Перейти к содержимому

Close
Фотография

О смысле понятия “сидк”в Исламе


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 18:10

О смысле понятия “сидк”в Исламе
Правдивость (“сидк”) [1]

Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

1 — Правдивость есть соответствие сказанного тайным помыслам человека и тому, о чём это было сказано им.Аллах Всевышний сказал:«О те, кто уверовал, бойтесь Аллаха и будьте вместе с правдивыми!» (Покаяние, 19)

Что же касается эпитета “сиддик” (правдивейший), то под этим подразумевается тот, кто всегда говорит одну только правду.Аллах Всевышний сказал: "(Он[2] сказал): ”Йусуф, о правдивейший, растолкуй нам (сон) о семи тучных коровах…” ( Йусуф, 46)

Качеством, противоположным правдивости, является лживость, а Аллах Всевышний сказал: "Поистине, измышляют ложь те, кто не верует в знамения Аллаха, - они-то и есть лжецы." (Пчёлы, 105.)

Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует , то он сказал: «Поистине, правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит к раю, и (если) человек (всегда) остаётся правдивым, то записывается он пред Аллахом как правдивейший. И, поистине, ложь приводит к нечестию, а нечестие приводит к аду, и (если) человек (всегда) лжёт, то записывается он пред Аллахом как отъявленный лжец». Аль-Бухари и Муслим.

Правдивость является таким качеством, которое может проявляться в убеждениях, словах, делах и всех взаимоотношениях человека с другими людьми.

О проявлении правдивости в убеждениях свидетельствует их соответствие истине, что находит свое выражение в вере в существование Единого Бога, делающего то, что Он пожелает, и не имеющего ни равного Себе, ни сотоварища, равно как и в вере в Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и в то руководство, которое он принёс с собой. Для этого необходимо, чтобы убеждения основывались на изучении и рассмотрении, что позволит обрести уверенность и в результате чего убеждённость станет искренней.

Аллах Всевышний сказал: "И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии..." ( Толпы, 2 )
Правдивость в словах проявляется в их соответствии тайным помыслам и истине. Так, например, верующий может сказать: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха”-, однако если то же самое скажет лицемер, то он не будет правдивым в своих словах, поскольку, несмотря на то, что слова его соответствуют истине, они расходятся с его тайными помыслами, а, значит, являются лживыми.

Аллах Всевышний сказал: " О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха и говорите слова правильные." ( Сонмы, 70 )

Правдивость в делах проявляется в соответствии действий человека его убеждениям и реальному положению вещей, если внутренне он проявляет искренность по отношению к Аллаху, хочет снискать Его благоволение и остаётся свободным от примесей лицемерия и стремления к показному.

В одном из хадисов сообщается, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Больше всего я боюсь, что впадёте вы в малое многобожие!” Люди спросили: “А что такое малое многобожие, о посланник Аллаха?” — , и он сказал: “Совершение (благих) дел напоказ (людям)”. Ахмад.

Правдивость во взаимоотношениях с людьми проявляется в свободе этих взаимоотношений от обмана, козней, плутовства и лжи. Правдивость такого рода способствует увеличению благодати (барака) имущества человека.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: « Покупатель и продавец свободны в своём выборе до тех пор, пока они не расстанутся друг с другом, и если оба они были правдивы и разъясняли[3], то сделка их будет благословенной, если же они обманывали друг друга и скрывали, то благо их сделки будет уничтожено».

Аль-Бухари и Муслим.

2 – У правдивости имеются определённые внутренние основания, которые и побуждают человека проявлять её. К числу подобных оснований относится нижеследующее:

Любовь к истине, когда возникает внутреннее ощущение того, что именно истина является той высшей целью, к достижению которой человек должен стремиться, не жалея ради этого сил, поскольку истина есть не что иное как опора всей жизни. В результате человек начинает любить истину, и эта любовь охватывает собой его душу.

К числу этих качеств относятся также смелость и откровенность, поскольку смелого человека отличают собой правдивость и искренность, и он не знает, что такое угодничество и заискивание, не обманывает и не лжёт.[4]

К числу этих внутренних оснований относятся также чувство собственного достоинства и внутреннее благородство. Гордость побуждает человека хранить свою честь от всего низкого и очищаться от всего того, что несовместимо с понятием чести и достоинства, чтобы душа его устремлялась к высокому и не утрачивала своих благородных качеств.

Истоком такого достоинства как правдивость является вера в Аллаха, который знает о том, что скрыто в сердцах, и ничто не остаётся скрытым от Него.

Если раб Аллаха боится своего Господа и не утрачивает уверенности в том, что Он наблюдает за ним, жизнь его становится правильной во всех отношениях. Это значит, что он достиг ступени искренности[5], а Аллах Всевышний сказал: "Поистине, Аллах с богобоязненными и с теми, кто придерживается искренности." ( Пчелы, 128)

Правдивость укореняется в душе, когда человек помнит о мире вечном и о том воздаянии, которое его там ожидает, стремясь к награде Аллаха и не забывая, что правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит к раю.

Благодаря правдивости поведение человека становится правильным, он не отступает от искренности ни внутренне, ни внешне и возвращает доверенное ему, поскольку привычка исполнять обещания относится к проявлениям правдивости в делах и словах. Если люди отличаются правдивостью, они открыто произносят слово истины, искренне исполняют свои обязанности, не боятся порицаний порицающего и не страшатся притеснений несправедливого.

3 – Правдивость оказывает благотворное влияние на личную и общественную жизнь, а также на жизнь человека в мире вечном.

Правдивость оказывает своё влияние на личную жизнь мусульманина в том отношении, что помогает развитию его личности, поскольку он начинает дорожить собой, чувствовать свою ответственность и побуждать себя к обретению достойных человеческих качеств, способствующих обретению им стойкости в истине и уверенности в своих силах, удерживающих его от всего пустого, удаляющих его от всего дурного и защищающих его от промахов, к которым приводит людей ложь, отклонений, вызываемых ею, и тех бедствий, что она навлекает на них.

Влияние правдивости в сфере общественной жизни проявляется в том, что это качество способствует распространению любви между людьми. В результате этого члены общества продолжают доверять друг другу, укрепляется желанное взаимодействие между людьми, создаются необходимые условия для распространения и развития достойных качеств, а тем, кто ими обладает, другие отдают должное. Кроме того, в результате этого члены общества начинают испытывать почтение и уважение к истине, что ограничивает возможности подражания отклоняющимся и потворствования лицемерам.

Всем своим поведением правдивые дают другим наглядный пример, что способствует распространению истины и показывает, как следует её держаться, и этот хороший образец в наибольшей мере способствует улучшению общества и исправлению поведения всех его членов.

Что же касается лживости во всех её проявлениях, имеющих отношение к вере, словам и делам, то она является губительной болезнью, которая ведёт к распаду общества, нарушению его внутренних связей и забвению его ценностей, в результате чего утрачивается доверие людей друг к другу, права их не соблюдаются, а среди членов общества получает распространение враждебность и взаимная ненависть.

И, наконец, правдивость оказывает своё влияние и на то, что ожидает человека в мире ином, в том смысле, что она вырабатывает в душе мусульманина чувство ответственности и побуждает его неуклонно следовать истине, проявляя покорность Аллаху и стремясь приблизиться к Нему. В результате правдивый становится достойным внимания и поддержки Аллаха и оказывается заслуживающим того, чтобы Он привёл его к успеху и блаженству в мире вечном. Аллах Всевышний повелел верующим быть вместе с правдивыми, указав, что Он облагодетельствовал пророков, правдивейших, павших за веру и праведников.

Аллах Всевышний сказал:"А повинующиеся Аллаху и посланнику окажутся (в раю) с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведников – прекрасные это товарищи!" (Женщины,69)

4 – Человек может стать правдивым с помощью восприятия свойств и отличительных качеств правдивости, укрепления основ веры в своей душе и полного отказа от лицемерия, так как лживость и вера несовместимы.

Аллах Всевышний сказал: " …но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, несмотря на свою любовь к имуществу, раздавал его родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим и тратил его на рабов[6], совершал молитвы и давал закят; (благочестивы) верные данному обещанию и проявляющие терпение в беде, в нужде и в опасности. Это – те, которые правдивы, те, которые богобоязненны." ( Корова, 177 )

Человек, стремящийся придерживаться правдивости в различных жизненных обстоятельствах, справляется с возникающими перед ним трудностями, а душа его привыкает быть правдивой и это становится её обычаем.

Обычай выбирать себе друзей из числа отличающихся надёжностью правдивых защищает человека от столь пагубного качества как лживость, так как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его друг, так пусть же каждый из вас посмотрит, с кем он водит дружбу». Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, дружил с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, ещё до начала исполнения им его пророческой миссии, одним из первых уверовал в него, не разлучался с ним во время его пребывания в Мекке[7], поверил его сообщению о ночном путешествии и вознесении, тогда как другие посчитали рассказ об этом ложью, сопровождал его во время переселения, находился с ним в пещере[8] и вместе с ним принимал участие во всех походах и сражениях, что продолжалось до самой смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, а самой большой наградой для Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, стало то, что пророк назвал его “правдивейшим” (сиддик).

Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от Его гнева и Его мучительного наказания,

просим Его о прощении и благополучии.

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада,

[1] “Сидк” – правдивость, искренность.

[2] Имеется в виду один из тех, кто находился в темнице вместе с пророком Йусуфом.

[3] То есть: если продавец не пытался утаить скрытые недостатки своего товара, а покупатель не прибегал к тем или иным уловкам при оплате и т.д.

[4] Объясняется это знанием человека о том, что всё это присуще только лицемерам.

Сообщается, что посланник Аллаха,да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Полным лицемером является тот, кому присущи четыре (качества), что же касается того, в ком есть хоть одно из них, то останется в нём одно из качеств лицемерия до тех пор, пока он не избавится от него. (Этими качествами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает о чём-либо, поступает вероломно, когда заключает договор, и преступает границы, когда враждует с кем-либо». Аль-Бухари и Муслим.

[5] “Ихсан” – искренность, чистосердечие. Это слово переводится также как “совершение благого”. В шариате под искренностью понимается прежде всего чистосердечие человека, противопоставляемое такому качеству как лицемерие.

[6] То есть: на освобождение рабов.

[7] Имеется в виду тринадцатилетний период жизни пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, когда он обращался с призывом к единобожию в Мекке, подвергаясь гонениям со стороны курайшитов.

[8] Речь идёт о пещере на горе Саур, где они прятались от преследовавших их курайшитов во время переселения из Мекки в Медину.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика