, — допустимы, потому что в Ас-?ахиихайн от Айши (да будет доволен ею Аллаах) передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллааха) целовал и обнимал своих жен во время поста, но он превосходно владел собой. Что касается хадииса-к’удси: "...он удаляется от жены ради Меня", то он относится к супружеской связи. Но если человек легко возбудим и не в состоянии контролировать себя, то тогда ему не разрешено целовать и обнимать жену, потому что это ведет его к нарушению поста, так как он не может быть уверен, что избежит эякуляции или вступления в связь. Аллаах говорит в хадиисе-кудси: "...и он оставляет свою страсть ради Меня". Принцип шариата состоит в том, что то, что ведет к харааму — само по себе хараам.
(49) Если человек вступил в интимную связь и начался рассвет, то он обязан прекратить ее, и его пост будет законен, даже если он изверг семя после прекращения связи, но если он продолжает совокупление после рассвета, то он нарушил свой пост и должен покаяться, затем позднее возместить пост и искупить его соответствующим образом.
(50) Если наступает утро, а человек пребывает в состоянии джанааба (ритуальное осквернение после совокупления), то это не нарушает его пост. Ему или ей позволено запоздать с принятием гусль (полное омовение), вне зависимости от того является это следствием джанааба или следует за менструацией, послеродовым кровотечением, после восхода солнца, но лучше поторопиться с принятием гусль, чтобы успеть помолиться.
(51) Если постящийся спит и у него происходит поллюция, то она не нарушает его пост, согласно единодушному мнению ученых (иджма’), поэтому ему следует продолжать пост.
(52) Если у человека происходит семяизвержение днем в Рамад’аан из-за чего-то такого, от чего он не в силах воздержаться, например, прикосновение или пристальное разглядывание женщины, то он должен покаяться перед Аллаахом и поститься остаток дня, а также восполнить пост позднее. Если человек начинает мастурбировать, но затем останавливается и не извергает семя, то он должен покаяться, но ему не нужно восполнять пост, потому что он не изверг семя. Постящийся человек должен сторониться всего, что может спровоцировать его страсти, и он должен отталкивать от себя любую дурную мысль, приходящую в голову. Тем не менее, согласно самому верному мнению, если у него выделяется жидкая секреция (мази), то его пост не нарушен.
Выделение уади, густого липкого вещества, выходящего после мочевыделения, без чувства сладострастия, не нарушает пост, и человек не должен принимать гусль, но должен совершить истинджа' (подмывание) и совершить вуду'. (Фатаауа аль-Ляджна ад-Даа’има, 10/279).
(53) "Тот, кто испытал непреднамеренную рвоту, не должен восполнять пост, но тот, кто вызывает рвоту намеренно, должен восполнить пост". (?ахиих хадиис, переданный Ат-Тирмизи, 3/89). Тот, кто преднамеренно вызывает рвоту, надавливанием пальца на язык или, применяя давление на свой желудок, либо намеренно вдыхая отталкивающий запах, либо взирая на нечто, что вызывает у него рвоту, — обязан возместить пост. Если человек чувствует, что его сейчас вырвет, затем это ощущение утихает, то это не нарушает его пост, потому что это ощущение ему неподконтрольно. Но если рвотная масса выходит в ротовую полость и он проглатывает ее обратно, то это нарушает его пост. Если человек чувствует слабость в животе, то он не должен подавлять свою потребность вырвать, потому что это может принести ему вред. (Маджалис шахр Рамад’аан, Ибн ‘Ус’аймиин, 67).
Если человек непреднамеренно проглатывает что-то, что застряло у него меж зубов, или нечто настолько малое, что он не может сказать: осталось оно во рту или он выплюнул его, — то оно считается частью слюны, и это не нарушает его пост. Но если это нечто достаточно велико, чтобы выплюнуть, то он должен выплюнуть. Если он выплюнул его, то это считается нормальным, но если он проглотил его, то это нарушает пост. Если оно может раствориться во рту, полностью или частично, и имеет привкус или сладость, то запрещено жевать его. Если любое подобное вещество достигает желудка, то это нарушает пост. Если человек сплевывает воду после полоскания рта, на его пост не может повлиять никакая влажность или мокрота, оставшаяся после этого, потому избежать ее невозможно никак.
Если у человека имеются повреждения десен или его десны кровоточат после использования сиуак, то ему не позволяется сглатывать кровь. Он должен сплюнуть ее. Однако, если некоторая часть крови проникла в горло случайно, непреднамеренно, то нет повода для беспокойства. Таким же образом, если рвота поднимается к горлу, а затем опускается обратно в желудок без того, чтобы человек намеренно делал это, то его пост считается законным и не нарушенным. (Фатаауа аль-ляджна ад-Даа’има, 10/254).
Относительно слизи, выходящей из носа и гайморовой полости, и мокроты выходящей из груди от кашля и прочищения горла, если она проглочена до того как дойти до рта, то это не нарушает пост, потому что это проблема, с которой сталкиваются все люди. Но если это проглатывается после того как достигло рта, то пост — нарушен. Однако, если проглатывание произошло ненамеренно, то это не нарушает пост. (Фатаауа аль-ляджна ад-Даа’има,10/276).
Не одобряется (макруух) пробовать пищу на вкус без надобности, потому что это может привести к нарушению поста. Примерами случаев, когда бывает необходимо пробовать пищу, могут быть разжевывание пищи матерью для младенца, когда она не имеет других способов накормить его, опробование пищи на вкус, чтобы убедиться, что она в порядке, либо проба пищи при покупке. Передается со слов Ибн Аббаса (да будет доволен Аллаах ими обоими): "Нет ничего плохого в опробовании уксуса или чего-то, что человек собирается купить". (хадиис заверен как хасан в Ирва' аль-галиль, 4/86; см. Аль-Фатх, комментарии Бааб иг‘тисаль ас-?аим, Китааб ас-?ыйаам).
(54) Использование сиуака — сунна для того, кто постится в любое время дня, даже если сиуак свежий. Если постящийся использует сиуак и обнаруживает привкус горечи от него или иной, и сглатывает слюну, либо если он вынимает сиуак изо рта и видит на нем слюну, затем кладет его обратно в рот и сглатывает слюну, то это не нарушает его пост. (Аль-Фатаауа ас-Са'дийа, 245). Он должен избегать тех видов сиуака, которые содержат в себе растворимые вещества, например зеленый сиуак, или сиуак с вкусовыми добавками, как лимон или мята. Он должен выплевывать самый маленький кусочек, который отделился от сиуака во рту. Он не должен намеренно проглатывать его, но если это произойдет случайно, то вреда в этом нет.
(55) Если постящийся поранился или страдает от кровотечения из носа, либо вода или бензин случайно попадает ему в рот, то это не нарушает его пост. Если пыль, дым или муха случайно попадает ему в рот, то это также не нарушает его пост. Вещи, которые невозможно избежать при глотании, такие как слюна или пыль с сухой земли, не нарушают пост. Если человек собирает достаточное количество слюны во рту, затем намеренно проглатывает, то это также не нарушает пост, согласно самому верному мнению. (Аль-Муґни, Ибн ?удама, 3/106).
Если слезы попадают в рот, или если человек использует для своих волос или усов масло, либо использует хну, а затем обнаруживает ее привкус во рту, то это не нарушает его пост. Использование хны, теней для глаз или масла не нарушает пост. (см. Маджмуу’ аль-фатаауа, 25/233, 25/245). Это также относится к кремам, используемым для увлажнения и смягчения кожи. Нет ничего плохого во вдыхании благовоний, использовании парфюмерии или душистых кремов и т. п. Нет ничего плохого, если постящийся использует бухур (ладан), при условии, что он не использует его как курение. (Фатаауа аль-ляджна ад-Даа’има, 10/314).
Лучше не использовать в дневное время зубную пасту и отложить это на вечер, потому что она имеет очень сильный привкус. (Ибн ‘Ус’аймиин, Аль-Маджалис, 72)
(56) Желательно во время поста не совершать кровопускания (хиджаама). По этому вопросу существует серьезное расхождение во мнениях. Ибн Таймийа считал, что тот, кому совершили кровопускание, — нарушил пост, но тот, кто его совершает, — не нарушает пост.
(57) Курение нарушает пост и оно не должно оправдывать отказ от поста. Как грех может быть оправданием?
(58) Погружение в воду или закутывание во влажную одежду для прохлады не нарушает пост. Нет ничего плохого в обливании головы холодной водой, чтобы защититься от жары и жажды. Плавание не одобряется, потому что можно нарушить пост (глотанием воды). Если работа человека связана с нырянием и он уверен, что вода не попадет ему в рот, то в этом нет ничего плохого.
(59) Если человек кушает, пьет или вступает в интимную связь, полагая, что еще продолжается ночь, но затем осознает, что уже наступил рассвет, то в этом нет вреда, потому что аят ясно устанавливает дозволенность этих вещей до того как человек с уверенностью понимает, что уже рассвело. Абду-р-Раззак передал через ?ахиих иснад от Ибн Аббаса (да будет доволен Аллаах ими обоими): "Аллаах разрешил вам есть и пить, пока нет у вас никакого сомнения". (Фатх Аль-Бари, 4/135; такого же мнения придерживался Ибн Таймийа, см. Маджмуу’ аль-Фатаауа, 29/263)
(60) Если человек разговляется, полагая, что солнце уже село, в то время как оно еще не село, то он должен восполнить пост позднее (согласно мнению большинства ученых), потому что здесь принцип состоит в том, что день продолжается и явное не может быть отвергнуто в пользу сомнительного. (Ибн Таймийа считал, что человек в такой ситуации не обязан восполнять пост).
Если наступил рассвет, а пища или вода находятся у человека во рту, то факихи сошлись на том, что их нужно выплюнуть, и такой пост будет законен. Это подобно правилу относительно того, кто кушает или пьет, забывшись, но затем вспоминает, что он постится, — и, если он поспешит выплюнуть пищу или воду изо рта, то его пост будет законным.
Шейкх Мухаммад ?аалих Аль-Мунаджжид
"Ас-?ыйаам"