Перепечатано и отредактировано с брошюры “Коран как источник научных знаний”, изданной в г. Одесса
Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Великое поклонение
Многообразие и сложность, пестрота красок и необъятность этого мира поражают пытливый человеческий ум. Но ещё больше поражает то, что в этом необъятном мире видно полное соответствие всех пластов бытия. Обнаруживают себя гармония, порядок, закономерность, внутренняя логика. Всё это вряд ли можно отнести к категории случайностей, не греша при этом против здравого разума. Гармония и закономерность не могут быть результатом случайного движения неодушевлённой материи. Опыт подсказывает нам, что ни один материальный объект не может сотворить себя сам. И в огромном многообразии вещей и событий ни один объект опыта не содержит в себе причину своего существования. Сама целостность мира должна иметь для своего существования единую внешнюю причину. Этой причиной, причиной всего сущего, является всемогущий Аллах. Сам Он не нуждается в причине, не похож ни на один из известных нам предметов и не зависит от этого мира, а наоборот - мир нуждается в Нём и зависит от Него. Он, премудрый и всемогущий Аллах, и создал этот мир. Вера в Единого Творца, в Его предначертания и законы является спасением для человека. В наш век, когда неверие развратило общество, противопоставление науки и религии воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Первой в этом накатанном словосочетании ставят, как правило, науку, подразумевая, что она является высшей формой общественного сознания, так как основывается на опыте, эксперименте, достоверном знании и пр. А религия, по их словам, опирается только на веру. Чтобы рельефнее оттенить “мускулы” науки, в качестве религии обычно преподносится набор примитивных сказок, легенд, суеверий и языческих фантазий. Во всей этой тенденциозности сбрасывается со счетов тот очевидный факт, что подавляющее большинство научных положений, концепций и теорий также принимается на веру. Когда нас вводят в курс так называемых научных построений, само собой подразумевается, что мы должны верить в то, что живое само по себе возникло из неживого, что многоклеточные произошли от одноклеточных, что человек произошел от обезьяны, что предполагаемая модель атома действительно правильная, что спираль ДНК выглядит именно так, как нарисовали ее Уотсон и Крик, а не иначе. Поэтому мы должны признать, что религия и наука опираются на одну и ту же основу - веру. Однако в науке то, что ещё вчера считалось непреложной истиной, сегодня может преподносится как заблуждение или ошибка. В религии же происходит наоборот - все новейшие научные открытия лишь подтверждают истины, которые она высказывала всегда. Выдающийся физик Кельвин сказал: “Если хорошо и глубоко подумать, то увидите, что наука заставляет вас верить в Бога”. Вот именно! Думать надо хорошо и глубоко. Важность этой стороны подмечает другой мыслитель Френсис Бэкон: “Поверхностные и элементарные философские знания приводят человека к атеизму и безбожию, а глубокие, полные и всесторонние философские знания делают человека набожным и благочестивым”. Вера и неверие - два состояния человеческого духа, между которыми существует огромная пропасть. Верующий человек видит в окружающем мире бесконечное число знамений Аллаха. Для неверующего же любые доказательства существования Бога несущественны, потому что в нём сидит неверие. В Коране рассказывается, что Иисус, сын Марии, пришёл к сынам Израилевым с ясными знамениями. С позволения Аллаха он исцелял слепых и прокажённых, оживлял мертвых. “А те из них, которые не уверовали, сказали: “Это - не что иное, как явное колдовство”” (сура “Трапеза”, аят 110).
Тысячелетия же изменили потомков тех, “которые не уверовали”. Упорно цепляясь за своё неверие, те самые поверхностные мыслители, которых описывал Бэкон, проводят бессмысленные эксперименты. Они пропускают электрические разряды через так называемый “первичный бульон” (то есть воду с растворёнными в ней аминокислотами), пытаясь доказать “самозарождение жизни”. С упрямством, достойным лучшего применения, они подвергают пыткам обезьян, пытаясь научить их говорить...
Исследования генетиков доказали, что все расы и народы Земли произошли от одной женщины! Но неверующего это не убеждает. В лучшем случае неверие охотно трансформируется в различные виды идолопоклонства. Человека постоянно тянет сделать Бога осязаемым и физически чувствовать его. Но если бы Бог существовал в таком виде, то свобода воли не имела бы места. Аллах хочет оставить нас свободными. Нельзя говорить: “Я не видел Бога, не воспринимал Его органами чувств, следовательно Его нет!” При помощи материальных ощущений и аппаратов мы не можем получить непосредственно нематериальную информацию. Всевышний сказал: “Ни один взор не постигает его, а Он постигает [всё, что постигают] взоры. Он - проницательный, сведущий!” (сура “Скот”, аят 103). Вся Вселенная, мириады событий во всех её уголках, протекающие с определенной закономерностью, гармония, соразмерность и красота, царящие в мире, говорят о том, что Творец и Хозяин миров - один. Во всём проявляется воля и мощь единого Бога. У Него нет сотоварищей, и Он - абсолютный Владыка всего сущего. Человек - высшее создание Аллаха на земле - занимает особое место в иерархии Его творений. Аллах выбрал человека своим наместником на Земле, наделил его, в отличие от других тварей, разумом и свободой воли. Тем самым человеку дана возможность выбора жизненного пути и объекта поклонения. Всевышний сказал: “Мы указали ему (человеку) путь либо проявить благодарность, либо стать неверным” (сура “Человек”, аят 3). Вся жизнь человека, все перемены в его судьбе - это непрерывная цепь испытаний. Человек создан для них и для поклонения своему Творцу, как сказал Всевышний: “Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне” (сура “Рассеивающие”, аят 56). От поклонения человека Аллах ничего не приобретает, а от его непокорности - ничего не теряет. Поклонение всевышнему Творцу является величайшей выгодой для самого человека. Чтобы поклоняться Аллаху, человек должен выполнять все Его указания и остерегаться Его запретов. Если же человек будет уклоняться от повелений Аллаха как в личной, так и в общественной жизни, то это отрицательно скажется как на его судьбе, так и на судьбе общества. Все пороки, недостатки, войны и конфликты, наблюдаемые сегодня по всему миру, являются следствием отступления от законов, предписанных человеку Аллахом. Это является результатом отклонения человека от миссии, возложенной на него Господом. Человек является рабом Божьим. Аллах сотворил его, кормит его, умерщвляет его. Всё, что происходит в мире и в организме самого человека, строго подчинено законам Аллаха.
Никогда и ни при каких обстоятельствах человек не в силах покинуть царство Аллаха и жить не по Его законам. “Рабство” - это слово, которое вызывает неприязнь, как нечто позорное, унизительное, недостойное. И это действительно так. Но лишь в том случае, когда человек по собственной воле становится рабом сотворённого: рабом другого человека, рабом материальных благ, рабом собственных страстей. Но когда человек является только рабом Аллаха, он непроизвольно вызывает уважение окружающих, обретает благородство, силу духа, уверенность. При рассмотрении человеческой натуры мы видим, что в самых сокровенных уголках души кроется инстинкт поклонения. Человек может отрицать Аллаха, веру, истину, но при всём этом он не может избавиться от склонности поклоняться чему-либо. Всевышний заложил в человеке чувство необходимости поклоняться только Творцу. Если человек правильно реализует то, что в нём заложено, и направляет своё поклонение Тому, кто его заслуживает, то он обретает истинную свободу и входит в число тех, кто выполняет миссию, возложенную на него Аллахом. Но очень часто человек впадает в заблуждение и начинает поклоняться сотворённым вещам, придуманным идеям или ложным божествам и становится язычником. В качестве идолов могут выступать не только каменные и деревянные скульптуры, изображающие различных людей и животных, но и теория коммунизма, наука, партии, вожди, святые шейхи, культура, искусство и даже собственные страсти. А в чём же должно проявляться поклонение Аллаху? Как оно выглядит? Многие под поклонением Аллаху понимают только совершение намаза, соблюдение поста, чтение Корана, перебирание четок, чтение речей на ставших национальной традицией собраниях (маджлисах). Невежественным людям кажется, что именно тот, кто забросил работу, домашнее хозяйство и нужды семьи и посвятил всё своё время подобным делам, является настоящим мусульманином. Среди неграмотных обывателей пользуются уважением люди, которые называют себя учёными муллами, за деньги читают Коран над покойниками, пишут заклинания и амулеты, набирают избыточный вес от частого хождения по маджлисам. Благодаря их стараниям, складывается впечатление, что степень благочестия и богобоязненности определяется количеством молитв, совершаемых в течение дня. Это расхожее мнение, преподносимое его приверженцами, и стало причиной того, что люди шарахаются от Ислама. Оно вызывает у них, особенно у молодёжи, совершенно справедливое недоумение и настороженность. “Если я посвящу свою жизнь поклонению Аллаху, - думает молодой человек, - как же тогда я смогу устроить свою жизнь, обзавестись семьей, заниматься хозяйством?” Эта позиция - результат неправильного преподнесения сущности Ислама людям теми самыми муллами, которые предпочитают читать священный Коран покойникам и скрывать его содержание от живых. Это стало одной из причин того, что Коран перестал служить руководством в жизни человека и общества. Создавая человека и назначая его наместником на земле, всевышний Аллах Сам издал законы и установил нормы, охватывающие и регулирующие все стороны жизни человека: политическую, экономическую, социальную, правовую, моральную и др. Эти законы и предписания Аллах ниспослал людям через своих пророков, избранных из среды людей. Аллах сделал их людьми идеального характера, с высокой нравственной культурой, научил их правилам поведения в личной, семейной и общественной жизни. Они были примером для своих современников и последующих поколений. Поэтому люди должны следовать примеру пророков, изучать законы и предписания Аллаха, которые посредством пророков донесены до умов людей, и точно и неукоснительно исполнять их. Пророк Мухаммад является последним Божьим пророком. Он принёс человечеству самую совершенную и последнюю религию Аллаха - Ислам. Пророк Мухаммад является печатью пророков, и на нём завершается великая плеяда посланников и пророков. Вплоть до Судного дня деяния всех людей будут сверяться с законами и нормами, принесёнными пророком Мухаммадом. Эти законы и нормы Ислама заключены в Коране, который представляет собой речь Аллаха, и в Сунне, которая собрана в хадисах, запечатлевших высказывания и деяния пророка Мухаммада. В связи с этим Посланник Аллаха сказал: “Поистине, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадёте в заблуждение, если станете крепко держаться за него. Это - Книга Аллаха и Сунна Его пророка”. Этот достоверный хадис передал имам аль-Хаким. Если человек в своих действиях будет руководствоваться предписанными Аллахом законами, будет строго соблюдать указанные Им границы дозволенного и запретного, то такая жизнь станет примером преданного служения Аллаху и великого поклонения Ему. Это и есть миссия, возложенная Аллахом на человека. Бесспорно, в эту миссию входит и совершение намаза, и соблюдение поста, и чтение Корана (естественно, не покойникам, а живым, и не для того, чтобы наживаться на этом чтении, а для руководства Кораном в жизни). Но наряду с этим эта великая миссия включает в себя ведение хозяйства и приём пищи, создание семьи и воспитание детей, сон и отдых, и даже интимные отношения между супругами - одним словом все стороны человеческого бытия. Конечно, всё это имеет смысл, если делается ради Аллаха и в полном соответствии с Его предписаниями. Если же человек творит дела не ради Аллаха, а преследуя этим иные цели, то эти деяния теряют смысл для будущей жизни, какими бы полезными они не казались. Исходя всё из того же неправильного представления об Исламе, многие молодые люди думают: “Пока есть возможность, буду пользоваться всеми наслаждениями жизни, а в старости, когда уже не смогу наслаждаться ими, займусь намазом, постом и перебиранием четок”. Какая наивность! Во-первых, откуда эта уверенность, что жизнь не прервётся в молодом возрасте? Во-вторых, кто запретил людям наслаждаться благами этого мира? Наслаждайтесь, но в рамках законов Аллаха. Всевышний сказал: “Скажи: “Кто запретил услады Аллаха и прекрасный удел, который Он низвел на Своих рабов?”” (сура “Преграды”, аят 32). Он также сказал: “Скажи: “Господь твой запретил лишь мерзости, как явные, так и скрытые, греховные поступки, несправедливое притеснение...”” (сура “Преграды”, аят 33). А те многочисленные притчи, которые любят приводить некоторые “знатоки” Ислама и в которых говорится, что этот и грядущий мир нельзя совместить и что если ухватишься за один из них, то непременно упустишь другой, явно противоречат духу и сути религии. Наоборот, чтобы наилучшим образом выполнить возложенную Аллахом миссию, человек должен уделять внимание обоим мирам, впрячь их в одно ярмо и извлекать максимальную пользу от каждого. В священном Коране говорится: “Стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему и не забывай удела своего в этом мире...” (сура “Рассказ”, аят 77). Всевышний также сказал: “Он - тот, кто сделал вам землю покорной, ходите же по её раменам и питайтесь от Его удела...” (сура “Власть”, аят 15). Этот мир - пашня для мира грядущего. Когда человек пренебрегает одним из этих миров, то он непременно пожинает дурные последствия своего поступка. Человек обязан в первую очередь сам претворять в жизнь все законы и предписания Аллаха, а затем он должен обратиться к своей семье, своим родственникам и близким. Он должен неустанно проповедовать религию Аллаха и не успокаиваться, пока по земле ходит хотя бы один идолопоклонник. Ля иляhа илля-ллаh, муhаммадун расулю-ллаh Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха Это свидетельство единобожия отличает верующего от неверующего. Слово “божество” (“иляh”) означает “достойный поклонения, достойный молитвы”. Поэтому подлинным божеством может быть только Тот, чье величие, могущество, мудрость и положение достойны того, чтобы Ему поклонялись. “Ля иляhа илля-ллаh” мы должны произносить с полным пониманием смысла этих слов. Если же мы просто повторяем эти слова механически, то не отличаемся от тех, кто их вообще не произносит. Если человек не чувствует всё величие и всеобъемлющий характер этих слов, если он не чувствует их значимости для себя и не старается вникнуть в их смысл, если в человеке не возгорается желание руководствоваться ими в жизни, и он не остерегается всего, что с этими словами несовместимо, то этот человек не понял смысла Ислама. Простое повторение этих слов, без руководства ими как законом жизни, не делает человека праведным слугой Господа. Следовательно, это не принесет ему пользы в будущей жизни. Это все равно, что при воспалении без конца повторять слово “пенициллин” - легче от этого не станет. Весь смысл состоит в деятельности, ведь для того, чтобы от пенициллина была польза, надо, как минимум, ввести его в организм. “Ля иляhа илля-ллаh” означает, что мы глубоко и осознанно убеждены в единственности Аллаха, т.е. только Аллаха мы признаем своим Богом. Мы признаем, что только от Него зависит наша жизнь и смерть, что только Он, будучи нашим Творцом, знает, что для нас хорошо и что для нас пагубно. Только Ему мы можем поклоняться и подчиняться. Только на Него мы можем надеяться, только Его мы должны бояться, только Его мы должны просить и к Нему только должны взывать о помощи, и только с Его именем и ради Него должны приступать к любому делу. “Ля иляhа илля-ллаh” означает, что мы осознанно признаем, что правление и власть принадлежат только Аллаху. Только Он вправе быть Законодателем и устанавливать нормы и правила, регулирующие жизнь человека на земле. Из этого следует, что для мусульманина все законы, придуманные человеком и внедрённые в общественную жизнь, не представляют никакой ценности и не имеют смысла. Поистине, все философские концепции и теории, руководствуясь которыми, некоторые люди пытаются построить человеческое общество, в конечном итоге приводят к краху. “Ля иляhа илля-ллаh” означает, что мы должны соблюдать границы дозволенного и запретного, которые для нас определил Всевышний. “Ля иляhа илля-ллаh” означает, что если мы твердо убеждены в его смысле, то непременно придём к выводу, что Коран (Книга Аллаха) и Сунна (дорога пророка Мухаммада) являются единственной основой и руководством для построения процветающего, счастливого человеческого общества.
Каждый мусульманин может измерить самого себя словами “Ля иляhа илля-ллаh” и при этом может обнаружить в своих деяниях много поступков, несовместимых с ними. Каждый из нас может припомнить случаи, когда он говорил неправду, испугался власть имущих, поддался гневу, совершил поступок, продиктованный чем угодно, только не любовью к Аллаху, и многое другое. Формально мы признаем власть Аллаха, Его мудрость и могущество, а в практической жизни часто действуем против Его велений. Если мы не одобряем правила и обычаи, идущие вразрез с Исламом, то и не противимся им. Самые лучшие из нас, боясь осуждения окружающих, часто не смеют поступать так, как поступал пророк Мухаммад.
Чтобы помочь человеку выполнить возложенную на него миссию, предостеречь его от заблуждений и одновременно испытать его, Аллах возложил на человека определенный минимум обязанностей - пять столпов Ислама:
1.?Засвидетельствование и твёрдая убеждённость в том, что нет божества, кроме Аллаха, и что пророк Мухаммад является Его рабом и посланником.
2.?Совершение в течение суток пяти обязательных намазов.
3.?Выделение состоятельными мусульманами определённого процента из своего имущества в пользу бедных, нуждающихся и тех, кто трудится на пути Аллаха.
4.?Ежегодное соблюдение поста в священном месяце Рамадане.
5.?Совершение хаджа (большого паломничества) в Мекку к Дому Аллаха Каабе один раз в жизни при наличии возможности.
Исполнение всех этих столпов Ислама - это тот минимум, который лежит в основе великого поклонения Аллаху. Без исполнения этого минимума человек не сможет совершить великое поклонение. Если человек будет довольствоваться этим минимумом, не стремясь к великому поклонению Аллаху во всех делах, он будет в числе тех, кто не понял сути и духа Ислама, хотя при этом и будет праведным мусульманином.
Особенности исламского учения
Ислам характеризуется рядом присущих только ему особенностей, проводящих существенную грань между ним и новейшими концепциями и учениями:
1.?Высшая власть принадлежит Аллаху
Высшая власть в Исламе принадлежит не отдельному человеку, не партии или народу, а Аллаху. Шариат не допускает ни диктатуры одного человека, ни господства одной партии, ни власти народа. Действительно, ведь большинство социально-экономических потрясений и проявлений политического произвола происходят от того, что руководство народами осуществляется на основании законодательств, разработанных людьми на отдельный исторический период. В обществах, где власть дается народу, она делает его источником власти, и он решает все вопросы. Ощущение того, что человек является источником законодательных актов и законов, побуждает его вольно обращаться с ними, создаёт предпосылки считать себя способным использовать власть в угоду собственным интересам и желаниям и, таким образом, как бы даёт ему право злоупотреблять этим в сфере законодательства и разрабатывать законы, подчинённые собственным целям и интересам. В других обществах, где над всей нацией закрепляется власть одной партии, эта партия наделяет себя правом издавать такие законы, которые обеспечивают её существование и создают возможность распоряжаться властью. Таким образом создается порочная система, при которой партия узурпирует власть в стране. В исламском же обществе власть принадлежит не народу, не партии, не отдельному лицу, как бывает в условиях диктатуры, а Аллаху - Создателю и Властителю всего сущего. Это утверждается во многих аятах Корана. Всевышний сказал: “Решение выносит только Аллах” (сура “Йусуф”, аят 40). Он также сказал: “Мы ниспослали тебе Писание как истину, чтобы ты мог судить среди людей так, как тебя научил Аллах” (сура “Женщины”, аят 105). Ислам реализует эту божественную власть через шариат, важнейшие положения которого изложены в Священном Коране. А своё подробное разъяснение они нашли в Сунне посланника Аллаха. Особенности Ислама уникальны. Его положения и законодательство разработаны не по прихоти правителя и не подчинены интересам какой-либо партии. Это результат Божьей милости и справедливости. Здесь нет места дискриминации, пристрастиям, эгоизму, авторитарности, партийности, властности. Перед законом Аллаха все равны. Справедливость несовместима с угнетением, принуждением и дискриминацией. Равенство распространяется на всех без исключения. Всевышний сказал: “О те, которые уверовали, будьте стойки [в вашей вере в] Аллаха, а когда свидетельствуете, будьте беспристрастны. Пусть ваша ненависть к кому-либо не ведёт вас к пристрастию. Будьте справедливы, ведь это ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах сведущ в том, что вы творите” (сура “Трапеза”, аят 8). Он также сказал: “Суди же среди них по тому, что низвёл Аллах, и не поддавайся их желаниям, [уклоняясь] от истины, которая явилась к тебе” (сура “Трапеза”, аят 48).
2.?Универсальность, а не ограниченность
К особенностям исламского учения относится его универсальный, целостный характер. Ислам - это не только концепция веры, не только религия в духовном и культовом понимании. Это - программа жизни, соединяющая деликатность наставлений с чёткостью законодательства, величием веры и красотой культа. Исламское учение не было реакцией на неудовлетворительные экономические условия, чтобы считаться экономической системой, типа марксистского учения. Ислам также не является школой духовного совершенствования. Ислам - это всестороннее учение, содержащее в себе организацию отношений индивидуума к самому себе, к своей семье, обществу, а также отношения общества к нему. В этом учении разъясняются нормы и правила, на которых базируются законы, определяющие жизнь отдельных людей и общества в целом.
3.?Естественность, а не крайность или идеализм
Одной из характерных черт Ислама также является то, что он является естественной религией. Ислам признаёт за человеком духовные и физические потребности, учитывая при этом все особенности, свойственные его природе. Ислам - это не эпикурейство, согласно которому в основе морали лежит наслаждение, и лишь оно одно наряду с бесконтрольным освобождением инстинктов и страстей является благом. Однако Ислам - это и не стоицизм, согласно которому страсть и сильное желание представляют собой зло, с которым следует бороться, ведь подобное является всего лишь утопическим идеализмом и подавлением инстинктивных потребностей человека. Связь Ислама с природой воплощена в его принципах реализма. Это - вера, признающая человека человеком, а не животным или ангелом, признающая его таким, каков он есть, со всеми слабыми и сильными сторонами. Она рассматривает личность как единство организма с присущими ему особенностями разума и духа с его страстями. При этом Ислам предписывает человеку посильные обязанности, соизмеримые с его возможностями, которые не ставят человека в затруднительное положение и не перегружают его.
4.?Не беспокойство за свой существование, а уверенность, основанная на убеждении
Ещё одной особенностью Ислама является то, что он знакомит человека с ним самим, с тайной его создания и причиной существования, отвечая тем самым на один из сложнейших вопросов человеческого бытия. Ислам не оставляет человека без поддержки, один на один с собственной судьбой, идущим вслепую, в одиночку определяющим свой путь и оценивающим самого себя. Ислам отвечает на все вопросы, поставленные перед ним экзистенциалистами. Он не считает бытие (экзистенцию) бесцельным, ничтожным существованием в неразумном мире. Он также не считает, что человеком против его воли движет провидение. Напротив, человек, согласно взглядам Ислама, прежде всего обладает мыслящим разумом, которым он руководствуется, и волей, благодаря которой человек действует как и когда ему заблагорассудится. Ислам утверждает, что созданию человека есть причина, его бытию - цель, а жизни рода человеческого - высший умысел. Господь создал человека, чтобы испытать его в том, ради чего он создан. Всевышний сказал: “Мы создали человека из капли смеси, испытывая его, и сделали его слышащим, видящим. Мы указали ему путь либо проявить благодарность, либо стать неверным” (сура “Человек”, аяты 2-3). Господь требует от человека, мобилизовав свой дух и своё тело, направить свои желания и склонности на путь добра. Только так он сможет выполнить свою великую миссию и обеспечить себе счастье в мирской жизни и вечное блаженство в жизни будущей. Всевышний сказал: “Разве вы думали, что Мы создали вас забавляясь и что вы к Нам не будете возвращены? Велик Аллах, истинный Царь, нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона!” (сура “Верующие”, аяты 115-116). Он также сказал: “Тех верующих, которые вершили благие дела - будь они мужчины или женщины, - Мы воскресим, даровав им прекрасную жизнь и награду ещё лучшую, чем то, что они делали” (сура “Пчёлы”, аят 97).
5.?Коренной переворот, а не паллиатив
К особенностям Ислама относится и то, что он является революционным учением. Отрицая половинчатые решения, он не допускает сосуществования с язычеством. В эпоху пророчества Мухаммада Ислам пресекал каждую попытку неверных сторговаться с его сподвижниками, чтобы постепенно отвести их от определённых решений или сразу от некоторой части истины. Как-то раз к пророку Мухаммаду пришёл с щедрыми дарами и предложениями Утба ибн Раби‘ а. Он предлагал ему царство, богатство и власть для того, чтобы он оставил своё дело и отказался от Ислама. Однако пророк с гордостью за свою веру и Ислам обратился к нему со словами: “Я пришел к вам с тем, с чем пришел, не ища ни ваших денег, ни чести среди вас, ни власти над вами. Аллах послал меня к вам посланником и ниспослал Коран. Он приказал мне быть благовестником и увещевателем, и если вы примете то, с чем я пришёл, то это будет вашей удачей и счастьем в как в ближней жизни, так и в будущей. Если же вы отвергнете это, то я буду терпеть всё ради дела Аллаха, пока Он не рассудит между мною и вами”.
Ислам между реальностью и утопией
Пожалуй, излишне говорить, что земная цивилизация на протяжении своей истории не знала более реалистического учения, чем Ислам. Это - единственное учение, изменившее ход жизни человечества и совершившее коренной переворот в существовании общества, покончив со всеми языческими идеями, моралью и убеждениями. Исламское учение преодолело рамки абстрактных теорий. Его принципы стали фактами жизни людей, сохранёнными историей, чему есть многочисленные свидетельства в различных сферах бытия.
1.?Сфера веры и убеждений
Принцип “нет божества кроме Аллаха” способствовал внедрению веры в сердца людей и произвёл глубочайшую революцию в их душах. Он стал символом отвержения человеком языческих заблуждений и скверны, стал тем пылающим пламенем, которое очистило человечество от идолопоклонства и возвысило его, подняв с колен поклонения людям и обратив на путь поклонения одному Господу. Этот принцип обязал человека признать господство, божественность, власть только за Аллахом и обязал его поклоняться только Ему. “Нет божества, кроме Аллаха” - это не лозунг, который мусульмане произносят бессознательно. Это проникнутые глубокой верой в Аллаха восклицания, которые зовут сердца к небу, ввысь. Сердца верующих, проникающиеся познанием могущества Господа, при этом наполняются силой, ощущают умиротворение и становятся благочестивыми и благородными.
2.?Сфера культа
Культ в Исламе - это система религиозных обрядов, выполняющих роль школы воспитания, кузницы нравственности и идеалов. Ислам - это восхождение, во время которого души возвышаются и воспаряют, это очищающее начало для человеческого духа. Каждый мусульманин крайне заинтересован в результатах и последствиях отправления культа. Практическим смыслом и целью молитвы является очищение молящегося от скверны и греховности. Молитва, не ведущая к этой цели, не имеет ценности пред ликом Аллаха, ведь Всевышний сказал: “Поистине, молитва удерживает от мерзости и неодобряемого” (сура “Паук”, аят 45). Ибн Аббас сказал: “Тот, кого молитва не подтолкнула к благодеяниям и не удержала от грехов, приобретает для себя лишь большую отдаленность от Аллаха”. Практическим смыслом и целью поста является приучение души и телесных органов к покорности и послушанию. “Не будет награды тому, чьё чрево постилось, а страсти удовлетворялись, чей желудок воздержался от пищи, а телесные органы насыщались страстями, распутством и греховностью”, - утверждает Ислам. Пророк сказал: “Пост - это щит”. Это значит, что пост оберегает человека от грехов и адского огня. Посланник Аллаха также сказал: “Если один из вас постится, то он не должен сквернословить и вести себя распущенно”. Этот и предыдущий хадисы передали имамы аль-Бухари и Муслим.
3.?Сфера законодательства
Исламский шариат отличается от других далёких от практической жизни законодательств, которыми человек исписал тысячи страниц. По своей практичности и особенностям применения шариат представляет собой динамичное, революционное учение поворотного типа. Он является уникальным законодательством, в котором учтены права и обязанности представителей всех слоёв общества. К практическим доказательствам этого можно отнести, например, существование в Исламе принципа справедливости и равенства. Посланник Аллаха сказал: “Не почитается нация, в которой не судят по справедливости и в которой слабые не берут своей доли от сильных”. Эти слова стали делом и реальным принципом жизни мусульман, их отношений и общения. Ведь сказал Всевышний Аллах: “О те, которые уверовали! Будьте стойкими в справедливости, будучи свидетелями перед Аллахом, даже если свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или родственников. Будет ли тяжущийся богатым или бедным, Аллах [рассудит] их наилучшим образом. Не следуйте же пристрастию, чтобы не отступить от справедливости” (сура “Женщины”, аят 135).
4.?Сфера реальности
Нужно отметить, что становление исламского общества во времена пророчества, а затем и его существование в течение достаточно продолжительного времени служит ярким свидетельством способности Ислама воплотить в жизнь свои принципы. Томас Карлайл сказал: “Стоило Исламу появиться на свет, как в мире сгорело идолопоклонство и прекратились христианские споры. Всё, что не являлось истиной, сгорело в пламени Ислама, подобно сухим дровам. Затем этот огонь утих. С помощью Ислама Аллах вывел людей, в частности арабов, из тьмы к свету. Он оживил и вывел из тьмы бездеятельную нацию и дремлющую в покое землю, в которой со времён сотворения мира не было ни шума, ни движения человеческой цивилизации. Аллах послал к людям пророка со Своим Словом и великой миссией. И вдруг безвестность и бездеятельность превратились в славу, невежество - в образованность, униженность - в величие, слабость - в силу, искра - в пламень, свет которого раздвинул и объял пределы мира, клич которого соединил Север с Югом и Восток - с Западом”.
Ислам - это необходимость
Ислам - это единственный пример позитивной организации жизни общества в истории человечества, показавший свою самобытность и глубину. Поэтому люди должны осознать, что они могут возродиться, стать сильными, едиными и свободными только под славным знаменем священных и мудрых учений Ислама. В доказательство того, что Коран ниспослан пророку Мухаммаду Аллахом, приведем некоторые аяты, рассказывающие о научных данных, содержащихся в Коране, которые были обнаружены современной наукой только в последние десятилетия.