Перейти к содержимому

Close
Фотография

Таухид в именах и атрибутах Аллаха (асмау-ва-ссифат)


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 12

#11 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 09 июня 2011 - 14:23

Единобожие в Именах и Атрибутах


Этот вид единобожия зиждется на двух основах: 1 – Вера в то, что между Атрибутами Аллаха и качествами творений нет и не может быть никакого сходства. Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему» Сура 42 «Совет», аят 11. 2 – Вера во все, что сказал о Себе Сам Всевышний Аллах. Например, Он сказал о Себе: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий». При этом мы не должны пытаться проникнуть в сущность Атрибутов Аллаха, потому что они непознаваемы для нашего разума.

Всевышний Аллах сказал: «Он знает их будущее и прошлое. Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает» Сура 2 «Корова», аят 255.

Если же говорить о единобожии как его понимают философы и догматики, то они говорят, что «Аль-Вахид» означает, что «у Аллаха нет сотоварищей в Его Сущности, Атрибутах и действиях». По их мнению «Аль-Вахид» — не то же самое, что «Аль-Ахад». Они говорят, что «Аль-Ахад» применительно к Аллаху означает «неделимый в силу того, что он не является ни телом, ни элементом, из которых составляется тело»1.

Посмотрите на этого приверженца догматической философии: он считает, что «Аль-Ахад» применительно к Аллаху означает неделимость, потому что делимость присуща телам.

Чтобы лучше понять сказанное, обратимся к его объяснению к такому Атрибуту Аллаха как «Единственность» — «аль-вахданиййа»: «У Всевышнего Аллаха нет второго такого же, и Он не состоит из частей, подобно телам, то есть подобно Трону, Престолу, Раю, Аду, семи небесам, людям, джиннам и ангелам — все это тела, подлежащие делению». «Шарх ас-сыфат ас-салясат ашара». С. 18.

Однако при обращении к книгам, посвященным арабскому языку, мы обнаруживаем, что никто из знатоков языка не говорил при разъяснении таких понятий как «таухид» (единобожие), «Аль-Ахад» (Единственный) и «вахданиййа» (единственность), что они означают «неделимый в силу того, что он не является ни телом, ни элементом, из которых составляется тело».

Ибн Фарис утверждал, что корень слова «в-х-д» означает единственность. «Макаййис аль-люга». Т. 6. С. 90. Об этом упоминал и аль-Джаухари2.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, также опроверг утверждения догматиков о том что «Аль-Вахид» и «Аль-Ахад» означают «неделимый», разрушив своими объяснениями их «здание» с самого фундамента: «Ни в арабском ни в других языках слова “Аль-Вахид”, “Аль-Ахад” и “Аль-Вахиид” не используются иначе как применительно к тому, что они называют телом и делимым».

Далее он приводит примеры:

Всевышний Аллах сказал: «Оставь Меня с тем, кого Я сотворил одиноким» Сура 74 «Завернувшийся», аят 11;

«Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина» Сура 4 «Женщины», аят 11;

«и ни одного из них не спрашивай о них» Сура 18 «Пещера», аят 22;

«и не поклоняется ни одному наряду со своим Господом» Сура 18 «Пещера», аяты 22, 110;

«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к одному наряду с Аллахом» Сура 72 «Джинны», аят 18;

«Если же один многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» Сура 9 «Покаяние», аят 6;

«и нет ни одного равного Ему» Сура 112 «Очищение Веры», аят 4.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, продолжает: «Арабы применяют слово “Вахид” (Один) к человеку, коню, верблюду, дирхему, одежде, голове предводителю, царю, бедняку, господину и так далее. И подобных примеров не счесть.

Таким образом, эти однокоренные слова используются и арабами, и представителями других народов как раз к тому, что догматики называют “делимым телом”, потому что то, что они называют “делимым телом”, человек вообще не способен постичь разумом и люди не знают о существовании такого, чтобы говорить о нем. Напротив, человеческий разум и естественная, инстинктивная природа человека “настроены” на отрицание этого…».

Он, да помилует его Аллах, также сказал: «А то, на что нельзя никак указать и что не отделено от всего остального, но и не смешано с ним, арабы не обозначают словами “Вахид” и “Ахад”. Более того, мы вообще не знаем, что это такое, и слова “Вахид” и “Ахад” в действительности указывают на противоположное тому, о чем говорят они». «Дар’у тааруд аль-акль ва ан-накль». Т. 7. С. 114–117. С сокращениями.

Философы и догматики «не заметили» единобожие, о котором говорится в Коране — Единобожие в Божественности, то есть единственности Аллаха как объекта, достойного поклонения. Поклонение Одному лишь Аллаху было целью направления посланников к человечеству и ниспослания Писаний. Именно с этим единобожием не соглашались многобожники и в отношении него они проявляли упрямство и неверие. Всевышний Аллах говорит о Своей Единственности в великом множестве аятов, среди которых и Его Слова:

«Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного» «Корова», 2:163.

Имам ат-Табари, да помилует его Аллах, сказал, комментируя этот аят: «Ранее мы уже разъяснили значение Божественности (улюхиййа) — она предполагает обязанность творений поклоняться Одному лишь Аллаху, и слова: “Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного” означают: Которому вы должны повиноваться и поклоняться. Он — единственный объект поклонения и единственный Господь, так не поклоняйтесь же никому, кроме Него. И не придавайте Ему сотоварищей, ибо поистине, те, кого вы придаете Ему в сотоварищи в поклонении Ему — такие же творения Его, как и вы сами, а ваш Бог — Бог Единственный, и нет ни равного, ни подобного Ему».

Он также сказал: «Что же касается слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Него”, то это сообщение Всевышнего о том, что нет Господа миров помимо Него, и Его рабы не должны поклоняться никому кроме Него, и что все помимо Него — Его творения, и все творения должны подчиняться Ему, исполнять Его веления и не поклоняться никому из приравниваемых к Нему лжебогов. Люди должны отказаться от идолопоклонства, потому что все они — Его творения, и все они обязаны признавать Его Единственность и Божественность, и божественность не приличествует никому кроме Него…». Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 2. С. 64.

Это подтверждают и Слова Всевышнего, донесшего до нас ответ народа Худа, мир ему: «Они сказали: “Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты говоришь правду”» Сура 7 «Ограды», аят 70.

Шейх толкователей Корана, ат-Табари, да помилует его Аллах, сказал: «Всевышний Аллах упомянул о том, что адиты сказали Худу: ты пришел к нам для того, чтобы угрожать нам наказанием Аллаха за религию, которую мы исповедуем, дабы мы поклонялись Одному лишь Аллаху и подчинялись Ему безоговорочно и отказались от поклонения божествам и идолам, которым поклонялись наши отцы и отреклись от них? Мы не станем делать этого и не последуем за тобой в том, к чему ты призываешь нас. Давай же, покажи нам уготованное нам наказание за то, что мы отказались быть искренними в поклонении Ему, а мы продолжаем поклоняться идолам, если ты правдив в своих словах». Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 5, с. 528.

Из аята ясно следует, что Худ, мир ему, призывал своих соплеменников к единобожию в Божественности, поскольку там сказано: «чтобы мы поклонялись Аллаху», а это указание на единобожие в Божественности. А слова «Одному лишь» являются утверждением поклонения Ему и Его единственности как объекта этого поклонения.

Чтобы лучше понять, что подразумевали наши праведные предшественники под единственностью Аллаха и увидеть, что для них единственность Аллаха предполагала единобожие в Божественности, достаточно вспомнить о том, что некоторые из них называли поклонение Аллаху единобожием. То есть эти слова являются синонимами. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал, комментируя Слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас» (Сура 2 «Корова», аят 21): «Это обращение к двум группам — неверующим и лицемерам: признайте единственность вашего Господа, Который сотворил вас и тех, кто был до вас». Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 196.

Ибн Джарир подтвердил это сказав: «Ибн ‘Аббас, комментируя эти слова, сказал, что они означают: признайте Его единственность. То есть: подчиняйтесь безоговорочно и поклоняйтесь только вашему Господу». Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 196.

А о Словах Всевышнего: «Тебе Одному мы поклоняемся» Ибн ‘Аббас сказал: «Мы признаем Твою Единственность и боимся Тебя Одного и на Тебя Одного надеемся, Господь наш». Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 99.

Таким образом, величайший знаток Корана Ибн ‘Аббас называл поклонение единобожием. Аль-Багави сказал: «Ибн ‘Аббас говорил, что упоминаемое в Коране поклонение означает единобожие». Аль-Багави, «Ат-Тафсир», т. 1. с. 38.

Об этом упомянуто и в одном из хадисов, переданных Ибн ‘Аббасом, о том, что, посылая Муаза в Йемен, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты придешь к людям из числа людей Писания, и пусть первым, к чему ты призовешь их, будет признание единственности Аллаха». Аль-Бухари (7322) и Муслим (19). А в другой версии говорится: «И пусть первым, к чему ты призовешь их, будет поклонение Аллаху, а когда они узнают Аллаха…». Аль-Бухари (1458) и Муслим (19). А в еще одной версии Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Призови же их засвидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха». Аль-Бухари (1496) и Муслим (19).

Очевидно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал сразу три версии — один и тот же хадис передавался в разных версиях, и одно и то же понятие обозначалось в них иногда словом «единобожие», иногда словом «поклонение», а иногда свидетельством «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».

Поэтому имам ‘Усман ад-Дареми сказал: «Толкование единобожия по мнению мусульманской общины — свидетельство “Нет божества, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей”, о котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто принесет его с искренностью, тот войдет в Рай”». «Радд ‘Усман ибн Са‘ид ад-Дарми аля Бишр аль-Мариси», с. 362.

Ниже приводятся некоторые различия между единобожием в Господстве (таухид ар-рубубиййа) и единобожием в Божественности (таухид аль-улюхиййа)3.

1. Происхождение слова. «Ар-рубубиййа» — производное от «ар-Рабб» (Господь), а аль-улюхиййа» — от «аль-Илях» (Бог), и значения у этих слов разные.

2. Господство связано с событиями, происходящими во вселенной (творение, дарование удела, оживление умерщвление и так далее), тогда как Божественность связана с велениями и запретами (обязательное, запретное, нежелательное).

3. Многобожники признавали единобожие в Господстве, но не признавали единобожие в Божественности. Именно единобожие в Божественности стало предметом споров между пророками и их народами. А если бы единобожие в Господстве и единобожие в Божественности были идентичными, то и причин для разногласий и споров не было бы.

4. Всевышний Аллах привел в качестве доказательства Своей Божественности и обязательности поклонения Ему Одному Свое Господство и Свои действия. В качестве примера можно привести аят 21 и последующие аяты из суры «Корова». А доказательство и то, что доказывают им, вне всяких сомнений, не могут быть одним и тем же.

5. Признания одного только единобожия в Господстве недостаточно для того чтобы стать мусульманином. Необходимо признание и единобожия в Господстве, которое связано с действиями Всевышнего Аллаха, и единобожия в Божественности, которое связано с действиями рабов Аллаха.

6. Следствием единобожия в господстве является теоретическое знание, тогда как следствием единобожия в Божественности является действие. Это мы сами чувствуем. Страх перед Аллахом, надежда на Его милость, любовь к Нему, смирение перед ним и следствия их — джихад, оставление запретного и так далее — не то же самое, что признание того, что только Аллах является Дарующим удел, Творцом, Распорядителем и так далее. Различия между единобожием подтверждения и знания и единобожием устремления очевидны.

7. Божественность — величайшая цель сотворения джиннов и людей, а также направления посланников и ниспослания Писаний. В отличие от Господства, признание которого изначально свойственно человеку и заложено в его естественной природе. Как сказал Всевышний Аллах:

«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера» «Римляне», 30:30.

8. Единобожие в Божественности включает в себя единобожие в Господстве, но единобожие в Господстве не включает в себя единобожие в Божественности. Кроме того, единобожие в Божественности включает в себя единобожие в Именах и Атрибутах. Очевидно, что содержащее нечто и содержащееся в чем-то — не одно и то же, и в этом не может быть никаких сомнений. Признающий, что Аллах является Творцом всего сущего, может при этом поклоняться кому-то другому, как делали арабы во времена невежества. А тот, кто поклоняется только Аллаху, непременно признает, что Аллах — Творец всего и только Он дарует удел Своим творениям.

Следует упомянуть о том, что имам Абу Ханифа, который является одним из имамов наших праведных предшественников, указывал на это деление: «К Аллаху обращаются с мольбами в высь, а не вниз, потому что понятие “нижний” не согласуется с Господством и божественностью». «Аль-фикх аль-абсат», с. 51.

Слова имама: «К Аллаху обращаются с мольбами в высь» — утверждение возвышенности Аллаха, а это — единобожие в Именах и Атрибутах. А его слова: «не согласуется с Господством и божественностью» — прямое указание на два вида единобожия — единобожие в Господстве и единобожия в Божественности.

Ученик Абу Ханифы имам Абу Йусуф, да помилует Аллах их обоих, также упоминал все три вида единобожия в своих высказываниях. Это передает от него Ибн Манда и Абу аль-Касим аль-Асбахани4.

Имам Абу Джа‘фар ат-Тахауи (ум. в 321 г. х.) сказал в предисловии к тексту «Аль-‘акыда ат-тахауиййа»: «Мы говорим о единобожии, уповая на помощь Всевышнего, что Аллах — Один, и у Него нет сотоварищей, и нет никого и ничего подобного Ему, и для Него нет ничего невозможного, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него…».

А его слова «что Аллах — Один, и у Него нет сотоварищей» подразумевают все три вида единобожия. Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Господстве, и Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Божественности, и Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Его Именах и Атрибутах, а Слова «и нет никого и ничего подобного Ему» — указание на единобожие в Именах и Атрибутах. Слова «и для Него нет ничего невозможного» — указание на единобожие в Господстве, а слова «и нет божества, достойного покдлнения, кроме Него» — указание на единобожие в Именах и Атрибутах.

Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада!

1 «Изхар аль-‘акыда ас-сунниййа». С. 25–26, «Багйату-т-талиб». С. 11. «Аль-маталиб аль-вафийа шарх аль-‘акыда ан-насафиййа». С. 36. Все это высказывания Абдуллаха аль-Хабаши аль-Харари, лидера хабашитов. Он перенял эту идею от мутазилитов. См. «Шарх аль-усуль аль-хамса» кадыя Абду-ль-Джаббара.
2 «Ас-Сыхах». Т. 2. С. 745. См. также «Тахзиб аль-люга» (5/192), «Лисан аль-араб» (3/466). И «аль-Камус» (414).
3 Смотрите еще другие различия у аль-Барикана, «Аль-мадхаль ли-дирасат аль-акыда» (96-97), Шамса аль-Афгани, «Аль-матуридиййа», т. 1, с. 88, и ас-Сулями, «Хакыка ат-таухид», сс. 98-99.
4 Аль-Асбахани, «Аль-худжжа», т. 1. с. 111–113. Также см. комментарии профессора Али ибн Насыра аль-Факыха, да хранит его Аллах, под словами Абу Йусуфа в «Ат-Таухид» Ибн Манды, т. 3, с. 304-306

#12 MuslimRish

MuslimRish
  • Мусульманка
  • 102 сообщений

Отправлено 26 ноября 2011 - 12:14

:::66as Админка, есть продолжение? добавь еще 2 вида последних нововвдения, ташбих, тахриф и еще 2

#13 Фатима бин Хадиджа

Фатима бин Хадиджа
  • Мусульманка
  • 40 сообщений

Отправлено 21 января 2012 - 16:37

:al1:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика