Подготовил Мухаммад Абдулла
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Его мы восхваляем и Его молим о помощи и прощении. Кого Аллах поведёт по прямому пути, того никто не введёт в заблуждение, а кого Аллах ввергает в заблуждение, того никто не наставит на путь прямой. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его роду и праведным сподвижникам!
Обвинение в неверии является вынесением определённого шариатского постановления в отношении отдельного лица и в этом смысле не отличается от прочих постановлений исламского шариата. Поэтому человек, выносящий подобное постановление, берёт на себя огромную ответственность, выступая от имени Всевышнего Аллаха и Его религии. Вследствие этого он должен обладать твёрдыми знаниями о видах неверия и условиях, при которых допустимо обвинение в нём.
Виды неверия
Неверие, или куфр, бывает двух видов: малое, которое не делает человека безбожником и неверным, и великое, которое выводит его из мусульманской общины. Темой настоящей статьи является именно великое неверие. Оно проявляется в шести формах:
1. Куфр ат-такзиб, или неверие по причине того, что человек считает истину ложью. Такой безбожник не верует ни в сердце, ни на словах. Всевышний сказал:
[Подумай, о Мухаммад,] о том дне, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто счёл ложью Наши знамения, и распределим их по группам. Когда они предстанут [пред Аллахом], Он спросит: «Неужели вы сочли Мои знамения ложью, не постигнув [их смысла]? Так что же вы делали?»
Сура «Муравьи», аяты 83-84
2. Куфр аль-джухуд, или неверие по причине отрицания истины. При этом человек осознаёт, что это — истина, но на словах отрицает её, и даже иногда сражается против неё, как это делал Фараон против Мусы и иудеи против Мухаммада. Всевышний сказал:
Они отвергли их неправедно и кичась, хотя в душе они убедились в [истинности] их.
Сура «Муравьи», аят 14
Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает её.
Сура «Корова», аят 146
3. Куфр аль-‘инад, или неверие по причине высокомерия. В этом случае неверный признаёт истину в сердце и на устах, но не следует ей из-за своей ненависти к ней и высокомерия, как это делал Иблис, да проклянёт его Аллах. Всевышний сказал:
И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим.
Сура «Корова», аят 34
Тем не менее, когда человек становится неверным, Иблис говорит:
Я отрекаюсь от тебя. Я боюсь Аллаха, Господа миров!
Сура «Сбор», аят 16
4. Куфр ан-нифак, или неверие с проявлениями лицемерия. Лицемеры делают вид, что уверовали, однако в душе не смиряются пред Господом миров. Аллах сказал:
Среди людей есть такие, которые утверждают: «Мы уверовали в Аллаха и Судный день». Но они — не верующие. Они тщатся обмануть Аллаха и уверовавших, но обманывают только самих себя, не ведая [этого].
Сура «Корова», аяты 8-9
5. Куфр аль-и‘рад, или неверие с отвращением от истины. При этом безбожник отвращается от религии, не признаёт и не отрицает её, не слушает и не изучает её, возносясь над ней или же насмехаясь. Всевышний сказал:
Он — добрый вестник и увещеватель. Однако большая часть их не желает слушать и говорит: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты зовёшь, наши уши глухи к нему, а между нами и тобой — завеса. Верши своё дело, а мы будем вершить наши дела».
Сура «Разъяснены», аяты 4-5
6. Куфр аш-шакк, или неверие по причине сомнения. Всевышний сказал:
Верующие — только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений...
Сура «Комнаты», аят 15
Вероотступничество
Следует знать, что даже тот, кто произносит слова свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха», может впасть в одну из форм великого неверия. В этом случае мусульманин отступается от своей религии и обязан покаяться, чтобы вновь обрести милость Аллаха и встать на прямой путь. Существует много воззрений, слов и деяний, которые разрушают веру человека, и мы рассмотрим основные из них.
а) Разрушающие веру воззрения.
1. Отрицание существования Аллаха и Его единственности или сомнение в этом.
2. Отрицание пророческой миссии Мухаммада или сомнение в ней. Неверием является также провозглашение пророчества после Мухаммада, подобно человеку по имени Гулам Ахмад из Кадиании, который объявил себя пророком. Коран опроверг все подобные заявления:
Мухаммад — не отец ни одному из ваших мужей, а только посланник Аллаха и печать пророков (то есть последний пророк).
Сура «Сонмы», аят 40
3. Отрицание существования Судного дня, рая, ада, воздаяния, ангелов, джиннов и пр.
4. Отрицание cвященного Корана или хотя бы одной буквы в нём. Всевышний Аллах сказал:
Уверовал Посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Все они уверовали в Аллаха, и Его ангелов, и Его Писания, и Его посланников.
Сура «Корова», аят 285
5. Убеждение в том, что люди могут не подчиняться шариату Мухаммада, а принимать христианство, иудаизм, кришнаизм или следовать за другими заблудшими учениями. Всевышний сказал:
Кто же ищет религии помимо Ислама, от того не будет принято.
Сура «Семейство Имрана», аят 85
6. Убеждения в том, что многобожники, атеисты, христиане или иудеи придерживаются прямого пути, а их воззрения лучше исламских законов, или же сомнение в их неверии. Всевышний сказал:
Разве ты не думал о тех, которым дана часть Писания? Они веруют в джибта и тагута и говорят о неверующих, что они на более верном пути, чем те, которые следует по истинному пути. Именно их проклял Аллах. А у того, кого проклял Аллах, нет заступника!
Сура «Женщины», аяты 51-52
7. Воздвижение посредников между человеком и его Господом, к которым взывают о помощи и заступничестве и на которых уповают, будь то пророк, ангел или праведник. Всевышний сказал:
А те, которые признали других покровителей кроме Него, [утверждали:] «Мы поклоняемся им только ради того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно больше». Аллах рассудит их в том, в чём они противоречат друг другу. Воистину, Аллах не наставит на прямой путь лжецов и неверных.
Сура «Толпы», аят 3
8. Отрицание обязательности совершения пятикратной молитвы, выплаты закята, соблюдения поста или какого-либо иного безоговорочного предписания религии.
9. Признание дозволенным того, что безоговорочно запрещено в Исламе, например, прелюбодеяния, ростовщичества, алкогольных напитков и т.д., либо запрещённым того, что безоговорочно разрешёно.
10. Предпочтение законов, придуманных людьми, законам шариата или же утверждения о том, что Коран и исламские законы не приемлемы для нашего времени и являются причиной отсталости мусульман и что они распространяются только на духовную и моральную стороны жизни, не затрагивая политику и общественные отношения. Поэтому человек, который, зная об истине, отрицает хотя бы одно из постановлений религии, будь то необходимость совершения намаза или соблюдения поста, забивания камнями прелюбодея или отрезания руки вору, является неверным. Всевышний сказал:
Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в то, что ниспослано тебе, однако желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отказаться от него? Шайтан хочет увлечь их в далёкое заблуждение!
Сура «Женщины», аят 60
А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те — неверные.
Сура «Трапеза», аят 44
Если же человек признаёт закон Аллаха, но из-за слабости своей веры не следует ему, то он не является неверным.
11. Ненависть к чему-либо из того, что принёс Посланник Аллаха, даже если он и совершает это. Аллах сказал:
Это — потому, что возымели они отвращение к ниспосланному Аллахом, и сделал Он тщетными их деяния.
Сура «Мухаммад», аят 9
Также недопустимо, чтобы правоверный был недоволен постановлением Аллаха либо восставал в душе против него, ибо Аллах сказал:
Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём, что вызывает у них споры, а затем не найдут в своей душе стеснения от твоего решения и подчинятся полностью.
Сура «Женщины», аят 65