Перейти к содержимому

Close
Фотография

Обязан ли мусульманин следовать какому-либо мазхабу?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 21

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:10

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Предисловие

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

Данная работа шейха Мухаммад-Султана аль-Ма’суми является весьма познавательной и полезной для каждого мусульманина, желающего знать о положении мазхабов1 в Исламе и иметь правильное понимание этого вопроса.

Для того, чтобы понять правильно позицию шейха, необходимо внимательно прочитать данную работу, дабы не быть введенным в заблуждение сторонниками такълида2 подозревающих шейха Ма’суми в отрицании наличия мазхабов в Исламе. На самом же деле шейх, как и все предыдущие имамы из числа приверженцев Сунны, не отрицает и не порицает наличие мазхабов. Однако он, как и имамы до него, порицал и запрещал слепое следование кому-либо в противоречие велениям шариата, отрицал правильность утверждения, что мазхаб является чуть ли не основой Ислама, и суждение о необходимости ограничиваться мнением лишь одного имама из всех существующих. Прекрасно сказал шейх Джамалюддин аль-Къасими: “Истина не ограничивается словами какого-то одного ученого и положениями какого-то одного мазхаба. Аллах оказал милость мусульманской общине посредством большого количества ученых-муджтахидов”. Он также говорил: “Такълид – это проказа, распространившаяся среди людей и стремительно разлагающая их. Более того, это – укоренившаяся болезнь, общий паралич и полное сумасшествие, ввергающее человека в бездействие и лень”. См. “аль-Исти’нас” 44.

Шейх аль-Ма’суми, да смилуется над ним Аллах, указывает в своей работе на правильное понимание значения мазхабов и мнений известных имамов. Заслуга ученых в том, что они доносят до людей правильное понимание Корана и Сунны, помогая людям жить по ним, а не в том, чтобы становиться объектами слепого следования.

Имам аш-Шафи’и сказал великие слова: “Пользоваться словами факъихов и их умозаключениями – это все равно, что совершать очищение песком (таяммум), к которому разрешено прибегать только при отсутствии воды. Если у нас имеется прямой однозначный текст из Корана, Сунны и высказываний сподвижников по определенному вопросу, то пользоваться этим текстом является обязательным (уаджиб), и не разрешается отказываться от него в пользу слов кого-либо из ученых!” См. “ар-Рисаля” 599.

Истину сказал также и имам аш-Шатыби: “Если мы сделаем из ученых цель, а не средство познания положения шариата, то мы впадем в заблуждение”. См. “аль-И‘тисам” 2/872.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “О человек, остерегайся, остерегайся отвергать хоть что-либо из того, что пришло от пророка Да благословит его Аллах и приветствует . Остерегайся отвергать это по
1. Махзаб – религиозно-правовая школа какого-либо ученого. Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» - пойти, направиться. Поэтому любое направление в религии, основанное на чьем-либо мнении, стало называться «мазхаб». Аль-Файюми в «Мисбах аль-мунир» 1/211 сказал: “В арабском языке «пойти по мазхабу такого-то» значит пойти по его пути и направлению, а «пойти по мазхабу такого-то человека в религии» значит последовать за его мнением в религиозных вопросах”.
2. Такълид – слепое следование за каким-либо ученым. Мукъаллидом именуют человека, который слепо следует за каким-либо имамом, зная о том, что его мнение противоречит Корану или Сунне. Такълид запрещали имамы во все времена, и они осуждали тех, кто слепо подражал тому или иному имаму в противоречие Корану и Сунне. Имам ат-Тахауи сказал: “Никто не подражает слепо, кроме недалекого и глупого человека”. См. “Расмуль-муфти” 1/32. Имам Ибн Хазм сказал: “Поистине, ученые, за которыми слепо следуют, сами были противниками слепого следования (такълида). Они запрещали своим сторонникам слепо следовать за их мнением. Самым ревностным из них в этом отношении был имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, поскольку он часто и более последовательно, чем кто-либо другой, подчеркивал необходимость следования достоверным сообщениям и принимать то, что соответствует доводам. Он также противился тому, чтобы ему слепо следовали, и предостерегал от этого окружающих. Пусть же за это Аллах дарует ему милость, и пусть его награда будет огромна, ибо он был причиной великого блага!” См. “Усулюль-ахкам” 6/118.


#2 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:11

причине своей страсти, или по причине приверженности к какому-либо мазхабу, или своему шейху, или по причине пристрастия к мирским искушениям! Поистине, Аллах не обязал кого-либо повиноваться кому-либо, кроме Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует . Необходимо брать то, что пришло от пророка Да благословит его Аллах и приветствует , даже если из-за этого раб будет противоречить всем творениям. И если в подобном случае человек будет следовать за посланником Да благословит его Аллах и приветствует , Аллах не спросит его за противоречие кому-либо другому! Поистине, тот, кто повинуется кому-либо, обязан делать это тогда, когда это будет соответствовать повиновению пророку Да благословит его Аллах и приветствует . Знай это, слушай и следуй этому, и не вноси нововведения!” См. “Маджму’уль-фатауа” 16/528.

Мы просим Всевышнего Аллаха сделать этот небольшой труд полезным для каждого мусульманина, стремящегося к истине.

Редакция сайта «www.ToIslam.com»


Введение шейха Салима аль-Хиляли3

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте, кроме как будучи мусульманами!» (Али ‘Имран 3: 102).

«О люди! Бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него же пару ему и расселил множество мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг у друга, и бойтесь (разрывать) родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (ан-Ниса 4: 1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правильное! Исправит Он для вас дела ваши и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот достиг великого успеха!» (аль-Ахзаб 33: 70-71).

А затем:

Тот, кто беспристрастно возьмется и посмотрит на многочисленные споры последователей разных мазхабов, неизбежно придет к выводу о том, что это настоящая смута, и она действительно является одной из причин отсталости мусульман. Дело в том, что мазхабисты настолько углубились в подражание, что даже думать и размышлять они стали только чужим умом. Однако первые поколения мусульман не были такими, и имамы ранних поколений никого не заставляли фанатично и беспрекословно следовать словам кого-либо из людей. Мазхабисты же все сильнее и сильнее раздували возникавшие разногласия так, что шайтан разжег смуту и жестокую борьбу между ними.

Эту непреложную истину давным-давно осознали многие ученые, и на протяжении веков то один, то другой выступали с осуждением подобного фанатизма и деления на мазхабы, и прочие группы. На эту тему есть множество прекрасных работ, но книга шейха аль-Ма’суми, да смилуется над ним Аллах, названная им «Подарок Султана мусульманам Японии», имеет особую ценность. Несмотря на свой небольшой объем, автору удалось максимально собрать в ней точные доказательства из Корана и Сунны, высказывания великих имамов первых поколений, и цитаты авторитетных ученых разных веков. Таким образом, эта книга стала веским доводом в той смуте, которая «закрутилась» вокруг темы мазхабов.

Данная книга пережила несколько изданий, о которых будет сказано в описании биографии шейха аль-Ма’суми, но, к сожалению, их недостатком было то, что в них не были указаны источ
3. Салим ибн ‘Ид аль-Хиляли родился в 1377 г.х. (1957 г.). Являлся одним из самых известных учеников шейха аль-Альбани. Автор множества книг по вероубеждению и манхаджу, а также исследователь (мухаккъикъ), проверивший множество известных книг предшествующих имамов на достоверность хадисов и асаров (изречений сподвижников и их последователей). Рекомендации (тазкия) этому человеку делали многие современные ученые, среди которых его шейх - шейх аль-Альбани, а также шейх Мукъбиль, Бакр Абу Зайд и др. См. “Тахриф ан-нусус” 93, “Тухфатуль-муджиб” 160.

ники хадисов, на которые ссылается автор, а некоторые моменты нуждались в дополнительных разъяснениях. И вот, для того, чтобы облегчить понимание книги и ее пользование, я выполнил следующее:

1. Указал источники всех аятов и хадисов в общепринятой нумерации с разъяснением степени достоверности каждого хадиса – достоверный он, хороший, либо слабый, сверяя это с выводами предыдущих больших ученых, а особенно – с высказываниями нашего шейха аль-Альбани.

2. Сверил цитаты, которые использовал автор, с их первоисточниками, и, если обнаруживалось какое-то несоответствие в словах, то я писал те слова, которые были в первоисточнике, а не в книге шейха.

3. В тех местах в книге, которые нуждались в дополнительном разъяснении и комментировании, я добавил (в сносках) свои слова и замечания. А там, где случались затягивания в тексте, я счел нужным сократить их, не нарушая смысла и целей автора, дабы излишнее затягивание не утомило читателя.

Там, где я был прав, то «помогает мне только Аллах. На Него одного я уповаю и к Нему одному обращаюсь » (Худ 11: 88). А если я в чем-то ошибся, то «я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло » (Йусуф 12: 53).

И я прошу Аллаха сделать эту книгу полезной для мусульман. И, как сказал один из ученых:

Пойми, что знание – это только то,

Когда ты знаешь: так сказал Аллах,

Вот так – пророк, и так – сподвижники.

Знай это безо всякого сомнения!

Не ошибайся, думая, что знание в том,

Чтоб знать какие-то чужие мнения,

Людские разногласия и разные слова,

Противоречащие мнению посланника.

Прошу Аллаха, чтобы мусульмане вернулись к следованию Корану и Сунне по пути праведных саляфов, очистили Ислам от всевозможных искажений и новшеств, заблуждений и фанатизма, которые привели нашу религию к разобщенности и разделению на партии и группировки.

Прошу Аллаха наградить наилучшим образом автора этой книги, того, кто ее обработал и тех, кто ее выпустил в свет.

(Абу Усама) Салим аль-Хиляли

1403 год по хиджре.


#3 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:13

Краткая биография автора4

Его эпоха и состояние общества

Следование мазхабам – явление не из новых. Но в последние времена оно стало приобретать ужасающие формы. Так, одним из его последствий явилось широкое распространение такълида – слепого подражания мазхабу без разъяснения доводов из Корана и Сунны. Практически не осталось такого места в мире, где бы такълид не пустил свои корни. Особенно сильно это явление развилось в среднеазиатских странах, или, как их называют с давних времен, – «Земли за рекой» - Мауаранахр. Именно здесь вопрос мазхабов и такълида был особо актуальным и чрезвычайно острым, а малейшее отклонение от следования мазхабу воспринималось как отказ от «правильного пути». Так, приверженцы такълида носили следующие идеи:

«Мусульманин – это тот, кто живет по мазхабу Абу Ханифы»;

«Все маликиты, шафииты, ханбалиты, сторонники хадисов ошибаются и находятся в заблуждении»;

«Жениться на шафиитках запрещено, потому что они неверные, так как дозволяют говорить: «Я правоверный, если это угодно Аллаху (ана му‘мин ин ша-Аллах5

«Каждый мусульманин обязан присягнуть шейху одного из суфийских тарикатов, наилучшим из которых является «накшабандийский»;

«Ахлю-Сунна – это только «матуридиты» и «аш’ариты», а все остальные – приверженцы нововведений (мубтади’ун)».

И вот в таком суфийско-такълидном обществе родился и вырос шейх аль-Ма’суми.

Его рождение и происхождение

Его полное имя – Абу Абдуль-Карим Мухаммад-Султан бин Мухаммад-Урун бин Мухаммад-Мирсаид ибн Мухаммад-Ма’сум. По отношению к одному из своих прадедов он был назван аль-Ма’суми.

Родился он в 1297 году по хиджре (1880 г.) в городе Ходжанд, который находится неподалеку от Ферганы (современный Таджикистан), и по отношению к нему он был назван аль-Худжанди.

Мухаммад-Султан вырос в достаточно обеспеченной и образованной семье и первые свои знания – чтение и письмо – он взял от своих родителей.
4. Источники биографии: «Хукму-Ллах аль-уахид»; Введение к «Хаблю аш-шар’ аль-матин»; «Бид’а ат-та’ассуб аль-мазхаби» 274, Мухаммада ‘Иида аль-‘Аббаси.
5. Это называется «истисна филь-иман». Относительно этого вопроса существует три мнения. Первое состоит в том, что мусульманину запрещено говорить: «Я верующий, если это угодно Аллаху (ин ша-Аллах)», поскольку в таком случае получается, что человек сомневается в своей вере. Этого мнения придерживаются муржииты и куллябиты. Второе мнение состоит в том, что, наоборот, можно говорить только: «Я верующий, ин ша-Аллах». И третье мнение заключается в том, что произносить эти слова можно в одном случае и нельзя в другом. Например, если под словом верующий (му‘мин) подразумевается верующий в Аллаха мусульманин, то не следует говорить слова «если пожелает Аллах (ин ша-Аллах)». Если же речь идет о полноте имана, то тогда следует говорить: «Я верующий, ин ша-Аллах», поскольку человек не знает о своем положении перед Аллахом, ибо каждый му‘мин – это мусульманин, но не каждый мусульманин – му‘мин! Это мнение приверженцев Сунны. ‘Алькъама рассказывал: “Однажды один человек сказал перед Ибн Мас’удом: “Я му‘мин”. Тогда Ибн Мас’уд сказал ему: “Тогда скажи: «Я уже в Раю!»” Абу ‘Убайд в “аль-Иман” 11, Ибн Абу Шайба в “аль-Иман” 47. Иснад достоверный. Также сообщается, что Суфьян ас-Саури и Ибн аль-Мубарак говорили: “Люди для нас верующие (му‘минун) в вопросах законоположений и наследства, однако мы не знаем какого их положение перед Аллахом Всевышним, и не знаем, на какой религии они умрут!” См. “Шарх уаль-ибана” 1/153. Что же касается тех, кто считает, что слова «ин ша-Аллах» в данном вопросе указывают на сомнение в своей вере, то они являются ошибочными, ибо это уверенность, сопровождаемая исключением. Примеров этому в шариате множество. Например, Всевышний Аллах в Коране говорит: «Вы войдете в заповедную мечеть с соизволения Аллаха». Также пророк , да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я надеюсь, что являюсь самым богобоязненным из вас», или же он говорил, когда проходил мимо кладбища мусульман: «Мы, с соизволения Аллаха, к вам присоединимся». Разве пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сомневался в том, что являлся самым богобоязненным из мусульман, или же сомневался в том, что он умрет? Таким образом, слова «Я му‘мин инша-Аллах» не являются порицаемыми, если не несут в себе смысла полноты имана, т.е. совершенной веры.

Его образование, поездки с целью получения знаний и поиска учителей

Мухаммад-Султан в раннем возрасте начал изучать книги о религии, написанные на языке фарси. Затем он перешел к изучению арабского языка и изучил различные книги по сарфу, наху, балягъа (грамматика и красноречие арабского языка), затем – по логике, и даже философии. Первыми его книгами по вероубеждению (‘акъида) были «‘Акъида Насафийя», «Адудадийя», «Тахауийя», «Джаухара ат-таухид», «Санусийя», и другие.

Именно тогда у аль-Ма’суми открылись способности к изучению наук. Он погрузился в чтение книг более ранних авторов и постепенно стал находить несоответствие того Ислама, который был распространен в его местности, с тем, который пришел от пророка Да благословит его Аллах и приветствует и саляфов. Так, в возрасте 23 лет он впервые публично осудил те принципы такълида, на которых держалась вся религия его соотечественников, выявил их нарушения и ошибки. Но в ответ ему последовала лишь ругань местных «шейхов» и «мулл», принявшихся защищать традиции своих отцов и дедов. Противостоя в одиночку против всех них, аль-Ма’суми решил покинуть свои родные места и отправиться в Мекку. Так, в 1323 году по хиджре (1905 г.), аль-Ма’суми вышел из своего дома и отправился в дальний путь.

Его отправной точкой был город Бухара, где Мухаммад-Султану предстояло сесть на поезд и отправиться в Красин-Абад. Там он пересел на корабль и приплыл в Баку, оттуда поехал в Тифлис, затем – в Новороссийск, далее – в Ялту, Севастополь и Одессу, после чего по морю добрался до Стамбула. В те времена Стамбул был столицей Османской Империи. Аль-Ма’суми направился в соборную мечеть «Йолдыз», после чего был приглашен на прием к султану ‘Абдуль-Хамиду. Однако увиденное в Стамбуле сильно поразило Мухаммад-Султана.

После Стамбула аль-Ма’суми направился в Мекку, проехав через Измир, затем в Александрию и другие египетские города. В Мекку он прибыл к началу хаджа 1323 года (1906 г.). По завершении паломничества он встретился с некоторыми мекканскими учеными. Тогда он прочитал шейху Шу’айбу аль-Магъриби «Сахих» аль-Бухари и Муслима, «Мууатта» имама Малика и взял от него иснад6 и иджазу7 Кроме того, аль-Ма’суми брал уроки у шейха Салиха Камаля аль-Ханафи (знатока ханафитского мазхаба), Мухаммад-Саид Бабсыль Аш-Шафи’и (знатока шафиитского мазхаба) и других. Также среди его учителей был шейх Мухаммад-Мурад Рамзи Аль-Казани…

Здесь, справедливости ради, следует отметить и такую деталь в биографии аль-Ма’суми. Некоторые из его учителей были суфиями. В первые годы его жизни в Мекке они оказали на него определенное влияние, так что шейх Мухаммад-Султан очень уважительно к ним относился и даже присягнул одному из них – Мухаммад-Ма‘суму аль-Муджаддиди – представителю накшабандийского тариката. Тот обучил его всем суфийским ритуалам, велел постоянно повторять слово: «Аллах», а при совершении зикров представлять перед собой образ своего шейха. Когда же дело дошло до того, что «учитель» дал свое согласие на то, чтобы аль-Ма’суми набирал себе собственных муридов, тот отказался и решил порвать со всем, что его связывало с суфиями.

Тогда аль-Ма’суми углубился в изучение имевшихся комментариев к Корану и сборникам хадисов. В его времена в Мечети аль-Харам еще существовало четыре местостояния (макъам) для совершения намаза для имама каждого мазхаба. И он был свидетелем того, как некоторые мусульмане поднимались для совершения коллективной молитвы, а другие продолжали заниматься своими делами, ожидая своего имама. Те события с суфиями, затем увиденные им четыре макъама лишь укрепили в нем понимание того, что мусульмане все сильнее и сильнее разделяются на группы и партии – то, против чего впоследствии шейх написал немало книг и трудов.

После трех лет жизни в Мекке, аль-Ма’суми направился в Медину, где продолжил свое обучение, получил «иджазы» по разным сборникам хадисов и изучил ханбалитский мазхаб у шейха аль-Кудуми.

Следующим местом, куда аль-Ма’суми поехал за знаниями, был Шам – территория Иордании и Сирии. В Дамаске Мухаммад-Султан учился у шейха-мухаддиса Бадруддина аль-Ма’мара, и других, получив от них «иджазы» по различным наукам. В Дамаске аль-Ма’суми повел уже совсем другой разговор с суфиями, нежели когда-то в Мекке. Здесь он в открытую критиковал многие
6. Языковое значение слова «иснад» – опора. Подобное название объясняется тем, что «санад» служит опорой хадиса. Терминологическое значение: цепь передатчиков хадиса.
7. Иджаза – разрешение от шейха своему ученику на передачу хадиса или целого сборника хадисов.

положения суфизма, порицал сторонников «мауляуитского тариката» за проводимые ими обряды, включающие танцы, кружение, битье в барабаны и тому подобное. Осуждал «рифа’итов» за их «шайтанское» поминание Аллаха и телодвижения. После Дамаска аль-Ма’суми переехал в Бейрут, где встретился с местными шейхами, а затем посетил мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, где провел несколько дней.

Завершив пребывание в Шаме, аль-Ма’суми решил направиться в Египет. В Каире он познакомился с шейхом Мухаммад-Рашидом Рида – автором тафсира «Аль-Манар» и издателем одноименного журнала. В этом журнале под авторством аль-Ма’суми вышло несколько статей. Сам же аль-Ма’суми приобрел на свои деньги все предыдущие номера этого журнала, затем купил все изданные книги шейха Мухаммада Абдо, а затем – все книги Ибн Таймии и Ибн аль-Къайима, так что, по словам его современников, количество его книг превысило тысячу томов. Именно здесь, в Египте, шейх аль-Ма’суми решил вернуться на свою родину – Ходжанд.

Обратный путь шейха был таким же длительным. Из Египта он поплыл в Стамбул, затем в Одессу, а далее поездом через Харьков, Москву, Пензу, Самару, Оренбург в Ташкент, а оттуда – к себе домой, где его ждали родители и родственники.

Вернувшись домой, шейх стал преподавать в медресе, основанном его отцом. Появилось много времени для внимательного прочтения приобретенных книг, особенно его занимали труды Ибн Таймии, Ибн аль-Къайима и Ибн ‘Абдуль-Барра. Так начался новый период в жизни шейха – период кропотливого анализа каждого шариатского вопроса, изучения доказательств каждого автора, высказывавшегося на данную тему, сравнения мнений. Неслучайно, когда возник вопрос о назначении муфтия шариатских судов, на эту должность был избран именно шейх аль-Ма’суми из-за широты своих знаний и осведомленности по различным вопросам. И анализируя различные мнения ученых разных времен, шейх только укрепился на том мнении, что правильным путем в Исламе считается именно тот путь, на котором находились саляфы – праведные предшественники из числа сахабов, таби’унов и их последователей. После этого шейх аль-Ма’суми стал разъяснять необходимость возвращения к чистоте Сунны и пониманию религии в том виде, в котором ее понимали саляфы. Вместе с этим он осуждал мукъаллидов как прошлого времени, так и настоящего. Постепенно призыв шейха аль-Ма’суми нашел понимание среди простых людей, и началось возрождение Таухида и Сунны в среднеазиатских землях. Тогда один за другим исчезли многие могилы так называемых «святых-аулия» и машхады8 которым поклонялись люди, вместо того, чтобы поклоняться Одному Аллаху.

Испытания и их преодоление

В то самое время, когда призыв шейха аль-Ма’суми к религии Аллаха только получил распространение, а сам шейх заслужил признание и уважение простых людей, произошла революция большевиков 1917 года. Многие люди, услышав обещания свободы, равенства и справедливости, поспешили поддержать большевиков. Но отношение большевиков к религии известно, и так начались гонения на мусульман, и особенно – исламских ученых. Множество ученых тогда было расстреляно, еще больше – сослано в Сибирь, и никто уже обратно не вернулся! Что же касается аль-Ма’суми, то он был дважды арестован: сперва в 1342 году (1924 г.), затем в 1344 (1926 г.). Но, по воле Аллаха, ему оба раза удавалось освободиться, хотя и потребовалось после этого покинуть родной Ходжанд. Но большевики не оставили шейха в покое. Сперва они отобрали все его имущество и разграбили все сбережения, а затем схватили его в третий раз и приговорили к расстрелу. Но, не смотря на все их старания, Всевышний Аллах помог шейху: ему удалось сбежать из заключения, уйти от погони и перебраться в Китай. Это был 1928 год, после которого прошло еще несколько лет, пока шейх смог покинуть китайскую землю.
8. Машхад – мавзолей, строение на могиле какого-то возвеличиваемого человека. Машхады не являются узаконенными в Исламе, их возведение запрещено на основании достоверных сообщений от пророка , да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Так, например, сообщается, что ‘Али ибн Абу Талиб сказал Абу аль-Хайяджу: «Не направить ли мне тебя с тем же заданием, с которым меня направил в свое время пророк , да благословит его Аллах и приветствует, ? Он сказал мне: «Не оставляй ни одного идола неразбитым, и ни одной приподнятой могилы, не сравняв ее до земли». Муслим 968, 969. Имам ан-Науауи в комментарии к этому хадису писал: “Из этого следует, что в соответствии с Сунной могила не должна быть высокой и не должна быть похожей на верблюжий горб, а разрешено приподнять ее над уровнем земли примерно на пядь”.

В 1353 году по хиджре (1934 г.) шейх отправился в хадж с намерением остаться в Мекке. Здесь его радушно приняли и назначили преподавателем в известном институте «Дар аль-хадис». Кроме того, ежегодно во время хаджа шейх давал уроки в Заповедной мечети (масджидуль-харам) на тюркском языке, которые посещали паломники из Средней Азии и Турции.

Именно в те годы, когда шейх аль-Ма’суми жил в Мекке, им была написана большая часть его книг. Известность получили 24 работы, посвященные разным тематикам. Одна из них – данная книга, названная автором «Подарок Султана мусульманам Японии».

В 1949 году в период хаджа в дом шейха Мухаммад-Султана аль-Ма’суми в Мекке пришел человек, который спустя много лет будет назван «великим ученым 20-го века» - шейх Мухаммад Насыруддин аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах. Как подобает поступать ученику со своим учителем, шейх аль-Альбани, оказавшись впервые в Мекке, не преминул навестить шейха Мухаммад-Султана. Придя к нему домой, он внимательно слушал наставления шейха, и по окончании встречи принял в дар его книгу – «Подарок Султана мусульманам Японии». Это был первый тираж данной книги, выпущенной в то время в небольшом количестве.

Шейх Мухаммад-Султан аль-Ма’суми скончался в Мекке в 1380 году (1960 г. в возрасте 80 лет), да поместит его Аллах в Райских садах. Но, как приводится в достоверном хадисе: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывная милостыня; знание, которое приносит людям пользу; и праведный ребенок, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за родителя». Муслим 3/1255.

Так и шейх скончался, но его знание и труды живы и поныне, продолжая нести пользу мусульманам. Наилучшим доказательством этому является данная книга «Подарок Султана мусульманам Японии». Тот экземпляр, который был когда-то подарен шейху аль-Альбани, находился в его библиотеке вплоть до 1970 года, после чего был издан. Именно тогда шейх аль-Альбани стал известен тем, что возродил призыв к Корану и Сунне в понимании праведных предшественников (саляф). Сперва в Сирии, а затем и в остальных странах, призыв к пути саляфов, с помощью Аллаха, стал набирать силу. Этот факт не прошел мимо мазхабистов и тарикатчиков, которые единым фронтом обрушились на саляфитский призыв в целом, и на шейха аль-Альбани в частности. До сегодняшнего дня ими продолжают печататься книги, проводиться лекции, на которых осуждают возрождение чистого единобожия, Сунны и открытие иджтихада9 и призывают к слепой и фанатичной приверженности какому-либо из мазхабов в вероубеждении (‘акъида) и шариате10 В такой обстановке некоторые из учеников шейха аль-Альбани, среди которых был Мухаммад ‘Иид аль-‘Аббаси, решили повторить издание книги «Подарок Султана мусульманам Японии», а последний предложил добавить в ее названии слова «Должен ли мусульманин следовать какому-то из четырех мазхабов?» для того, чтобы название книги указывало на ее цель и содержание.

После этого книга издавалась еще два раза – в 1978 и 1981 годах. И после того, как все напечатанные экземпляры были распроданы, издательство «Дар Ибн аль-Къайим» решило сделать пятое издание этой книги, что и было сделано в 2001 году.
9. Иджтихад – высокая степень ученого, дающая ему право самостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могут только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знающие Коран и его толкования, хорошо знающие Сунну и комментарии к ней, а также отвечающие целому ряду других требований.
10. Среди этих людей сирийский доктор, современник Рамадан Буты, являющийся суфием и одним из лидеров течения «ихуан аль-муслимин» в Сирии. Он написал книгу «Безмазхабность – худшее из нововведений», в которой явная попытка опровергнуть шейха аль-Ма’суми. Эта книга, переполненная поклепом и различными обвинениями в адрес шейха аль-Ма’суми и шейха аль-Альбани, также переведена и на русский язык. Однако в ней нет ни одного доказательства из Корана и Сунны или слов предшественников о том, что необходимо следовать только за одним ученым исламской общины и придержаться только его мнения, особенно когда оно явно противоречит Корану и Сунне!


#4 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:13

Введение шейха Мухаммад-Султана

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, который указал нам путь к Исламу и вере. Он помог нам познать смыслы Его Книги — Корана, и разъяснил хадисы своего посланника — господина людей и джиннов, да благословит его Аллах и приветствует. Хвала Тому, кто дал нам возможность идти тем же путем, по которому шли благородные сподвижники, и те, кто последовал за ними, стремясь к совершенству и полноте.

А затем:

Сказал раб, нуждающийся в доброте своего Господа Всемогущего, отец Абдуль-Карима и Абдур-Рахмана Мухаммад-Султан ибн Абу Абдуллах Мухаммад-Урун аль-Ма’суми аль-Худжанди аль-Макки, да направит его Аллах к делам в соответствии с Кораном, и да сделает приверженным Сунне пророка Да благословит его Аллах и приветствует , и да приведет к счастливому концу!

До меня дошел вопрос, заданный мусульманами Японии из городов Токио и Осака, что расположены на Крайнем Востоке.

Сущность их вопроса состоит в следующем:

«Какова настоящая суть Ислама? Что такое мазхаб (школа, толк) в Исламе? Необходимо ли тому, кто обратится в Ислам, принадлежать к одному из четырех мазхабов, т.е. быть маликитом, или ханафитом, или шафиитом, или ханбалитом, или еще кем-то, или такой необходимости нет?

Дело в том, что здесь произошел большой спор и серьезный конфликт. Когда несколько человек из числа граждан Японии после размышлений пожелали принять Ислам и обрести достойную веру, они заявили об этом желании существующей в Токио мусульманской общине. В ответ им группа мусульман из Индии заявила, что они должны избрать себе мазхаб имама Абу Ханифы, потому что он – «Светило уммы11 Но другая группа, выходцы из Индонезии, сказали, что надо придерживаться шафиитского мазхаба. Именно так разгорелся спор между мусульманами.

Услышав такие речи, японцы очень удивились и стали сомневаться в том, на что решились. Таким образом, вопрос о мазхабах стал препятствием на их пути к принятию Ислама.

Уважаемый учитель! Зная вашу просвещенность, мы надеемся, что с помощью Аллаха, она станет средством избавления от этой болезни и лекарством от нее. Просим, чтобы вы из широкого моря Вашей добродетели открыли нам глаза на истину, дабы вселилась уверенность в наши сердца, возрадовались наши души, что стало бы избавлением от недуга. Просим для Вас награды Всевышнего! И примите благодарность от нас – общины переселенцев из России.

Мир Вам и всем тем, кто следует по правильному пути!»

Написано в месяце Мухаррам 1357 года по хиджре в Токио (1938г.).

Мухаммад Абдуль-Хай Кур Балыглы и Мухсин Джабык-улы.
11. Слепая приверженность тому или иному мазхабу вынуждала некоторых фанатиков придумывать хадисы, дабы подкрепить ими мнения своего мазхаба. Шейх Салим аль-Хиляли сказал: «Фанатизм в вопросах следования мазхабам был одной из причин появления ложных и вымышленных хадисов. Так, данное высказывание, которое некоторые люди считают хадисом: «Абу Ханифа – светоч моей уммы», - является ложным, пророк , да благословит его Аллах и приветствует, такого не произносил. Более того, это высказывание противоречит ясному тексту Корана: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33: 45-46). Данное высказывание приводится в следующих источниках: «Лисан аль-мизан» 5/7; «Тарих Багдад» 5/309 и других, причем в последнем автор приводит слова аль-Хакима о том, что рассказчиком, придумавшим этот «хадис», был Мухаммад ибн Са’ид аль-Баураки».


#5 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:13

Сущность веры (имана) и ислама

В ответ им я – аль-Ма’суми написал то, что открыл мне Всевышний. Свидетельствую, что нет у меня ни возможности, ни силы, кроме как той, что дарована мне Аллахом Великим! И не будет у меня успеха, кроме как благодаря Всемогущему, ибо Он – Помощник в праведных делах.

Знайте, что многие мусульмане, среди которых есть как простые люди, так и ученые12 не говоря уже о простых людях, утверждают, что мусульманин обязательно должен следовать какому-либо из мазхабов, относящихся к имамам Да будет доволен им Аллах такими, как Абу Ханифа13 Малик14 аш-Шафи’и15 и Ахмад16
12. Речь идет о тех, кого называют учеными, ибо слепой приверженец (мукъаллид) не является и не называется ученым. Имам аш-Шатыби (ум. 790 г.х.) говорил: “Мукъаллид – не является ученым (‘алим)!” См. “аль-Мууафакъат” 4/294. Хафиз ас-Суюты (ум.911 г.х.) сказал: “Мукъаллид – не именуется ученым!” См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 1/70. Имам аш-Шаукани (ум.1250 г.х.) говорил: “Поистине, слепая приверженность (такълид) является невежеством, а не знанием!” См. “Иршад аль-фухуль” 267.
13. Ан-Ну‘ман ибн Сабит ибн аль-Марзубан аль-Куфи, известный как Абу Ханифа. Родился в 80 г.х., а скончался в 150 г.х., и он принадлежал к поколению поздних последователей (таби‘ун). Он был имамом в религии и великим ученым ахлю-Сунна уаль-джама‘а. Абу Ханифа прекрасно разбирался в различных областях исламской науки, в том числе хадисоведении и вероубеждении (‘акъида). Однако наибольшую известность он получил как специалист в знании фикъха, за что многие мусульманские ученые, как его современники, так и более поздние, называли его не иначе, как «имам в фикъхе», с уважением отзываясь о нем. Вот некоторые из высказываний ученых об Абу Ханифе: Яхья ибн Ма’ин сказал: “Абу Ханифа был авторитетным передатчиком хадисов”. Так же он говорил: “Мы считаем Абу Ханифу из числа правдивейших людей, которые даже не могут подозреваться во лжи. Один из правителей – Ибн Хубайра, заставлял Абу Ханифу работать судьей в его городе, но тот отказался. И за это правитель подверг его наказанию плетьми, но Абу Ханифа выдержал”. ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: “В своей жизни я встречал самого набожного из людей, самого благочестивого из людей, самого знающего и самого грамотного в религии. Самый набожный – это ‘Абдуль-Азиз ибн Руад; самый благочестивый – это аль-Фудайль ибн ‘Ийяд; самый знающий – это Суфьян ас-Саури; а самый грамотный в религии – это Абу Ханифа!” Затем он сказал: “Я никого не знаю в фикъхе равного ему!” Высказывания великих имамов друг о друге представляют особую ценность. Из них мы можем узнать, что между большими учеными были очень уважительные отношения, а большинство из них – были друзьями. На основании этого становится ясно, что межмазхабная вражда и ненависть между мусульманами разных школ возникли не во времена имамов, а намного позже, и все это было проявлениями отсталости мусульман, их фанатичного отношения к мазхабам и раскола в религии. А на то, что во времена этих ученых подобного фанатизма не существовало, указывают следующие факты: Имам аш-Шафи’и говорил: “Однажды имама Малика ибн Анаса спросили, видел ли он Абу Ханифу. Тот ответил: «Да, я видел человека, который, если бы пожелал доказать тебе, что эта стена состоит из золота, то доказал бы это, настолько сильны его доводы!»” Мухаммад ибн Бишр говорил: “Когда я еще обучался, ходил на уроки к Абу Ханифе и Суфьяну ас-Саури. И вот, приходя к Абу Ханифе, тот спрашивал меня, откуда я пришел. Я отвечал, что иду от Суфьяна. А он говорил мне: «Ты пришел от великого человека! Если бы сейчас были живы ‘Алькъама и Асуад, то они, непременно, нуждались бы в уроках Суфьяна». А затем я шел к Суфьяну, и он спрашивал меня, откуда я иду, а я говорил, что от Абу Ханифы. Тогда он говорил мне: «Ты пришел от самого грамотного человека на Земле!»” Аш-Шафи’и говорил: “В фикъхе все люди живут за счет Абу Ханифы”. Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 10/451, хафиза Ибн Хаджара.
14. Малик ибн Анас ибн Малик ибн Абу ‘Амр аль-Асбахи аль-Химьяри. Родился в 93 г.х., скончался в 179 г.х., и он принадлежал к поколению ранних последователей таби‘унов. Он был имамом в религии и великим ученым ахлю-Сунна уаль-джама‘а. Он жил в Медине, и поэтому его называли «имам Даруль-хиджра» (имам земли, в которую совершили переселение пророк , да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники). Вот какую характеристику дал имаму Малику хафиз Ибн Хаджар: “Он – имам Даруль-хиджра, главный среди самых совершенных ученых и величайший среди надежнейших передатчиков”. Для того, чтобы понять степень имама Малика в знании религии и то, какого мнения о нем были другие ученые, достаточно вспомнить, как имама аль-Бухари спросили, какой иснад следует считать самым достоверным и надежным из всех возможных. Он ответил: “Самый лучший иснад – это когда Малик передает хадисы от Нафи’а, а тот – от Ибн ‘Умара, который передает от пророка , да благословит его Аллах и приветствует, ”. О его преданности религии и возрождении Сунны сказано немало слов. Так, хорошо известно, что когда имам Малик выходил на урок, в котором передавал хадисы, то прежде всего совершал омовение, одевал свою самую лучшую белую одежду и покрывал голову чалмой. Когда его спросили, почему он так делает, он ответил: “Проявляю уважение к словам посланника Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, ”. Имам аш-Шафи’и, бывший учеником имама Малика, сказал: “Малик является доводом Аллаха против людей со времен последователей (таби‘ун)”. Имам ан-Насаи говорил: “На мой взгляд, среди тех, кто жил после таби‘унов, нет никого более благородного, почитаемого, надежного и заслуживающего доверия в хадисах, чем Малик”. Сам же имам Малик говорил о себе: “Я не давал фатуа до тех пор, пока более семидесяти ученых не дали свое свидетельство о том, что я гожусь для этого”. Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 10/8, хафиза Ибн Хаджара
15. Мухаммад ибн Идрис ибн ‘Аббас аль-Кураши, известный как аш-Шафи’и. Родился в 150 г.х. в Шаме, затем долгое время жил в Мекке, затем – в Египте, скончался в 204 г.х. Имам аш-Шафи’и принадлежал к поколению поздних последователей таби‘унов. Он был имамом в религии и великим ученым ахлю-Сунна уаль-джама‘а первых веков. Он принадлежал к роду курайшитов и имел общих с пророком Мухаммадом , да благословит его Аллах и приветствует, предков. Что касается знаний имама аш-Шафи’и, то известно, что их уровень был очень высок. А сам он говорил о себе: “Я выучил весь Коран наизусть, когда мне было 7 лет, а к 10 годам я выучил сборник хадисов «аль-Мууатта» имама Малика ибн Анаса”. Именно поэтому аш-Шафи’и снискал уважение многих ученых, и его также называли «имам в знании религии». Но, более того, имама аш-Шафи’и называли «возродивший религию» (муджаддид). Так, однажды имам Ахмад ибн Ханбаль прочитал хадис: «В начале каждого столетия Аллах будет направлять к этой умме того, кто будет возрождать для них их религию», а затем сказал: “Мы стали определять таких людей и обнаружили, что в первом столетии таким человеком был ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, а во втором – аш-Шафи’и”. Точно так же хафиз Ибн Хаджар, давая характеристику аш-Шафи’и, сказал: “Он – возродивший религию в начале второго столетия”. А имам Аз-Захаби сказал о нем: “Он – имам, защитник хадисов, авторитетный ученый”. Сообщается, что ‘Абдуллах – сын имама Ахмада ибн Ханбаля – спросил своего отца: “Кем был этот аш-Шафи’и? Ведь я вижу, что ты очень часто просишь Аллаха за него”. На это Ахмад ибн Ханбаль ответил: “О, сынок! Аш-Шафи’и был словно Солнце для нашего мира и словно здоровье для людей. Подумай, разве может что-то обойтись без них или заменить их для нас?” Имам ‘Али ибн аль-Мадини завещал своему сыну: “Если услышишь высказывания аш-Шафи’и, то не оставляй ни одного из них, не записав его, ведь в каждом из них знание!” Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 9/29, хафиза Ибн Хаджара.
16. Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани. Родился в 164 г.х. в Багдаде, скончался там же в 241 г.х., и принадлежал к поколению ранних учеников последователей таби‘унов. Он был одним из величайших ученых исламской общины, за что был прозван «имам ахлю-Сунна уаль-джама‘а». Посредством его стойкости Аллах оказал победу над заблуждением о том, что Коран – это, якобы, не слова Аллаха, а сотворен Им. В его время почти все впали в это заблуждение. Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “И отклонились все люди во времена имама Ахмада, кроме малого количества, которые и были аль-джама’а! И были отклонившимися в то время и судьи, и муфтии, и халиф, а также те, кто за ними следовал. Имам Ахмад и являлся в то время аль-джама’а!” См. «аль-Хауадис уаль-бида’» 1/22. Заслуги этого ученого велики так же, как и заслуги многих ученых, живших до него. Упомянем, что ради собирания хадисов и изучения религии имам Ахмад объездил множество стран и городов – посетил Куфу и Басру, Мекку и Медину, Йемен и Шам. А начал он свои поездки в шестнадцатилетнем возрасте. Именно поэтому передается, что имамы Уаки’ ибн аль-Джаррах и Хафс ибн аль-‘Ийяс говорили об Ахмаде: “Никогда еще не приезжал в Куфу человек, подобный этому юноше!” Имам аш-Шафи’и говорил: “Когда я побывал в Багдаде, увидел, что самым грамотным, аскетичным и набожным человеком в нем был Ахмад ибн Ханбаль”. Къутайба говорил: “Если бы Аллах не предназначил для этой уммы Суфьяна ас-Саури, то исчезла бы богобоязненность. И если бы не предназначил Ахмада ибн Ханбала, то приверженцы нововведений смогли бы ввести свое нововведение в религию!” Цитаты взяты из книг «Тахзиб аль-камаль» имама аль-Миззи и «Тахзиб ат-тахзиб» 1/75, хафиза Ибн Хаджара.


#6 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:14

Однако данное утверждение – грубая ошибка, более того, это указывает на невежество и незнание Ислама. В общеизвестном достоверном хадисе о приходе ангела Джибриля (мир ему) сообщается, что Джибриль спросил посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует об Исламе, и тот ответил: «Ислам – это свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, пост в месяце Рамадан, и совершение хаджа, если есть для этого возможность».

Джибриль (мир ему) спросил: «А что такое вера (иман)?» В ответ посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Надо, чтобы ты верил в Аллаха, Его ангелов, Книги, посланников, Судный день, и верил в предопределение с его добром и злом».

На вопрос о том, что такое совершенство веры (ихсан), посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует ответил: «Ихсан – это когда ты поклоняешься Всевышнему так, как будто ты Его видишь, и хоть ты Его не видишь, Он видит тебя ». аль-Бухари 1/114, Муслим 1/164.

В хадисе ‘Абдуллаха ибн ‘Умара Да будет доволен им Аллах приводится, что пророк Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве, что нет никакого божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, посте в месяц Рамадан и совершении хаджа тем, кто обладает для этого возможностью» аль -Бухари 1/49, Муслим 1/176.

Кроме того, Муслим приводит со слов Абу Хурайры Да будет доволен им Аллах что какой-то человек пришел к посланнику Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует и сказал: «О посланник Аллаха, подскажи мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай, если я буду его совершать». И он ответил: «Свидетельствуй, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершай молитву, выплачивай закят и постись месяц Рамадан».

После этого человек сказал: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа, я ничего не добавлю и не уменьшу». На что посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Он преуспел, если сказал правду » аль-Бухари 3/261, Муслим 1/174.

Комментаторы хадиса отметили, что в этом хадисе не упомянут хадж, поскольку в то время он еще не был вменен в обязанность.

Аль-Бухари и другие приводят также хадис Анаса Да будет доволен им Аллах который рассказывал: «Однажды, когда мы находились вместе с пророком Да благословит его Аллах и приветствует в мечети, к нам подъехал человек верхом на верблюде. Он заставил верблюда опуститься на колени, а затем привязал его прямо в мечети. Потом этот человек спросил: «Кто из вас Мухаммад?» А в это время пророк Да благословит его Аллах и приветствует стоял среди людей, прислонившись к стене. Ему ответили: «Вот тот белый человек, что прислонился к стене». Тогда приехавший на верблюде сказал: «Ты из рода ‘Абд аль-Муталлиба?» «Считай, что ответил тебе», - сказал пророк Да благословит его Аллах и приветствует .

— Я спрашиваю тебя и настаиваю на своем вопросе. Так что не взыщи на меня за это, - настаивал незнакомец.

— Тогда спрашивай, что тебе хочется , - сказал посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует .

— Спрашиваю во имя твоего Господа и Господа того, кто был раньше тебя. Это Аллах послал тебя для всех людей?

— Видит Аллах, да, именно так .

— Призываю тебя именем Аллаха. Скажи, действительно ли Аллах велел тебе молиться пять раз в день?

— Видит Аллах, да, именно так .

— Призываю тебя именем Аллаха. Скажи, действительно ли Аллах велел тебе поститься в этот месяц года?

— Видит Аллах, да, именно так .

— Призываю тебя именем Аллаха. Скажи, действительно ли Аллах велел тебе брать у наших богатых людей подаяние и распределять его среди наших бедняков?

— Видит Аллах, да, именно так , — сказал пророк Да благословит его Аллах и приветствует .

Тогда этот человек заявил: «Я уверовал в то, с чем ты пришел! Я же - посланец от моего народа. Я Дымам сын Са’лябы из племени бани Са‘да ибн Бакра ». аль-Бухари 1/148.


#7 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:14

Вот каков Ислам, который Аллах сделал обязательным для людей и для разъяснения которого направил пророка Мухаммада Да благословит его Аллах и приветствует 17

Следование какому-либо из четырех мазхабов не является ни желательным, ни, тем более, обязательным

Что касается мазхабов, то это – не более, чем мнения кого-то из людей, их понимание тех или иных вопросов и их авторитетные суждения (иджтихад). Всевышний Аллах и Его посланник Да благословит его Аллах и приветствует не сделали обязательным придерживаться подобных мнений, толкований и пониманий вопреки явным и ясным текстам Корана и Сунны. В основе суждений людей может быть как правильное заключение, так и ошибочное. И поэтому безошибочно верным суждением является только то, что достоверно известно от пророка Да благословит его Аллах и приветствует 18 Зачастую ученые высказывали свое заключение по какому-либо вопросу, однако затем обнаруживалось, что истина в обратном, и им приходилось отступать от первоначального высказывания19 А раз так, то тому, кто захочет принять Ислам и обрести истинную веру, необходимо лишь засвидетельствовать, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует , совершать ежедневно пять молитв, выплачивать закят, поститься в месяц Рамадан и совершить Хадж, если есть возможность.

Что же касается следования одному из вышеупомянутых четырех мазхабов или каких-то других школ 20 то это не является ни обязательным положением (фард), ни желательным (мустахаб, мандуб). Мусульманин вовсе не обязан следовать во всем какому-то определенному из этих мазхабов. Более того, если человек начинает следовать только одному мазхабу в каждом вопросе, то это уже фанатизм, ошибка, слепое подражание (такълид)! Сам же человек становится одним из тех, кто разделил религию и поделился на группы, а ведь Аллах строго запретил разделяться в религии, сказав: «Поистине, те, которые разделили свою религию и стали партиями, ты – не из них» (Аль-Ан’ам 5: 159).

Всевышний также сказал: «И не будьте в числе многобожников, из тех, которые разделили свою религию и стали партиями, каждая из которых радуется тому, что имеет » (Рум 30: 32).

Ислам – одна религия. Нет в ней места никаким мазхабам и путям, кроме пути Мухаммада — посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует ! Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно знанию. Пречист Аллах, я не являюсь одним из многобожников”» (Йусуф 12: 108).
17. Шейх Салим аль-Хиляли сказал: «Смысл этих хадисов указывает на легкость исламской религии для любого, кто пожелал принять ее. С такого человека требуется произнести шахаду, имея твердое признание в своем сердце, а затем приступить к выполнению столпов Ислама. Однако вступать в какой-то мазхаб вовсе не является условием вхождения в Ислам».
18. Ибн ‘Аббас говорил: “Слова любого могут быть приняты или отвергнуты, кроме слов пророка , да благословит его Аллах и приветствует, !” ат-Табарани в “аль-Кабир” 11/339. Хафиз аль-‘Иракъи назвал иснад хорошим.
19. Шейх Салим аль-Хиляли сказал: «Автор подтверждает свою мысль о том, что в мазхабах очень много высказанного на основании собственного мнения без упоминания доказательств (далиль). Так что такие положения никак не могут считаться обязательными для исполнения, а максимум, для чего они нужны – ими разрешено пользоваться, если мнение такого факъиха окажется правильным в силу наличия шариатского доказательства».
20. Такълид (слепое следование) имеет отношение не только к имамам четырех мазхабов. Это также относится к любому ученому, за которым слепо следуют. И сколько же таких мусульман в наше время, которые порицают слепое следование мазхабам, а сами в то же время слепо следуют за каким-либо современным ученым, даже и не допуская мысли о том, что его шейх может в чем-либо ошибаться. В чем разница, спросим мы таких мусульман, между подобным слепым следованием за известными имамами четырех мазхабов и за современным ученым? Никакой! И, более того, если без доказательства следовать за высказываниями какого-либо ученого, то, воистину, предшествующие имамы более заслуживают этого, чем современные!


#8 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:15

Среди тех, кто слепо следует догмам мазхабов, нередко можно видеть распри и споры21 а ведь сказал Всевышний: «И не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (аль-Анфаль 8: 46).

И сказал Всемогущий Аллах, повелев не разделяться и крепко держаться за Его Книгу: «Держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Али ‘Имран 3: 103)

Основа Ислама – это действие в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует

Таков истинный Ислам, а его основа – это Коран и Сунна. Именно к ним следует возвращаться мусульманам в случае возникновения любого спора. А кто отвергает обращение к ним и обращается с целью разрешения спора к другим источникам, то он не считается верующим. Об этом сказал Всевышний: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью » (ан-Ниса 4: 65).

И потом, никто из имамов не говорил: «Следуйте за мной в том, к чему я пришел», но все они учили: «Берите оттуда, откуда брали мы». Кроме того, в поздние века к учениям мазхабов было добавлено множество посторонних суждений, которые нередко были ошибочными22 Также в них было добавлено решение никогда не возникавших прежде вопросов, маловероятных, что они появятся в будущем, рассматриваемые ими по принципу: «Если предположить, что случится так-то и так-то, то что делать?» Так вот, если бы те великие имамы, которым сегодня приписываются мазхабы, увидели их в их нынешнем виде, то наверняка отреклись бы и от них, и от тех, кто их придумал.

Имамы прошлого, со слов которых унаследованы в чистоте основы богословия и религии, строго придерживались Корана и Сунны, побуждая людей руководствоваться и действовать в соответствии с ними. Это достоверно известно от таких великих имамов, как Абу Ханифа (ум.150 г.х.), Малика (ум. 179 г.х.), аш-Шафи’и (ум. 204 г.х.), имама Ахмада (ум. 241 г.х.), Суфьяна ас-Саури (ум. 161 г.х.) и Суфьян ибн ‘Уяйна (ум. 197 г.х.), Хасан аль-Басри (ум. 110 г.х.), Абу Юсуф Яа‘куб аль-Къады (ум. 182 г.х.), Мухаммада ибн аль-Хасан аш-Шайбани (ум. 189 г.х.), Абдуррахмана аль-Ауза’и (ум. 157 г.х.), ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарак (ум. 181 г.х.), имама аль-Бухари (ум. 256 г.х.), Муслима (ум. 261 г.х.) и многих других, да смилуется над всеми ними Аллах23

И каждый из них предупреждал об опасности нововведений в религии, и каждый предостерегал от подражания кому-либо, кроме как подражания непогрешимому, каковым является посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует . А любой другой человек, кем бы он ни был, не застрахован от ошибок. Из его утверждений принимается только то, что соответствует Корану и Сунне, а все, что им противоречит, отбрасывается24 Как сказал имам Малик Да будет доволен им Аллах : «Слова любого из людей могут быть приняты и могут быть отвергнуты, кроме слов
21. Слепое подражание (ат-такълид) доводило до того, что сторонники различных мазхабов враждовали и даже обвиняли друг друга в неверии. Так, например, ханафит Мухаммад ибн ‘Абдуллах ат-Турки аль-Балясагъуни, который в свое время был судьей в Дамаске, говорил: “Если бы у меня была возможность, то я брал бы джизью с шафиитов”. См. “Лисануль-мизан” 5/402. А известный имам шафиитского мазхаба – аш-Шийрази говорил: “Совершать намаз одному лучше, чем совершать его за имамом–ханафитом!” См. “Кифая аль-ахъяр” 1/272.
22. К чему можно отнести появление суфийских, а также матуридитских воззрений в ханафитском мазхабе, или аш’аритской идеологии в ханбалитском и шафиитском мазхабах.
23. Стоит отметить, что в древности у многих из перечисленных имамов были свои ученики, которые на основании их фетв составляли мазхабы своих шейхов. Так, существовали мазхабы Суфьяна ас-Саури, мазхаба аль-Хасана аль-Басри, мазхаба аль-Ауза’и, мазхаба Ибн Джарира ат-Табари и многих других имамов. Однако, по воле Аллаха, этим мазхабам не суждено было дожить до наших дней (о некоторых причинах их исчезновения расскажет шейх аль-Ма’суми в этой книге), но, несмотря на это, мы не можем их вычеркнуть из истории. А поэтому, такое распространенное современное мнение о том, что в Исламе не может быть более четырех мазхабов является абсолютно ошибочным. Можно сказать в таком случае: если наличие более четырех мазхабов было возможно в прошлом, то почему, то же самое невозможно в будущем?
24. Хафиз Ибн Касир сказал: “Слова и дела людей сопоставляются со словами и делами пророка , да благословит его Аллах и приветствует, , и то, что совпадает с его словами и делами – принимается, а то, что не совпадает с ними – отвергается, кому бы они не принадлежали”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/415.


#9 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:15

обитателя этой могилы », - и он показал на могилу посланника Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует 25 Именно по этому пути последовали мусульманские ученые – как упомянутые четыре имама, так и многие другие, и каждый из них предостерегал об опасности слепого подражания, так как Всевышний порицает слепых подражателей во многих местах Своей Книги. Ведь как в древности, так и теперь, большинство из тех, кто были неверными, остались таковыми только потому, что слепо подражали своим книжникам, монахам, праотцам и т.п.

Доподлинно известно об имамах Абу Ханифе, Малике, аш-Шафи’и, Ахмаде и других Да будет доволен им Аллах что они говорили: «Никому не разрешается издавать фатуа на основе наших суждений или брать наши слова, если ему не известно, откуда мы их взяли ».

Каждый из имамов говорил: «Если найдется достоверный хадис, то он и будет моим мазхабом ».

Также они говорили: «Если до тебя дошло какое-то мнение, то сравни его с книгой Аллаха и Сунной Его посланника Да благословит его Аллах и приветствует . Если оно не противоречит им, то соглашайся, а если расходится, то брось его об стену ».

Таково мнение тех великих имамов, да поселит их Всевышний Аллах в Райских садах.

Однако вызывает крайнее сожаление действия мукъаллидов, живших в более поздние времена и пришедших на смену эпохе великих имамов! Простой народ считает их непогрешимыми учеными мужами, ведь они исписывают горы бумаг! Но к чему они призывали? Именно они обязали людей следовать учению одного из четырех имамов26 А, заставив это делать, они запретили опираться в своих действиях на суждения других ученых. Создается такое впечатление, что эти мукъаллиды превратили того или иного имама в пророка, посланного Аллахом. О, если бы они сами руководствовались суждениями имамов! Но большинство из них не знали о своем имаме и его учении ничего, кроме его имени. Так, некоторые представители поздних поколений разрабатывали ими же придуманные, до сих пор не существовавшие вопросы, изобретали какие-то проблемы, выдумывали свои учения27 а затем все это приписывалось их имаму, от которого, якобы, возник их мазхаб! И вот те, кто приходил им на смену, полагали, что эти выдумки действительно принадлежат имаму или согласуются с его учением. Однако, в действительности, эти суждения противоречили тому, что сказал или постановил сам имам, ведь он не имел к ним никакого отношения. Примером тому может служить то, что многие из поздних последователей Абу Ханифы 25. Шейх Салим аль-Хиляли сказал: «Эти золотые и мудрые слова впервые были высказаны Ибн ‘Аббасом, да будет доволен им Аллах. От Ибн ‘Аббаса эти слова перенял его ученик Муджахид. См. «Джами’ байян аль-‘ильм уа фадлихи» 1/91. От Муджахида их взял имам Малик и именно после него они получили большую известность и распространение. И имам Ахмад также перенял от них эти слова» См. “Масаиль имам Ахмад” 276. 26. Имам Ахмад говорил: “Непозволительно факъиху побуждать людей следовать его мазхабу”. См. “ар-Радуль-муфхим” 16. 27. Можно привести некоторые примеры тому, о чем говорит шейх аль-Ма’суми - различным вопросам, которые появились в различных книгах по мазхабам. Так, например, известный ханафитский шейх аль-Джабауи относительно вопроса, кто больше заслуживает того, чтобы стоять имамом на намазе, упомянув о правителе, его заместителе (наиб) и других лицах, о которых пришло упоминание в хадисах, писал: “Больше всего заслуживает быть имамом в намазе… обладатель наилучшего нрава, затем самый красивый, затем обладатель самой красивой жены, затем самый богатый, затем тот, у кого наиболее чистая одежда, затем тот, у кого самая большая голова, затем тот, у кого меньше половой орган”. См. “Бид’а ат-та’асуб аль-мазхаби” 193. Разве эти условия, среди которых есть просто нелепые, имеют хоть какое-то отношение к религии?! Вот другой пример. Последователь шафиитского мазхаба аль-Баджури в “Хашия ‘аля шарх Ибн аль-Къасим”, разбирая вопрос о том, когда становится обязательным совершение полного омовения (гъусль), в числе прочего, писал и такие «фантастические» вещи: “Если половой орган мужчины разделится на две части, и одной он войдет в одну жену, а второй – в другую, то ему необходимо совершить гусль”. Он также писал: “Если мужчина введет свой половой орган в половой орган другого мужчины, то им обоим необходимо совершить полное омовение”. Далее он пишет вещи достойные возмущения и удивления: “Если человек войдет в половой орган своей жены всем телом, то им обоим необходимо совершить полное омовение. Ведь если гусль нарушается при вводе головки полового органа, то тем более, если человек сам войдет в половой орган, гъусль становится обязательным”. Свят Аллах, разве подобные немыслимые примеры нуждаются в таком подробном разбирательстве?! Ведь от мазхабов этих великих имамов и тем, что впоследствии называлось их мазхабами, осталось только одно название. И это лишь небольшая часть того, что содержится в книгах по мазхабам более поздних имамов. Тому, кто желает узнать больше о подобных глупостях в книгах поздних мазхабистов следует прочитать «Бид’а ат-та’асуб аль-мазхаби» шейха Мухаммада ‘Иида аль-‘Аббаси.


#10 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 мая 2008 - 14:15

приписывают ему запрет держать во время намаза указательный палец поднятым в период произнесения «ташаххуда28 Другой пример: многие из них (ханафитов) допускают такое толкование Корана, которое совершенно противоречит Исламу, как, например, их высказывание, что под рукой Аллаха надо понимать Его могущество! Или - что еще хуже - их высказывание о том, что Всевышний не вознесся над Троном, а находится в каждой точке мироздания29

По причине этих и схожих с ними причин рассорились мусульмане, расстроилось их единство и союз, земля наполнилась лицемерием и расколом. Один стал обвинять другого в ереси, каждая группа обвиняла в заблуждениях тех, кто противостоял ей по мельчайшему поводу. Они дошли до того, что обвиняли друг друга в неверии (куфр), затевали между собой драки и побоища, став подобно тем, о ком сообщил посланник Аллаха Да благословит его Аллах и приветствует : «Разделится моя умма на семьдесят три группы, каждая из которых будет в Огне, кроме одной». Его спросили: «Кто же будет этой спасшейся группой, о посланник Аллаха?» На что он ответил: «Это те, кто придерживаются того же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники30 ат -Тирмизи 2641, аль-Хаким 1/128. 28. Ибн аз-Зубайр рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха) усаживался в молитве (ташаххуд), он клал правую руку на правое бедро, а левую руку – на левое, и указывал пальцем”. Муслим 579. Уаиль ибн Худжра рассказывал: “Я видел как пророк , да благословит его Аллах и приветствует, поднимал свой правый указательный палец, и шевелил его, взывая им к Аллаху”. ан-Насаи 889, Ибн Хузайма 1/86, Ибн Хиббан 485. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, имам Ибн Хиббан, аль-Байхакъи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам ан-Науауи, хафиз Ибн аль-Муляккъин, шейх Ибн аль-Къайим, шейх аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/453, “Задуль-ма’ад” 1/237, “Тамамуль-минна” 214, “Тахкъикъ Джами’ аль-усуль” 5/404. 29. Известно, что имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) придерживался вероучения ахлю-Сунна, считая, что Аллах возвысился над всеми творениями и утвердился на Троне. И поэтому он говорил: «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь, на небе или на земле” – впал в неверие. То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне, но я не знаю, где находится Трон, на небе или на земле”». См. «аль-Фикъх аль-абсат» 46. Также на вопрос одной женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»?”, – Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: “Я с тобой”, – однако, ты рядом с ним не находишься». См. «аль-Асма уа ас-сыфат» 429. Также в некоторых книгах ранних имамов приводятся сообщения о том, что Абу Ханифа считал Коран сотворенным. На самом же деле эти сообщения не достоверны. Имам Ахмад сказал: “Мы не считаем достоверным то, что передают от Абу Ханифы, якобы он считал, что Коран сотворен”. См. “Мухтасар аль-‘Улюу” 156. Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Клянусь Аллахом, что Абу Ханифа не умер, говоря: «Коран сотворен»”. См. “Шарх усуль аль-и‘тикъад” 2/269. Шейх аль-Альбани в «Тахкъикъ аль-‘Улюу» писал: “Все это – предположение в адрес Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, тогда как на самом деле от него достоверно передается обратное этому мнению!” Имам Абу Ханифа говорил: “Коран является Речью Аллаха, записанной в свитках, сохраненной в сердцах, читаемой устами, и ниспосланной пророку (мир и благословение Аллаха)”. См. “аль-Фикъх аль-акбар” 301. Он также говорил: “Коран не сотворен!” См. “аль-Фикъх аль-акбар” 302. 30. Некоторые считают достоверной версию этого хадиса: «Это аль-джама’а», однако, достоверность данной версии: «Это те, кто придерживаются того же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники», они отрицают. Шейх Салим аль-Хиляли сказал: «Некоторые авторы считают слабой эту часть хадиса из-за того, что в нем есть слабый передатчик – ‘Абдурахман ибн Зияд аль-Ифрики. Однако, эта часть приводится и с другим иснадом у ат-Табарани в «аль-Аусат» (626) и «ас-Сагъир» (196) через ‘Абдуллаха ибн Суфьяна аль-Хуза’и от Яхьи ибн Са’ида аль-Ансари от Анаса. И несмотря на то, что ‘Абдуллах ибн Суфьян сам является слабым, но в совокупности с предыдущими иснадами данный хадис становится хорошим (хасан), который нужно принять». Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “Маджму’уль-фатауа” 3/345, Ибн аль-Къайим в “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 2/410, имам аш-Шатыби в “аль-И’тисам” 1/189, хафиз аль-‘Иракъи 3/199 и шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами’» 5343.





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика