Перейти к содержимому

Close
Фотография

Развеивание сомнений относительно построек над могилами


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 27 мая 2012 - 16:35

bismi
Развеивание сомнений относительно фетвы Ибн Хаджра аль-Хайтами о постройках над могилами

سم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаху, а также его семье и его сподвижникам.

На на одном из сайтов радикальных приверженцев суфизма и нововведении размещен ответ о постройки над могилами, и смысл этого ответа приписан Ибн Хаджару Аль-Хейтами- да помилует его Аллах-.

Мы хотели разъяснить ошибочность приписывание этого мнения в таком виде Ибн Хаджару Аль-Хейтами, указать на настоящее его мнение в этом вопросе, а также в общем осветить правильное мнение в этом вопросе.

В упомянутом ответе приводятся четыре мнения, и после того как были приведены эти четыре мнения, делается упор на дозволенность и даже желательность постройки сооружений над могилами праведников и ученых, и автор ответа говорит:

“Таким образом, те, кто говорит об абсолютной дозволенности строительства, основываются на согласии мусульманских богословов с такого рода действиями по всему исламскому миру, как это упомянуто у аль-Хакима.”

Также говорит:

“Из хадиса о запрете на строительство можно также сделать вывод о нежелательности построек, если это касается могил простых людей, но не ученых и аулия. Это исключение основано на уважении ученых “

А далее говорит:

“Ввиду этих расхождений запрещено отвергать действия тех, кто практикует одно из этих мнений. Знатоки исламского права запрещают отвергать мнение, если по нем имеется разногласие. И, естественно, является поощряемым стремление придти к единому мнению”.

С позволения Аллаха, мы по пунктам разъясним ложь и ошибки, которые присутствуют в этом ответе .

Во-первых эта фетва ни в коем случаи не принадлежит Ибн Хаджру Аль-Хейтами, в противоположность тому о чем отвечающий заставил думать читателя.

Однако мнения приведенные в этом ответе пришли в вопросе, который задавался Ибн Хаджару, более того, в вопросе эти мнения не приведены в таком виде , однако автор ответа передал их по смыслу.

Во-вторых отвечая на этот вопрос, Ибн Хаджар решительно отверг мнения о дозволенности, или желательности постройки над могилами ученых, или простых людях.

Вот его ответ :

“….То, что передано и считается му’тамадом, как об этом категoрически заявил Ан-Навави, да помилует его Аллах, в книге “Шарх аль-мухаззаб” – это запрет постройки на общественных кладбищах, а если сооружение построено там, то необходимо разрушить эту (постройку), и нет разницы между могилами ученых, праведником и других (простых людей).

А что касается книги “aль-Xадим” (упоминанием там) из того, что противоречит этому мнению (о запрете постройки) – является слабым и на это не обращают внимание.

Сколько же порицали ученые постройку купола над могилой Имама Шафии, да будет доволен им Аллах, а также над могилами других ученых !

Достаточно того, что в их книгах явно высказывается порицание таких вещей.

А под общественными кладбищами имеется ввиду, как сказал аль-Иснави и другие, те места в которых жители города, по обычаю, хоронят своих мертвых, а что касается земель вакфа, или то, что входит в чью-то собственность, то категорически запрещается возводить там постройки, без разрешения хозяина.

Если же это положение установлено и понятно, то запрещено возводить постройки на упомянутых кладбищах.

Необходимо разрушить на них то, что было построено, даже если это будет над могилой праведника, или ученого. Возьми это за основу и не обольщайся словами тех, кто противоречит этому…

См. аль-Фатава-ль-фикхийату-ль-Кубра, том 3, стр. 140-141.

В третьих слова о том, что никто не порицал такие постройки не соответствуют действительности.

Имам Ан-Навави, знаток шафиитского мазхаба, сказал в своей книге “Аль-мажму”(5\298), что в порицании и запретности построек над могилами, у шафиитов нет разногласий, также это мазхаб Малика, Ахмада, Давуда и обсалютного большинства ученых. Более того, в эпоху саляфов правители и наместники разрушали такие постройки, сказал Имам Аш-Шафи’и в своей книге “Аль-умм” (1\316):

وَقَدْ رَأَيْت مِنْ الْوُلَاةِ مَنْ يَهْدِمَ بِمَكَّةَ مَا يُبْنَى فِيهَا فَلَمْ أَرَ الْفُقَهَاءَ يَعِيبُونَ ذَلِكَ

“Я видел как некоторые правители разрушали в Мекке, то, что было возведено (над могилами) и не видел, чтоб факихи порицали это”

И если это было во времена имам аш-Шафии когда в мусульманской общине не было этого великого отклонения в чрезмерном возвеличивании могил праведников , то что тогда эти правители сделали бы сейчас ?

В четвертых, автор ответа сделал вывод, что в хадисах запрещается строительство над могилами простолюдинов, в то время как строительство

над могилами ученых и праведников, не входят в хадисы, по его мнению.

Однако в хадисах нет такого разделения, более того, относительно пророков и праведников пришли отдельные хадисы, запрещающие строить мечети над их могилами.

Так как строительство над могилами праведников и ученых может привести к более плачевым последствиям, чем строительство над могилами простолюдинов.

Приводит Имам аль-Бухари в главе толкования аята “и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”.” (Нух, 23) привел слова Ибн Аббаса:

“Это имена правдных людей из народа Нуха, когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтоб они установили истуканов у себя на маджлисах, в которых они сидели, и назвали их по своим именам, и (этот народ) совершил это, этим истуканам не поклонялись до тех пор, пока не умерли они и знание стерлось, и им начали поклоняться”

См. аль-Бухари 4920

Вот пример того, к чему может привести подобное возвеличивание праведников.

Передается от Аиши, что Умму Салама – да будет доволен ими Аллах – рассказала Посланику Аллаха-мир ему и благословение от Аллаха- , о церкви, которую она видела в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек, или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют там эти изобрадения. Это худшие из творений Аллаха” (аль-Бухари 1/438, 444 и Муслим 528)

Как мы видим, обычай постройки мавзолеев и храмов уходит своими корнями к иудеям и христианам, поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Проклятие Аллаха на иудеях и христианах, они взяли могилы своих пророков местами поклонения” (аль-Бухари 435, Муслим 531)

Более того, сподвижники пытались устранить фитну связаную с могилами праведников, или то, что становилось местом поломничества, передает Ибн Касир в своем “Тафсире”, также в “Тарих”, Ибн Исхак, Аль-Бейхаки и другие, о том, что Умар ибн Аль-Хаттаб, когда обнаружил могилу Данияла, во времена завоевания в Ираке, приказал, чтоб ее спрятали от людей и закопали то место, в котором они нашли могилу.”

Имам ибн Абди-ль-Хади в своей книге “ас-Сарим аль-Макни” (129) сказал следующее:

“Из мудрости Аллаха, что Пророка (мир ему и благословение) похоронили в его же комнате, что помешало людям (открыто) видеть могилу, совершать там и’тикаф, часто посещать ее и подобное этому.

Все это было для воплощения Единобожия по отношению к Аллаху, поклонению только Ему, полностью посвещая религию Аллаху. А что касается могил, которые на кладбище “аль-Бак’и”, то там нет такой защиты, поэтому если кто то сможет сделать все это там, то ему необходимо запретить это и разрушить то, что он взял местом поклонения, если же фитна не прекращается, кроме как если сравнять это с землей, то надо сравнять, как это сделали сподвижники по приказу Умара ибн Аль-Хаттаба с могилой Данияла”

Также сказал Хафиз Ибн Хаджар в “Фатху-ль-Бари” том 7, стр. 447:

Я нашел у ибн Са’да с достоверным иснадом от Нафи’ , то что ‘Умар – да будет доволен им Аллах – до него дошло что некоторые люди приходят к дереву ( у которого была совершена “присяга довольства” во время Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует -) , он пригрозил им , затем приказал его срубить , и оно было срублено”.

И это сообщение , хоть и есть разногласие в его достоверности , однако как минимум это хороший шахид (свидетельствующий смыслу) тому о чем идет речь.

Все это свидетельствует о том, что строение над могилами праведников и ученых запрещено еще в более жесткой форме, и может принести более плачевные результаты, и должно быть запрещено еще и с точки зрения правила “садду-ззараи’” – “закрытие причин, которые могут привести к злу”.

В пятых ,автор ответа заявил о том, что вопросы в которых есть разногласие нельзя порицать ни одну из сторон, но он не обратил внимание, что у этого правило, которые установили некоторые ученые, есть ограничения этого положения.

Сказал Имам Ас-Суюти:

“Для принятия во внимание разногласия есть условия:

1. Чтобы принятие разногласия во внимание не приводило к разногласию с другим мнением .

Поэтому разделение в витре лучше, чем слитное совершение (без салама, после каждых двух ракаатов), и хиляф с Абу Ханифой не соблюдается, так как среди ученых есть те, кто посчитал слитное совершение запретным.

2. Чтоб мнение не противоречило установленной сунне, отсюда считается сунной поднятие рук в молитве, и не обращается внимание на мнение некоторых ханафитов о том, что по этой причине ( поднятии урок) молитва становится недействительной.

Потому что поднятие рук установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаху) путем передачи около пятидести сподвижников.

3. Чтобы мнение считалось сильным, и чтоб это не было(явной) ошибкой, как например, пост в сафаре лучше, для того, кто способен сделать это и не обращают внимание на слова Давуда о недействительности такого поста.”

См.аль-Ашбах уа ан-Назаир.том 1, стр. 137

Это разногласие не имеет ни одно из этих условий, поэтому не может быть из тех, которые необходимо брать в расчет и порицание которых считается запретным.

Так во-первым это мнение противоречит общим шариатским текстам и нет доказательства на то, что оно является исключением из общего запрета.

“Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил штукатурить могилу, а также сидеть на ней и возводить над ней построения” (Муслим 970)

Этот хадис общий (‘амм) и нет конкретизирующего текста (хасс), чтоб вывести этот хадис из общего положения (‘амм), более того слова Пророка, мир ему и благословение, а также деяние его сподвижников подкрепляют общий и всеобъемлющий смысл этого хадиса.

Во вторых это мнение противоречит целям Шариата, а в частности самой важной цели шариата – сохранение религии (хифзу-ддин). И разъяснение этого в там , что основное направление шариата – утверждение и охранение таухида. Это со стороны приказа.

Со стороны же запрета – закрытие всех дверей которые могут привести к нарушению этого направления.

И как гласит известное правило по фикху – Средствам дается положение их целей (т.е. к чему они приводят).

И если это так , то даже если бы у нас не было бы хадисов запрещающих эти постройки , то отталкиваясь от горькой действительности исламские ученые должны были бы запретить эти постройки , так как это стало причиной и средством для чрезмерного возвеличивания мертвых.

Что же тогда сказать , если у нас есть прямые общие и частные тексты в этом вопросе ?!

И нет для их конкретизации , ни шариатского доказательства (Коран , сунна , иджма , кияс) , ни даже уместного смысла?

Ведь те смыслы о которых говорит автор ответа и подобные ему входят в прямое противоречие с общими и частными доказательствами Шариата.

Так как постройки над могилами, а тем более над могилами праведников, может стать причиной придавания сотоварища Аллаху, как это уже случалось с прошлыми поколениями и случается с нынешними.

В третьих, ученые ясными текстами порицали это мнение, опровергали его, и вынесли решения о необходимости разрушить постройки над могилами.

Все это указывает на то, что это мнение не входит в допустимое разногласие, в котором не разрешается порицание какого-либо из мнений.

Подготовил Лейс Дагистани.

Редакция сайта tayhid.lact.ru







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика