Перейти к содержимому

Close
Фотография

Будет ли спрошен человек, больной депрессивными расстройствами, за свои слова?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 14 февраля 2013 - 20:24

bismi

Вопрос:

Если у человека сильная депрессия и душевное расстройство из-за жизненных неприятностей и проблем… Будет ли он спрошен за свои слова про себя (не слова в присутствии других), которые он говорит себе шепотом и которые, прибегаю к Аллаху от подобного, содержат богохульство: ругань предопределения и клевету на Милостивого Аллаха?
Если учесть то, что после этого он сожалеет о сказанном, но не может противостоять стрессу и депрессии?

Ответ: Хвала Аллаху.
Аллах милостив к Своим рабам, ведь Он не требует расчета с человека за наущения и мгновенные мысли. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, Аллах простил членам моей общины то, что они говорят про себя, до тех пор, пока не сделают или не скажут (в соответствии с этим)» (аль-Бухари № 5269 и Муслим № 127).

Если к человеку, больному депрессивным расстройством или подобным заболеванием, придут мысли о неверии или грехе, то он не будет спрошен за них. При условии, что он не станет произносить свои мысли или совершать действия сообразно им.
Если предположить, что человек при депрессивном расстройстве, не смог побороть влияние болезни и наущения и не преднамеренно произнес подобные слова, то он также не будет спрошен за них. Так как он не желал их произносить.

Аль-Бухари озаглавил одну из глав в своем труде «Сахих» как «Глава о разводе в случае, когда разум был затуманен (игляк), под принуждением, во время алкогольного опьянения, сумасшествия; об ошибке и забывчивости в разводе, о многобожии и другом. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, дела оцениваются по намерению, и каждый человек получит то, что намеревался (приобрести)“. Аш-Ша‘би прочел: „Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись“. О том, что не дозволено утверждать о разводе человека, подверженного наущениям. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал человеку, который утверждал о (разводе): „Являешься ли ты сумасшедшим?“ ‘Укба ибн ‘Амир сказал: „Развод человека, подверженного наущениям, не дозволен“» (приведено с сокращениями).

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Развод человека, страдающего от наущений, не считается состоявшимся, даже если он произнес слова о разводе, но при этом он не намеревался действительно дать развод. Потому что человек, страдающий от наущений, может говорить слова не преднамеренно и без действительного желания (их произнести). Его разум затуманен, он находится под принуждением этой подавляющей силы, которой он мало может противостоять. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Нет развода в состоянии закрытости“ (состояние, при котором у человека „закрыты двери“ понимания и осознания происходящего – прим. пер.). Поэтому, его развод считается действительным только в случае, когда он в спокойном состоянии, и действительно желает развестись. В подобном случае, когда человек не имеет самостоятельности, не имеет намерения и решения (дать развод), развод состоявшимся не считается» (Фатауа аль-исламийа. Т. 3. С. 277).
Это разъяснение, которое привел шейх, да помилует его Аллах, говоря о человеке, страдающем от наущений, относится и к человеку, страдающему депрессивными расстройствами. За то, что человек сказал, будучи в невменяемом состоянии, то есть без умысла и самостоятельного выбора, он отвечать не будет.

Однако больной человек должен постараться излечиться от этой болезни и избавиться от тревог, депрессии и стресса. Ему следует размышлять о милостях Всевышнего Аллаха, которыми Он одарил его, чтобы в его сердце утвердилась благодарность к Благодетелю, довольство тем, что Он предписал, и чтобы человек избавился от недовольства Господом. Нет ни одного раба Аллаха, которого бы Аллах не наделил несметными благами: в религии, в теле, в семье и во всем остальном.

Если же человек понимает то, что он говорит, произносит слова осознанно, думая, что после этого ему станет легче, или произносит их из-за попустительства со своей стороны, то он будет спрошен за свои действия. Поэтому в отношении плакальщицы или причитающей после смерти кого-либо существуют серьезные угрозы. Несмотря на то, что она в подобных случаях обычно бывает в состоянии сильнейшей грусти и печали, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег произносить во время несчастий то, что гневит Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после смерти своего сына Ибрахима сказал: «Воистину, слезы льются из глаз, а сердце печалится. Но мы говорим только те слова, которыми доволен наш Господь» (аль-Бухари № 1303 и Муслим № 2315). В предании, что приводит Ибн Маджа (№ 1589) сказано: «Но мы не говорим то, что гневит Господа».

От гнева нет пользы, он не избавит человека от несчастия и горя. Но чтобы преодолеть испытание и несчастье, человеку стоит обратиться к терпению и надеяться на награду Аллаха. Как об этом сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому будет дано довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (ат-Тирмизи № 2396 и Ибн Маджа № 4031). Аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что хадис достоверный.
Для дополнительной информации обратитесь к ответу на вопрос №118325.
А Аллаху ведомо лучше

Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 169574
www.islamqa.com
www.sawab.ru





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика