Перейти к содержимому

Close
Фотография

Умар ибн аль Хаттаб. Часть 10. Таравих, Год голода и чумы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 21 марта 2013 - 12:25

bismi

Please Login or Register to see this Hidden Content




Мы говорили о том внимании, которое Умар ибн Хаттаб, Рады Аллаху Анху, уделял поклонению (ибадату), мы говорили о важности молитвы, но мы упустили таравих. Начнем с этого.
Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху пришел в мечеть в месяц Рамадан и увидел группы людей, разбросанных по мечети. Этот человек молился сам по себе, этот вел молитву в группе из четырех-пяти человек, другой вел молитву для десяти человек. Эти группы были разбросаны по мечети и их къираа (чтение Корана) мешали друг другу. Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху сказал: "Я объединю эти группы под одним имамом, чтобы они не молились по отдельности. Пусть они молятся все вместе".

Он назначил Убайа ибн Кааба, ученого по Корану, сподвижника Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человека из Медины вести молитву таравих.

На следующее утро он пришел в мечеть и увидел, что мусульмане молятся группой, сплоченно. Он сказал: "Это хорошее бидгьа (нововведение)". Умар ибн Хаттаб был счастлив, что теперь мусульмане молятся вместе организованно в мечети.

Этот призыв Умара ибн Хаттаба Рады Аллаху Анху, часто упоминается и всегда приводится как доказательство, подтверждающее, когда кто-либо делает что-то новое в религии. На самом деле было ли это бидгьа? Действительно ли Умар ибн Хаттаб тот, кто ввел новое или он сказал это в переносном смысле и показал, что это что-то хорошее?

Давайте посмотрим на историю молитвы таравих. Началась ли молитва таравих при Умаре или она была раньше? Во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кто-то молился дома, кто-то в мечети. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел в мечеть в Рамадан и стал молиться. Сподвижники, которые были в мечети, естественно, стали молиться с ним. Это была джамаат молитва -таравих в мечети.

На следующий день к ним присоединилось много людей, на третий день еще больше, а на четвертый день мечеть была заполнена. На пятый день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, перестал вести молитву. Он сказал сподвижникам, и это приводится у Бухари: "Я не хотел, чтобы это стало обязательной молитвой для вас". Если сподвижники молились бы с ним каждый раз, тогда это стало бы обязательным действием. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я хотел, чтобы таравих оставался добровольной молитвой, поэтому я перестал вести молитву в мечети, а не потому, что вести молитву в мечети это что-то неправильное, я не хотел, чтобы таравих стал обязательным".

Следовательно, молитва таравих уже существовала при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И что сделал Умар? Он возродил то, что было раньше. Он возродил то, что существовало при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Потому что даже во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, джамаат был больше, чем один джамаат, разбросанный вокруг. Умар ибн Хаттаб объединил джамааты в один джамаат. Вот и все.

Это не может быть примером тому, что вам позволено вводить новшества в шариат, но вам позволено улучшать что-то в пределах границ шариата, не изменять что-либо в шариате, а улучшать методы его применения. Например, мы все молимся в джамаате, так ведь? Но мы сделали некоторые усовершенствования. Мы пользуемся громкоговорителями и микрофонами, которых не было раньше. Это для того, чтобы улучшить молитву в джамаате, чтобы людям было легче. Мы ничего не изменили в молитве по форме, мы просто добавили что-то, что не является частью бидгьа, это абсолютно легально, и разрешено. Мы называем это инновацией (нововведением), но это не инновация в религии. Надеюсь, что вам ясна концепция.

Перейдем к следующему разделу. Это экономический кризис, который произошел во времена Умара ибн Хаттаба. Его называют годом Рамада, годом пепла. Это был 18-тый год Хиджры, несколько лет Халифата Умара ибн Хаттаба. Небо было безоблачно. Аравийский полуостров утонул в голоде. Они зависели от дождя, который выпадал с неба. Но в тот год не было дождя, и они ничего не получили. Говорится, что дикие звери были настолько голодны, что они стали нападать на людей. Скот, который был у арабов или у племен, погибал. Говорится, что козы, которые были у людей, были такими тощими, что когда их забивали, люди едва ли могли их есть, потому что мясо было ужасным.

Бедуины стали собираться группами и отправляться в Медину к Амиру Правоверных Умару ибн Хаттабу, рады Аллаху анху, просить помощи. Но у Умара ибн Хаттаба ничего не было, чтобы дать им. Эти беженцы остались в Медине. Тысячи из них. Насчитывалось шестьдесят тысяч бедуинов которые, стекались туда. Шестьдесят тысяч это огромное количество. Следует помнить, что население Земли в то время не было большим, оно не достигало миллиона. Но население было разбросано, и 60 тысяч беженцев в Медине, в то время, это было очень большим количеством. Они пришли к Умару ибн Хаттабу, думая, что он найдет выход для них, но Амир Правоверных сам голодал.

Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху обедал вместе с одним бедуином. У него был для него хлеб, накрошенный в масло. Он ел с бедуином. Бедуин взял кусочек хлеба и провел его по краю тарелки, чтобы убедиться, что все масло, оставшееся на тарелке, впиталось в хлеб, и он съел его. Он взял еще один кусочек хлеба и проследил, чтобы он был в масле. Умар ибн Хаттаб наблюдал за ним, а потом сказал: "Кажется, что у тебя некоторое время не было масла". Мужчина ответил: "Да, Амир Правоверных. У меня никогда не было масла или растительного масла и я очень, очень давно не видел, чтобы кто-нибудь ел масло". Он был очень голоден. Масло было частью их рациона.

Видите ли, животный жир или масло растительного происхождения из таких источников как оливы или другие семена , которое они получали из разных типов зерен и на самом деле у них у всех оно было, но из-за бедности и из-за рациона, они ели его недостаточно. Ваше тело нуждается в жире. Сегодня из-за того, что мы едим очень много, считается, что жир не полезен. В те дни, когда они ели очень мало, они должны были есть больше (жира). Однако, считается, что 20% жира это необходимое количество, которое должно быть в вашем рационе. Сегодня, мы едим слишком много, и врачи говорят, чтобы мы исключили жир, что он вреден. В те дни, когда ели мало, он был им необходим, и его следовало есть больше.

Тело нуждается в жире, в теле должно быть масло. Для них растительное масло и жир были важной частью рациона. Этот человек сказал, что не видел растительного масла или жира очень, очень давно. Когда Умар ибн Хаттаб увидел это, он поклялся, что не будет есть мясо и масло, да, он сказал мясо и масло, он не попробует их до тех пор, пока в Умме не будет достаточно еды. Историки говорят, что Умар Рады Аллаху Анху сдержал свое слово и выполнил клятву пока не убедился, что у Уммы есть достаточное количество еды, только тогда он снова стал есть мясо и масло.

Умар говорил: "Как я смогу заботиться о своих людях, если я не пройду через то, что проходят они. Мне необходимо прочувствовать боль, мне необходимо прочувствовать страдания".

Поэтому после поста в месяце Рамадан Аллах Азза Уа Джаль говорит, что мы должны давать садака аль фитр, потому что мы испытали голод, который испытывают бедняки, мы должны завершать свой пост, раздавая пищу, чтобы сделать их счастливыми в день Гьид.

Сподвижники говорили, что цвет лица Умара ибн Хаттаба в год Рамада изменился, он стал темным и тонким из-за еды, которую он ел. Он ограничил свой рацион сухим хлебом, который он мокал в растительное масло или в уксус, вот и все, что он ел. Ни мяса, ни масла. Видите, очень ограниченный рацион и не здоровый. Его тело изменилось и его лицо изменилось до такой степени, что Аслям сказал: "Мы думали, что если Аллах Азза Уа Джаль не прекратит голод года Рамада, Умар ибн Хаттаб умрет, потому что он заботился о своих людях. Он не сможет долго протянуть в таком режиме, он умрет. Но по Милости Аллаха Азза Уа Джаль, голод продлился только год, а затем голод закончился".

Он был очень строгим даже со своими детьми. Он увидел ребенка, мальчика, одного из своих сыновей, который держал в руках фрукт. Просто какой-то фрукт. Умар ибн Хаттаб сказал: "Сын Амира Правоверных ест фрукты, когда мусульмане голодают". Он хотел отнять этот фрукт у ребенка. Мальчик стал убегать от него, он плакал и говорил: "Мой отец хочет отнять у меня фрукт". СубханАллах, это очень сильно отличается от того, как ведут себя отцы сегодня. Он преследовал своего ребенка, чтобы отнять у него тот фрукт, пока ему не сказали, что его сын на самом деле купил этот фрукт за полную жмень фиников. Иначе Умар ибн Хаттаб хотел забрать у своего сына этот фрукт.

Умар ибн Хаттаб накладывал строгие ограничения даже на свою семью. Очень трудно отказать своим детям, когда знаешь, что они голодают, что они хотят есть. Вы даете им самое лучшее, вы предпочитаете их себе, а Умар ибн Хаттаб хотел забрать этот фрукт у своего ребенка. Но дети, они не понимают, когда у них хотят что-либо забрать, они начинают плакать.

Умар ибн Хаттаб применял одинаковые правила к себе и к остальным членам Уммы. Он жил также как жили они. Если они не ели мясо, то и я не буду есть мясо, если они не ели масло, то и я не буду есть масло. Между прочим, такое положение было не во всем Мусульманском мире. Только на Аравийском полуострове. Остальной мусульманский мир это не коснулось. Исторические книги говорят, что такое было только на Аравийском полуострове.

Мы упомянули о лагере беженцев. Они разбили этот лагерь для них. Всего их было 60 тысяч, но почти две трети из них умерли из-за голода и болезней. В первую очередь из-за того, что бедуины не могли привыкнуть к климату Медины. Они жили в очень чистой среде. Возьмем микробы и бактерии. Самое низкое соотношение для выживания их в пустыни. Там ничего не выживает. Там очень сухо и жарко, что не поддерживает эти формы жизни. Это очень здоровая среда. Жизнь там была тяжелой, но здоровой. Тогда как в Медине в те дни были болота, это была сельскохозяйственная земля. Так как там были болота, в Медине была большая влажность. Некоторые ученые считают, что из-за этого в Медине была малярия. В Медине климат был нездоровый. Даже мухаджиры, которые пришли из Мекки в Медину, все заболели.

Мы знаем поэму Абу Бакра и Биляла бин Рабах, Рады Аллаху Анху, когда они скучали и хотели вернуться в Мекку из-за эпидемиологического климата в Медине. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллах заставит нас полюбить Медину так же, как мы любим Мекку или еще больше". И, СубханАллах, сподвижники все неожиданно стали любить Медину больше, чем Мекку. Сейчас мусульмане любят Медину. Когда стал вопрос о выборе места резиденции, Абу Бакр, Умар, Усман, Али остались в Медине, хотя Мекка была свободной. Они могли вернуться в Мекку, но они выбрали остаться в Медине. Хотя, в начале, они не любили Медину, они не хотели оставаться там, они скучали по дому и цитировали поэмы. Но благодаря дуа Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, каждый мусульманин сегодня любит Медину.

Абу Хурейра Рады Аллаху Анху, сказал: "Да смилуется Аллах над Умаром ибн Хаттабом. Я видел его в год Рамада". В тот год было так жарко, что, когда ветер дул в лицо, казалось как-будто это был пепел, поэтому его называют годом Рамада. Итак, Абу Хурейра сказал: "Я видел, как Умар ибн Хаттаб нес для беженцев два мешка на спине и растительное масло в руках. Он увидел меня и спросил: "Ты откуда?" Я ответил: "Я был неподалеку отсюда". Потом я пошел с ним, чтобы помочь ему. Мы пришли в лагерь и увидели новую группу беженцев из двадцати человек из рода Мухариб. Умар спросил у них: "Почему вы пришли сюда?" Они ответили: "Из-за голода, братья".

Затем они достали кожу тех животных, которых они съели. Они отрывали кусочки кожи мертвых животных и ели. Они готовили из этой кожи и ели. Они были так голодны! Они растирали кости в белый порошок и проглатывали его. Когда Умар ибн Хаттаб увидел это, он снял свою ношу и стал готовить для них до тех пор, пока они не наелись.

Малик бин Аус сказал: “Умар пришел к нам в лагерь и принес нам еду, а тем, кого не было с нами, он послал финики, муку и хлеб. Он снабдил нас едой на месяц. Он посетил наших больных и принес кафан для умерших”. Малик бин Ауси сказал: “Смерть распространилась среди наших людей как бушующий огонь. Однажды я видел, как Умар ибн Хаттаб делал джaназа для десяти тел”. Десять тел одновременно. Когда голод закончился, Умар ибн Хаттаб сказал бедуинам: "Возвращайтесь, возвращайтесь на свои земли, я обеспечу вас транспортом и он заверил, что они все в безопасности доберутся до дому".

У Умара ибн Хаттаба было много работы, которая требовала времени. Как он справлялся со всеми делами? Говорят, что после ночной молитвы он возвращался домой и выстаивал ночь в молитве, молился, молился, а потом шел в ночной обход в лагеря и оставался там с ними весь день. Такой был распорядок дня у Умара ибн Хаттаба. Это не была работа с девяти до пяти. Это была работа 24 часа, 7 дней в неделю.

Умар ибн Хаттаб послал письма в разные мусульманские страны: Египет, Ирак, Шам, прося у них срочную скорую помощь. Потому что эта проблема была только в этом регионе. Он написал Амру бин аль-Асу: "Ты видишь как я, и мои люди умирают, а ты и твои люди наслаждаются жизнью в роскоши. Помоги мне быстрее, помоги мне быстрее!"

Проблема, которая случилась на Аравийском полуострове, стала настолько тяжелой, что люди стали умирать, произошла задержка по времени. Да, помощь стала поступать из других стран, но проблема к тому времени стала настолько плохой в Аравии, что ко времени, когда стала поступать помощь из Ирака, из Шама, как я уже говорил, многие умерли. В те дни не было прогноза погоды, и никто не сказал им, что дождя не будет месяц. Это произошло, и им пришлось планировать на месте.

Итак, Умар отправил письмо Амру бин аль-Асу, прося его о помощи. Амр бин аль-Ас ответил: "Помощь уже в пути. Я посылаю вам караван, когда начало которого будет в Медине, а конец еще в Египте". Он прислал караван из тысячи нагруженных верблюдов, двадцати груженых кораблей и пять тысяч штук одежды. Такова была помощь из Египта. Из Ирака он получил тысячу верблюдов.

Абу Убейда бин Джаррах послали им пятьсот нагруженных верблюдов. Когда Абу Убейда прибыл в Медину, Умар ибн Хаттаб поручил ему распределить всю помощь, полученную из Сирии. Абу Убейда распределил все, и Умар ибн Хаттаб дал ему сорок тысяч дирхамов. Абу Убейда сказал: "Не надо, все в порядке, я не нуждаюсь". Умар сказал: "Возьми это". Абу Убейда сказал: "Я не нуждаюсь". Умар ибн Хаттаб сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предложил мне такие деньги, когда я не нуждался и не хотел. Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Возьми их". Вот и я говорю тебе: “Возьми их”.

Когда ты не ждешь денег, когда твое сердце не привязано к этой дунья, если к тебе идут халяльные деньги, надо принять их. Умар ибн Хаттаб дал эти деньги Абу Убейде как подарок, как награда за его труды. Абу Убейда захотел добровольно поработать, а Умар ибн Хаттаб захотел заплатить ему за труд.

Муавия ибн Абу Суфьян послал три тысячи верблюдов. Так, теперь боль и страдания уменьшились, несмотря на то, что многие люди уже умерли. Их вес начал возвращаться, худые стали поправляться. Умар ибн Хаттаб сказал: "Если бы голод продолжился, я бы каждого бедного человека приставил к богатому, потому что люди с полуголодными желудками не умирают". Я бы к тем, кто питается хорошо, давал в пару того, у кого ничего нет, так чтобы они делились едой, так чтобы у всех была половина еды, и никто не умирал бы, имея хотя бы половину еды. Таким был его план, если бы голод продлился, но АльхамдудиЛлях этого не произошло.

Мусульмане все время делали дуа. Абдулла ибн Умар сказал: "Я видел, как отец часто повторял дуа: "О Аллах, не дай Умме Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, погибнуть при моем правлении. Я тот, кто управляет ею сейчас, я тот, кто несет ответственность за нее. Не позволяй им умереть сейчас. Не позволяй Умме Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, погибнуть у меня на руках". Поэтому Умар ибн Хаттаб взял с собой аль Аббаса бин Абдуль Муталиба на молитву Истиска. Умар ибн Хаттаб сказал: "Когда был жив Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы просили через него, чтобы Аллах послал нам дождь, а теперь, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, мы просим через его дядю аль Аббаса бин Абдуль Муталиба послать нам дождь и Аллах Азза Уа Джаль послал нам дождь". Этот хадис из сборника Бухари.

Умар ибн Хаттаб прекратил применять наказание за воровство. Ни одна рука не была отрублена в тот год. Некоторые люди сказали, что Умар ибн Хаттаб прекратил применять наказание (хад). На самом деле он не перестал применять его. То, что происходило, нельзя было квалифицировать как заслуживающее наказания. Потому что, в хадисе, в муснаде АбдуРразака, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не отрубайте руки во время голода. Не применяйте хад (наказание) за воровство во время голода". Человек украл, чтобы выжить и за это ему не отрубают руку. Руку отрубают вору когда он ворует не для того чтобы выжить. Но если кто-то украл для того, чтобы выжить, тогда в такой ситуации, даже не смотря на то, что это харам, наказание за воровство не применяли. Именно так случилось во времена Умара ибн Хаттаба Рады Аллаху Анху.

Из этого необходимо извлечь важный урок. Иногда нас заносит, и мы говорим, что, если мы будем просто следовать Шариату, то Аллах пошлет на нас потоки благословения, и мы все станем богатыми и станем владельцами Мерседесов-бенц, БМВ и огромного количества благ, а всего то, что нам нужно делать, это следовать Шариату. И мы все станем богатыми и зажиточными. Иногда такие обещания даются. Скажем при выборах в мусульманских странах. Они говорят, мы решим экономические проблемы, мы позаботимся о ваших проблемах, мы сделаем это, мы сделаем то. Разве так поступал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Разве сподвижники обещали своим последователям, что, когда они станут мусульманами, их корзины наполнятся?

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обсуждал условия присяги в религии ансарами (байат Акъаба), а это один из самых важных договоров или соглашений, в которых участвовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он попросил их отдать свои жизни и богатство. Это не такое уж легкое обязательство. Не очень легко прийти к кому-либо и сказать: "Я хочу, чтобы вы отдали свои жизни и богатство на фронте". Невозможно просить кого-либо об этом. Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил ансаров об этом. Вот что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: "Я хочу, чтобы вы защищали меня, как вы защищаете своих жен и детей". Они согласились, они сказали: "Да, мы согласны".

Один из ансаров встал и сказал: "Послушайте, вы понимаете смысл этого соглашения? Оно означает, что арабы и не арабы, если они пойдут против вас". Это не так легко принять. Затем он сказал: "Вы либо обещаете ему и выполняете свое обещание, либо выходите из соглашения сейчас. Вы еще не приняли обязательства, вы еще не составили соглашение, вы еще не дали свое слово, поэтому вы можете отказаться, пока не поздно". Это был Хаббаб бин Мунзир. Аббас сказал подобные слова. Он сказал: "Мухаммада охраняют его люди. Вы те, кто пригласил его на свои земли, вы уверены, что сможете защитить его?"

Их предупредили заранее. Они очень хорошо знали обо всем, Хаббаб бин Мунзир, Аббас бин Абдуль Муталиб сказали им об этом. Они попали в затруднение. Что сказали ансары? Они сказали: "Хорошо, эта наша часть сделки. Наше обязательство по этому соглашению, отдать наши жизни и богатство в борьбе. Что вы дадите нам взамен?" Разве Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пообещал им пять министерских мест, разве он сказал, что даст им такое-то количество мест в парламенте, разве он сказал, что отдаст им половину состояния, разве он сказал им, что он сделает их королями после себя, как это было с Рабиа?

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обсуждал соглашение с ними, а РасулюЛлах, да благословит его Аллах и приветствует, разговаривал со многими разными племенами, но они отказались, но это племя из Ирака сказали: “Если мы возьмем этого человека с собой, мы сможем пользоваться арабами (их имуществом) Аравийского полуострова вместе с ним”. Они увидели способности Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и сказали, что они могут использовать его в своих интересах. Когда они разговаривали с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: "Чего вы ждете от меня?" Они ответили: "Мы согласны, если ты отдашь нам королевство после себя. Если ты передашь нам власть после своей смерти".

Что сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он сказал: "Эта земля принадлежит Аллаху, Аллах отдаст ее кому только пожелает, а конец принадлежит благочестивым, победа принадлежит муттакъин". Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я не могу дать вам этого, это в руках Аллаха. Я не могу обещать вам королевства и власти. Это принадлежит Аллаху Азза Уа Джаль, у меня нет таких полномочий".

Итак, ансары спросили, что они будут иметь взамен этого соглашения. Они отдадут свои жизни и богатство, а что же взамен? Что сказал РасулюЛлах, да благословит его Аллах и приветствует? Только одно слово: Рай! Это все, что мы можем вам предложить. Что сказали ансары? Они сказали: "Какая выгодная сделка. Что может быть лучше рая? Это самое лучшее, о чем мы могли попросить. Вы никогда не увидите нас позади, мы никогда не отступим". Они сдержали свои слова, ансары сражались до последнего момента. Они отдавали свои жизни за Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они отдали все!

Аллах Азза Уа Джаль испытывает вас в дунья (в этом мире). Умар ибн Хаттаб один из великих Халифов, но, все –таки, во время его правления случился голод. Люди умирали от голода. Ты не можешь на самом деле обещать людям жизнь. Ты не можешь сказать им: "Я дам тебе жизнь". Это не в твоих руках. Умар ибн Хаттаб и мусульмане испытывались этим. Он сказал: "Меня испытывают через вас, а вас испытывают через меня". Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху переживал, что возможно все что происходит, это из-за грехов. Он сказал: “Это происходит либо из-за моих грехов, либо из-за ваших грехов, либо из-за грехов нас всех. Приносите покаяние и просите Аллаха о прощении”.

Это было его дуа в молитве Истиска (испрашивание дождя) и то, что он мог дать. Он продолжал повторять “АстафируЛлах уа аттубу илейхи, АстафируЛлах уа аттубу илейхи, АстафируЛлах уа аттубу илейхи”, потому что Аллах Азза Уа Джаль сказал в Коране в суре Нух: "Просите у Аллаха прощения, Аллах Прощающий и Он пошлет вам дождь с неба". Так для прощения, в молитве Истиска мы делаем истигъфар (покаяние).

Умар ибн Хаттаб был очень чувствительным. Он заметил, что наши дела оказывают воздействие на природные явления. Однажды в Медине произошло землетрясение во время правления Умара. Потом еще одно. Он стоял на кафедре, собрал мусульман и сказал: "Эти землетрясения происходят из-за ваших грехов и, если землетрясение произойдет третий раз, я уйду, я оставлю вас, я уйду из Медины. Вы или перестанете грешить, или я уйду".

Замечено, что это происходит из-за того, что делают люди. Это происходит с лучшими. Почему? Потому, что Аллах очищает их. В случае с кяфирами, Аллах Азза Уа Джаль награждает их добром в дунья так, чтобы Он встретил их в Судный день без добрых дел. А верующего Аллах Азза Уа Джаль наказывает в дунья за его грехи, так чтобы он встретил его в Судный день без греха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если Аллах любит человека, он проверяет его испытаниями и несчастьями в дунья, чтобы он ушел с лица земли без грехов. Чистым".

Аллах Азза Уа Джаль испытывал Умара ибн Хаттаба и мусульман. Они умирали от голода. Но, СубханаЛлах, в тот же год, еще один кризис или катастрофа произошла в Шаме. Это был 18 год Хиджры. Это была чума Амуас. Она разразилась в Амуасе. Амуас это село неподалеку от Иерусалима (Кудс). Чума началась там и распространилась по всей территории Шама, забирая жизни у населения Шама. Многие мусульмане умерли. Умар ибн Хаттаб Рады Аллаху Анху был по дороге в Шам, когда ему сказали, что там чума. Они сказали ему, чтобы он не ездил в Шам. Умар ибн Хаттаб собрал сподвижников на Шуру (совет). Некоторые сказали, езжай, другие сказали не езжай. Например, поздние мусульмане все сказали не езжай. Ранние мусульмане сказали, что это къадар (предопределение) от Аллаха и что он должен поехать.

Тут пришел АбдуРрахман бин Ауф и сказал: "У меня есть хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует относительно этого". Этот хадис у Муслима. АбдуРрахман бин Ауф передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если ты услышал что в городе чума, не иди туда, а если ты услышал о чуме уже в городе, не уходи оттуда". Так, если ты за пределами, не входи, если ты внутри, не выходи. СубханаЛЛах, не позволено выходить, и в то же самое время нельзя заражать других людей, выходя за пределы. Это правильная забота о здоровье: никому не выходить, никому не входить.

Услышав хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сахабы согласились на том, чтобы Умар ибн Хаттаб вернулся в Медину. Умар ибн Хаттаб написал письмо Абу Убейде. Умар очень любил Абу Убейду. Он отправил письмо Абу Убейде, в котором говорилось: "Мир тебе. У меня к тебе есть разговор, но я хочу поговорить с тобой с глазу на глаз. Когда ты получишь это письмо от меня, не бросай его пока не приедешь сюда". Абу Убейда понял, что хотел Умар ибн Хаттаб. Он хотел, чтобы Абу Убейда уехал оттуда. Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы он уехал оттуда, потому, что Абу Убейда Рады Аллаху Анху, еще не заразился, и может быть, чума еще не добралась до тех мест.

Абу Убейда послал ему ответное письмо. Он сказал: "О Амир Правоверных, я знаю, почему ты хочешь, чтобы я приехал. Я знаю, почему ты хочешь, чтобы я приехал. Но я нахожусь со своими солдатами, я со своими солдатами. Я не хочу давать себе привилегии по отношению к ним. Что случится с ними, то случится со мной. Я останусь с ними до тех пор, пока Аллах Азза Уа Джаль не вынесет свое решение. Поэтому, Умар ибн Хаттаб, пожалуйста, извини меня и позволь мне остаться".

Абу Убейда не хотел бросать своих солдат. Либо ты вернешь нас всех, либо я остаюсь с ними. Если они умрут, мы умрем вместе. “Я не хочу оставлять своих солдат”.

Из-за лояльности к своим солдатам Абу Убейда потерял жизнь. Абу Убейда умер от чумы. Он мог уйти, у него было время, но он не хотел оставлять солдат мусульман. Конечно, Умар ибн Хаттаб не мог вернуть всех солдат из Шама. Это была пограничная земля, форпост. Земля ФисабилиЛлях. Как он мог вернуть их? Так чума забрала жизнь Абу Убейды, забрала жизнь Муаза бин Джабаля, забрала жизнь Йазида бин Суфьяна, Сухейля бин Амра. Многих сподвижников.

На самом деле 20 тысяч мусульман умерли от чумы Амуас. А это почти половина всего мусульманского населения Шама. Это было бедствием. Если бы Римляне воспользовались таким положением, они могли оккупировать Шам. Но СубханаЛлах, Аллах Азза Уа Джаль не позволил это. Во время этой чумы половина мусульманских воинов в Шаме умерли. Но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Чума была шахадой для моей Уммы". Чума была страданием для них. Аллах Азза Уа Джаль выбрал их для страдания.

У Табари, если рассказ правильный, говорится, что Абу Убейда видел, что чума распространяется среди солдат и не трогает его. Он сделал дуа и сказал: "О Аллах, где же моя порция чумы?" И после этого он сразу заболел. Муаз бин Джабаль очень расстроился из-за того, что Абу Убейда умер, потому что он очень его любил. Он был одним из тех, кто больше всего расстроился из-за смерти Абу Убейды, он был его другом, они были вместе в Шаме. Когда он увидел, что его брат умирает как шахид от чумы, он сказал: "О Аллах, где же моя доля от чумы?" Сразу после этого его сын АбдуРрахман заболел и умер. Он пошел к своему сыну и сказал: "О мой сын, имей терпение, имей терпение."

Его сын ответил теми же словами, что и Исмаил, когда его отец сказал ему, что он собирается принести его в жертву. Его сын сказал: "О мой отец, ты найдешь меня, инша Аллах, терпеливым". И он умер. После этого Муаз бин Джабаль заразился и умер. Муаз бин Джабаль сказал: "О Аллах, ты знаешь, что я хочу жить в этом мире не для того, чтобы владеть фермами и увеличивать свое состояние. Единственной причиной, почему я хочу жить, это для того, чтобы поститься долгими летними днями и молиться долгими зимними ночами. Это единственная причина жить в этой дунья, а не для того, чтобы накапливать богатство, но чтобы быть ближе к тебе, о Аллах. И если настало время встретиться с тобой, я приветствую эту встречу".

Финансовое положение Халифата.

Аллах Азза Уа Джаль говорит:

"Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь". (сура 8, аят 41)

В этом аяте говорится о хукме, о правиле ганима. Ганима - это военная добыча. По этому правилу 1/5 часть всей военной добычи отходит к Аллаху, к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к его родственникам, к мискинам (беднякам) и к йатимам (сиротам), остальные 4/5 - отводятся воинам. Например, если у вас, скажем, 100 фунтов, из них 80 фунтов отходит воинам. Далее эта часть делится между ними. Всадник получает 1 долю себе и 2 доли на коня, пехотинец получает 1 долю. 20% или 20 фунтов, которые отходят к Аллаху, Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его родственникам, сиротам и нуждающимся делятся на еще на пять частей.

Двадцать разделить на пять получаем 4%. 4% идет к Аллаху, 4% - к РасулуЛЛаху, 4% - к его близким родственникам, 4% - сиротам, 4% - нуждающимся. Это положение трофеев. Когда мы говорим, что 4% идет к Аллаху, это значит, что РасулюЛлах тратит свои 4% и 4% Аллаха Азза Уа Джаль так, как требует его дин. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тратит их во благо мусульман.

Есть два вида военной добычи: ганима и фей. Фей - это военная добыча, полученная от врага без сражения, ганима - это добыча, полученная посредством сражения. Это послужило началом фитны, о которой мы говорили из-за споров, возникших между Умаром ибн Хаттабом и сподвижниками, очень важное обсуждение, на урегулирование которых ушло много времени. Правило таково: когда идет война и мусульманская армия побеждает, у них есть право объявлять все, чего коснутся их руки, своей собственностью, включая людей. Так, земли, деньги, люди становятся собственностью мусульман, после чего вся добыча делится в соответствии с этим правилом. Так делал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Хейбаре и он поступал так во время Газавата. Таково правило ганима (трофеев).

Во времена Умара ибн Хаттаба мусульмане открыли обширные богатые территории: Ирак, Шам, Египет. Эти земли были сокровищами в те дни. Римская и Персидская империи сражались за эти земли, потому что они были очень привлекательными. Это были плодородные земли. Египет благодаря Нилу, Ирак благодаря реке Ефрату. Шам священная земля, из-за религиозной значимости, но он также был благословенной землей и плодородной, очень богатой землей. Римская империя контролировала Египет и Шам, Персидская контролировала Ирак.

Когда мусульмане заняли эти земли АбдуРрахман ибн Ауф и Муаз бин Джабаль пришли к Халифу и сказали: "Если ты разделишь эти земли между мусульманами, разделишь земли и людей и все, они будут владеть большим имуществом, они станут богатыми, а после их смерти, это богатство перейдет по наследству их детям, потом детям их детей и так далее. Деньги будут скапливаться в руках небольшого количества людей". Умар сказал: "О каких огромных участках вы говорите? Эта армия небольшая по количеству. Солдатам достанутся только города". Они сказали: "Тебе необходимо найти верное решение. Потому что после этого, как мы будем финансировать наш Газават? Если все эти деньги будут скапливаться как частная собственность в руках солдат, как ты будешь финансировать наши кампании. Мы беспокоимся о продолжении наших военных экспедиций. Как можно будет проводить военные экспедиции в будущем, если Египет, Ирак и Шам будут поделены между солдатами".

Умар ибн Хаттаб принял соображения АбдуРрахмана ибн Ауфа и Муаза бин Джабаля с которыми они обратились к нему. Он созвал собрание, сподвижники пришли и обсудили этот вопрос с ним. Некоторые сподвижники как Билял и Зубейр сказали: "Ни в коем случае. Мы ни в коем случае не позволим никому забрать собственность, которую мы объявили своей посредством наших мечей. Ни в коем случае мы не отдадим собственность тем, кто не был с нами. Мы не позволим забрать собственность, которую мы заработали своими мечами. Ни за что мы не отдадим это все тому, кто не был с нами в военном походе. Почему они должны иметь долю?!" Умар ибн Хаттаб видел сопротивление некоторых сподвижников. Он вызвал несколько ансар. Я зачитаю вам заявление, которое сделал Умар ибн Хаттаб. Он начал с цитирования того, что он посчитал доказательством и поддержкой данному случаю, а именно он процитировал аяты из Суры Хашр:

“К добыче, которую Аллах вернул Своему Посланнику, вы не скакали рысью ни на конях, ни на верблюдах, но Аллах дарует Своим посланникам власть, над кем пожелает. Аллах способен на всякую вещь. Добыча, которую Аллах вернул Своему Посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании.

А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми. А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими.

А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный»”. (сура 59, аяты 6-10).

Умар ибн Хаттаб сказал: "Я не думаю, что земли, которые мы завоюем после этого, будут такими же богатыми как эти земли. В действительности, земли, которые мы завоюем в будущем, лягут ответственностью на нас, они будут бременем для нас. Мы будем завоевывать их для даууа, они станут бременем для нас, потому что эти земли самые богатые. Если я раздам Ирак и его неверующих, Шам и его неверующих, тогда как мы сможем финансировать наши форпосты, наши лагеря, наши военные лагеря? Как сироты и вдовы смогут жить в этих землях и в Ираке и Шаме, если вся земля будет уже распределена?

Они сопротивлялись такому мнению. Они сильно сопротивлялись этому. Они сказали: "Ты хочешь отдать земли, которые мы завоевали своими мечами тем людям, которые не свидетельствовали этому завоеванию". Умар ибн Хаттаб сказал: "Это просто мнение". Они сказали: "Мы должны созвать совет". Так, они пригласили 10 лидеров ансар из Аус и Хазрадж.

Умар сказал: "Я один из вас. Вы видите, что некоторые примут мое предложение, другие отвергнут его. Я не хочу, чтобы вы приняли его только из-за того, что оно нравится мне. Я хочу, чтобы вы согласились потому, что считаете его правильным". Он сказал: "Скажите ваше мнение".

Он сказал: "Земля Кисры, из которой я забрал все богатства и распределил среди вас. Богатство было распределено между ними, а это просто земля и люди не стали рабами и земля до сих пор в их руках". Он сказал: "Мое предложение заключается в том, чтобы вся эта земля стала общественной собственностью в руках государства, а предыдущие собственники неверующие, которые владели этой землей, продолжали работать на ней и платили джизью, и платили налог за землю, который называется харадж".

Это было новое предложение, чтобы они платили налог на землю. Он сказал: "Вы видите все эти аванпосты? Их необходимо заполнить солдатами. Вы видите все эти города? Они нуждаются в защите. Кто будет платить за это?"

Так, вопрос заключался в том, как распределить даууа, как вести Джихад ФисабиллиЛлях. Они сказали: "Это твое мнение. Если ты не сделаешь этого, люди куфра вернутся в эти города". Они сказали: "Мы согласны с тобой потому, что, если мы не согласимся, тогда некому будет защищать эти города и люди куффары (неверные) вернутся туда".

Это было началом мусульманской профессиональной армии. Во времена Абу Бакра профессиональной армии не было. Солдаты, которые были у них, были сподвижниками, которые были гражданскими лицами и воевали, когда имам приказывал им. Теперь Умар ибн Хаттаб хотел назначить преданных солдат на аванпосты и охранять новые мусульманские города, а им необходимо было платить зарплату. Так стало ясно, что на армию нужно расходовать много денег. Армия потребляет основную часть бюджета любого государства. Это бремя стало проявляться в Халифате Умара ибн Хаттаба, когда они стали ядром профессиональной армии. Поэтому необходимо было найти деньги для финансирования ее. Эти деньги поступали от земли и джизьи. Вот откуда появился харадж. Первым, кто стал применять правило харадж, был Умар ибн Хаттаб.

Опять, инновация, которая появилась во времена Умара ибн Хаттаба. Во-первых, он обратился к аяту и он увидел, что этот аят является доказательством для него. Вы можете сказать, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делил трофеи между воинами, а Умар ибн Хаттаб не сделал этого. Ответом может быть то, что разрешается объявлять землю и людей собственностью и делить их между солдатами, но это не обязательное действие. Потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал это, когда завоевал Мекку.

Когда РасулюЛлах, да благословит его Аллах и приветствует, открыл Мекку, он не высказал притязание на землю, он не сделал людей рабами. Этот пример является доказательством тому, что это действие необязательное, а добровольное. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что люди в Мекке свободны. Он не выразил притязаний на землю, поэтому в Мекке не были взяты трофеи. Это подтверждало то, что сделал Умар ибн Хаттаб после Шуры (совета). Это решение было достигнуто посредством Шуры. Это то, что относится к харадж. Харадж - это один из самых больших источников дохода в мусульманскую казну.

Еще один источник финансирования появился во времена Умара ибн Хаттаба. Один из мусульманских лидеров пришел к Умару ибн Хаттабу и сказал: "Немусульмане взимают с нас налог, когда мы приезжаем к ним по делам бизнеса. Разве мы не можем тоже взимать с них налог?" Они взимали налог со всякого мусульманина, который приезжал на их землю делать бизнес. Умар спросил: "Сколько они берут с вас?" Он ответил: "Десять процентов". Умар ибн Хаттаб сказал: "Вы тоже берите с них 10%." Это было впервые, когда с немусульман взимали налог, когда они приезжали на мусульманские земли по делам бизнеса. Такого не было ни при Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни во времена Абу Бакра.

Но Умар ибн Хаттаб хотел, чтобы условия были одинаковыми. Поскольку они взимают налог с наших бизнесменов, чтобы условия ведения бизнеса были справедливыми, мы тоже должны взимать с них налог. Иначе мы будем в невыгодном положении. Они приезжают на наши земли по делам и с них не берут налог, а мы платим им 10%. Это называется аль-ашур. Аль-ашур значит одна десятая (1/10). Он стал налагать этот налог на любого немусульманина, который приезжал на мусульманские земли по делам бизнеса.

Затем у нас есть аль-ганаим (трофеи). Аль-ганаим это также источник дохода. Аль-ганаим это богатство, которое захватывается, а харадж это деньги, которые берутся с земли или урожая. Например, если в определенной местности выращивают виноград, то вы платите 10 дирхам, если это финики, то 5 дирхам и т.д. Аль-ганаим (трофеи) это богатство, которое изымается у армии или у людей, и это называется ганима.

Римляне и персы, когда шли на войну, они брали с собой свои богатства. Например, у них были драгоценности, золото, бриллианты, у них были мечи, на них были надеты их ценности. Многое из этого было захвачено, и количество было огромным. Например, во дворце Кисра был найден ковер или палас. Он был около 3600 дира в длину. Дира немного больше, чем фут. Это был огромный ковер. Но удивительным было то, что он был трехмерным. На нем были статуи, на нем были текущие реки, животные и ничего из этого не было естественным. Вода, текущая в реке была из золота, животные были из драгоценностей: из камней и бриллиантов, горы были шелковыми. Мы говорим о трехмерном ковре со всеми его драгоценностями. Он был продан, и они выручили 20 тысяч дирхам.

Они порезали его на кусочки. Один кусочек достался Али бин Талибу и другие сподвижники получили по кусочку. Так они разрезали его на кусочки и продали. Что интересного держать такой огромный ковер как сувенир и вести его в Медину, какая от него польза ФисабилиЛлях? Например, трофеи были очень большие, настолько, что за один раз доля воина могла быть 15 тысяч дирхам. Это огромная сумма денег. В Джелула ганима доходила до 6 миллионов.

Возможно, последствия от всего этого не были видны во времена Умара ибн Хаттаба. Была задержка. Но они проявились во времена Усмана Рады Аллаху Анху. Газават, который произошел в дни Умара бин Хаттаба, его плоды были видны в дни Усмана. Именно тогда мусульмане стали очень богатыми. Вот когда появились такие люди как Абу Дарда и Абу Зарр, которые ходили и предостерегали людей от дунья.

Абу Дарда стоял на площади в Дамаске и обращался к мусульманам: "О люди Дамаска, разве у вас нет богобоязненности? Разве вы не видели, что случилось с людьми Ад? Разве вы не видели, что произошло с людьми Самуд? Разве вы не боитесь, что такая же судьба ждет вас?"

Он напоминал им, что может произойти с ними, если они будут проводить жизнь в роскоши.



Отдел переводов




Please Login or Register to see this Hidden Content








Please Login or Register to see this Hidden Content









Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика