С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Разъяснение сомнений относительно молитвы «Тасбих» Предисловие
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Разногласия среди имамов относительно правомочности молитвы Тасбих существуют с давних пор. Причиной разногласия являются разговоры вокруг достоверности хадисов, в которых сообщается о молитве Тасбих, а также форма совершения этой молитвы, которая вызывала сомнение у некоторых ученых. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, считавший, что молитва Тасбих не имеет достоверной основы в шариате, говорил: “Любая молитва, в которой сообщается о чтении определенных аятов или сур или тасбихов (прославлений Аллаха), является выдуманной по единодушному мнению знатоков хадисов. Но молитва Тасбих является исключением из этого, поскольку относительно нее существует два известных мнения. Однако сильным мнением является то, что это молитва также неправомочна, несмотря та то, что некоторые ученые считают ее законной. По этой причине никто из имамов не признавал эту молитву, а наоборот, имам Ахмад и другие порицали ее и отвергали хадисы, в которых упоминается о ней. Что же касается имамов Малика, Абу Ханифы и аш-Шафи’и, то они и вовсе не слышали об этой молитве”. См. “Минхаджу-Ссуна” 7/434.
Таким образом, одни мусульмане следуют в этом вопросе одним ученым, а другие - другим. Однако этого недостаточно для того, чтобы знать с какими же учеными истина. Что может сказать тот мусульманин, который, скажем, последовал за теми учеными, кто считал хадисы о молитве Тасбих слабыми? На вопрос относительно данной молитвы он отвечает: «Имам Ахмад сказал, что хадисы о молитве Тасбих слабые». Следуя подобному примеру, сторонники законности данной молитвы могут со своей стороны сказать: «А имам Муслим, Абу Дауд, аль-Аджурри, Ибн ас-Сакан и многие другие имамы считали хадис Ибн ‘Аббаса о молитве Тасбих достоверным». Таким образом, истина не становится ясной, ибо необходимо знать, по какой причине одни имамы сказали, что хадис о молитве Тасбих слабый, и по какой причине другие имамы им возразили.
Но прежде, чем перейти непосредственно к обсуждению данной темы, необходимо отметить, что опираться в вопросах достоинств поклонений (фадаиль) на слабые хадисы не дозволено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
Хафиз Ибн Хаджар о словах пророка (мир ему и благословение и Аллаха): «Передавший от меня то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов», говорил: “Если даже рассказывать от имени пророка (мир ему и благословение и Аллаха) то, что он не говорил, является запретным, то, что можно сказать о совершении деяния, основанного на этом высказывании?! Нет разницы при совершении деяния, опирающегося на хадис, касается это законоположений (ахкам) или достоинств (фадаиль), поскольку все это шариат!” См. “Табйин аль-‘аджаб” 3-4.
Имам аш-Шаукани говорил: “Нет разницы между хадисами о законоположениях (ахкам) и хадисами о достоинствах (фадаиль), ибо все это шариат. А тот, кто делает различие между законоположениями и достоинствами за благодеяния, пусть предоставит довод!” См. “аль-Фауаид аль-маджму’а” 283.
Шейх Ахмад Шакир сказал: “Указание на слабость передаваемого хадиса является обязательным, чтобы никто не посчитал такой хадис достоверным. И не существует никакой разницы в том, будет ли человек опираться на слабый хадис относительно законоположений или же в вопросах достоинства того или иного благодеяния. Ведь ничто не может являться доводом, кроме того, что достоверно передается от посланника Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) в достоверных (сахих) и хороших (хасан) хадисах!” См. “аль-Баисуль-хасис” 101.
В данной работе, с соизволения Аллаха, пойдет речь относительно достоверности хадиса о молитве Тасбих, а также на основании Корана, Сунны и высказываний имамов будет приведено опровержение словам тех, кто считал, что данная молитва не имеет основы в шариате.
Рассмотрение достоверности хадисов о молитве Тасбих
Относительно молитвы Тасбих передается тридцать пять хадисов в форме марфу[1], маукъуф[2] и мурсаль[3]. Самым достоверным хадисом из них является хадис, переданный ‘Икримой со слов Ибн ‘Аббаса, который имеет четыре пути передачи. Также среди хадисов о молитве Тасбих есть два сообщения с хорошими иснадами, одно из которых в форме марфу’, а другой – маукъуф.
Разберем подробно достоверность данных хадисов. Начнем с самого достоверного хадиса относительно молитвы Тасбих – хадиса от Ибн ‘Аббаса.
Сообщается со слов ‘Абдур-Рахмана ибн Бишра ибн аль-Хакама, который передал со слов Абу Шу’айба Мусы ибн ‘Абдуль-‘Азиза аль-Къанбари, передавшего от Хакама ибн Абана, передавшего со слов ‘Икримы, что Ибн ‘Аббас рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал ‘Аббасу ибн ‘Абдуль-Мутталибу: «О ‘Аббас! О дядя! Не сделать ли мне тебе подарок? Не сообщить ли мне тебе о десяти вещах, и если совершишь их, простит Аллах тебе твои прошлые и настоящие грехи, старые и новые, совершенные по ошибке и осознано, большие и малые, тайные и явные? Соверши четыре рак’ата молитвы, читая в каждом Фатиху и еще какую-либо суру. Затем после того, как ты прочтешь это в первом рак’ате, скажи, будучи стоящим: “Субхана-Ллах, уаль-хамаду ли-Ллях, уа ля иляха илля-Ллах, уа-Ллаху акбар”, - пятнадцать раз. Затем соверши поясной поклон и произнеси эти слова, будучи в поясном поклоне, десять раз. Затем выпрямись из поясного поклона и произнеси это десять раз. Затем соверши земной поклон и произнеси эти слова десять раз. Затем подними свою голову из земного поклона и произнеси эти слова десять раз. Затем снова соверши земной поклон и произнеси эти слова десять раз. Затем подними голову из земного поклона и произнеси эти слова десять раз. Таким образом, эти слова следует произносить в каждом рак’ате по семьдесят пять раз. И совершай так в каждом из четырех рак’атов. Если ты сможешь совершать эту молитву каждый день, то делай это. Если же не сможешь, то совершай каждую пятницу. Если не сможешь так, то раз в месяц. Если не сможешь и так, то раз в год. А если не сможешь и этого, то один раз в жизни!»” Абу Дауд 1297, Ибн Маджах 1387, Ибн Хузайма 1216, аль-Хаким 1/318, аль-Байхакъи 3/51, ат-Табарани 1/329.
Иснад данного хадиса является достоверным. Все передатчики этого хадиса заслуживают доверия. ‘Абдур-Рахман ибн Бишр – достойный доверия передатчик, о чем сообщается в «ат-Такъриб». Он один из передатчиков имамов аль-Бухари и Муслима. Его также назвали правдивым Ибн Абу Хатим и Ибн Хиббан, а имам аль-Хаким сказал о нем: «‘Алим (ученый), сын ‘алима, внук ‘алима». См. “ат-Тахзиб” 6/144.
Что касается Мусы ибн ‘Абдуль-‘Азиза, то относительно него имамы высказывались по-разному. Ибн Мадини и ас-Сулеймани считали его слабым рассказчиком, однако Ибн Ма’ин и ан-Насаи считали его достойным доверия. Когда же ‘Абдур-Раззакъа спросили про него, он отозвался о нем с большой похвалой. См. «аль-Мустадрак» 1/319.
Что касается Хакама ибн Абана, то его считали надежным передатчиком Ахмад, Ибн Ма’ин, Ибн аль-Мадини, Ибн Намир, ан-Насаи, аль-‘Иджли, чего вполне достаточно как довода относительно надежности данного передатчика. См. «ат-Тахзиб» 2/423.
Что касается ‘Икримы, то на него опирался имам аль-Бухари. А хафиз Ибн Хаджар в “ат-Такъриб” сказал о нем: “Достойный доверия, ученый в области тафсира. Неизвестно, чтобы он лгал от имени Ибн ‘Умара и неизвестно от него нововведений”.
Таким образом, мы видим, что в иснаде данного хадиса нет передатчиков, которые бы обвинялись во лжи или фальсификации.
Имам аль-Байхакъи передал, что Абу Хамид ибн аш-Шаркъи сказал: “Я слышал, как имам Муслим говорил: «Нет относительно молитвы Тасбих достоверного хадиса, кроме этого»”.
Имам Ибн Шахин передал со слов Абу Бакра сына Абу Дауда, что имам Абу Дауд сказал: “Самый достоверный хадис относительно молитвы Тасбих, это данный хадис от Ибн ‘Аббаса”. Он также говорил: “Иснад этого хадиса достоверный”.
Хафиз аль-Мунзири сказал: “Этот хадис передается множеством путей, и его достоверность подтвердили многие ученые, среди которых хафиз Абу Бакр аль-Аджурри, наш шейх Абу Мухаммад Абдур-Рахим аль-Мисри и Абуль-Хасан аль-Макъдиси”. См. “ат-Таргъиб” 1/468.
Сам же хафиз аль-Мунзири сказал, что все передатчики данного хадиса являются рассказчиками, на которых следует опираться. См. “Мухтасар ас-Сунан” 2/89.
Имам аз-Заркаши в “Ахадису аш-шарх” сказал: “Этот хадис достоверный, а не слабый, не говоря уже о том, чтобы быть ложным”.
Хафиз Ибн Хаджар в “аль-Амали” сказал: “Иснад этого хадиса является хорошим”. Однако в “ат-Тальхис” он писал: “Все версии хадисов о молитве Тасбих являются слабыми, кроме хадиса Ибн ‘Аббаса, который близок к тому, чтобы быть хорошим, однако и этот хадис является отклоненным (шазз)”.
На самом же деле Ибн Хаджар пересмотрел эти свои слова относительно данного хадиса, поскольку в большинстве своих трудов он обосновывает законность молитвы Тасбих, и более того, в одной из своих последних книг “аль-Хисаль аль-мукаффира” 42, он сказал: “Иснад этого хадиса соответствует тому, чтобы быть хорошим хадисом, и у него есть свидетельства, усиливающие его достоверность”. Эту книгу он написал в 850 году по хиджре за два года до своей смерти, а книгу «ат-Тальхис», в которой он сказал, что данный хадис шазз, он написал в 820 году.
Также с хорошим иснадом хадис о молитве Тасбих передается от Абу Тайиба Раби’а ибн Нафи’а, который передал со слов Мухаммада ибн Мухаджира, передавшего со слов ‘Уруа ибн Рууаймы, что сподвижник из числа ансаров рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) однажды сказал Джа’фару…”, и затем он упомянул хадис о молитве Тасбих. Абу Дауд 1299, аль-Байхакъи 3/52, аль-Хатыб 9/10.
Иснад этого хадиса сильный. Раби’ ибн Нафи’ является одним из числа передатчиков аль-Бухари и Муслима. Имамы Абу Хатим[4], Я’къуб ибн Шайба, Ибн Хиббан назвали его надежным передатчиком, а имам Ахмад и аль-Фасауи сказали: “Нет в нем никаких проблем”. См. “ат-Тахзиб” 3/251.
То же самое обстоит и с его шейхом Мухаммадом ибн Мухаджиром, которого считали надежным Ахмад, Ибн Ма’ин, Абу Зур’а, Абу Дауд, аль-Фасауи, аль-‘Иджли и др. См. “ат-Тахзиб” 9/477-478.
‘Уруа ибн Руайм также из числа надежных рассказчиков. Имам ад-Даракъутни сказал: “Нет в нем проблем”. Абу Хатим сказал: “Его хадисы следует записывать”. Также его назвали надежным Ибн Ма’ин, ан-Насаи и Ибн Хиббан. См. “ат-Тахзиб” 7/179-180.
Что же касается того, кто именно был тот сподвижник из ансаров, то по этому поводу высказывались разные мнения. Имам аль-Миззи говорил, что это был Джабир ибн ‘Абддуллах. Однако это не так важно, поскольку неизвестность имени сподвижника никоим образом не вредит достоверности хадисов. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Сомнение в имени сподвижника не вредит хадису, поскольку все они являются достойными доверия!” См. “Фатхуль-Бари” 10/24, “ат-Тагъликъ ат-та’ликъ” 5/21
На основании сказанного мы видим, что иснад данного хадиса является сильным, и по этой причине хафиз Ибн Хаджар в “аль-Футухат” 4/314 назвал иснад хорошим, а шейх аль-Альбани в “Сахих Сунан Аби Дауд” назвал хадис достоверным.
Также хадис о молитве Тасбих передается от Мухаммада ибн Суфьяна аль-Убулли, который передал со слов Хаббана ибн Хиляля, рассказавшего со слов Махди ибн Маймуна, передавшего со слов ‘Амра ибн Малика, передавшего от Абу аль-Джауза, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) сказал мне: «Приходи ко мне завтра, и я дарую тебе кое-что». Я подумал, что он хочет дать мне что-то. Когда я вернулся, он сказал мне …”, и затем пророк (мир ему и благословение и Аллаха) обучил его молитве Тасбих. Абу Дауд 1298, аль-Байхакъи 3/53.
Все передатчики этого хадиса достойные доверия, кроме ‘Амра ибн Малика, относительно которого говорят, что никто не считал его надежным, кроме Ибн Хиббана, а в науке хадисоведения известно, что если только Ибн Хиббан считал передатчика надежным, то он являлся неизвестным. Однако этого рассказчика считал надежным и имам аз-Захаби. См. “аль-Мизан” 3/286.
Хафиз аль-Мунзири говорил: “Этот хадис передают надежные рассказчики”, а хафиз Ибн Хаджар сказал: “Имам Абу Дауд приводит хадис о молитве Тасбих от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра с неплохим иснадом, однако относительно него были разногласия, принадлежит ли текст хадиса пророку (мир ему и благословение и Аллаха) или же ‘Абдуллаху ибн ‘Амру”. См. “аль-Хисаль аль-мукффира” 44.
Этот же хадис передается и через другую цепочку передатчиков, в которой уже нет ‘Амра ибн Малика, относительно надежности которого были разногласия. Имам аль-Халляль в “аль-‘Иляль” передал от ‘Али ибн Са’ида, который рассказывал: “Я спросил имама Ахмада о молитве Тасбих, и он сказал: “Нет относительно нее для меня ничего достоверного!” Я сказал: “А хадис от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра?” Он ответил: “Все его версии передаются от ‘Амра ибн Малика (в котором есть проблемы)”. Я сказал: “Нет не все версии, ибо передает его также аль-Мустамирр ибн Райян от Абу аль-Джауза”. Ахмад спросил: “Кто тебе это рассказал?!” Я ответил: “Муслим (ибн Ибрахим)”. Тогда Ахмад сказал: “аль-Мустамирр надежный передатчик”, удивляясь тому, что узнал”. См. “ан-Накъд ас-сахих” 32.
Этот иснад отличный, и все кто упоминается в нем, являются достойными имамами. И ‘Али ибн Са’ид и Муслим ибн Ибрахим и аль-Мустамирр ибн Райян и Абу аль-Джауза, все они являются надежными передатчиками. См. “ат-Тахзиб” 10/121, 10/104, 1/384, 7/326.
Таким образом, иснад этого хадиса является хорошим.
Однако то, что этот хадис через иснад аль-Мустамирра передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, а не от пророка (мир ему и благословение и Аллаха), не мешает его достоверности. Несмотря на то, что этот хадис в форме маукъуф, его положение относится к марфу’, поскольку сподвижники не говорили от себя о религии, о поклонении, о дозволенном и запретном, а также о том, что произойдет в будущем.
Также относительно молитвы Тасбих передается со слов Абу Рафи’а, что посланник Аллаха (мир ему и благословение и Аллаха) обучил своего дядю ‘Аббаса этой молитве. ат-Тирмизи 482, Ибн Маджах 1386, ат-Табарани 1/311.
Иснад данного хадиса слаб, в отличие от тех сообщений, которые мы разбирали выше, однако в силу существования других подобных версий шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность и этого хадиса.