Перейти к содержимому

Close
Фотография

Будет ли польза в мольбе о прощении (истигфар) за постоянно совершаемые малые грехи, и значит ли это, что в этом случае они не станут большими грехами


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 12 июня 2013 - 09:49

bismi

Вопрос:

Может ли мольба о прощении удалить малые грехи, которые при постоянном совершении становятся большими? Что подразумевается под упорством (постоянством): совершение действия с отрицанием запретности этого действия, или порицание их наряду с мольбой о прощении делает их малыми грехами?


Ответ: Хвала Аллаху.

«Большинство ученых из числа праведных предшественников и тех, которые жили после, из всевозможных мазхабов и групп делили грехи на малые и большие. Это подтверждают доказательства из Корана и Сунны, практика праведных предшественников и ученых, живших после» (Шарх ан-Навави ‘ля Муслим. Т. 2. С. 85).

Мы уже говорили о том, что нельзя пренебрегать малыми грехами и считать незначительным их и их последствия. Воистину, упорное совершение малого греха есть большой грех, а пренебрежение малым грехом и умаление его – опасно.

Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал:

«Упорное совершение малого греха может считаться большим грехом, или даже более» (Игаса аль-ляхфан. Т. 2. С.151).

Ознакомьтесь также с ответом на вопрос № 127480 и № 130711.

Во-вторых.

Аль-Куртуби сказал: «Упорство – это твердое намерение совершить дело и отказ оставить его». Катада сказал: «Упорство – это постоянство в (совершении) грехов». См.: «Аль-маусу‘а аль-фикхийа» (Т. 36. С. 305).

Человеком, упорствующим в совершении греха, считается человек, который постоянно ослушается Аллаха и ослушается посланника, и который намеревается при каждом удобном случае совершить этот грех вновь.

В-третьих.

Различие межу покаянием и мольбой о прощении.

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос: «Каково различие между покаянием и просьбой о прощении?»

Он ответил: «Покаяние – это сожаление о прошлом, оставление греха и твердая уверенность человека не возвращаться к совершению этого греха вновь. Это называется покаянием. Что же касается мольбы о прощении, то оно может быть покаянием, а может быть просто словами. Слова „О Аллах, прости меня“, „Прошу у Аллаха о прощении“ не считаются покаянием, пока наряду с ними не будет сожаления, оставления греха и твердого намерения не совершать его вновь. Это называется покаянием, а также мольбой о прощении. Полезна и продуктивна та мольба о прощении, наряду с которой человек испытывает сожаление, оставляет грех и искренне намеревается не совершать его вновь» (с официального сайта ш. Ибн База:

Please Login or Register to see this Hidden Content

).

Человек должен знать, что сущность мольбы о прощении заключается в его обращении к Всевышнему Аллаху с просьбой простить его. Если же человек неискренен в своей просьбе, не желает получить прощение, а его мольба – лишь слова, слетевшие с языка, которые он произносит, не нуждаясь в прощении Аллаха, и которые он не говорит от сердца, то какая же это мольба о прощении?!

В «Энциклопедии по фикху» сказано:

«Мольба о прощении должна удалять упорство (в совершении греха), а ее значение должно исходить из сердца. Она – не только произнесение слов. Если человек произносит мольбу о прощении, но продолжает постоянно совершать грехи, то это – грех, за который необходимо просить прощение» (Аль-маусу‘а аль-фикхийа. Т. 4. С. 35).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Ученые, да помилует их Аллах, сказали: „Упорное совершение малого греха превращает его в большой“. Передается от ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и других, да будет доволен ими Аллах: „Нет большого греха вместе с мольбой о прощении, и малого – наряду с упорным его совершением“. Значение этих слов следующее: мольба о прощении удаляет большой грех, а малый грех, при постоянно его совершении, становится большим. Шейх Абу ‘Амр ибн ас-Салях, да помилует его Аллах, сказал: „Человек, постоянно совершающий грехи, – это тот, кто имеет намерение вернуться к совершению греха. Или тот, кто продолжает совершать грех, пока этот грех становится огромным. В этом вопросе нет ограничения во времени или количестве повторения самого греха“» (Шарх Сахих Муслим. Т. 2. С. 82).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Нет пользы в мольбе о прощении наряду с постоянным совершением этого греха. Так как она (в данном случае) ближе к насмешке, нежели чем к благому деянию» (Самарат ат-тадвин. С. 141).

Сообщается от аль-Хариса ибн Сувейда, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд рассказал ему два хадиса: один от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а другой – от себя. Он сказал: «Верующий видит свои грехи так, словно он сидит под горой и опасается, что она упадёт на него. В то время как грешник видит свои грехи, в виде мухи, которая пролетела возле его носа, и он отмахнулся от нее». После он сказал – и эти слова являются словами пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, больше, чем радуется мужчина, который остановился для отдыха в выжженной пустыне. Вместе с ним была верблюдица, а к ней была привязана вся его провизия. Он прилег и заснул, а, проснувшись, обнаружил, что его верблюдица убежала. И когда его голод и жажда усилились, он подумал вернуться на то же место. Он вернулся туда и заснул, а, проснувшись, он увидел, что верблюдица стоит рядом с ним» (аль-Бухари № 6308 и Муслим 2744).

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «…верующий благодаря своей вере чувствует сильный страх пред Аллахом. А, если он совершил грех, то пребывает в страхе наказания за них. Таково положение мусульманина: он всегда чувствует наблюдение (Аллаха) и боится (совершить грехи). Он считает незначительными свои праведные дела и опасается даже самого малого греха.

Аль-Мухибб ат-Табари сказал: „Благодаря сильной богобоязненности и сильного страха перед наказанием Аллаха в верующем проявляется это качество. Потому что он глубоко убежден, что совершил грех, но не уверен, что получит прощение. Нечестивый человек мало знает об Аллахе, поэтому его страх перед Ним мал, и он считает грех чем-то незначительным“.

Ибн Аби Джамра сказал: „Из этого хадиса можно понять, что, если верующий испытывает малый страх за совершенные грехи и легкомысленно к ним относится, то это указывает на его нечестивость“.

Ибн Батталь сказал: „Мораль, которую мы извлекаем из этого хадиса, состоит в том, что верующему следует испытывать сильный страх пред Всевышним Аллахом за каждый свой малый и большой грех. Потому что Всевышний Аллах может наказать и за малое, ведь Он, хвала Ему, не будет спрошен за Свои деяния» (Фатх аль-бари. Т. 11. С. 105).

То, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, привел эти хадисы один за другим указывает на глубокое его знание и понимание (Шариата). Первое предание указывает на то, что верующий не станет считать грехи чем-то незначительным, какими бы они малыми или большими не были. Он пребывает в страхе за последствия своих грехов в этой и последующей жизни. Именно таково положение верующего, покаянию которого Аллах сильно радуется.

Что же касается вопроса: «Что подразумевается под упорством (постоянством): совершение действия с отрицанием запретности этого действия, или порицание их наряду с мольбой о прощении делает их малыми грехами?», нам не совсем понятен смысл вопроса. Надеемся, что в нашем ответе Вы найдете всю необходимую информацию.

А Всевышнему Аллаху ведомо лучше.

Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 184515



www.sawab.ru




Please Login or Register to see this Hidden Content



Please Login or Register to see this Hidden Content


Please Login or Register to see this Hidden Content






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика