Перейти к содержимому

Close
Фотография

Мухаммад Салих Аль-мунаджид Недуги Сердца:роскошество


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 14 марта 2014 - 23:02

bismi

Роскошество

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословения благородней- шему из посланников, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Роскошество1 — трудноизлечимый и губительный недуг. Рас- пространяясь среди членов общины, оно лишает её решимо- сти и приносит взамен медлительность, косность, лень, непод- вижность. Оно привязывает общину к миру этому и внушает ей любовь к нему. Если роскошество овладевает человеком на- столько, что становится его неотъемлемым свойством, то это явный показатель слабости данного человека и признак беспо- мощности и неспособности организовать собственную жизнь. Привычка к роскоши свидетельствует о том, что человек пред- почёл мирские удовольствия труду и усердию.
Учитывая опасность этой болезни и огромный вред, кото- рый она причиняет, мы должны взяться за её лечение.
Что же такое на самом деле роскошество? Какое зло оно может принести? И что нам делать с нашими обществами,в которых активно распространяется этот недуг? В этой книге мы ответим на эти вопросы.
Одновременно воспользуюсь возможностью поблагода- рить всех, кто участвовал в подготовке этого произведения, и обратиться к Аллаху с доброй мольбой за них.
О Аллах, направь стопы наши и сделай благими наши на- мерения и наши дела, и помоги нам вершить благое и следо- вать прямым путём!
Роскошество как термин
Роскошество (тарф — ترف) — это утопание в благах. Это слово и однокоренные слова встречаются в Коране.
...которых Мы щедро одарили благами в мирской жизни. Сура 23 «Верующие», аят 33
А несправедливые последо- вали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешни- ками.
Сура 11 «Худ», аят 116
...и вернитесь туда, где вам было позволено вести ро- скошную жизнь.
Сура 21 «Пророки», аят 13
А когда Мы подвергнем на- казанию изнеженных роско- шью среди них...
Сура 23 «Верующие», аят 64
в которых активно распространяется этот недуг? В этой книге мы ответим на эти вопросы.
Одновременно воспользуюсь возможностью поблагода- рить всех, кто участвовал в подготовке этого произведения, и обратиться к Аллаху с доброй мольбой за них.
О Аллах, направь стопы наши и сделай благими наши на- мерения и наши дела, и помоги нам вершить благое и следо- вать прямым путём!
Роскошество как термин
Роскошество (тарф — ترف) — это утопание в благах. Это слово и однокоренные слова встречаются в Коране.
...которых Мы щедро одарили благами в мирской жизни. Сура 23 «Верующие», аят 33
А несправедливые последо- вали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешни- ками.
Сура 11 «Худ», аят 116
...и вернитесь туда, где вам было позволено вести ро- скошную жизнь.
Сура 21 «Пророки», аят 13
А когда Мы подвергнем на- казанию изнеженных роско- шью среди них...
Сура 23 «Верующие», аят 64
Это роскошествующие описываются в словах Всевышнего:
«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами» (сура 89 «Заря», аят 15).
Специальное значение
Роскошество — это выход за рамки умеренности в пользова- нии мирскими благами и утопание в роскоши.
Таким образом, роскошествующие люди — это люди, по- грязшие в мирских благах, привыкшие к роскоши, стремящи- еся к умножению удовольствий и развлечений и старающиеся достигнуть предельной роскоши в том, что касается пищи, пи- тья, жилища, средства передвижения и так далее.
Порицание роскошества в Коране
Всевышний Аллах порицает роскошь и роскошество в несколь- ких аятах Своей Книги. Приведём примеры.
1. Роскошество относится к свойствам несправедливых и неверующих. Всевышний Аллах сказал, описывая неверую- щих: «А несправедливые последовали за тем, чем были щедро наделены, и стали грешниками» (сура 11 «Худ», аят 116).
Ибн Джарир (да помилует его Аллах) сказал: «Поисти- не, Всевышний Аллах сообщил, что притеснившие самих себя и не уверовавшие в Аллаха члены общин, живших ранее, по- следовали за мирскими благами, которые были дарованы им, и возгордились. Они отказались исполнять веления Аллаха и стали превозноситься и отвращать других людей от Его пу- ти... В языке арабов мутриф — это человек, привыкший к ро- скоши, вскормлённый благами и удовольствиями» [Табари].
2. Роскошество — причина наказания в мире веч- ном. Всевышний Аллах сказал: «После них пришли потомки,которые перестали совершать молитву и стали потакать же- ланиям. Они понесут наказание» (сура 19 «Марьям», аят 59).
Ка‘б аль-Ахбар сказал: «Клянусь Аллахом, я обнаруживаю признаки лицемеров в Книге Аллаха: распивающие вино, остав- ляющие молитву, играющие в нарды, просыпающие вечернюю и утреннюю молитвы, предающиеся чревоугодию и пропускаю- щие пятничные молитвы». Сказав это, он прочитал аят: «После них пришли потомки, которые перестали совершать молитву и стали потакать желаниям. Они понесут наказание».
3. Роскошество — причина гибели в этом мире. Всевыш- ний Аллах сказал: «Сколько Мы разрушили селений, которые были несправедливы, сотворив после них другие народы! Когда они чувствовали Наше наказание, то бросались бежать от него. Не убегайте и вернитесь туда, где вам было позволе- но вести роскошную жизнь, и в свои жилища, быть может, вас призовут к ответу» (сура 21 «Пророки», аяты 11–13).
Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «“Не убегай- те и вернитесь туда, где вам было позволено вести роскошную жизнь”. Это насмешка над ними. Им как будто было сказано: не бе- гите от постигающего вас наказания, а вернитесь к роскоши, весе- лью, сытой жизни и добротным жилищам» [Ибн Касир. Тафсир].
4. Роскошество одних может стать причиной гибели других. Изнеженные роскошью люди могут причинить вред не только себе, но и другим, став причиной их гибели. Всевышний
Аллах сказал: «Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям [поко- риться Аллаху]. Когда же они предавались нечестию, то отно- сительно [этого селения] сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 16).
Наверное, вы замечали это в жизни окружающих вас лю- дей: изнеженные, утопающие в роскоши люди вредят не толь- ко себе, но и другим, и так происходит всегда. Своим образом жизни они заставляют других людей стремиться обрести то, чем они владеют, и стараться подражать им.
5. Роскошество — причина отказа от совершения бла- гих дел. Всевышний Аллах сказал об роскошествующих лю- дях, которые не смогли отправиться в поход из-за сильно- го зноя, поскольку привыкли пребывать в прохладной тени:
«Оставшиеся позади [не принявшие участие в походе на Та- бук] радовались тому, что они остались позади Посланника Аллаха. Им было ненавистно сражаться своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и они говорили: “Не от- правляйтесь в поход в такую жару”. Скажи: “Огонь Геенны ещё жарче!” Если бы они только понимали!» (сура 9 «Покая- ние», аят 81).
Испугавшись трудностей и жары, они предпочли крат- кий земной отдых совершенному вечному блаженству и ис- пугались жара, которого можно было избежать, передвигаясь ранним утром и после спада полуденного зноя, не боясь при этом жара, который невозможно даже представить, — Адско- го пламени.
6. Роскошество — причина недовольства предопределе- нием Аллаха. Всевышний Аллах сказал: «Когда Господь испы- тывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!” Когда же Он испы- тывает его, ограничивая его удел, тот говорит: “Господь мой унизил меня!”» (сура 89 «Заря», аяты 15–16).
Таково поведение роскошествующего. Когда Аллах даёт ему щедрый удел и многочисленные блага, он говорит: «Мой Господь почтил меня, потому что Он любит меня». А когда Аллах испытывает его разными способами, посылая ему не- что неприятное для него, он начинает роптать и возмущаться и не проявляет терпения в отношении того, что постигло его. И всё это по причине привычки к роскоши. Живи этот человек простой и скромной жизнью, он воспринял бы эти испытания с терпением и довольством и восхвалял бы Аллаха...
Размышляя, мы приходим к выводу, что терпеть бедность легче, чем терпеть богатство.
Порицание роскошества в Сунне Пророка 
Запрет предаваться роскоши упоминается в нескольких хади- сах. Они предостерегают человека от сердечной привязанно- сти к миру этому, от того, чтобы погрязть в его тленных удо- вольствиях и наслаждениях.
Абу Са‘ид аль-Худри передаёт: «Однажды Пророк  сел на минбар, и мы сели вокруг него, и он сказал: “Поистине, сре- ди того, чего я боюсь для вас после моей кончины, — то, что откроется перед вами из мирских благ и украшений”» [Бухари, 1465; Муслим, 1052].
Абу Са‘ид аль-Худри также передаёт, что Пророк  ска- зал: «Поистине, этот мир — сладок и свеж, и поистине, Ал- лах сделал вас наместниками в нём и смотрит, что вы делае- те. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин!» [Муслим, 2742].
‘Абдаллах ибн Бурайда передаёт, что один человек из числа сподвижников Пророка  приехал к Фадале ибн ‘Убай- ду2, когда тот был в Египте. Придя к нему, он сказал: «Я при- был к тебе не как простой посетитель. Мы с тобой слышали хадис Посланника Аллаха , о котором, как я надеюсь, у тебя имеется знание». Тот спросил: «А что за хадис?» Он ответил: «Такой-то». Потом он спросил: «А что с тобой, отчего я вижу тебя непричёсанным, когда ты распоряжаешься этой землёй?3» Тот ответил: «Поистине, Посланник Аллаха  запретил нам предаваться чрезмерной роскоши». Он спросил: «А почему я не вижу на тебе обуви?» Он ответил: «Посланник Аллаха  велел нам иногда ходить без обуви» [Абу Давуд, 4160].Он велел им иногда разуваться, чтобы ноги их загрубели и привыкли ходить по разной поверхности.
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха  гово- рил: «О Аллах, сделай удел семейства Мухаммада достаточ- ным» [Муслим, 1055]. То есть таким, чтобы они могли избежать и позора обращения к людям с просьбами, и изобилия, пере- ходящего в роскошь и делающего человека изнеженным.
Не радуйтесь, о роскошествующие!
1. Блага — испытание и экзамен. Всевышний Аллах разъяс- нил, что многочисленные блага, даруемые Его рабам в этом мире — испытание и экзамен, а вовсе не доказательство того, что Аллах доволен тем, кого одаряет, и любит его, как полагают многие живущие в роскоши. Они считают приходящие к ним мирские блага свидетельством довольства Аллаха.
Как же Аллах будет доволен роскошествующим челове- ком, который ослушивается его и использует даруемые Им блага хвастливо, проявляя высокомерие и гордыню?
И в прежние времена неверующие рассуждали так же. Видя изобилие имущества и множество детей, они говорили:
«У нас больше богатства и детей, и нас не подвергнут мучени- ям» (сура 34 «Саба», аят 35).
Но Аллах сообщил им о том, что их представления не со- ответствуют истине. Так, Всевышний Аллах сказал: «Ни ва- ше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они соверши- ли, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасно- сти» (сура 34 «Саба», аят 37).
И Всевышний сказал: «Оставь Меня с тем, кого Я сотво- рил одиноким, даровал ему большое богатство и сыновей, ко- торые находились рядом с ним, и распростёр перед ним этот мир полностью. После всего этого он желает, чтобы Я доба- вил ему. Но нет! Он упрямо отрицает Наши знамения» (су- ра 74 «Завернувшийся», аяты 11–16). То есть неужели вы дума- ете, что в мире вечном Мы добавим вам богатства и сыновей? Нет, не бывать этому!
Всевышний Аллах разъяснил этим несчастным утопаю- щим в роскоши людям, что блага, которые Он посылает им, — всего лишь отсрочка, ступени на пути к наказанию. Всевыш- ний сказал: «Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их бла- гами? О нет! Однако они не ощущают этого!» (сура 23 «Веру- ющие», аяты 55–56).
Всевышний также сказал: «Пусть не восхищают тебя их имущество и дети. Аллах желает только подвергнуть их му- чениям этим [имуществом и детьми] в этом мире, дабы они расстались со своими душами неверующими» (сура 9 «Пока- яние», аят 85).
И Всевышний Аллах сказал: «И пусть не восхищают те- бя их имущество и дети. Аллах желает только наказать их этим [имуществом и детьми] в земной жизни, дабы они рас- стались со своими душами неверующими» (сура 9 «Покая- ние», аят 55).
Всевышний также сказал: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка — благо для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножи- ли свои грехи. Им уготованы унизительные мучения» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 178).
И Всевышний Аллах сказал: «Оставь же Меня с те- ми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечём их так, что они даже не осознают этого» (сура 68 «Письменная трость», аят 44).
2. Роскошь в этом мире — причины лишения благ мира вечного. Всевышний Аллах сообщил о людях, которые получи- ли причитающиеся им блага уже в этой жизни. Так, Всевышний сказал: «В тот День, когда неверующим будет показан Огонь, им скажут: “Вы растратили свои блага в земной жизни, вы насладились ими. Сегодня вашим воздаянием будут унизи- тельные мучения за то, что вы превозносились на земле безо всякого права, и за то, что вы были нечестивцами”» (сура 46
«Пески», аят 20).
Абу Миджляз сказал: «Некоторые люди лишатся благих
дел, которые они совершили в земной жизни, и им будет сказа- но: “Вы растратили свои блага в земной жизни, вы наслади- лись ими”» [Ибн Касир. Тафсир].
То есть некоторые люди придут в Судный день и, не уви- дев награды за некоторые благие дела, совершённые ими в зем- ной жизни, спросят о ней, и им будет сказано, что они уже рас- тратили это вознаграждение, предаваясь роскоши и купаясь в благах в земной жизни.
Сподвижники и их последователи старались меньше пользоваться мирскими благами в земной жизни, дабы сохра- нить свою награду в мире вечном.
Джабир ибн ‘Абдаллах передаёт: «Однажды ‘Умар уви- дел меня, когда я нёс мясо. Он спросил: “О Джабир, что это?” Я ответил: “Мясо, которое я купил на дирхем для своих жен- щин, которым захотелось мяса”. ‘Умар сказал: “Неужели один из вас, пожелав чего-нибудь, непременно делает это? Почему бы ему не поголодать немного ради соседа и сына дяди своего? И куда же делся аят: ‹Вы растратили свои бла- га в земной жизни›?!” И мне еле удалось разойтись с ним» [‘Абд ибн Хумайд].
Сам ‘Умар говорил: «Если бы я хотел, у меня была бы еда и одежда лучше, чем у всех вас, однако я берегу мои блага [для мира вечного]» [Табари].
Хафс ибн Абу аль-‘Ас (да помилует его Аллах) часто за- ходил к ‘Умару и, когда тот предлагал ему еду, отказывал- ся от неё. Однажды ‘Умар спросил его: «Что такое, почему ты не ешь нашу еду?» Он ответил: «О повелитель верующих, мои домочадцы готовят мне более вкусную еду, и я предпо- читаю их еду твоей». ‘Умар сказал: «Да лишится тебя твоя мать! Разве не понимаешь ты, что, если бы я захотел, я мог бы приказать заколоть молодого барашка и запечь, убрав с не- го шерсть, и очистить муку от шелухи и испечь белый хлеб, и смешать са‘4 изюма с маслом так, что он уподобится кро- ви газели!» Хафс сказал: «Ты, как я вижу, знаешь, что такое изысканная еда!» ‘Умар сказал: «Да лишится тебя твоя мать... Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, если бы не моё неже- лание уменьшить свои блага в Судный день, я бы присоеди- нился к вам и разделял бы с вами ваши изысканные трапезы!» [‘Абд ибн Хумайд].
Хафса, дочь ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что она сказала своему отцу: «О повелитель веру- ющих, почему бы тебе не носить одежду лучше этой? И по- чему бы тебе не есть более вкусную еду, чем эта? Ведь Ал- лах открыл пред тобою землю и даровал тебе щедрый удел...» Он сказал: «Я поспорю с тобой... Знаешь ли ты, с какими трудностями и тяготами сталкивался в своей жизни Послан- ник Аллаха ?» И он стал перечислять ей то, что пришлось претерпеть Посланнику Аллаха , пока она не заплакала, а потом добавил: «Я говорю тебе, что у меня есть два товари- ща, которые следовали одним путём, и если я последую не их путём, то и участь у меня будет не такая, как у них. Клянусь Аллахом, я буду следовать их примеру, живя такой же суро- вой жизнью, какой жили они, в надежде, что [в мире вечном] смогу жить той благополучной жизнью, которую снискали они». Он имел в виду Посланника Аллаха  и Абу Бакра [Ибн Абу Шейба, 34434].
Когда ‘Умар прибыл в Шам, для него приготовили еду, по- добной которой ему ещё не приходилось видеть, и он сказал: «Это для нас, а что для бедных мусульман, которые умерли, так и не наевшись досыта простого ячменного хлеба?» Халид ибн аль-Валид сказал: «Им — Рай». Глаза ‘Умара наполнились сле- зами, и он сказал: «Если нам яства, а им Рай, то они далеко уш- ли от нас!» [Табари].
Катада говорил: «Знаете, клянусь Аллахом, некоторые люди проглатывают свои благие дела [уменьшая свою награ- ду]... Пусть же человек сохраняет свои блага [для мира веч- ного], если сможет, и нет силы ни у кого, кроме как от Алла- ха» [Табари].



3. О наслаждениях в этом мире раб Аллаха будет непре- менно спрошен в Судный день. Всевышний Аллах сообщил в Своей Книге, что о наслаждениях, которые испытывает Его раб в этом мире, он непременно будет спрошен в Судный день: благодарил он за них или нет? Всевышний Аллах сказал: «В тот День вы будете спрошены о благах» (сура 102 «Страсть к ум- ножению», аят 8).
Муджахид5 сказал об этом аяте: «То есть о каждом из благ земной жизни» [Ибн Касир. Тафсир].
Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Даже о глотке мёда» [Ибн Ка- сир. Тафсир].
Аль-Хасан аль-Басри сказал: «К благам относят и обед и ужин» [Ибн Касир. Тафсир].
Абу Киляба сказал: «К благам относится и употребление в пищу мёда и масла с белым хлебом» [Ибн Касир. Тафсир].
Аль-Хасан и Катада говорили: «О трёх вещах потомок Адама спрошен не будет, а относительно всего остального его ждёт допрос и расчёт, за исключением того, что Аллах пожела- ет исключить. Три вещи — это одежда, которой он прикрывает наготу свою, кусок хлеба, который не даёт ему умереть с голо- ду, и дом, который укрывает его» [Табари].
Давайте вспомним историю трёх самых великих лю- дей исламского государства. Это Посланник Аллаха , Абу Бакр и ‘Умар . Абу Хурайра передаёт: «Однажды По- сланник Аллаха  вышел из дома и встретил Абу Бакра и ‘Умара. Он спросил: “Что заставило вас выйти из сво- их домов в такой час?” Они ответили: “Голод, о Послан- ник Аллаха”. Он сказал: “И меня, клянусь Тем, в Чьей дла- ни душа моя, заставило выйти из дома то же, что и вас... Вставайте”. И они встали, и он направился к одному че- ловеку из числа ансаров. Тот принёс им гроздь фиников, на которой были и недозрелые, и высохшие, и свежие финики, и сказал: “Поешьте вот это”. А сам взял нож и зарезал овцу. Они поели мяса этой овцы, поели фиников и попили. Ког- да они утолили голод и жажду, Посланник Аллаха  сказал
Абу Бакру и ‘Умару : “Клянусь Тем, в Чьей длани ду- ша моя, вы будете спрошены об этом наслаждении в Суд- ный день. Вас заставил выйти из ваших домов голод, а вы не вернулись, пока не испытали это блаженство”» [Мус- лим, 2038].
Если три самых великих представителя этой общины бу- дут спрошены о блаженстве, которое они испытали один раз после сильного голода, так что же говорить о нас, постоянно принимающих пищу три раза в день?

#2 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 14 марта 2014 - 23:15

Современные проявления роскошества

В нашей сегодняшней жизни можно обнаружить самые разные проявления роскошества. Приведём примеры.
1. Чрезмерное внимание к волосам. Имеются в виду новые причёски, бесконечное расчёсывание волос, покупка огромного количества средств для ухода за волосами, чтобы они выглядели наилучшим образом.
Ислам велит придерживаться умеренности, в том числе и в вопросе ухода за волосами. Он велит тем, у кого есть волосы, за- ботиться о них, но запретил постоянно расчёсывать их и умащать благовониями каждый день — это можно делать через день.
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха  ска- зал: «Пусть тот, у кого есть волосы, заботится о них» [Абу Давуд, 4163].
‘Абдаллах ибн Мугаффаль передаёт, что Посланник Ал- лаха  запретил ухаживать за волосами часто, то есть еже- дневно, но разрешается делать это через день.
Ибн аль-Каййим6 (да помилует его Аллах) сказал: «В дей- ствительности эти два хадиса вовсе не противоречат друг дру- гу. Рабу Аллаха велено заботиться о волосах, но при этом ему запрещена чрезмерность в этом, переходящая в изнежен- ность. Он должен заботиться о волосах, но при этом изнежен- ность и роскошь не должны становиться привычными для не- го, и ему следует ухаживать за волосами через день».
2. Чрезмерность в гигиене и украшении себя. Быва- ет, что человек часами лежит в ванне, а некоторые добавляют в воду ароматические масла и пену для ванны и другие сред- ства, придуманные сегодня для создания комфорта и неиз- вестные ранее.
Да, ислам действительно призывает к чистоте и укра- шению и даже настаивает на этом. Всевышний Аллах сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой
мечети» (сура 7 «Преграды», аят 31).
Однако при этом следует избегать чрезмерности и роско-
ши. Ибн ‘Абд-аль-Барр сказал: «Украшения и очищение разре- шены при условии, что человек не доходит до чрезмерности, утопания в роскоши и подражания тиранам».
Если человек просто моется и соблюдает правила личной гигиены, пользуясь, например, дезодорантами, устраняющи- ми запах пота, неприятный для окружающих, будь то в мечети или в любом другом месте, то это не имеет никакого отноше- ния к роскошеству. Роскошество — это чрезмерность во всём этом, когда человек тратит на подобные средства и процедуры большие деньги и много времени.
3. Чрезмерность в покупке очень дорогой фирменной одежды. Не так уж давно были времена, когда многие люди не имели даже сменной одежды и, постирав свою, вынужде- ны были сидеть дома и дожидаться, пока она высохнет. А по- том Аллах одарил людей так, что у человека появилось и две, и три, и десять одежд. Ничего страшного и греховного в этом нет — до тех пор пока это не выходит за пределы обычного и разумного.
Есть люди, которые носят исключительно одежду, кото- рую модельеры создают специально по их индивидуальному заказу, чтобы быть уникальными и отличаться от всех осталь- ных людей. Если это не роскошь и изнеженность, то что же та- кое роскошь?!
Нам было велено носить хорошую одежду, которая слу- жит свидетельством тех милостей, которыми одарил нас Ал- лах, однако не выходить за пределы умеренности.
Абдаллах ибн Мас‘уд передаёт, что Пророк  сказал: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого есть высокомерие хо- тя бы весом с пылинку». Один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» Пророк  сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное. А высокомерие — это отвержение истины и пре- зрительное отношение к людям» [Муслим, 91].
Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи сказал: «Наши правед- ные предшественники носили среднюю одежду, не очень хо- рошую, не очень плохую, и выбирали лучшую одежду для пятничных молитв, праздников и встреч с братьями по ве- ре. И они не считали, что выбирать наилучшее — это плохо.
Что же касается одежды, которая позорит носящего её и под- чёркивает аскетизм и бедность, как будто он жалуется таким образом на Всевышнего Аллаха... эта одежда становится по- водом для пренебрежительного отношения к носящему её, и она нежелательна, и она порицаема и запрещена» [Курту- би. Тафсир].
Лучшее во всём — умеренность и золотая середина.
4. Чрезмерность в еде и питье. Роскошествующие люди покупают деликатесную еду и напитки и едят и пьют лишь то, что стоит больших денег. Им подавай только дорогие и изы- сканные яства.
Они не довольствуются в каждый приём пищи одним- двумя блюдами, а требуют, чтобы стол непременно был устав- лен разными блюдами, и если перед ними поставят какой-ни- будь один вид еды, они не станут есть его и возмутятся.
Аль-Куртуби упоминает «запрет есть сверх достаточного, а также то, что относится к роскоши» [Куртуби. Тафсир].
К проявлениям роскошества в пище и питье относится и то, что многие люди едят только свежеприготовленную еду, а если эта еда постояла в холодильнике, то они ни за что не возь- мут её в рот, а просто выбросят в мусорное ведро. Они считают недостойной себя еду, которая пролежала ночь в холодильнике, даже если от этого ничуть не изменился её вкус и внешний вид. Это просто роскошество, да убережёт нас от него Аллах.
Нет ничего греховного в том, что человек время от вре- мени позволяет себе хорошую еду или покупает какой-ни- будь относительно дорогой деликатес. Однако это не должно превращаться в привычку. Если человек делает это постоян- но, каждый день, то это неприемлемо с точки зрения Шариата и просто неразумно.
Ещё одно проявление роскошества, связанное с едой, — использование дорогой посуды. Некоторые зажиточные семьи едят исключительно из посуды дорогих марок, покупают сково- родки и кастрюли исключительно самых известных фирм и так далее. Они отказываются использовать обычную, среднюю по красоте посуду — тарелки, кастрюли, стаканы и так далее.
Ещё одно проявление роскошества — посещение дорогих, всемирно известных ресторанов, которые в действительности отличаются от других заведений только названием и красивым декором.
К проявлениям роскошества, связанным с едой и питьём, относится и регулярное употребление газированных напитков. Есть люди, которые запивают газировкой завтрак, обед и ужин. Да и как же без этого? Ведь людям необходимо какое-нибудь средство, способствующее пищеварению, после того, как они предаются чревоугодию, набивая желудок разными видами еды и сладостей, и объедаются так, что их желудки просто не в состоянии переварить самостоятельно!
Ибн Сирин (да помилует его Аллах) передаёт, что один человек спросил Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом): «Не приготовить ли для тебя джавариш?» Он спро- сил: «А что такое джавариш?» Тот ответил: «Средство от тя- жести в желудке после переедания»7. Он сказал: «Я не ел досыта уже четыре месяца и не потому, что мне нечего есть, а потому что застал людей, которые то ели досыта, то голода- ли» [Ахмад. Зухд].
5. Свадебные торжества. К сожалению, свадебные тор- жества почти повсеместно отличаются излишествами и мно- гочисленными проявлениями роскоши. Каждый старается придумать что-то новое, и люди соревнуются друг с другом, организуя эти торжества.
Залы для проведения торжества арендуют за космические цены. Стоимость свадебного платья — это вообще отдельная история. Причём в большинстве случаев вся эта подготовка ложится тяжким грузом на плечи жениха.
Проявления роскоши на свадебных торжествах не огра- ничиваются пусканием денег на ветер и распространением за- висти и ненависти среди людей. Это явление внушает многим молодым людям отвращение к браку и ставит их перед выбо- ром: жить холостой жизнью с её искушениями или жениться, забравшись в долги...
6. Дорогие телефоны, аксессуары и номера. К проявле- ниям роскошества, часто встречающимся в современной жиз- ни, относится приобретение новейших моделей мобильных телефонов и разных дополнений к ним. Стоит добавить сю- да и распродажи оригинальных номеров, которые продаются с молотка и приобретаются за бешеные деньги.
7. Автомобили, украшения к ним и их номера. Сегод- ня многие зажиточные люди стремятся приобрести новейшие модели дорогих автомобилей. Богатые люди меняют машины каждый год и платят большие суммы, чтобы приобрести ори- гинальный номер для своего автомобиля. По всему миру орга- низуются аукционы, на которых продаются такие номера, и на их приобретение тратятся миллионы...
8. Чрезмерность в строительстве дома и обстановке. Мно- гие семьи меняют мебель регулярно, и этот процесс идёт прак- тически постоянно. Некоторые меняют мебель раз в полгода, другие — раз в год, тогда как остальные делают это раз в три го- да или в пять и так далее — в соответствии с финансовыми воз- можностями каждой семьи.
А уж о приобретении различных украшений и предметов роскоши для дома можно говорить бесконечно. Что только не появляется в домах из предметов как местного производства, так и привезённых из-за границы, и дизайнеры интерьеров за- рабатывают на этом большие деньги.
В наше время даже ванные комнаты стали украшать, как парадные залы: мозаика, мрамор, хрусталь...
9. Чрезмерность в найме прислуги. Сегодня многие уже не ограничиваются тем, что нанимают помощницу, которая помогает хозяйке дома справляться со своими обязанностями и выполнять домашнюю работу. Некоторые нанимают уже не- сколько служанок: одну для уборки, другую для приготовления пищи, третью для присмотра за детьми и так далее. Нанимают садовника для ухода за деревьями в саду, нанимают охранни- ка и водителя, а то и несколько — для каждого члена семьи.
В некоторых домах прислуги оказывается больше, чем членов семьи.
10. Чрезмерность в отдыхе и развлечениях. Строитель- ство и оборудование развлекательных комплексов и гостиниц требует огромных средств. А теперь попробуйте представить, сколько средств тратят на эти весьма популярные объекты их посетители, приезжающие туда пожить, отдохнуть, поесть, по- играть, покататься на аттракционах и так далее.
11. Приобретение вещей, принадлежавших знаменито- стям. Платок Умм Кульсум был продан за пять миллионов дол- ларов. Ручку, которой Наджиб Махфуз писал свою ересь и не- верие, продали за шесть тысяч долларов. Одежду принцессы Дианы разрезали на маленькие кусочки и продали каждый за 25 долларов, и получилась прибыль в миллионы долларов. Это очень выгодная торговля, посредством которой можно на- житься на богатых людях.

#3 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 14 марта 2014 - 23:22

Причины роскошества

Причин роскошества очень много. Ниже упоминаются некото- рые из них.

1. Далеко летящие мечты и забвение смерти.
2. Слепое подражание и влияние общества, в котором живёт человек. Многие люди живут, слепо подражая другим и совершенно не задумываясь о том, правильно ли они посту- пают и разумно ли их поведение.
Известно, что каждый человек стремится быть частью общества, в котором он живёт. А в обществе полно проявле- ний роскоши и расточительства. Некоторые люди считают, что в этом они должны быть «как все», и проявляют чрезмерность в еде, питье, одежде и жилище.
Подражание может постепенно перейти в хвастовство. Многие люди стремятся перещеголять друг друга.
3. Плохое воспитание.
Многие родители не указывают де- тям правильный путь в жизни, особенно если учесть, сколько раз- новидностей роскоши и расточительства видят они вокруг себя.
4. Состоятельность и изобилие благ. Богатство ослепля- ет и оглушает человека. Оно зовёт его к безделью, наслаждени- ям и отдыху, подталкивая его к расточительству, к ненужным тратам. Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Человек преступа- ет границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (сура 97 «Сгусток», аяты 6–7). К наиболее оче- видным проявлениям выхода за установленные Всевышним пределы относятся высокомерие, когда человек кичится даро- ванными ему благами, бесполезные траты, хвастовство и экс- травагантность.
5. Любовь к удовольствиям, наполняющая человече- скую душу. Эта любовь инстинктивна по своей природе. Все- вышний Аллах сказал: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удоволь- ствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвра- щения» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 14).
И сама по себе эта инстинктивная любовь не порицаема, однако запрещается превозносить любовь к этим вещам над лю- бовью к Аллаху и Его Посланнику: «Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, при- обретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока не наступит предопределённое Аллахом. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”» (сура 9 «Покаяние», аят 24).
Все наслаждения в этом мире подобны вину: однажды при- страстившемуся к ним очень трудно отказаться от них. Этот мир — вино шайтана, и пристрастившийся к нему протрезве- ет, только оказавшись в рядах умерших. Тогда вместе с другими оказавшими в убытке он будет горько сожалеть о содеянном.
6. Козни врагов. Понимая, что привычка к роскоши — причина гибели народов, недоброжелатели стали строить пла- ны, цель которых — приучить мусульман к роскоши и мирским благам таким образом, чтобы заставить их проявлять лояль- ность по отношению к ним и любить их, так как большинство мирских благ и удовольствий сосредоточено в их руках.

#4 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 14 марта 2014 - 23:30

Влияние роскоши на сердце

Радость, вызванная мирскими благами, наслаждение ими и из- неженность удовольствиями мира этого — смертельный яд, который бежит по жилам и оказывает очень вредное влияние на сердце человека. Ниже приводятся некоторые примеры.
1. Порабощение сердца. Здравое сердце — то, которое свободно от ширка (придавания Аллаху сотоварищей), сомне- ний, любви к миру этому и привязанности к нему. Поэтому об- ладатель такого сердца окажется в числе спасённых в Судный день — в отличие от этих роскошествующих людей, сердца ко- торых порабощены страстями и наслаждениями. Абу Хурай- ра передаёт, что Пророк  сказал: «Несчастен раб динара, и раб дирхема, и раб бархата, и раб дорогой одежды. Если ему дают, он доволен, а если не дают, он недоволен. Да будет он несчастным и да опрокинется он, а если уколет его колючка, да не извлечёт он её!» [Бухари, 2887].
Посланник Аллаха  сказал о роскошествующих, что они — рабы динаров, дирхемов и дорогой одежды, потому что они любят ради этих вещей, и ненавидят из-за этих вещей, и делают всё ради них.
2. Привязанность к миру этому и отвлечённость от ми- ра вечного. Сердце роскошествующего человека привязано к удовольствиям. Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Вы отда- ёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь — лучше и дольше» (сура 87 «Всевышний», аяты 16–17).
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Если сердца равнодушны к накрытым столам мира этого, они сядут за столы мира вечного вместе с приверженцами этого призы- ва, а если они удовольствуются столами мира этого, то лишат- ся столов мира вечного» [Фаваид].
3. Занятость сердца попытками обрести счастье. Цель мно- гих людей, стремящихся к удовольствиям и разным видам роско- ши, — стать счастливыми. Не имея счастья, сердце человека пре- бывает в состоянии тревоги и беспокойства до тех пор, пока не обретёт желаемое. Но счастье, обретаемое посредством мирских благ, — мираж, который никогда не станет реальностью. Человек бежит и бежит за ним, но счастливым так и не становится.
Зайд ибн Сабит передаёт, что Пророк  говорил: «Дела того, чья цель — мир этот, Аллах приведёт в расстройство, и поместит его бедность меж глаз его, и не достанется ему из мира этого ничего, кроме предопределённого ему. А дела того, чьё намерение [связано с] миром вечным, Аллах приве- дёт в порядок, и поместит его богатство в сердце его, и при- дёт к нему мир этот против воли своей» [Ибн Маджа, 4105].
Ибн аль-Каййим рассказывал о своём наставнике Ибн Таймийи, который подвергался преследованиям и которого мучили и держали под стражей. У него забрали его свитки, пе-
рья и чернила и лишили его возможности поддерживать связь с внешним миром. Это было во время его заключения в Дама- ске. Ибн аль-Каййим сказал о нём: «Аллах знает: я не видел человека, жизнь которого была бы лучше; несмотря на суро- вые условия и полное отсутствие удобств и комфорта, несмо- тря на заключение, угрозы и мучения — несмотря на всё это он относился к числу людей, ведущих самую замечательную жизнь. Он был спокоен и счастлив, в сердце его была сила, в душе — радость, а на лице — сияние благоденствия. Когда страх наш усиливался, и у нас появлялись скверные предпо- ложения, и земля начинала казаться нам тесной, мы шли к не- му. И стоило нам увидеть его и услышать его слова, как всё это разом улетучивалось и появлялось спокойствие, сила, уве- ренность, умиротворение. Пречист Тот, Кто показывает Сво- им рабам Рай ещё до встречи с Ним и распахивает перед ними врата его в обители деяний, и доносит до них благоухание его, заставляя их отдавать все силы ради обретения его и опере- жать друг друга в стремлении к нему... Один из них говорил:
“Если бы правители и сыновья правителей узнали о нашем по- ложении, они сражались бы с нами своими мечами, лишь бы обрести его”» [Вабиль].
4. Роскошество влечёт за собой другие недуги серд- ца. Это высокомерие, хвастливость, бахвальство, нарциссизм. И роскошество гонит прочь скромность и мягкость.
5. Роскошество побуждает человека присоединять- ся к нечестивым. Причина в том, что нечестивых, порочных и развратных людей обычно много там, где удовольствия и на- слаждения, тогда как люди религиозные и равнодушные к мир- ским благам, напротив, обходят эти места стороной и не стре- мятся посещать их.
Одного из благочестивых как-то спросили: «Что сдела- ло тебя равнодушным к миру этому?» Он ответил: «В нём ма- ло верности, много грубости и соучастники его8 низки» [Мада- ридж ас-саликин].
6. Вред, который роскошество наносит телу. Тела ро- скошествующих людей лишены выносливости и подверже- ны болезням, потому что Аллах приспособил тела людей к пе- ренесению трудностей, и если человек поступает наперекор своей инстинктивной природе, то болезни постигают его од- на за другой.
Ибн Раджаб (да помилует его Аллах) сказал: «Ему не было велено избегать холода таким образом, чтобы вообще никог- да не чувствовать его, ибо в этом тоже заключается вред. Один из правителей так берёг себя от зноя и холода, что ему вообще никогда не доводилось чувствовать их, и внутренность его ис- портилась, и он быстро умер» [Лятаиф].
Роскошество сказывается на здоровье, ослабляя иммуни- тет человека и лишая его способности справляться с трудно- стями, которые встречаются ему на жизненном пути.
7. Роскошество заставляет человека напрасно тратить время. Роскошествующий человек попусту тратит время в по- исках новых удовольствий и наслаждений, и если бы он пони- мал важность и ценность времени, он не стал бы растрачивать его на мимолётные наслаждения.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) пере- даёт, что Пророк  сказал: «Две милости люди не ценят долж- ным образом: здоровье и свободное время» [Бухари, 6412].
8. Роскошество делает человека ленивым в поклонении.
Роскошествующий человек стремится ублажать себя всеми возможными способами и не находит времени для чтения Ко- рана. То же самое можно сказать и о посте, ночных молитвах и других видах поклонения.
9. Роскошество развращает общество. Роскошество чле- нов общества делает это общество ленивым, уменьшая произ- водство и оказывая влияние на все сферы человеческой дея- тельности — сельское хозяйство, промышленность, торговлю и так далее, потому что привычка к роскоши заставляет людей растрачивать время и здоровье впустую.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика