Ознакомление с прекрасными именами и возвышенными качествами Аллаха. Познание прекрасных имен и возвышенных качеств Аллаха, упомянутых в Кур’ане и Сунне, указывающих на его абсолютное и всестороннее совершенство, относится к одним из важнейших разделов религиозного знания, которое позволяет укрепить веру. Ознакомление с именами и качествами Аллаха, постижение их смысла и углубленное изучение этого вопроса приносит человеку огромную пользу.
В «Ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о то, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа салям), сказал: «Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен – сто без одного, и тот, кто исчислит их, войдет в Рай» («Фатх аль-Бари» (5/354, 11/214, 12/377), «Сахих Муслим» (4/2063)).
«Под исчислением здесь не подразумевается простое перечисление этих имен, потому что пересчитать их может даже грешник. Смысл этого заключается в использовании этих знаний на практике» («Фатх аль-Бари» (11/226). Эти слова принадлежат аль-Асыли).
Абу Умар ат-Таламанки сказал: «Для более полного понимания имен и качеств Всевышнего Аллаха проповедник и знаток изречений посланника Аллаха (салаллаху алейхи уа салям), должен понимать, какую пользу это знание приносит людям, какие истины оно раскрывает перед ними. Тот, кто не ведает этого, не знает смысла божественных имен и не может извлечь пользу из их смысла, когда он произносит их» (Там же (11/226)).
Ибн аль-Каййим отметил, что существует три ступени исчисления прекрасных имен Аллаха.
Первая ступень – это знание этих имен и умение сосчитать их.
Вторая ступень – это знание их смысла и значения.
Третья ступень – это обращение к Аллаху посредством этих имен, и это включает в себя как мольбу, подразумевающую поклонение, так и мольбу, содержащую просьбу. («Бадан аль-Фаваид» (1/164).
Ибн Саади, разъясняя суть исчисления, упомянутого в хадисе Абу Хурейра, сказал: «Это значит: кто запомнит их, поймет их значения, поверит в них и будет поклоняться Аллаху посредством них, тот войдет в Рай. А поскольку в Рай попадут только верующие, то это является один из важнейших источников и оснований веры, ее силы и непоколебимости. Таким образом, познание прекрасных имен Аллаха – это основа веры, от которой и берет начало сама вера» («Ат-Таудих ва аль-Байан ли Шаджарат аль-Иман» (стр.26)).
Кому удается познать Аллаха именно так, тот становится одним из тех, кто обладает сильной верой, неустанно повинуется Аллаху, усердно поклоняется Ему, испытывает перед Ним сильный страх и постоянно ощущает на себя Его взгляд.
Всевышний сказал: «Бояться Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (Фатыр, 28).
Ибн Джарир ат-Табари в толковании этого айята писал: «Всевышний имел в виду, что боятся Аллаха и опасаются Его наказания посредством богоугодных деяний только те, кому известно, что Аллах способен на всякую вещь, что Он совершает все, что пожелает, поскольку знающий это убежден в том, что Аллах наказывает за ослушание, и это заставляет его бояться Аллаха» («Тафсир ат-Табари» (13/132)).
Ибн Кассир писал: «Это значит: по-настоящему бояться Аллаха только познавшие Его богословы, ибо чем лучше и совершеннее человек узнает Великого и Всевышнего Аллаха, обладающего совершенными качествами и прекрасными именами, тем больше и сильнее он боится Его». («Тафсир аль-Куран аль-Азым» (3/553)).
Один из ранних мусульман кратко и лаконично выразил эту мысль, сказав: «Чем лучше человек познает Аллаха, тем сильнее он боится Его» («Ар-Рисала аль-Кушейрийя» (стр.141). Эти слова принадлежат Абу Абдуллаху Ахмаду б. Асиму аль-Антаки. Его биографию можно найти в книге «Сийар Аллам ан-Нубала» (11/409)).
Ибн аль-Каййим, (рахимахулла), сказал: «Души ни в чем не испытывают такой необходимости, как в поминании своего Творца и Создателя, в любви к Нему, в поминании Его, в получении удовольствия от этого, в стремлении приблизиться к нему. Однако добиться всего этого можно только посредством познания Его качеств и имен, и чем глубже раб познает их, тем лучше он узнает Аллаха, тем желаннее он становится для Него, тем больше он приближается к Нему. Если же он не знает о них, то лишается знаний об Аллахе, становится ненавистнее Ему, отдаляется от Него. Воистине, Аллах относится к Своему рабу так, как тот относится к Аллаху….» («Аль-Кафийа аш-Шафийа» (стр.3-4)).