Следует знать, что молитва, которая приносит усладу и отдохновение, объединяет в себе шесть характеристик:
1. Искренняя преданность. Она выражается в том, что раб совершает намаз и проповедует его из любви к Аллаху, желая получить Его довольство, приблизиться к Нему, покориться Его повелению, не стремясь при этом добиться благодаря намазу какого-либо удела в мирской жизни. Напротив, он совершает его, стремясь к Лику Всевышнего Господа, испытывая любовь к Нему, страх перед Его наказанием и надежду на Его прощение и вознаграждение.
2. Верность и чистосердечность. Она выражается в том, что раб раскрывает душу перед Аллахом и обращает ее целиком к Нему самым красивым и совершенным образом. Ведь намаз имеет как явную, так и скрытую стороны. Явная сторона представляет собой движения и слова, которые люди могут видеть и слышать. А скрытая сторона намаза – это смирение, ощущение души пред Аллахом и обращение души целиком к Аллаху и ни к кому иному. Это касается только души. Движения же молящегося относятся к его телу. Поэтому тот, кто не выполняет предписанное душе, подобен всего лишь безжизненному телу.
Неужели же раб Божий не стыдится предстать пред своим Господом в таком виде? Он обращается с намазом, словно с изношенной рубахой, и такой намаз будет брошен в лицо молящемуся и скажет ему: «Да погубит тебя Аллах так, как ты погубил меня!»
Когда же явная и скрытая стороны намаза доведены до совершенства, молитва доходит до Господа и превращается в свет и доказательство. Она подобна свету солнца, а когда ее преподносят Аллаху, Господь остается доволен ею и принимает ее. Тогда намаз говорит молящемуся: «Да сохранит тебя Аллах, как ты сохранил меня!»
3. Покорность и руководство. Они выражаются в том, что человек изо всех сил стремится руководствоваться примером Пророка и молится так, как это делал он. Он сторонится всех добавлений и убавлений, которые люди внесли в намаз, и всех установлений, не имеющих отношения ни к посланнику Аллаха, ни к одному из его сподвижников.
И не останавливайся на высказываниях тех, кто проявляет послабление в вопросах шариата и ограничивается минимумом, который они считают необходимым и достаточным, или же тех, кто оспаривает их воззрения и считает обязательным многое из того, что они опустили. Ведь существуют хадисы Пророка и Сунна, но они не обращаются к ней, говоря: «Мы следуем такому-то религиозному толку».
Это не избавит людей от ответственности и не послужит оправданием тем, кто упустил то, чему учила Сунна. Поистине, Всевышний Аллах приказал людям подчиняться Своему посланнику и следовать его дороге, а не дороге кого-либо иного из людей. Всем другим же следует подчиняться лишь тогда, когда они повелевают то же, что велел и сам Посланник, ибо слова любого другого человека можно либо принять, либо отвергнуть.
Всевышний Аллах поклялся самим собой, что ни один из нас не уверует, пока не сделает Посланника судьей во всем, что вызывает у нас споры и не покорится ему полностью.
Тот, кто возлюбил Аллаха, отдыхает в намазе и наслаждается им. А тот, кто отвернулся от религии и пренебрег истиной, совершенно не испытывает этого. Напротив, молитва кажется ему долгой и трудной. Когда он встает на намаз, то словно стоит на раскаленных углях, чтобы поскорее избавиться от предписанной молитвы, и поэтому он спешит с ней, торопится в ней. Такой человек, конечно же, не найдет в ней своей услады и душевного успокоения.
Когда человек нашел в чем-то усладу для глаз своих и отдохновение, самым тяжелым для него оказывается расставание с этим. Для того же, чья душа лишена любви к Аллаху и к будущей жизни, кто искушен любовью к дольней жизни, самой большой трудностью является намаз. Он больше всего не желает удлинять его, даже когда он свободен и здоров.
Отрывок из книги Имама Ибн Кайима аль-Джаузийя "Послание каждому мусульманину"