О необходимости бояться ширка
Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал:
"Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему равных, но прощает всё, что помимо этого, кому пожелает..."[1] ("Ниса'" (4):48, 116).
И сказал пророк Ибрахим:
"...и отдали меня и моих детей от поклонения идолам!"[2] ("Ибрахим" (14):35).
В одном из хадисов пророк сказал: "Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк". Когда его спросили, что это такое, он ответил: "Показуха"[3].
Ибн Мас'уд рассказывал, что посланник Аллаха сказал: "Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадёт в Огонь". Этот хадис передал аль-Бухари[4].
Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха сказал: "Кто предстал перед Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадёт в рай; а кто предстал перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь"[5].
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Необходимость бояться ширка.
2. Показуха является разновидностью ширка.
3. Она относится к малому ширку.
4. В этом заключается самая страшная опасность для праведников.
5. Близость как рая, так и Огня.
6. Объединение указаний на их близость в одном хадисе.
7. Представший перед Аллахом, не приобщающим к Нему ничего, попадёт в рай, а представший приобщающим к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь, даже если он поклонялся Аллаху больше других.
8. Огромное значение имеет просьба Ибрахима, обращённая к Аллаху, уберечь его и его детей от поклонения идолам.
9. Урок, который извлёк Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов: "Господи! Они ведь ввели в заблуждение многих людей..."
10. Толкование в этой главе слов "нет божества, кроме Аллаха" так, как об этом упомянул аль-Бухари.
11. Превосходство того, кто уберёгся от ширка.
("Ибрахим" (14):36).
Из этого аята становится ясно, что ширк является величайшим грехом, потому что Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает его тем, кто не покаялся в нём. Прощение меньших грехов зависит от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит их тому, кто предстанет перед Ним с ними, а если пожелает, то накажет за них. Поэтому раб обязан сильно бояться ширка, значимость которого у Аллаха несравненно велика, ибо это является самой отвратительной и злостной несправедливостью, умалением права Господа миров, подлинным обращением обязанностей перед Ним кому-то другому, приравниванием его к Нему, как сказал об этом Всевышний: "...Но неверные придумывают равных Господу своему" ("Ан'ам" (6):1). Это противоречит цели сотворения, является величайшим противодействием Господу миров, высокомерием перед подчинением и покорностью Ему и перед повиновением Его повелениям, кроме которых для миров нет другого блага. Когда же люди лишатся этого, наступит Воскресение. Пророк сказал: "Не наступит Час до тех пор, пока не перестанут говорить на земле: "Аллах! Аллах!" (Муслим (148), Ахмад 3/107, аль-Хаким 4/494, Ибн Хиббан (1911). Ширк - это уподобление творений Всевышнему Творцу и приобщение их к Нему в обладании Божественными качествами - способностью приносить вред и пользу, даровать и лишать, - которые требуют обращения мольбы, страха, надежды, упования и иных видов поклонения их обладателю. Кто же обращает поклонение к творениям, тот уподобляет их Творцу, уподобляет того, кто не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни жизнью, ни воскрешением, Тому, кому принадлежит хвала, творения и царство целиком. К Нему возвращаются все дела, Он владеет добром и происходит только то, что Он пожелает. Никто не воспрепятствует тому, что Он дарует, и никто не одарит того, кому Он воспрепятствует. Никто не удержит Его милость к людям, и никто не возместит её после Него, и Он - Могущественный, Мудрый! Самым отвратительным же уподоблением является уподобление немощного и бедного Всемогущему и Богатому. Особенностью божественной природы является абсолютное совершенство во всех отношениях, без малейшего недостатка. Это требует обращения всего поклонения только Ему Одному - возвеличивания и благоговения, страха и мольбы, надежды и покаяния, упования и просьбы о помощи, наивысшей любви и наивысшей покорности. Разум, шариат и врождённая природа человека требуют обращения этого Одному Аллаху и противятся поклонению кому-либо другому. Тот же, кто обратил хоть что-то из этого кому-либо другому, уподобил его Тому, которому нет подобных, равных и достойных. Это является самым отвратительным и ложным уподоблением. Из-за этих и прочих обстоятельств Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк несмотря на то, что Он предписал для Себя милосердие. Об этом сказал Ибн аль-Каййим. | |
Если Ибрахим- имам правоверных и возлюбленный Аллаха боялся ширка, то тогда страх перед ним обязаны испытывать все верующие. Причина этого раскрывается в словах Ибрахима: "Господи! Они ведь ввели в заблуждение многих людей..." ("Ибрахим" (14):36). | |
Ахмад 5/(428, 429) от Махмуда ибн Лабида, "Шарх ас-Сунна" аль-Багви, "аль-Кабир" ат-Табарани; достоверный хадис. | |
Аль-Бухари 8/132, 11/493, Ахмад 1/(462, 464). | |
Муслим (93). |
Великий ширк состоит в приобщении к Аллаху сотоварища и обращение молитвы к нему так, как к Самому Аллаху. Тем же самым является страх перед ним, любовь или обращение к нему с просьбами так, как к Аллаху, а также обращение к нему других обрядов поклонения. Совершающий такие действия никоим образом не может быть муваххидом. Это - самый настоящий мушрик, которого Аллах никогда не введёт в рай, ибо Огонь есть место его обитания.
При этом не имеет значение то название, которое мушрик даёт обряду поклонения, посвящаемому не Аллаху - называет ли он его собственно поклонением, тавассулем или чем-либо ещё. В любом случае, всё это будет великим ширком, так как в любом деле важна суть происходящего, а не та словесная форма, в которую это облекается.
Малый ширк представляет собой все слова и действия, которые приводят к приобщению к Аллаху кого-нибудь, например, возвеличивание творения Аллаха, не достигающее уровня поклонения ему, клятва не именем Аллаха, мелкая показуха и т.п.
Если ширк идёт вразрез с таухидом, то он обязательно влечёт за собой попадание в Огонь, а великий ширк к тому же приводит к вечному пребыванию в нём и запрещению рая, и, если возможность счастья зависит от того, уберёгся ли человек от ширка или нет, то, следовательно, любой раб Аллаха должен бояться ширка больше всего на свете, всячески стремясь избежать его, причин, способствующих ему, а также всего того, что может привести к этому. Каждый раб Аллаха обязан испрашивать у Него избавления от ширка, подобно тому, как это делали пророки, а также другие чистые и наилучшие люди.
Раб Аллаха должен упорно и неустанно воспитывать искреннюю преданность в своём сердце и укреплять её, совершенствуя свою духовную связь с Аллахом, будучи преисполненным раскаяния, страха, душевного трепета, надежды и стремления к благосклонности Аллаха и Его награде во всех своих делах, как явных, так и скрытых. Ведь сущность искренности такова, что она отталкивает великий и малый ширк. Если же кто-то допускает какое-либо проявление ширка, то это происходит из-за слабости его искренности.
комментарий шейха Абд ар-Рахмана Насира ас-Са'ди "аль-Кауль ас-Садид" ("Здравое слово")
-----------------------------22704993013977
Content-Disposition: form-data; name="ahtml"
on