Отправлено 15 июля 2008 - 11:45
Пророк а.с.с. сказал: "Любой, у кого хотя бы частица гордыни (кибр) в сердце, не войдет в рай".
Великий ученый позднего средневековья Ибн Таймийа пояснил этот хадис:
"(Другая) достоверно переданная формулировка этого хадиса: "Любой, кто обладает половиной горчичного семени гордыни в сердце, не будет допущен в рай. И любой, кто обладает половиной горчичного семени имана, не войдет (навечно) в огонь".001
Кибр, который открыто противоречит иману и отрицает его, приводит к тому, что тот, кто придерживается его, не войдет в аль-джанна (сады рая), как это можно найти в высказывании Аллаха:
"Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу. Поистине, те, которые не поклоняются Мне из гордыни (йастакбирун), войдут униженными в ад". (Аль-Гафир, 60)
Это - гордыня Иблиса, фараона и всех других, кто обладал кибром, который уничтожил иман. Это - кибр, которым обладают иудеи и те, кого Аллах описал нам, сказав: "Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник с тем, чего ваши души не желают, вы превозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете". (Аль-Бакара, 87)
Аль-кибр, по своей сущности, открыто противоречит аль-иману. Так как тот, кто имеет в своем сердце кибр на вес пылинки, не станет совершать предписанного Аллахом, и не будет воздерживаться от запретного. Вместо этого его кибр приводит к тому, что он отрицает и отвергает истину, и испытывает презрение к другим. Именно это является определением аль-кибра, упомянутого Пророком, как это есть в полной версии хадиса ("...тот, кто обладает гордыней в сердце на вес пылинки, не войдет в рай")
Его (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "О посланник Аллаха! Ведь человеку приятно иметь красивую одежду и обувь. Это относится к кибр?" Он отвечал: "Нет. Аллах - прекрасен и любит прекрасное. Кибр - отклонение истины (батру-ль-хакк) и презрение к другим (уа гамтун-нас)".002 Выражение "батару-ль-хакк" означает презрение к истине и отклонение ее, в то время как "гамтун-нас" подразумевает презрение и высокомерие по отношению к другим людям.
Поэтому тот, кто обладает хоть частицей этого (т. е. кибра), - отвергает истину, которую ему было повелено принять и на основе которой действовать. В то же время, кибр прививает человеку чувство высокомерия, внушающее несправедливое поведение, приводящее к нарушению прав других.
Тот, кто пренебрегает своими обязательствами (из-за отклонения их) и несправедлив к другим из творений, не должен находиться среди людей рая (будучи в этом состоянии), или даже достигнуть его. Напротив, такой человек должен пребывать среди людей, которые находятся под угрозой наказания!
Его (мир ему и благословение Аллаха) высказывание: "Любому, у кого хотя бы частица гордыни в сердце, не будет дозволено войти в рай", означает, что этот человек - не из людей рая и не заслуживает его. Но если он раскается, или он обладает хасанат (т. е. праведными делами), которые искупят его грехи, либо Аллах дал ему ибтилля (испытания) в виде бедствий, которые возместили его грехи, или подобные этому вещи; то у такого человека кибр, который вначале препятствовал ему войти в рай - устранен возмещением, и он входит (в рай). Подобно этому, Аллах из божественного милосердия, может простить человеку (грех) кибра.003 Но никто не войдет (в рай), обладая кибром весом хотя бы с пылинку. Поэтому те (ученые), кто обсуждали этот и другой хадис на эту тему, говорили:
"Безусловный вход (в рай), который не соединен с наказанием (за грех кибра), - есть то, что отрицается в этом хадисе. В рай могут войти те, кто вначале попал в огонь ада (для очищения), а затем им будет дано дозволение войти в рай. (С другой стороны), если бы хадис явно указывал, что определенный человек находится в раю или из людей рая, то тогда понималось бы, что он войдет в рай и не войдет в огонь (перед этим)".
После этого пояснения мы приближаемся к пониманию истинного значения этих повествований, заключающегося в том, что тот, в сердце которого гордыня весом с пылинку, - не из людей рая и не войдет в него без предварительного наказания (за свой грех). Поистине, он заслуживает наказания из-за величины своего греха подобно тем, кто совершает великие грехи (кабаир). Аллах может наказать его в огне так долго, как Он пожелает, но ни один из людей таухида (единобожия) не останется в огне навечно.
Таким должен быть путь, которым мы понимаем все хадисы подобного смысла. Это понимание должно использоваться при поиске смысла его (мир ему и благословение Аллаха) высказывания: "Тот, кто разрывает родственные узы, не войдет в рай"004, или: "Вы не войдете в рай, пока не уверуете. И вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Сообщить ли вам о чем-то, придерживаясь чего, вы (истинно) полюбите друг друга? Распространяйте салям (приветствие миром) между собой".
Такое же понимание мы должны иметь в виду при размышлении над хадисами, содержащими угрозы наказания.
Если человек скажет: "Все мусульмане войдут в рай из-за их Ислама", то ответ состоит в том, что не все мусульмане войдут в рай без наказания. Поистине, люди, которым угрожали (наказанием в мире грядущем из-за их грехов) войдут в огонь, чтобы пребывать в нем в течение некоторого периода по воле Аллаха, несмотря на то, что они - не являются неверующими. Человек, который имеет определенный иман, но совершивший великие грехи, может войти в огонь и выйти из него в результате шафа'а (заступничества) Пророка или посредством других средств, упомянутых Пророком. Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мой шафа'а - для людей из моей Уммы, совершивших великие грехи".005 И он (мир ему и благословение Аллаха) сказал, как передано в Сахихе: "Я выведу из огня того, кто обладает половиной горчичного семени имана".006
Таким образом мы понимаем то, что ожидает тех, кому Аллах угрожал наказанием - убийц, прелюбодеев, распивающих спиртные напитки, тех, кто незаконно присваивал имущество сирот, лжесвидетелей и других, кто совершал великие грехи. Они, несмотря на то, что не являются неверующими, не войдут в рай, который был обещан (им как мусульманам), не подвергшись сначала наказанию.
Мазхаб (путь и вера) ахлю-с-Сунна уа-ль-джама'а состоит в том, что фусак (отклонившиеся грешники) из общего числа мусульман не войдут в огонь навечно, как считают хауаридж007 и му'тазиля008. Они не достигли полноты в своей религии (дин), имане и повиновении Аллаху.009 Они имеют благие и дурные дела, которые нуждаются в соответствующей мере наказания и награды.
Ибн Таймийа
Маджму'у-ль-фатава, т. 7, с. 677-6
001 Передано Муслимом, Абу Даудом и Ат-Тирмизи со слов Ибн Ма'суда. См. Ислях аль-масаджид, заверено шейхом Аль-Албани.
002 Передано Муслимом (54), Ибн Хузаймой, Абу Даудом, Ат-Тирмизи и Ибн Са'дом со слов Ибн Ма'суда. Ат-Табарани передает его со слов Абдуллы ибн Саляма.
003 Аллах Всевышний говорит в суре Ан-Ниса' (4:48): "Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него, а все (иные грехи), помимо этого, прощает, кому пожелает. Тот же, кто признает наряду с Аллахом других богов, совершает великий грех".
004 Передано Муслимом (1765, сокращ.), Аль-Хакимом, Аль-Байхаки, Абу Даудом и Ат-Тирмизи со слов Джубайра ибн Мут'ам.
005 Обратитесь к главе "Шафа'а для людей великих грехов" книги известного мухаддиса Мукбиля ибн Хади Аль-Уади'и, "Аш-Шафа'а" (с. 61-108). В этой главе шейх помещает 76 хадисов, показывающих, что те, кто совершил великие грехи, не исключаются из шафа'ата посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Упомянутый выше хадис можно найти в книге "Аш-Шафа'а" на с. 85 под номером 56. Шейх Абу Абду-р-Рахман Мукбиль ибн Хади сообщает, что хадис приводится в сборнике Ат-Тирмизи (т. 4, с. 45) со слов Анаса и Джабира. Ат-Тирмизи говорит: "И этот хадис - сахих хасан гариб (достоверный, хороший, редкий из категории ахад)". Хадис передан Ибн Хузаймой (с. 270), Ибн Хиббаном, как устанавливается в "Маурид" (с. 640), и Аль-Хаким (т. 1, с. 69) сказал: "Этот хадис достоверный и соответствует требованиям Аль-Бухари и Муслима, хотя они не передавали его". По этому поводу шейх Мукбиль написал: "Аль-хафиз Ибн Кясир сказал в своем тафсире (т. 1, с. 487), что его (хадиса) цепь повествования - сахих и соответствует условиям Аль-Бухари и Муслима". Затем шейх шаг за шагом проводит нас через цепь повествования, убедительно доказывая, что хадис не соответствует условиям Аль-Бухари и Муслима из-за присутствия в цепи передатчиков Му'аммара, передающего от Сабита. С подробным анализом можно ознакомиться на с. 85-88 вышеупомянутой книги. В своей работе "Сахих аль-джами'" Аль-Албани объявляет этот хадис - сахихом со слов Джабира, Ибн Аббаса, Ибн Умара, Ка'ба ибн 'Аджра и Анаса.
006 Это часть известного хадиса заступничества (шафа'а), переданного Аль-Бухари, т. 13, с. 472
007 Хауаридж - мн. от хариджи. Секта, которая объявляла, что мусульманин становится неверующим из-за совершения великого греха.
008 Му'тазилиты считают того, кто не соглашается с их пониманием таухида (7 ложных принципов) - мушриком. Они полагают, что грешники, которые были мусульманами, будут находиться в месте между раем и адом. Их верования построены на ложных логических умозаключениях, которые привели их к отрицанию многих из имен и качеств Аллаха. Они были отклонившейся группой, которая противостояла имаму Ахмаду ибн Ханбаль, ложно заявляя, что Коран - сотворен, а не речь Аллаха.
009 Мурджи'иты полагают, что грехи, великие или малые, вовсе не влияют на веру и что уровень имана не увеличивается и не уменьшается. Они утверждают, что дела не являются частью веры и что уровень веры у людей не изменяется.