Перейти к содержимому

Close
Фотография

Разногласия среди ученых в определении Иджмы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 24 апреля 2012 - 08:18

bismi


<h1 class="single-entry-title">Разногласия среди ученых в определении Иджмы</h1>


Часто мы можем встретить цитаты о “иджма” в определенном вопросе, однако если мы подробно разберем это, то найдем, что нет никакого “иджма”.

Из того, что является наиболее странным в утверждении “иджма”, это слова одних ученых: «И единогласно решение ученых (иджма), что принимается свидетельство раба»; в то время как другие ученые утверждали: «И единогласно решение ученых (иджма), что свидетельство раба, не принимается».

Дело в том, некоторые люди считают, что если те, кто вокруг него, едины в решении по какому-либо вопросу, и он полагает, что нет противоречащего им, с одновременным убеждением, что это мнение является вытекающим из текстов (Корана и Сунны), таким образом, в его уме собирается два довода, текст (насс) и “иджма”, то здесь он становится абсолютно уверен в правоте выдвинутого им решения. Либо он считает свое мнение, вытекающим из верной аналогии (кьияс) и верного анализа, после чего он решает, что нет никого возражающего его решению, однако все может быть совсем наоборот.

Для этого можно привести в пример мнение Ибн Абаса, да будет доволен им Аллах, в ростовщичестве с добавкой (риба аль-фадзль).

Достоверно известно от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Ростовщичество (риба) именно (инна ма) в отсрочке (ан-насиа)». (аль- Бухари 2178 и Муслим 1596)

Так же достоверно пришло от Убады ибн Сомита, да будет доволен им Аллах, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ростовщичество (риба) бывает в отсрочке (ан-насиа) и в добавке (аз-зияда)». (Муслим, 1587)

После Ибн Абаса, да будет доволен им Аллах, ученые пришли к единогласному мнению, что ростовщичество (риба) бывает двух видов:

Ростовщичество с добавкой (риба аль-фадзль) и ростовщичество отсрочкой (риба ан-насиа). Однако Ибн Абас, да будет доволен им Аллах, утверждал, что ростовщичество бывает лишь в отсрочке.

Пример этого: Если человек продал один “са’а”(мера сыпучих тел) зерна за два “са’а” зерна, из рук в руки (ядан би яд), то по мнении Ибн Абаса это разрешено, потому что он считал, что ростовщичество лишь в отсрочке.

Второй пример: Если человек продаст один “мискъаль” (мера веса) золота за два “мискаля” золота, из рук в руки (ядан би яд), то Ибн Абас не видел в этом ростовщичества. Однако если одна из сторон сделки, отложила передачу, то есть, если ты мне дал золото, а я отложил выплату, и мы разошлись, это является ростовщичеством (риба).

Ибн Абас считал, что слово “именно” (инна ма) в вышеприведенном хадисе, указывает на ограничение (хасс) и означает, что все, что кроме этого, не относится к ростовщичеству (риба).

Однако хадис, переданный от Убады ибн Сомита, да будет доволен им Аллах, указывает на то, что добавка (фадзль) относится к ростовщичеству (риба), что подтверждается словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто добавил или потребовал добавки, тот попал в ростовщичество». (Муслим, 1588)

После всего этого, какой должна быть наша позиция по отношению к хадису, который привел Ибн Абас: “Ростовщичество (риба) именно (инна ма) в отсрочке (ан-насиа)”?

Наша позиция, это рассмотрение хадиса, который привел Ибн Абас, не упуская дополнительный смысл второго хадиса, который указал на наличие ростовщичества в добавке.

Рассмотрев эти оба хадиса в совокупности, мы делаем вывод, что наиболее страшное ростовщичество, к которому прибегали во времена “Джахилии”, это ростовщичество в отсрочке (риба ан-насиа), по поводу которого Всевышний Аллах сказал:

О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умножен- ном размере и бойтесь Аллаха, быть может, вы преуспеете. Коран 3:130.

А ростовщичество в добавке (риба аль-фадзль) не так страшно, как первое. Поэтому Имам Ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, в своей книге «И’лям аль-мувакьиин», указал, что запрет на ростовщичество в добавке (риба аль-фадзль) относится к запрету средства (васаиль) ведущего к запрещенному, а не к запрету запрещенного в сущности своей.

Отрывок из книги Шейха Мухаммада б. Салиха аль-Усаймин «Разногласия между Учеными. Причины и наша позиция в отношении этого».

Источник: сайт "Дом Ислама"
Перевод: Абу Абдурахман ад-Дагестани






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика