Перейти к содержимому

Close
Фотография

Пятничный намаз и его значимость


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Suhaylah

Suhaylah
  • Мусульманка
  • 580 сообщений

Отправлено 04 августа 2008 - 19:55

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» (аль-Джума, 9-10).

Пятница – это важный день в Исламе, когда совершается общественная, еженедельная молитва. Как становится ясно из разных хадисов, в прежние времена пятница была установлена как день богослужения для евреев и христиан, но затем было изменено это положение, и для евреев была установлена суббота, а для христиан воскресение в качестве дня еженедельного собрания и богослужения, и только в конце пятница была вновь назначена как день еженедельного богослужения для мусульман.

Превосходство пятницы

Всевышний Аллах придаёт большое значение этому дню, который так важен для мусульман. Согласно некоторым хадисам многие важные события для человечества произошли именно в этот день. Как сообщают хадисы, Аллах создал Адама в пятницу, ввёл его в Рай в пятницу, изгнал его из Рая в пятницу, опустил его на Землю в пятницу, и наконец принял его покаяние в пятницу (Муслим). Согласно другому хадису, конец света наступит в пятницу (Абу Давуд). Учёные, утверждающие в своих книгах, что люди увидят в раю Бога, сообщают, что жители Рая каждую пятницу будут видеть своего Господа (Табарани). В другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (с) имея в ввиду пятницу, сказал: «Есть такой час в этом дне, когда мусульманин если встанет на намаз, и попросит у Всевышнего и Великого Аллаха что-нибудь, то обязательно достигнет этого». Затем он показал руками на кратковременность этих минут (Бухари, Муслим).

Если день Арафата во время праздника Жертвоприношения совпадает с пятницей, то среди народа хадж совершаемый в такой год называется «хаджи акбер» (великим хаджем). Это очередной раз показывает то, какое большое значение придают мусульмане пятнице.

Нужно отметить, что четверг приобрёл большое значение среди нашего народа именно благодаря пятнице. Так, согласно лунному календарю очередной день начинается после захода солнца, и это видно из названия четверга на азербайджанском языке (джума ахшамы – вечер пятницы). Однако в некоторых местах нашей Родины наблюдается такое негативное явление, когда пятница на фоне четверга теряет своё значение, т.е. некоторые люди придают больше внимания четвергу нежели пятнице.

В связи с тем, что пятница имеет большое значение для мусульман и является для них праздником, в четверг вечером каждый мусульманин обязан ещё больше уделить внимание физической и моральной чистоте по сравнению с другими днями. Среди этих дел важное место занимает большое омовение (гусл). По мнению большинства учёных совершать большое омовение ради пятницы является сунной, а некоторые учёные считают, что это является фарзом (обязанностью). Кроме того, в пятницу, перед тем, как пойти на намаз, нужно постричь ногти, почистить зубы, одеть чистую одежду, нельзя говорить беспокоящие окружающих слова, нужно надушиться ароматными духами – всё это является сунной пророка Мухаммеда. Согласно наставлению пророка Мухаммеда (с), нельзя в день пятницы есть чеснок, лук, и идти на пятничный намаз, ибо их острый запах причиняет беспокойство окружающим. Верующий человек в этот богоугодный день должен много читать Коран, поминать Аллаха, произносить Его имена, воздавать приветствия посланнику Аллаха (с) и от всего сердца должен молиться Аллаху и приносить покаяния.

Место и значимость пятничного намаза в нашей религии

Согласно Корану, сунне и общине (иджма) совершать пятничный намаз – это обязательно. Это указано в вышеотмеченном стихе Корана. В сборниках хадисов имеются достоверные хадисы, которые указывают на то, что пятничный намаз предписан Господом, что нельзя оставлять этот намаз без видимых причин, что человеку много воздастся за исполнение этого намаза. В одном хадисе, переданном Абу Хурейрой от пророка Мухаммеда сказано: «Тот, кто совершит большое омовение в пятницу, пойдёт в мечеть ради совершения намаза, молча до конца прослушает проповедь имама, а затем вместе с ним совершит общественный намаз, то до очередной пятницы и вдобавок в течение трёх дней будут прощены его грехи» (Муслим). В другом хадисе сообщается, что будет запечатано сердце того человека, который не придавая значения пятничному намазу, пропустил три пятничных намаза (Абу Давуд).

По преданию, пророк Мухаммед (с) впервые совершил пятничный намаз во время переселения (хиджрата), близ Медины, в долине Рануна, в то время, когда он собирался навестить племя Салима ибн Авфа. Наряду с этим, существуют разногласия относительно того, когда был предписан мусульманам пятничный намаз. Согласно первому мнению, несмотря на то, что пятничный намаз был предписан мусульманам в Мекке, его невозможно было совершать из-за давлений язычников. Согласно второму мнению, пятничный намаз был предписан во время переселения в Медину как было отмечено выше, т.е. первый пятничный намаз был совершен пророком Мухаммедом (с) в долине Рануна.

Во времена пророка Мухаммеда (с) пятничный намаз имел религиозное и политическое значение. Совершаемый в праздничной атмосфере, этот намаз способствовал сближению мусульман. Благодаря этому намазу мусульмане ближе узнавали друг друга, были осведомлены о проблемах своих братьев. Поэтому существует целый ряд свойств, отличающий этот намаз от остальных намазов. Во-первых, этот намаз может быть совершён только в определенном месте, ибо в этом намазе за основу берётся единство мусульман. Согласно большинству мнений, этот намаз должен совершаться в мечетях на основании разрешения руководства, а представитель, назначенный государством, должен читать проповедь и быть имамом в намазе (согласно этому положению, вопрос относительно обязательности пятничного намаза в странах, не управляемых исламскими законами – спорный). Даже по мнению многих учёных, если в селе или в поселке есть несколько мечетей и если нет нужды, то следует совершать пятничный намаз в одной мечети.

Совершение пятничного намаза и проповедь

Пятничный намаз совершается во время дневного намаза (зохр) и заменяет этот намаз, т.е. лицо, совершившее пятничный намаз, не совершает дневной намаз. Основное условие намаза – это намаз, состоящий из двух рукатов (поклонов) и пятничная проповедь. Кроме обязательного двух рукатного намаза-фарза (предписанный, обязательный) есть ещё намаз-суннат. Первый намаз-суннат (четыре руката) совершается до намаза-фарза, а второй намаз-суннат совершается после намаза-фарза (два или четыре руката). Во время пятничного намаза произносится два азана (один внешний, другой внутренний) и одна икаме. Первый азан произносится громко и после этого совершается намаз-суннат. Затем произносится менее громкий азан для внутренней части мечети. В этот момент имам поднимается на кафедру и произносит проповедь. После завершения проповеди, произносится игама и совершается двухрукатный обязательный общественный (джамаат) намаз. После этого намаза вновь совершается намаз-суннат.

Сущность проповеди (хутбы)

Как было замечено выше, проповедь или же хутба является важнейшим условием пятничного намаза. В переводе с арабского языка «хутба» означает обращение к кому-либо. Проповедь имела большое значение в ранние периоды Ислама. В своих проповедях пророк Мухаммед (с) рассказывал о только, что снизошедших откровениях, о предписанных молитвах и богослужениях. Однако в своих проповедях он уделял место не только религиозным вопросам, но и мирским делам. Так, например, во время проповеди он касался общественных отношений, говорил о планируемых делах, о распределении военных трофеев, о разных мероприятиях. Однако начиная с последних лет эпохи правления правоверных халифов (Хулефаи-Рашидин) пятничная проповедь постепенно, всё больше и больше начала принимать политическую окраску. Были годы, когда в некоторых местах во время проповеди предавали анафеме почтеннейшего Али (р.а.), а в других местах проклинали Муавийю. Всё это является историческими фактами.

Если принять во внимание то, что люди в наше время очень нуждаются в религиозном просвещении, то целесообразнее всего в проповеди уделить место религиозным темам и рассказать людям об основах Ислама. Ибо пятничная проповедь является шансом для того, чтобы собравшиеся вместе верующие, в течение короткого времени смогли чему-нибудь научиться. Проповедь, в основном предназначена для этой цели, т.е. для просвещения мусульман. По этой причине, она должна быть в простой форме, чтобы люди понимали её. Каждый мусульманин, пришедший на намаз, должен внимательно прослушать проповедь. Во время проповеди нельзя разговаривать или же нельзя упрекать того, кто разговаривает, если нет надобности, нельзя совершать намаз и выходить наружу. Все эти деяния недопустимы и не приветствуются Аллахом.


#2 Umm-Maryam

Umm-Maryam
  • Мусульманка
  • 599 сообщений

Отправлено 04 октября 2008 - 16:20

Suhaylah, Изображение

#3 Хесса

Хесса
  • Мусульманка
  • 1 211 сообщений

Отправлено 15 мая 2009 - 05:58

Изображение сестра

#4 Djennet

Djennet
  • Мусульманка
  • 1 772 сообщений

Отправлено 19 мая 2009 - 22:16

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

#5 irse_hoza

irse_hoza
  • Мусульманка
  • 590 сообщений

Отправлено 20 мая 2009 - 05:45

Изображение

#6 Tumi

Tumi
  • Пользователи
  • 54 сообщений

Отправлено 01 июня 2009 - 21:54

Ассаламу алейкум Ухтишки! У меня вопрос,а когда идеш на пятничную молитву когда только зашел в мечеть например идет хутба или еше не началась, надо сначало прочитать два ракята намаза просто потмучто ти в мечеть зашел или не надо? подскажите пожалуста Изображение

#7 Tumi

Tumi
  • Пользователи
  • 54 сообщений

Отправлено 01 июня 2009 - 22:14

Сестренки ответьте кто знает пожалуста Изображение Изображение




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика