Отправлено 07 декабря 2010 - 00:05
Зарезанное женщиной
От Шафиитов же передается два мнения. Из первого мнения, можно, но в вынужденных положениях . Второе же мнение - запрещено. (аль-Мухтадж аль-Муъни, 8/573, 581).
Зарезанное женщиной так же дозволено к употреблению, если даже она при этом была в состоянии месячных регулов.
В сахих аль-Бухари, в Муснаде Ахмада передается хадис от Каъб бин Малика, что одна джария, завидев овца подыхающей, взяла камень, разбив его, острием зарезала овцу. Каъб же не позволил своей семье есть из этого мяса, пока не получит на это одобрения посланника.
Известие дошло до посланника (с.а.с.), и он дал разрешение есть это мясо.
Этот хадис указывает на то, что зарезанное женщинами, употребляется.
В тафсире аята 3, суры Маида у Куртуби говорится о дозволенности употреблять в пищу, зарезанное как ахлю Китаб, так и женщиной мусульманкой. Опять таки, ученые поставили условием, чтобы закалывающий не был меняющим свою религию, за исключение вхождения в религию ислам. Но если человек примет иудейство будучи христианином или наоборот, примет христианство будучи иудеем, тот будет считаться вероотступником, а зарезанное муртаддом не употребляется.
Опять таки таким же образом, человек после своего ислама, перешедший в ахлю Китаб(т.е. принявший христианство или иудаизм), не будет считаться из ахлю Китаб, напротив он есть муртад. В этом вопросе среди алимов есть иджма. (Бадаис Санаи, 6/2776-2777; Ибну Кудама, Муъни, 8/573,581)
….
Опять таки, чтобы мясо считалось дозволенным, еще одним фактором является условие, чтобы закалывание или охота были ради Аллаха. Этот вопрос конкретизируют: аль-Бакара, 173; Нахль, 115; аль-Анъам, 145; аль-Маида, 3.
В этих аятах указывается на то, что не употребляется то, что заколото не именем Аллаха.
Опять таки Муслим, Насаи и Ахмад передали один хадис, в котором посланник Аллаха (с.а.с.) проклял тех, кто закалывает не именем Аллаха. Сюда относится все, что входит в закалывание ради идолов. Науауи в шархе Муслима относит к этой категории все то, что заколото во имя Каабы, Мусы (а.с.), Исы (а.с.) и что является харамом в употреблении. То же самое сказал и о закалывании животных для удовлетворения руководителей ученых Бухары. (Шарх Сахиха Муслим, 13/141)
Есть разногласия в дозволенности заколотого ахлю Китабом не именем Аллаха(именем пророков или храмов).
Ата, Макхуль и Саби указали на дозволенность этого мяса. (Ибну Кудама, 8/568-569, 8/581-582)
Это мнение было передано от Ирбад бин Сария, Убада бин Самит и Абу Умама аль-Бахиль. Куртуби, Табари и Джассас в тафсире аль-Маида, 5 передали о том, что абу ад-Дарда считал дозволенным есть мясо, зарезанное ахлю Китаб ом во имя своих храмов.
Икрима передал от Ибн Аббас, Куртуби в Сунан Абу Дауд от Ибн Аббас в тафсире аятов аль-Анъам,121 и альМаида,5 передал, что необязательно упоминание имени Аллаха людьми писания(ахлю Китаб) и что это сахих. Также Ибн Аббас сказал, что заколотое христианами во имя Масих и заколотое Иудеями во имя Узайр можно употреблять. (Тафсир Куртуби, 6/53).
Так же хаким передал от Ибн Аббас, что по причине того, что христиане и иудеи верят в Таурат и Инджил, заколотое ими дозволено.
Однако, большая часть алимов сказали, что нельзя употреблят мясо, заколотое иудеями и христианами в том случае, когда они закололи во имя Исы, Узайра, храма и их праздника.Это мнение передано от Али(р.а.), Айши(raa), Абдуллах июн Умар(ра), Зухри, Тауус, Хасан аль-Басри. Относительно этого мяса есть ихтиляф. В то время как некоторые ученые объявили харамом это мясо, другие же объявили его макрухом. (Фатхуль-Бари, 9/636; Бадаус-Санаи,6/2777;
Мухтадж,4/273; Ибн Кудама, аль-Муъни, 8/581-582, 8/568-569; Тафсир Куртуби,6/76; Ибн Таймиййя, Иктида ас-Сират аль-Мустаким,1/251)
Абу Ханифа, Имам Ахмад, Маликиты, Али (ра), Нахаи, Хаммад и Исхак сказали, что иудеи и христиане не обязываются упоминанием имени Аллаха, это обязанность на мусульманах. (Науауи, Маджмуъ, 9/78; Куртуби, Тафсир, 6/52). Некоторые Ханафиты и Ханбалиты же объявили, что намеренное неупоминание что людьми писания, что мусулманами при закалывании, является харамом к употреблению. Привели в доказательство аяты 118 и 121, суры аль-Анъам.
Те ученые, которые приводят в далил суру аль-Кяусар, сказали, что закалывание является ъибадой и что намерение в поклонении является условием. Имам Шафии же упомянул о необязательности намерения при закалывании и охоте. Есть согласие в том, что тасмийя(упоминание имени Аллаха) является условием, однако сунна это или фарз - в этом отношении есть разные мнения. Далилем привели следующие аяты: Хадж,34,36; аль-Анъам, 118,121,138.
Посланник Аллаха указал на то, что не будет спроса от уммы за забычивость. (Ибн Маджджа; Суюти, аль-Джамиъус-Сагъир; Табарани, аль-Муджамуль-Кабир; Хайсами, Маджмауз-Зауаид; Табарани, Аусат).
Опираясь на это, ученые указали на запрещенность к употреблению намеренное непроизношение тасмиййя над над мясом при закалывании, однако указали на дозволенность к употреблению при неупоминании по забывчивости. (Раъъуль-Мухтар, 5/298-299, 6/402, 6/302; Шархуль-Кабир, 2/167-168; Кашаф Кина ъаля Матни аль-Икна, 5/181; Ибн Кудама, аль-Муъни, 11/33; ат-Тадж уаль-Иклиль,3/129)
О дозволенности употребления мяса, над которым было забыто упоминание тасмиййя мусульманами, упоминается много хадисов и высказываний сподвижников как доказательство во многих трудах четырех Масхабов. Мы приведем только содержание этих хадисов: "Мумин, если даже забудет произнести тасмиййя, это употребляется как если бы он произнес его." (Фатхуль-Бари, 9/793); "Будет упоминать имя Аллаха или нет, зарезанное мумином дозволено." (абу Дауд; Даракутни); Даракутни передал от Ибн Аббаса: "В муминах есть одно из имен(салам) Аллаха, ешьте заколотое им, если даже не упоминнал он имени Аллаха.";
Абдурразак передал тоже самое с добавкой: "Если зороастриец даже и упомнит имя Аллаха при закалывании, не ешьте это."
Так же Даракутни сказал, принадлежность мусульманина к исламу достаточна, если он забудет произнести тасмийя при закалывании, то принимая такую пищу, достаточно самим упоминать имя Аллаха. Бухари передал от Ибн Аббас, что если мусульманин забыл упомнить имя Аллаха при закалывании, то это мясо дозволено к употреблению.
От Абу Хурайры передается, что некий спросил у посланника Аллаха (сас) о дозволенности употребления заколотого мусульманином, если он забыл при этом упомнить имя Аллаха, на что посланник Аллаха ответил, что упоминание мусульманином постоянно на его языке. (Даракутни; Маджмауз-Зауаид; Табарани, Аусат). Так же были другие ученые, которые перевали это мнение. (Ибн абдуль-Бари, Тамхиид, 22/299; Ибн Кудама, аль-Муъни, 13/77; Имам Шафии, Китаб аль-Умм, 2/227, 2/131)
По другому мнению Имам Ахмад и Имам Малики, если даже не будет человек произнести имя Аллаха, мясо становится харамом для употребления. 121аят суры аль-Анъам и версия хадиса Адий ибн Хатим у Бухари, Насаи, Тирмизи, Ибн Маджджа, Муснад Ахмад приведены в доказательство этому мнению. В этом хадисе Адий охотился с собакой, где оказалась другая собака тоже, и он спросил у посланника, и посланник (сас) дозволил употребление его в пищу.
По другому мнению имам Ахмад, Имам Малик и имам Шафии сказали, что тасмиййя является сунной,никак не является условием. К сведению, оставление тасмийя является макрухом, но не харамом. Далилем этому является то, что не повелевается произношение тасмийи в аль-Маида, 3, 5; аль-Анъам, 121, 145.
Так же передается от Аиши (р.а.), что когда новообращённые муслимы принесли мясо и об этом было спрошено у посланника (сас), на что он сказал: "Произносите "БисмиЛля" и ешьте. (Бухари; абу Даут; Насаи; Ибн Маджджа; Малик, Муаатта; Байхаки, Сунун аль-Кубра; Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, 12/54; Умдат аль-Кари, 21/118) - в них передаются тоже относительно этой темы. ( Ибну ат-Туркани, аль-Джаухар, ан-Накий ъаля Сунан аль-Кубра, 9/239; Мухтаю, Муъни, 4/266-273; Бвдвуи, Шарх ас-Сунан, 11/194; Айни, Умдатуль-Кари, 11/172-173; Шаукани, Найлюль Аутар, 8/158.
Опять таки Имам Ахмад в другой своей передаче относительно тасмиййя сказал, что есть разница между закалыванием и охотой. То есть, можно смириться с тем, что при закалывании произношение тасмиййя было забыто, но при охоте нельзя смириться. Заколотое без упоминания тасмиййя по забывчивости дозволено к употреблению, однако охота без упоминания тасмиййя по забывчивости не дозволено ук употреблению. (Ибну Кудама, аль-Муъни, 8/540-541).
Ибну абдуль-Бари же сказал, что произношение тасмийя не является условием.(Заркани, 3/80) Так же и Рази в своем тафсире аята 3, суры аль-Маида сказал, что закалывание при котором было забыто произношение тасмиййя, для полноты этого действия "басмаЛля" не является условием. (Тафсируль-Кабир).
Араби же делит положения относительно закалывания на три вида: если закалывающий (мусульманин) скажет: мое сердце полно таухида, поэтому нет необходимости упоминания тасмийя, то это мясо дозволено к употреблению; так же если скажет, что закалывание не является поклонением и поэтому тасмийя не является условием, то это мясо тоже можно употреблять; однако, не придавая значение тасмиййе, умышленно не будет произносить его, то такой становится муртаддом и зарезанное им является запретным. Куртуби тоже это передал от Ибну Араби. (Ибну Араби, Ахкамуль-Коран; Куртуби, 7/50)
Среди источников относительно тасмиййя упоминаются и следующие источники: Бадаъис-Санаи, 6/2775-2782; Мухтадж, Муъни 4/266-273; Ибну Кудама, Муъни,8/540-541, 565; Куртуби,7/74-77; Шарх аз-Заркани, 3/80; Найлюль-Аутар, 8/152,158.