Имам Ахмад говорил: “Нет для меня ничего достоверного относительно молитвы Тасбих. Есть разногласия в их иснаде, но я считаю их слабыми”. См. “аль-Масаиль” 79/105, ‘Абдуллаха ибн Ахмада и Ибн Хани.
Это мнение Ахмада относительно молитвы тасбих известно, однако хафиз Ибн Хаджар в “аль-Амали” опираясь на вышеприведенную историю, которую поведал аль-Халляль, что имам Ахмад был удивлен, узнав о том, что хадис о молитве Тасбих также передавал аль-Мустамирр, сказал: “Это указывает на то, что до Ахмада не дошел этот хадис кроме как через версию ‘Амра ибн Малика, однако когда он узнал, что хадис о молитве Тасбих передается и от аль-Мустамирра, он удивился этому. И внешне это указывает на то, что Ахмад отказался от своего мнения относительно слабости данного хадиса”. Также Ибн Хаджар говорил: “Передается от Ахмада, что он отказался от своего мнения относительно слабости хадисов о молитве Тасбих”. См. “Аджуиба ‘ан ахадис аль-Мишкат” 3/1779.
Среди тех имамов, кто считал хадисы о молитве Тасбих слабыми: аль-‘Укъайли, ат-Тирмизи, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн Таймия и аш-Шаукани. Также к ним относится и имам ан-Науауи, однако от него передается два мнения относительно достоверности молитвы Тасбих. Так, например, в «аль-Маджму’» 4/54 он говорит, что хадисы относительно данной молитвы являются слабыми, и что не следует на них опираться. А в другой своей книге “ат-Тахзибуль-асма уа-ллюгъат” 3/144 он говорит: “Относительно молитвы Тасбих передается хороший (хасан) хадис”. И также говорит: “Это хорошая Сунна”.
Относительно слабости вышеприведенного хадиса от Ибн ‘Аббаса высказывался и имам Ибн аль-Джаузи. Однако он назвал данный хадис не просто слабым, в отличие от предыдущих имамов, а ложным. Он говорил: “Что касается другой версии этого хадиса, то Муса ибн ‘Абдуль-‘Азиз является для нас неизвестным передатчиком”. См. “аль-Мауду’ат” 2/145.
На самом же деле имам Ибн аль-Джаузи был известен тем, что называл не по праву многие хадисы ложными. См. “Мукъаддима Ибн ас-Салях” 47, “аль-Ба’ис аль-хасис” 79, “Шарх Альфия” 92.
Более того, он даже поместил в свою книгу о ложных хадисах «аль-Мауд’уат» хадис, содержащийся в сахихе имама Муслима 4/2193.
Многие имамы не согласились с такой критикой хадиса Ибн ‘Аббаса о молитве Тасбих имамом Ибн аль-Джаузи и сделали ему опровержение. Хафиз ас-Суюты сказал: “Сделали опровержение ученые Ибн аль-Джаузи за то, что он поместил эти хадисы среди ложных”. См. “аль-Ляали” 2/38.
Так, хафиз Ибн Хаджар сказал: “Ибн аль-Джаузи допустил оплошность, включив данный хадис в сборник ложных хадисов”. См. “аль-Хисаль аль-мукаффира” 43.
Мухаддис Абуль-Хасанат аль-Лякнауи говорил: “Слова о том, что хадис о молитве Тасбих вымышлен, являются ложными. Этот хадис достоверный, который необходимо принять. Все мухаддисы, кроме Ибн аль-Джаузи, разногласили относительно достоверности (сахих) и слабости (да’иф) данного хадиса, однако никто из них не называл его ложным (мауду’)”. См. “аль-Асар аль-марфу’а” 137.
Имам аз-Заркаши в “Ахадис аш-шарх” писал: “Причиной недостатка хадиса Ибн аль-Джаузи сделал Мусу ибн ‘Абдуль-‘Азиза, сказав: «Он неизвестный». На самом деле это не так. От него передавали хадисы Бишр ибн аль-Хакам и его сын ‘Абдур-Рахман, Исхакъ ибн Абу Исраиль, Зайд ибн аль-Мубарак и другие. А Ибн Ма’ин и ан-Насаи сказали о нем: «Нет в нем никаких проблем». Но даже если бы и подтвердилось то, что данный передатчик является неизвестным, то все равно такой хадис не становится ложным, поскольку ложным является хадис, передатчик которого обвинялся во лжи!”
То же самое говорил и имам аз-Забиди. См. “Шарх аль-Ихъя” 3/474.
Имам Ибн Насыруддин ад-Димашкъи писал: “Каким образом на основании неизвестного передатчика можно назвать хадис ложным?!” См. “ат-Тарджих” 41.
Однако удивителен тот факт, что сам Ибн аль-Джаузи в своей книге “Ахкаму ан-ниса” 223 в главе “ат-Тасбихат уаль-азкар” писал: “Что касается добровольных молитв, то из них молитва Духа, а также молитва Тасбих в хадисе от Ибн ‘Аббаса”. И он никак не охарактеризовал этот хадис.
На самом же деле многие ханбалиты, шейхуль-Ислам и современные ученые, среди которых Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и Салих аль-Фаузан, считавшие хадисы о молитве Тасбих слабыми, говорили так в основном, следуя за имамом Ахмадом. Но даже мнение Ахмада относительно слабости хадисов о молитве Тасбих неоднозначно, как говорил об этом хафиз Ибн Хаджар.
Также те ученые, которые считали хадисы о молитве Тасбих слабыми, говорили это относительно определенных хадисов данной темы, как сказал это факъих Ибн Хаджар аль-Хайтами. См. “Фатауа аль-Кубра” 1/19.
Мнение этих имамов не может быть принято, поскольку их слова о слабости хадисов о молитве Тасбих являются обобщенными, а выше было установлено, что среди хадисов о молитве Тасбих есть достоверные и хорошие иснады сами по себе, а также и такие, которые усиливаются другими путями. И на основании подобных обобщенных заявлений неприемлемо отрицать достоверно установленный хадис. См. “аль-Асар аль-марфу’а” 137-138.
Имамы, посчитавшие хадисы о молитве Тасбих достоверными
Имам ад-Даракъутни сказал: “Самое достоверное, что есть о достоинствах чтения Корана – это достоинство суры аль-Ихляс, и самое достоверное, что есть о достоинствах молитвы – это молитва Тасбих”. См. “аль-Азкар” 158.
Имам аль-Байхакъи говорил: “Передается, что ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак совершал молитву Тасбих, и передают об этой молитве праведники друг от друга, и это усиливает то мнение, что этот хадис от пророка (мир ему и благословение и Аллаха)”. См. «‘Аунуль-ма’буд» 4/124.
Имам ад-Дайлями сказал: “Молитва Тасбих – одна из самых известных молитв, имеющая достоверный иснад!” См. “Муснад аль-Фирдаус” 2/43.
Имам Абуль-Хасан ас-Синди говорил: “Относительно достоверности хадисов о молитве Тасбих ученые говорили много, и правильным является то, что хадис достоверен и следует воплощать его в жизнь”. См. “Хашия ‘аля Сунан Ибн Маджах” 1/420.
Большинство имамов, как первых, так и последующих поколений после тщательного изучения хадисов о молитве Тасбих пришли к выводу, что хадисы об этой молитве имеют основу, и что на них следует опираться и претворять в жизни.[5]
Среди имамов, подтвердивших достоверность хадиса о молитве тасбих:
Муслим, Абу Дауд, Ибн Мандах, ад-Даракъутни, аль-Хаким, аль-Аджурри, Ибн ас-Сакан, аль-Мунзири, аль-Асбахани, Абу Муса аль-Мадини, аль-Хатыб аль-Багъдади, аз-Заркаши, Абу Са’д ас-Сам’ани, ас-Субки, аль-‘Аляи, аль-Балькъини, ас-Сарахси, Ибн Хаджар, аз-Забиди, Ибн Насыруддин, Ибн Тулюн, Ибн ‘Абидин, аль-Лякнауи, ас-Синди, ас-Суюты, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Мухаммад аль-Мубаракфури, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. “ат-Тарджих” 42. “ан-Накъду ас-сахих” 30, “ат-Тальхис” 2/7, “Джами’уль-усуль” 6/254, «‘Аунуль-Ма’буд» 4/124, “ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих” 64-70.
Многие имамы, как из числа предшествующих, так и современных, посвятили теме молитвы Тасбих отдельные труды, в которых они тщательно разбирали достоверность этой молитвы. Среди этих трудов можно выделить «Тасхих саляти-ттасбих» имама аль-Асбахани; «Саляту-ттасбих» имама Абу Са’да ас-Сам’ани; «Тасхих саляти-ттасбих» Абу Мусы аль-Мадини; «ат-Тарших ли саляти-ттасбих» Таджуддина ас-Субки; «ат-Тарджих ли хадис саляти-ттасбих» хафиза Ибн Насыруддина ад-Димашкъи; «ат-Тасхих ли саляти-ттасбих» имама ас-Суюты; а также «ат-Танкъих лима джа-а фи саляти-ттасбих» Джасима ад-Дусари.
Опровержение тем, кто посчитал хадисы о молитве Тасбих слабыми из-за их смысла
Необходимо также отметить, что среди ученых были не только те, кто высказывался плохо относительно достоверности иснада хадиса, но также были и те, кто считал данный хадис неприемлемым со стороны его смысла (матн) и описания молитвы Тасбих. Так, например, шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если мы посмотрим на молитву Тасбих, то увидим, что она является отклоненной (шазз) как в описании, так и в форме совершения. И если бы эта молитва имела достоверную основу, то она передавалась бы множеством сообщений, так как за ее совершение полагается великая награда”. См. “Фатауа Манаруль-ислям” 1/203. То же самое говорил и шейх Ибн Баз.
Обвинение некоторых ученых в отношении содержания (матн) хадиса сводится к двум:
Первое – то, что в хадисе упоминается великая награда и прощение предшествующих и последующих грехов.
Второе – то, что порядок совершения этой молитвы не подобен обычной молитве, что и вызвало непризнание молитвы Тасбих.
Ответ на первое заявление относительно величины награды
Милость Аллаха велика и безмерна, и поистине, тот, кто надеется на награду Аллаха, получит ее. Но если открыть двери подобным заявлениям, то можно посягнуть на любой достоверный хадис, в котором сообщается о великой награде за легкое деяние. Так, например, в сахихе Муслима приводится следующий хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если любой из вас приготовит себе воду для омовения, а потом прополощет рот и нос, то обязательно стекут вместе с водой совершенные им прегрешения лица, рта и носа! Если потом омоет он свое лицо, как повелел ему Аллах, то вместе с водой с его лица и бороды обязательно стекут прегрешения его лица! И если затем он омоет свои руки до локтей, то вместе с водой с кончиков его пальцев обязательно стекут прегрешения его рук; если потом протрет он свою голову, то вместе с водой с кончиков его волос обязательно стекут прегрешения его головы; если потом он омоет свои ноги до щиколоток, то вместе с водой с кончиков пальцев его ног обязательно стекут прегрешения его ног. Если же после всего этого он совершит молитву, воздаст хвалу Аллаху, восславит Его, будет превозносить Его, как Он того заслуживает, и очистит сердце свое от всего ненужного, не думая ни о чем, кроме Аллаха Всевышнего, то расстанется он со своими грехами и станет таким же, каким был в тот день, когда его родила мать». Муслим 832.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник”, - обязательно откроются все восемь врат Рая, и войдет он, через какие пожелает». Муслим 234.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда имам произносит “Амин”, произносите “Амин” и вы, ибо поистине, тому, кто произнесет эти слова одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи». аль-Бухари 1/184, Муслим 2/219.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто тщательно совершил полное омовение в пятницу, затем отправился на пятничную молитву пораньше, чтобы застать проповедь и шел в мечеть пешком, а не верхом; приблизился к имаму, слушал проповедь внимательно, не отвлекаясь, то запишется ему за каждый его шаг награда, как за совершение ночных молитв и соблюдение поста в течении года». Ахмад 4/8, ат-Тирмизи 496, Абу Дауд 435. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, Ибн Хиббан, шейх аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнату.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Тому, кто омоет покойного, и скроет от других то, что он узнал о нем, Аллах простит сорок больших грехов». аль-Хаким 10516, аль-Байхакъи 3/395. Все передатчики хадиса заслуживают доверия, о чем сообщили хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами, а имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
И подобных хадисов великое множество. И неужели достоверность каждого из них следует отрицать лишь на основании того, что за легкое деяние обещана великая награда?! Достоинство и награда за определенное деяние не определяются с помощью умозаключений, как это говорили имамы, они определяются только на основании текстов Корна и Сунны! См. “Миркъатуль-мафатих” 2/130.
Прекрасно объяснил положение хадисов относительно великой награды, несмотря на легкость деяния, имам аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям. Он говорил: “Если скажут, что шариат установил за легкое деяние такое же воздаяние, как и за тяжелое, примером чему может служить то, что за благочестивый Хадж обещано прощение, а также обещано подобное тому, чье произнесение слова «Амин» в молитве совпало с произнесением этого слова ангелами; или что шариат уготовил прощение грехов тому, кто выстоял в молитве Ночь предопределения, и такое же прощение уготовано тому, кто проведет все ночи Рамадана в молитве. То ответ на это таков: несмотря на то, что за все эти благодеяния даруется прощение грехов, они не могут сравниться друг с другом в вознаграждении. Поистине, Всевышний Аллах уготовил за совершение благодеяний возвышение степени и прощение грехов, однако это не означает, что возвышение степени и прощение грехов являются одинаковыми”. Он также говорил: “Может быть так, что легкое деяние для языка будет тяжелым в Судный день на весах. Пример этому является единобожие (таухид), которое является легким для тела и языка, но вместе с тем является наилучшим из того, что может быть даровано человеку. Когда пророка (мир ему и благословение и Аллаха) спросили о том, какое деяние является наилучшим? Он ответил: «Вера в Аллаха», а затем после этого он указал на джихад, несмотря на то, что совершение джихада намного тяжелее, чем вера в Аллаха. Таким же образом познание таухида является наилучшим познанием, а вероубеждение, основанное на единобожии - наилучшим убеждением. И это несмотря на то, что эти вещи не являются тяжелыми”. См. “Къауа’идуль-ахкам” 1/34-35.
Ответ на второе заявление относительно формы совершения молитвы Тасбих
Достоверность хадиса о молитве Тасбих обоснована, таким образом, нет смысла прибегать к логике относительно порядка ее совершения. Шейх аль-Мубаракфури говорил: “Что касается отличия формы совершения молитвы Тасбих от прочих молитв, то по причине этого хадис слабым не становится, после установления его достоверности!” См. “Тухфатуль-ахуази” 1/351.
Далее, нет в молитве Тасбих никаких элементов, вызывающих удивление, кроме самого произнесения тасбиха, а также сидения для отдыха (джулюс истираха), в котором произносится тасбих, прежде, чем встать, как сказал имам ас-Субки. См. “аль-Фатухат ар-рабания” 4/308.
Однако сидение для отдыха прежде, чем встать на следующий рак’ат, является узаконенным деянием, и об этом передается в достоверных хадисах от аль-Бухари 2/240-241, Абу Дауда 1/134, ат-Тирмизи 2/79 и др.
Более того, молитва «Затмения» (кусуф) еще необычнее в своем исполнении, нежели молитва Тасбих. В молитве Затмения совершается, в отличие от всех других молитв, включая и молитву Тасбих, два поясных поклона (руку’). Однако, несмотря на это, хадисы о молитве Затмения содержаться в сборниках аль-Бухари 2/529 и Муслима 2/618. Так ответил на второе обвинение хафиз Ибн Хаджар в “Амали аль-азкар”.
Также некоторые, опираясь на слова, упомянутые в хадисе: «О ‘Аббас! О дядя…» сочли, что и это указывает на слабость данного хадиса, поскольку в нем содержится обращение именно к ‘Аббасу, тогда как положения шариата не должны ограничиваться кем-либо определенным.
А другие ученые возразили на это заявление и сказали, что, несмотря на то, что эти слова обращены именно к ‘Аббасу, это обращение относится ко всем мусульманам. Это подобно следующему хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшему Му’азу: «О Му’аз, клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя и я наказываю тебе, о Му’аз, никогда не забывать говорить после каждой молитвы: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе”». Абу Дауд, ан-Насаи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7969.
/Аллахумма а’инни ‘аля зикрика уа шукрика уа хусни ‘ибадатика/.
Ведь из этого не следует, что данные слова относятся только к Му’азу!
На основании сказанного ученые говорят, что основа в обращении пророка (мир ему и благословение Аллаха) к кому-либо, является обращением ко всей умме, будь то мужчина или женщина, если только нет указаний на исключение. См. «Саляту-ттатау’» 71.