Сегодняшняя тема пример общего положения исламской уммы. Под общим положением подразумевается, положение нашей исламской общины со времён пророка до сегодняшнего дня. Все мы видим что происходит в наши дни и в каком положении находятся мусульмане. Любой разумный мусульманин, у которого есть хотя бы капля веры в сердце, жалеет нашу общину и печалится о ней, однако множество мусульман, не имеют представления об истинном положении нашей уммы. По этой причине он ошибаются в вынесении диагноза, и следовательно ошибаются в лечении. И от нас требуется правильное понимание положения, как об этом говорят уляма в усуль аль-фикх, (аль-хукму фар'ун анид тасаввур) постановление в отношении какого-либо положения, является ветвью от представления, т.е. если человек не имеет правильного представления о вещах, он не может вынести верное решения относительно их. Мы в наше время видим невежество, которое распространилось в исламской общине, видим унижение, в котором находится исламская община, однако посмотрели ли мы на её положение через призму знания, а не через призму эмоций. К сожалению, большинство мусульман в наше время смотрит на положение нашей общины через призму эмоций. И мало кто смотрит через призму знаний, так как мало кто обладает этим знанием.
Наша исламская община подобна народу, которая жила в одной долине. Эта долина была окружена высокими горами. На эти горы снисходили чистые и пресные дожди. Затем в горах эти дожди собирались в источники, и затем в реку, которая протекала в этой долине. И народ жил на берегах этой чистой реки. Они пили из этой реки, готовили себе пищу из этой воды и поили свой скот этой водой. И они пили молоко и ели мясо этой скотины. Так же они поливали этой водой свои посевы. То есть это река была для них источником жизни. Они были сильны, здоровы и не постигали их болезни по причине этой реки, так как её чистота несла в себе силу и величие. И племена живущие в соседних долинах знали об этом народе, и о чистоте их реки и о их силе. Поэтому они боялись этого племени и уважали его, и никогда не задумывались о том, что бы напасть на них. И народ живущий в этой долине знали, что секрет их силы заключается в этой чистой и прозрачной реке. Поэтому они берегли эту реку больше своей жизни, так как знали, что она является причиной их здоровой жизни. И они никогда не бросали в неё и даже не помышляли об этом. Мало того, они никому не разрешали загрязнять её и даже маленьким детям. И они всегда напоминали друг другу, что эту реку надо беречь и содержать в чистоте. Несмотря на то, что никто ничего в неё не бросал, они все равно напоминали об этом друг другу.
Прошло время. Поколения стали сменять друг друга, и стали забывать о завещании своих предков. Они стали забывать о завещании, так как хранителей этого завещания становилось всё меньше и меньше. Затем некий человек из-за своей халатности или забывчивости бросил что-то в эту реку. И он увидел, что никто ему этого не запрещает. После этого он бросил еще что-то, и некоторые глупцы, из этого племени увидев это, стали повторять за ним. И это стало началом загрязнения этой реки. Люди стали повторять друг за другом и бросать в реку всё, что им попадётся в руки. И они не ограничились обычным сором, и стали бросать в неё мусор, мертвечину, нечистоты и свои испражнения. Одним словом превратили её в канализацию. И самое удивительное в том, что они продолжали пить из этой реки, так как у них не было иного источника воды. И они продолжали пить из неё, готовили пищу из этой воды, поили свою скотину этой водой и поливали свои посевы ею. И это стало причиной распространения в их среде страшных болезней, что привело к их ослаблению. И их слабость заметили племена, живущие в соседних долинах и воспользовавшись этим напали на них. Они взяли власть над этим племенем, и это было не оттого, что соседи были сильны, а от того, что этот народа был слаб.
И прошло время. Это племя продолжало болеть. Народы, захватившие власть унижали их так как они были слабы, в отличие от предков, которые имели силу и величие. И однажды остатки этого племени собрались для принятия какого-либо решения. И каждый из них хотел исправить то положение, в котором находилось это племя. И они разделились на три группы. Первая группа, состоявшая в основном из молодёжи сказали, что причина их униженного положения в их врагах. И поэтому сказали они, надо собраться и напасть на нашего врага и будь что будет. Другие же сказали, нет, мы не в состоянии воевать с ними. Нас постигли болезни и мы слабы. Нам следует лечиться, принимать лекарства, даже если мы будем вынуждены привозить их от других племён. Третья же группа, состоящая из стариков, мудрецов и учёных, сказала: Мы не можем воевать с ними по причине нашей слабости. Нам так же бестолку принимать лекарства, так как причина наших болезней в нашей загрязнённой реке. Наши болезни не пройдут, пока мы не очистим нашу реку. Причины наших болезней это вода этой реки, которую мы пьем, из которой мы готовим пищу, которой мы поим нашу скотину, а затем пьём её молоко и едим её мясо, а так которой мы поливаем наши посевы. Поэтому нам в первую очередь нужно очистить реку, и только после этого к нам вернётся сила, могущество, которое было у наших предков. И если вы нас послушаете, то исправится наше положение, пройдут наши болезни, и для этого не будет требоваться лекарств, если уйдёт болезнь, значит, к нам вернётся сила, и не будет у нас нужды воевать с врагом, так как он сам покинет нас, увидев нашу силу, и для этого нам следует очистить реку. Так эти мудрецы и учёные побуждали своё племя прислушаться к ним и говорили: Мы жалеем вас, мы из вас, у нас есть знание, мы приводим вам доводы на основе знания от наших предков. Затем они сказали: Мы не можем дальше оставаться с вами и должны подняться вверх в горы к источникам. Потому что, даже если наша группа станет очищать реку, вы все равно будете продолжать кидать туда грязь. Поэтому мы должны подняться к источникам, которые собираются по причине дождей. И мы будем использовать эти чистые воды, и тогда вернётся к нам наше былое могущество и сила, которое было у наших предков.
И этот призыв называется ат-тасфийа у ат-тарбийа. Тасфийа - это очищение, а тарбийа это воспитание. То есть нам сначала следует очистить себя, а затем воспитывать и развиваться на этой чистоте. И тогда у нас будет успех. И лечение нашей исламской уммы, как говрят об этом учёные именно в ат-тасфийа у ат-тарбийа. То есть очищение источников, а затем воспитание и развитие на основе этих источников. То есть очищение должно начаться с реки, которая называется таухид, и очистить мы её должны от скверны, то есть от скверны ширка, от мертвечины куфра, от нечистот нифака (лицемерия). Так же мы должны очистить реку, которая называется сунной от скверны бида'а и от грязи той лжи, которая воздана в адрес Сунны пророка . Мы должны очистить реку, которую загрязнили халяфы, то есть поздние поколения нашей уммы. Они загрязнили ту реку, которую берегли саляфы этой уммы. Берегли и не позволяли никому загрязнить её, и даже никому не позволяли даже думать о том, чтобы загрязнить эту реку самой малой грязью, будь это даже соломинка.
Да смилуется Аллах над имамом Маликом, имамом дар уль-хиджра, как говорят о нём учёные, который упомянул об этом примере всего в одном предложении: (Лям таслюха ахиру хазихиль умма илля бима салюха биха аввалюха) ''Не преуспеет последующее поколение этой общины, кроме как тем, чем преуспело первое её поколение''. Поистине это великие слова. И этот пример является примером положения нашей исламской общины. И последующее поколение этой общины, подобно последующему поколению того племени. В чем же был успех первого поколения того племени, в том, что они содержали в чистоте реку, протекающую в той долине, где они жили. И поэтому люди живущие в этой долине, должны вернутся к тому, на чём были их предки, для того чтобы вернуть себе силу и славу. Точно так же наша община, ведь этот пример был приведён как пример нашей общины. Поэтому, если мусульмане хотят преуспеть, то они должны вернуться к тому, на чём были саляфы этой общины, а это Посланник Аллаха , его сподвижники и те, которые последовали за ними. Первое поколение этой уммы преуспело по причине чистоты таухида и борьбы с ширком, так же по причине чистоты сунны, и борьбы с бида'а, а это подобно тому мусору, которое бросали в реку представители того племени. И сила наших предков, было в тех дождях, которые нисходили с неба, собирались в горах и спускались в эту долину. Здесь под словом дождь имеется ввиду наша религия. Так как многие айаты Корана указывают на то, что наша религия была ниспослана. Так же пророк : «Поистине руководство и знание, с которым Аллах послал меня, подобно выпавшему на землю дождю». Здесь как видно под словом дождь подразумевается знание, то есть религия Всевышнего Аллаха. И этот дождь чистый, прозрачный. И как сказал Всевышний Аллах: «Каждую живую вещь Мы сделали из воды». Точно так же, как дождь был причиной здоровья того племени, так же наша религия является причиной здоровья наших душ, так как наша религия оживляет сердца и души. Жизнь сердца и души пролегает через религию, а религия это таухид и иттибау саляф, иначе мусульмане не добьются успеха, подобно тому, как лишились успеха представители этого племени. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (Покаяние (ат-Тауба), 100).