Перейти к содержимому

Close
Фотография

О скверне и ее устранении


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 июля 2008 - 12:58

О скверне и ее устранении

Название данной главы по-арабски – "Изаляту-ль-над­жаса".

Первое слово в этом словосочетании – "изаля" – устранение, удаление. Второе слово – "наджаса" – в арабском языке яв­ляется антонимом слова "чистота" и "очищение", то есть может быть переведено на русский как скверна.

С точки зрения Шариата: наджаса (скверна) – это нечто, являющееся грязным по своей сути, рассмат­риваемое шариатом как нечистое или мерзость, то есть все то, от чего верующий обязан очищаться, ибо оно относится к факторам, препят­ствую­щим тому, чтобы намаз, таваф и некоторые другие виды покло­нения считались действительными.
Разновидности скверны (наджасы)

1. Наджаса айния (постоянная наджаса), к которой отно­сится любая вещь, являющаяся скверной сама по себе, по своей сути (например, моча, кал, со­бака, свинья, пролитая кровь).

Суждение Ислама о постоянной наджасе сле­дующее: по­стоянную наджасу невозможно очистить (т.е. сделать ее чистой) ни при каких условиях. Например, ослиный кал в связи с тем, что он является скверной сам по себе, невозможно очистить никак, даже при помощи морской воды, если, конечно, он сам не пере­станет быть наджасой, превратившись в другое веще­ство, не являющееся таковой. При превращении веще­ства, являю­щегося скверной, в другое вещество прекращается действие в отношении него хукма (законо­положения) о наджасе, ибо хукм действует лишь в свя­зи с наличием или отсутствием мотивов (илля') к нему.

2. Наджаса хукмия (временная (случайная) наджаса) – это вещь, являющаяся сама по себе чистой, но осквернившаяся в связи с попаданием на нее сквер­ны (например, одежда, на которую попали капли мочи, или обувь, которой наступили на экскременты). Суж­дение Ислама по поводу временной наджасы таково: оскверненная вещь может быть очищена, так как сама по себе она чиста и подверглась осквернению из-за слу­чайного попадания на нее наджасы.

Степени наджасы и способы очищения от нее

1. Наджаса тяжелой степени. Согласно наи­более досто­верному мнению, к ней можно отнести скверну собаки, а имен­но ее слюну, а также ее мочу, кал и прочие выделения (об этом речь пойдет позже, если на то будет воля Аллаха).

Способ очищения от нее: наиболее правильным является мне­ние, согласно которому очищение посу­ды от скверны собаки осу­ществляется промыванием семь раз, первый из них – песком. Именно так сказано в уже приведенном нами хадисе от Абу Ху­рейры (№ 8), с достоверностью которого согласились оба има­ма. Причины того, почему именно тот вариант хадиса, в котором ска­зано, что первый из семи раз нужно мыть песком, признается наи­более правильным, объяс­нялись в главе "О разновидностях воды".

Некоторые ученые также относили к данной категории наджасу свиньи, однако более правильной является точка зрения тех, кто считает определение ее в качестве наджасы тяжелой степени неверным, ибо доводов в пользу этого нет. То есть наджаса свиньи подобна остальным видам наджасы, не входя­щим в категорию наджасы тяжелой степени. Имам Ан-Навави в комментариях к "Ас-Сахиху" Муслима сказал: "Большинство уче­ных считает, что для очищения от скверны свиньи нет нужды в семикратном обмывании. Аш-Шафи'и также склоняе­тся к этому мнению, и оно подкреплено силь­ными доводами".

2. Наджаса легкой степени. Легкой наджасой считается, например, моча грудного ребенка, в котором еще не проснулось желание к употреблению обычной пищи и который еще не может обходиться без молока, питаясь чем-либо иным. Моча грудных детей, которым дали попробовать финики или мед в качестве лекарства или что-нибудь другое в подоб­ных целях, все равно считается легкой наджасой. Об этих исключениях рас­сказывает Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе".

Способ очищения от нее: Для очищения от по­добной над­жасы достаточно побрызгать на осквернен­ное место воду так, чтобы оно намокло, и нет нужды в том, чтобы тереть его или выжимать. Правильность такого способа очищения от наджасы легкой степени подтверждается хадисом от Анаса, с достовер­ностью которого согласились оба имама и хадисом от Абу Ас-Самхи (№ 26).

3. Наджаса средней степени. К ней относит­ся, например, моча и кал человека.
Способ очищения от нее: очищение от нее осу­ществляется путем мытья водой, однако бесследный ее уход под действием чего-либо другого также счита­ется очищением от нее, даже если это очищение про­изошло невзначай, то есть без намерения со стороны человека. Так, например, если на одежду, которая вы­пачкана наджасой, случайно попала вода и удалила наджасу, то прежде оскверненное ею место на одежде следует считать чистым. Таким образом, для очище­ния от наджасы человеку не требуется иметь специ­альное намерение (ан-ния), как это необ­ходимо ему для очищения от хадаса. Это точка зрения является наиболее достоверной и основывается на следующих доказа­тельствах:


#2 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 июля 2008 - 12:58

а) наджаса – это нечто грязное по сути, несущее в себе осквернение, и если она уходит, то вещь, преж­де оскверненная ею, возвращается к своей первона­чальной чистоте, ибо любой хукм действует лишь в связи с наличием или отсутствием мо­тива (илля’) к нему. Если присутствует мотив (в данном случае – наличие наджасы), то присутствует и хукм, если же отсутствует мотив, то и хукм тоже отсутствует.

б) как известно, поклонение Аллаху включает в себя две категории поступков: выполнение того, что повелено Им и отда­ление от того, что Им, запрещено. Устранение скверны (очище­ние от нее) относится к категории действий, именуемых отдале­нием от запрет­ного, а они не требуют для своего осуществления на­личия намерения (ан-ния), как это необходимо для выпол­нения повелений (например, для совершения на­мазов). Таким образом, вне зависимости от причины, по которой произошло устранение наджасы, и вне за­висимости от того, произошло ли очищение от нее с намерением или непреднамеренно, оно счи­тается дей­ствительным.

Некоторые ученые считают, что от наджасы может очистить только вода. Свое мнение они аргу­ментируют хадисом о бе­дуине (№ 10), в котором рассказывается, что Пророк, да благо­словит его Аллах и привет­ствует, повелел вылить на осквер­ненное мочой место воду. Ответить сторонникам этого мнения можно так: Приказ вылить воду был вызван необходимостью быстрого, немедленного очищения земли. Как из­вестно, солнце и ветер не могут очистить осквернен­ное место сразу (для этого потребуется несколько дней). Что же касается воды, то она очищает моментально, и именно такое быстрое очищение было необходимо в мечети, ибо это место, где молятся люди. Резю­мируя вышесказанное, можно сказать, что, чем бы ни была устранена наджаса, место, которое было ею оскверне­но, стано­вится чистым. Исключением является только наджаса собаки (ее слюна, а также кал, моча и т.п.), для очищения посуды от которой требуется семикрат­ное мытье: первый раз песком, а остальные шесть – водой, о чем уже рассказывалось прежде.

Свойства наджасы

Под свойствами наджасы имеются в виду три качества: вкус, цвет и запах.

Если после мытья вкус и запах наджасы оста­ются, это указывает на то, что ее остатки все еще при­сутствуют, то есть она не считается удаленной. Что же касается цвета наджасы, то, если после тщательно­го мытья пятно от наджасы все же ос­тается, в этом нет ничего страшного, поскольку, как указы­вается в двад­цать восьмом хадисе, это простительно. Аль-Хафиз по этому поводу сказал в "Аль-Фатхе" следующее: "Со­ставитель (имеется в виду Аль-Бухари) использует хадис "Поистине, пятна воды (то есть следы мытья) на одежде его" в качестве доказательства того, что следы, остающиеся после ухода над­жасы при ее вычи­щении, не наносят никакого вреда, и посвя­щает разъяс­нению этого вопроса главу "След, оставшийся от над­жасы или чего-либо другого после мытья".

Незаметная наджаса

Иногда бывает так, что наджаса попадает на одежду или на что-либо иное, но мы не можем опреде­лить, куда именно она попала, а значит, не знаем, ка­кое именно место на одежде нужно помыть. В таком случае, если поверхность, на которую попала наджа­са, обширная, нужно поразмыслить и вымыть то мес­то, попадание наджасы на которое, по нашему мнению, наиболее вероятно. Если же поверхность одежды (или чего-нибудь дру­гого) маленькая, такую одежду нуж­но вымыть пол­ностью, для того чтобы быть оконча­тельно уверенным в уходе наджасы.

Разновидности крови с точки зрения фикъха

I. Кровь, являющаяся скверной. К ней отно­сится:

1. Кровь, вытекающая из двух путей (из заднего прохода и половых органов), такая, как кровь, выде­ляющаяся при мен­струациях (хейд), внеменструальных кровотечениях из влага­лища (истихада), после­родовых кровотечениях (нифас).

2. Кровь животных, которые не дозволены в пищу, таких как крысы, ослы, хищные звери. О зако­нах, касающихся запре­щенности тех или иных живот­ных в пищу, будет рассказано в главе "О пище".

3. Кровь мертвечины тех животных, которые, будучи зако­лотыми согласно требованиям Шариата, дозволены в пищу. Об этом говорится в третьем аяте суры "Аль-Маида" ("Трапеза").

II. Чистая кровь, к которой относится:

1. Кровь рыбы, так как ее мертвечина чиста (об этом мы сообщали ранее в главе "О разновидностях воды" с приведением в качестве довода хадисов № 1 и №11).

2. Кровь существ, не имеющих сложной крове­носной сис­темы с бегущей по сосудам кровью, кото­рая может вытекать из тела в случае его повреждения. Это кровь мух, комаров и им подобных. Разъяснение этого вопроса также давалось нами в главе "О разно­видностях воды", в качестве довода приводился хадис № 12.

3. Кровь, которая остается внутри заколотого по правилам Шариата животного (в его сосудах, серд­це, селезенке). Подоб­ная кровь чиста вне зависимости от ее количества. Доводом этому также служит хадис № 11, приведенный в главе "О разно­видностях воды".

4. Кровь шахида (согласно мнению абсолютно­го большин­ства ученых), а также человеческая кровь вообще, что следует признать как наиболее достовер­ное мнение. Кровь шахида чиста, так как если бы она была скверной, то Пророк, да благо­словит его Аллах и привет­ствует, повелел бы смывать ее с тел шахи­дов перед по­гребением. Что же касается мнения тех, кто считает человеческую кровь чистой, то оно является достовер­ным на основании следующих доводов:

а) Причислять ту или иную вещь к наджасе мож­но лишь тогда, когда на это имеется довод, ибо, как правило, вещи являются чистыми. Никакими довода­ми от Пророка, да благо­словит его Аллах и приветствует, насчет того, что человеческая кровь является наджасой, мы не располагаем. Между тем, если бы вопрос обсто­ял так, то он не остался бы без внимания Пророка, ибо, в связи с тем, что человеку часто иметь дело с ранени­ями, различного рода кровотечениями, приходится при­бегать к искусственному кровопусканию и т.д, обяза­тельно воз­никла бы потребность в указаниях по этому поводу.

б) Нигде ничего не сказано о том, чтобы Про­рок, да благо­словит его Аллах и приветствует, приказывал смывать кровь, вышедшую из ран, между тем известно, что мусульмане, полу­чив во время боевых действий ранения, совершали намазы, истекая при этом кровью, о чем свидетельствует достоверный хадис.

в) Все части тела человека чисты. То есть даже отсеченная рука является чистой, несмотря на нали­чие в ней крови, и, может быть, даже в большом коли­честве.

г) Кровь рыбы считается чистой на основании того, что ее мертвечина чиста. Мертвое тело челове­ка также считается чис­тым, следовательно, и кровь его чиста. Тело человека не осквер­няется смертью вне за­висимости от того, был ли он верующим или кафиром, мужчиной или женщиной. Тело чело­века является чис­тым как при жизни, так и после смерти. И это подтвер­ждается следующим:

а) общим смыслом хадиса Пророка, да благосло­вит его Аллах и приветствует, в котором сказано: "Поистине, верую­щий не оскверняется". В этом хадисе имеется в виду, что тело верующего чистое, потому что он обычно избегает скверны, в отличие от многобожника, который не сторонится наджасы.

б) словами Пророка, да благословит его Аллах и привет­ствует: "Омойте ее трижды или пятикратно…", адресован­ными тем, кто обмывал его умершую дочь. Эти слова доказы­вают тот факт, что тело умершего человека не является сквер­ной, так как если бы оно само по себе было скверной, то есть являлось наджасой 'айния, то омовение не принесло бы никакой пользы, как в примере с собакой, которую невозможно очистить, даже если вымыть ее тысячу раз. Что же касается оп­ределения Кораном многобожников как скверны, то имеется в виду, что они – скверна духовного плана (наджаса ма'науийа), и это дока­зывается тем, что Аллах разрешил нам жениться на женщинах из числа людей Писания. Аль-Хафиз в "Аль-Фатхе" говорит следую­щее: "Большинство ученых придерживается этого мне­ния, а по поводу аята "Поистине, многобожники – скверна ", говорят, что имеется в виду, что они скверна в плане их вероубеждений и их отношения к скверне".

Все это указывает на то, что живой человек не является наджасой 'айния, вне зависимости от того, мужчина это или женщина.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика