Перейти к содержимому

Close
Фотография

Скупость


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 21 января 2014 - 21:56

:::66as



Халид ибн Абдулла  Аш-Шаи



Скупость



Вся хвала принадлежит Аллаху. О рабы Аллаха, не перестанут считать человека достойным похвалы за его благие качества и нрав, также как порицать того, чьи дела и нрав скверны. Аллах сотворил порицаемый нрав и предостерег людей от него, испытывая их: "Смогут ли они проявить выдержку?". Поистине Господь твой ведает обо всем. 

В числе этих порицаемых качеств, которых стараются избегать обладатели здоровой фитры (естества) - это скупость, да убережет нас Аллах от нее. О мусульмане, скупость такое скверное качество, которое в итоге приводит к появлению многих других дурных качеств. Сказал Аль-Маварди, да будет доволен им Аллах: "Известно, что скупость из порицаемых качеств, также это свойство само по себе является причиной проявления других порицаемых качеств. Достаточно будет тебе напомнить о четырех из них: страстное желание, алчность, плохое мнение о других и нарушение прав других. И если скупец придет к этим порицаемым и другим низким качествам, то не останется в нем уже ни видимого блага, ни иной добродетели". О рабы Аллаха, поистине, скупость – мрачный путь, который не выведет скупца к прямому руководству. Более того, он станет блуждать в нем пока не придастся совершению больших грехов и не последует за губительными страстями.

Скупость приводит ее обладателя к алчности, которая является более худшим качеством, чем скупость. Сказал Абдулла ибн Амру: "Алчность хуже чем скупость, потому что алчный – это падкий до чужого имущества, он стремится им завладеть и скупится, и лелеет то, чем владеет сам. Скупой же скупится тем, что владеет". Сказал Ибн Кайим, да будет милостив к нему Аллах: "Разница между алчностью и скупостью в том, что алчность – это страстное стремление владеть чем-то, когда человек разузнает как можно им овладеть и после того как овладеет, проявляет скупость. Скупость же – это желание человека удержать себя от расходования чего-либо, после того как он приобрел это и проявление любви, и страсти к этому. Он является алчным до того как приобрел это и скупым, после того как овладел им. Скупость является плодами алчности. Алчность побуждает к скупости и скрывается в душе. Кто проявил скупость, тот подчинился алчности, кто же не проявил скупости, тот не подчинился алчности, которая скрыта в нем и остерегся от ее зла. Те, кто уберегли себя от алчности своих душ – преуспевшие".

Алчность губит как отдельного раба, так и целые народы. Так Абу Давуд приводит следующий хадис от Абдуллы ибн Амру: "Остерегайтесь алчности, поистине тех кто был до вас, погубила алчность. Она повелевала им скупость и они скупились, она повелевала им разрывание родственных уз и они разрывали их, она повелевала им непристойность и они вели себя непристойно". О рабы Аллаха, скупость как и щедрость различается по степеням. Так сказал Ибн Куддама: "Самая большая степень проявления скупости – это скупость человека для себя, в то время когда он нуждается". Как часто бывает, когда люди скупятся на лекарства в то время, когда они болеют или же пожелал человек что-либо, но удержала его от этого жадность. И как много других, которые находятся между теми, кто скупится находясь в нужде и теми, кто удовлетворяет себя при потребности. Нрав – это дар Аллаха, который Он располагает там, где пожелает. О мусульмане, тот кто скупится тот скупится только для себя. Он запрещает себе блага подчиняясь своей страсти и тому, что она внушает ему из плохого мнения о Всевышнем: "Вот вас призывают делать пожертвования на пути Аллаха, и среди вас находятся такие, которые скупятся. Кто скупится, тот скупится только во вред себе. Аллах – богат, а вы – бедны. И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам" (сура "Мухаммад", аят 38).

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к помощи Аллаха от скупости, будучи самого благородного нрава. Так Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, взывал к Нему со словами: "О Аллах, я прибегаю к Тебе от слабости и лени, трусости, скупости и дряхлости. Я прибегаю к Тебе от мучений могилы и прибегаю к Тебе от мучений огня, и прибегаю к тебе от испытаний жизни и смерти". Муслим приводит в своем "Сахихе" следующий хадис: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение, разделил то, что ему было доставлено, я сказал: "О Посланник Аллха, поистине, другие были более достойны этого, чем эти!", - на что он ответил: "Поистине, они поставили меня перед выбором: они либо стали бы донимать меня своими просьбами (и вынудили бы) меня дать им это, либо стали бы обвинять меня в скупости, а я не скуп!". Скупость столь порицаема, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, как это приводят Аль-Бухари и Муслим в своих сборниках посчитал ее серьезной болезнью: "Есть ли большая болезнь, чем скупость?".
 
О рабы Аллаха, как мы упоминали выше, скупость имеет свои степени, но она также делится на виды и не ограничивается только скупостью в средствах. Можно скупиться своей душой, проявляя трусость на поле боя или же отстраняясь от защиты религии, или распространения ислама. Также существует скупость в подчинении, которую проявляет, например, тот, кто скупится на приветствие. Так Ат-Тайалиси приводит следующий хадис от Абдуллы ибн Мугфиля: "Самый скупой из людей тот, кто скупится на приветствие". Или же скупость в отношении возведения благословения на Пророка, мир ему и благословение, когда упоминается его имя. Так Ат-Тирмизи сообщает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: "Скупой тот, в чем присутствии упомянули обо мне и он не воздал мне благословения словами: "Да благословит его Аллах и приветствует".

О мусульмане, поистине скупость трудноизлечимая болезнь. Более того, она худшая из болезней, особенно если укоренилась в сердце. Абу Давуд приводит хадис, который возводит к Абу Хурейре: "Худшее, что есть в мужчине - это беспокойная скупость и сильная трусость". О рабы Аллаха, если бы не было в оберегании от скупости блага, то не обязали бы человека стремиться к этому: "А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими" (сура "Собрание", аят 9). Сообщают, что Абдурахман ибн Ауф обходил дом Аллаха и постоянно повторял одну и ту же мольбу: "О мой Господь, убереги мою душу от скупости. О мой Господь, убереги мою душу от скупости". Когда его спросили: "Почему ты не обращаешься с другими молитвами?". Он ответил: "Если я уберегу свою душу от скупости, то преуспею". Сказал ибн аль-Кайим, да будет милостив к нему Аллах: "Щедрый близок к Аллаху, к Его творениям, к Его приверженцам, к раю и далек от огня. Скупой далек от Его творений, далек от рая и близок к огню. Щедрость человека внушает любовь его противникам, а скупость вызывает гнев у его детей".

О верующие, разница между щедростью и расточительством в том, что щедрость это трата при необходимости, по мере своих возможностей. Тогда как расточительство нечто противоположное этому. Сказал Ибн аль-Кайим: "У щедрости есть границы и тот кто достигнет их, того назовут благородным, заслуживающим похвалы. Тот, кто не достигнет их, того назовут скупым, заслуживающим порицания". О рабы Аллаха, душе внушена любовь к имуществу: "Воистину, он страстно любит блага" (сура "Скачущие", аят 8), также: "Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения" (сура "Семейство Имрана", аят 14) и : "и страстно любите богатство" (сура "Заря", аят 20). Однако, щедрый противится своей душе и склоняет ее к проявлению щедрости. Сказал Тальха ибн Абдулла: "Поистине мы обнаруживаем по отношению к нашему имуществу то же, что чувствуют и скупые, но однако проявляем терпение".

О рабы Аллаха, поистине скупость качество противоположное благочестию. Сказал Хубейш ибн Мубашшир: "Как-то мы сидели у Ахмада ибн Ханбаля и Йахйи ибн Муина, и на собрании присутствовало много людей. Они все согласились с тем, что не знают ни одного благочестивого человека, который бы проявлял скупость". Ан-Нисаи приводит в "Сунан" следующий хадис от Абу Хурейры: "Никогда в одном сердце не совместятся скупость и вера". 
Salyaf.ru

#2 Умм Абдуллах

Умм Абдуллах
  • Мусульманка
  • 622 сообщений

Отправлено 22 января 2014 - 05:00

:::66as :JazaakiAllaahuKhairan:




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика