Перейти к содержимому

Close
Фотография

Несправедливый правитель


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 29 марта 2012 - 16:04

bismi

إِنَّمَا السَّبِيلُ عَلَى الَّذِينَ يَظْلِمُونَ النَّاسَ وَيَبْغُونَ فِي الْأَرْضِ بِغَيْرِ الْحَقِّ ۚ أُولَٰئِكَ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

«Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания» (сура «аш-Шура», 42).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Укора заслуживают только нечестивцы, которые чинят несправедливости и покушаются на жизнь, имущество и честь людей. Такие грешники заслуживают справедливого наказания в соответствии с мусульманским шариатом. Это наказание должно быть мучительным для их душ и тел и должно соответствовать совершённой несправедливости» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

كَانُوا لَا يَتَنَاهَوْنَ عَن مُّنكَرٍ فَعَلُوهُ ۚ لَبِئْسَ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ

«Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (сура «аль-Маида», 79)

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Еще одним прегрешением, которое навлекло на израильтян Божью кару, было то, что они не удерживали друг друга от предосудительных поступков. Они совершали дурные дела и не предостерегали друг друга от них, и вина за них ложилась не только на тех, кто непосредственно совершал их, но и на тех, кто молча наблюдал за этим, имея возможность предотвратить грех. Все это свидетельствует о том, что сыны Исраила пренебрегали велениями Аллаха и считали ослушание незначительным проступком. Если бы они относились к Нему с почтением, то ревностно воздерживались бы от запрещенных поступков и гневались бы на всё, что вызывает Его гнев. Они могли удержать людей от преступлений, но предпочитали промолчать. Такое поведение обрекло их на лютую кару, потому что оно всегда влечет за собой целый ряд губительных последствий.

Во-первых, если человек молча наблюдает за тем, как совершают грехи, то он уже ослушается Аллаха, даже если не принимает участия в их совершении, поскольку правоверный обязан не только избегать ослушания, но и порицать тех, кто поступает так.

Во-вторых, подобное поведение, как мы уже отмечали, свидетельствует о пренебрежении запретами Аллаха и безразличном отношении к ослушанию.

В-третьих, если люди не удерживают грешников от ослушания, это дает им возможность еще чаще совершать грехи. В результате этого зло распространяется, люди сталкиваются с еще большими духовными и мирскими проблемами, а нечестивцы приобретают власть и могущество. С течением времени праведники теряют влияние и лишаются возможности противостоять им и совершать то, что они могли совершать прежде.

В-четвертых, отказ от порицания предосудительных поступков способствует исчезновению знания и распространению невежества, ведь если многие люди начинают часто грешить, а приверженцы религии и богословы не удерживают их от этого, люди перестают считать такие поступки ослушанием, а некоторые из невежд могут решить, что они являются даже желательными обрядами поклонения. А что может быть хуже того состояния, когда мир переворачивается в глазах людей настолько, что они принимают запрещенное Аллахом за дозволенное, а ложь — за истину?!!

В-пятых, молчаливое наблюдение за грехами может привести к тому, что они покажутся людям прекрасными и правильными поступками, и тогда они начнут брать пример друг с друга. Людям вообще свойственно подражать тем, кто их окружает, и себе подобным.

Перечислять пагубные последствия молчаливого наблюдения за грехами можно еще очень долго, поэтому Всевышний Аллах сообщил, что неверующие сыны Исраила были прокляты за их ослушание и беззаконие, одним из проявлений которого был этот великий грех» («Тафсир» ас-Саади).

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:

كلكم راع و كلكم مسؤل عن رعيته

«Каждый из вас — пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Муслим, 1829).

Также посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:

من غشنا فليس منا

«Кто обманул нас, тот не из нас» (Муслим, 101).

الظلم ظلمات يوم القيامة

«В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком» (аль-Бухари, 2447).

Сообщается, что Аиша сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:

اللهم من ولي من أمر هذه الأمة شيءا فرفق بهم فأرفق به و من شق عليها فأشقق عليه

«О Аллах, если некто взвалил на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему! А если кто-то, взвалив на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи и его!» (Муслим, 1828).

Посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:

من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد

«Кто сделает дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто» (Муслим, 1718).

من لا يرحم لا يرحم

«Тот, кто не милует — не будет помилован» (Муслим, 2318).

ما من أمير يلي أمور المسلمين ثم لا يجهد لهم و ينصح لهم إلا لم يدخل معهم الجنة

«Кем бы ни был правитель, который управлял делами мусульман, — если он не боролся за них и не заботился о них, то он не войдет в Рай вместе с ними» (Муслим, 142).

شرار أئمتكم الذين تبغضونهم و يبغضونكم و تلعنونهم و يلعنونكم

«Худшие из ваших имамов те, которых ненавидите вы, и которые ненавидят вас, которых проклинаете вы, и которые проклинают вас». Люди спросили: «О посланник Аллаха, быть может, когда это будет, нам надо будет свергнуть их?» Он ответил:

لا ما أقاموا فيكم الصلاة.

«Нет. До тех пор, пока они проводят среди вас намаз» (Муслим, 1855).

واتق دعوة المظلوم فإنه ليس بينها و بين الله حجاب

«И опасайся мольбы обиженного (тобой), ведь между ней и Аллахом нет завесы!» (Муслим, 19).

إن شر الرعاء الحطمة

«Истинно, злейшие из пастухов — сокрушители « (Муслим, 1830).

إنكم ستحرصون على الإمارة و ستكون ندامة يوم القيامة

«Поистине, будете вы стремиться к власти, а в День воскресения (станете об этом) сожалеть!« (аль-Бухари, 7147).

إنا و الله لا نولي هذا العمل أحدا سأله أو أحدا حرص عليه

«Воистину, клянёмся Аллахом, мы не назначаем исполнять это дело ни того, который просит этого, ни того, кто дорожит этим делом» (Муслим, 1733).



Всевышний Аллах сказал:

تِلْكَ الدَّارُ الْآخِرَةُ نَجْعَلُهَا لِلَّذِينَ لَا يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِي الْأَرْضِ وَلَا فَسَادًا ۚ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ

«Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных« (сура «аль-Къасас», 83).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повествования о судьбе Каруна и его ужасной гибели Всевышний Аллах подтвердил правдивость слов тех, кому было даровано знание. Они сказали, что прекрасное вознаграждение достается только тем, кто уверовал и вершил добрые дела, и они были правы. Вот почему далее Всевышний Аллах призвал Своих рабов трудиться ради славного вознаграждения в Последней жизни. Об этой жизни сообщали Священные Писания и предупреждали пречистые посланники. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также не стремится к нечестию. Это — правоверные, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. Это значит, что их устремления связаны только с Всевышним Аллахом и Последней жизнью. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются истине и искренне совершают праведные поступки. Они — богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение. Что же касается остальных людей, то иногда им удается достичь успеха и обрести покой, но это благоденствие скоротечно. Проходит совсем немного времени, и они лишаются всякого добра. В Последней жизни они будут несчастны, потому что именно такой удел достанется всем, кто надменно отрицал истину и совершал грехи. В этом состоит суть этого прекрасного коранического откровения» («Тафсир» ас-Саади).

Шейх Ибн Усеймин сказал:

От Аиши, да будет доволен ей Аллах, передается, что она сказала: «Я слышала, что пророк Аллаха, صلى الله عليه وسلم сказал:

اللهم من ولي من أمر هذه الأمة شيءا فرفق بهم فأرفق به و من شق عليها فأشقق عليه

«О Аллах, если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему!» А если кто-то, взвалив на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи его!» (Муслим, 1828).

В этом хадисе пророк Аллаха, صلى الله عليه وسلم совершает дуа за тех, кто взял на себя ответственность за дела мусульман. И под смысл этого хадиса попадают все — каждый, кто взял на себя такую ответственность.

Например, мужчина — глава семьи, он несет ответственность за свою семью; директор школы несет ответственность за тех, кто там учится и обучает; преподаватель отвечает за порученный ему класс, а имам в мечети отвечает за своих прихожан и т.д.

Пророк, صلى الله عليه وسلم сказал: «…если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ»… В этом отрывке употреблено слово «что-либо», что в свою очередь указывает на любой вид ответственности. Далее пророк, صلى الله عليه وسلم говорит: «был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему!«

Что же здесь означает слово мягкость? Некоторые люди считают, что мягкость — это предоставление людям того, чего они хотят и желают. Но на самом деле это далеко не так. Мягкость состоит в том, чтобы человек поступал с людьми согласно приказам Аллаха и Его посланника, совершая это самым доступным и мягким способом, не отягощая людей ничем, на что не пришел приказ Аллаха и Его посланника. Тот человек, который причиняет трудности и отягощает людей тем, на что не пришло приказа от Аллаха и Его посланника, попадает в категорию людей, за которых посланник Аллаха делает дуа, чтобы Аллах отяготил их, да упасет нас от этого Аллах. Такого человека могут постигнуть разные виды трудностей и бед, — например, всевозможные болезни, семейные трудности, душевные переживания и т.д. В хадисе сказано: «…то отяготи его!«, что указывает на любую трудность и затруднение. Человека может постигнуть как видимые, так и невидимые тяготы; бывает так, что в сердце человека пылает огонь от постигшего его несчастья, но окружающие его люди могут не замечать этого. Однако мы верим и твердо убеждены в том, что тот, кто причиняет трудности людям и отягощает их тем, на что не пришло повеление Аллаха, тот заслуживает наказания от Аллаха.

Воистину, религия Аллаха — это религия ислам. Ислам — это настоящая, приносящая пользу политика. Исламское управление и исламская политика в корне отличаются от той политики, которая навязывается неверующими, врагами ислама. Настоящее управление и настоящая политика — это та политика и то управление, которое пришло в шариате Аллаха. Поэтому мы говорим, что ислам — это законодательство и политика, и тот, кто отделил ислам от политики, тот впал в явное заблуждение. В исламе регулируются отношения между творением и Аллахом, между человеком и его семьей, между человеком и его соседом, между человеком и его родственниками и т. д. Ислам диктует нам нормы поведения и отношения абсолютно со всеми и с каждым.

Ислам установил нормы и правила, касающиеся отношений с воинствующими врагами ислама, с теми, с кем мусульмане заключили договора и соглашения, с теми, кто попросил политического убежища, а также с теми, кто находится под защитой мусульман и проживает на их территориях. Каждая из вышеперечисленных категорий людей имеет свои права и обязанности, которые им дал ислам, и на нас – мусульманах — лежит обязанность чтить их права и не преступать дозволенного.

Например, что касается тех, кто воюет против нас, то их кровь, их имущество и их честь для нас становиться дозволенными.

Тот же, кто обратился к нам, чтобы найти у нас убежище и спасение, может рассчитывать на защиту и поддержку, так как Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَإِنْ أَحَدٌ مِّنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّىٰ يَسْمَعَ كَلَامَ اللَّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَوْمٌ لَّا يَعْلَمُونَ

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они — невежественные люди» (сура «ат-Тауба», 6).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«В предыдущем аяте было сказано: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду». Это откровение носило общий характер и распространялось на всех многобожников. Однако Всевышний Аллах сообщил, что если обстоятельства требуют от мусульман приблизить к себе кого-нибудь из них, то им разрешается так поступить. Более того, они обязаны сделать это. И поэтому, если какой-нибудь многобожник попросит мусульман предоставить ему убежище или уберечь его от беды, то они должны оказать ему необходимую помощь, дабы он смог услышать слова Аллаха и познакомиться с истинным исламом. Если этот человек впоследствии обратится в религию Аллаха, то это будет прекрасно. Если же нет, то мусульмане должны проводить его туда, где он будет в безопасности. Это предписание объясняется тем, что неверующие являются невежественными людьми, и среди них есть такие, которые исповедуют неверие по причине собственной неосведомленности, но если они приобретут истинные знания, то обратятся в ислам. Вот почему Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и всем мусульманам, которые должны брать с него пример, предоставлять убежище многобожникам, дабы те могли услышать Его слова.

Это откровение — ясный довод в пользу воззрений ахлис-сунна валь-джамаа, которые считают Священный Коран Словом Аллаха. Коран не был сотворен, потому что Всевышний произнес его и назвал его Своей речью, подобно тому, как Он охарактеризовал Себя остальными качествами. Это откровение является доводом против муътазилитов и всех тех, кто считает Священный Коран сотворенным. Безусловно, ошибочность таких взглядов подтверждается множеством доказательств, однако этот комментарий не является подходящим местом для их более подробного обсуждения» (тафсир, ас-Саади).

Если же мусульмане заключили договора с не мусульманами, они обязаны соблюдать обязательства и пункты этих соглашений, а также доверять им в этом. Но если мусульмане почувствовали, что со стороны неверующих готовиться предательство и несоблюдение договоров, они могут расторгнуть подобные соглашения. Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَإِمَّا تَخَافَنَّ مِن قَوْمٍ خِيَانَةً فَانبِذْ إِلَيْهِمْ عَلَىٰ سَوَاءٍ ۚ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْخَائِنِينَ

«А если ты опасаешься, измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (сура «аль-Анфаль», 58).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Если после заключения договора о прекращении военных действий поведение другой стороны вызывает у тебя опасение, и ты подозреваешь, что они могут предательски расторгнуть договор, тебе разрешается отказаться от договорных обязательств. Отбрось их договор и открыто сообщи о его расторжении, чтобы обе стороны были осведомлены о том, что между ними больше нет никаких соглашений. Ты не имеешь права вероломно нарушать договор и совершать любые действия, противоречащие мирному соглашению, до тех пор, пока не оповестишь другую сторону о его расторжении. Аллах не любит предателей и изменников. Более того, Аллах ненавидит их, и поэтому мусульмане всегда должны поступать открыто, избегая вероломства.

Из этого аята следует, что если факт вероломного предательства со стороны неверующих обнародован, то мусульманам не обязательно оповещать их о расторжении мирного договора, ибо если предательство неверующих обнаружилось, то объявление о расторжении договора становится бессмысленным, поскольку обе стороны одинаково хорошо осведомлены о нарушении условий договора.

Из этого аята также следует, что если мусульмане не опасаются предательства со стороны неверующих и если неверующие не совершают поступков, свидетельствующих о возможном нарушении мирного договора с их стороны, то мусульмане не имеют права расторгать договор и обязаны выполнять условия подписанного соглашения до истечения его срока» («Тафсир» ас-Саади).

Другими словами, мусульманин не должен расторгать или нарушать договор, не объявив об этом противоположной стороне. Если же он узнал о том, что другая сторона не считает нужным соблюдать договор, то он должен прямо заявить им об этом. Всевышний Аллах говорит в Коране:

وَإِن نَّكَثُوا أَيْمَانَهُم مِّن بَعْدِ عَهْدِهِمْ وَطَعَنُوا فِي دِينِكُمْ فَقَاتِلُوا أَئِمَّةَ الْكُفْرِ ۙ إِنَّهُمْ لَا أَيْمَانَ لَهُمْ لَعَلَّهُمْ يَنتَهُونَ

«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (сура «ат-Тауба», 12).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повеления соблюдать договоры с теми из многобожников, которые исправно выполняют свои обязательства перед мусульманами, Всевышний Аллах повелел правоверным сражаться с теми из них, которые нарушают свои обязательства, расторгают мирные договоры с мусульманами, помогают тем, кто сражается против них и насмехаются над мусульманской верой.

Под поношением религии в этом аяте подразумеваются любые слова и поступки, направленные против ислама или Священного Корана. Всевышний повелел мусульманам сражаться с предводителями неверующих, которые поносят Его религию и поддерживают религию сатаны. Он особо отметил предводителей неверия, потому что их преступления — наиболее тяжкие и потому что за ними следуют все остальные неверующие. Из этого можно заключить, что всякий, кто оскорбляет религию и пытается опровергнуть ее, относится к предводителям неверия. Такие люди не признают клятв и обязательств, потому что не собираются выполнять их. Напротив, они всегда поступают вероломно, предательски нарушая свои обещания. И, возможно, если мусульмане станут сражаться с ними, они перестанут оскорблять ислам и даже обратятся в него» («Тафсир» ас-Саади).

Как мы сказали выше, тот, кто отделяет политику от религии, находится в заблуждении. Такое положение может быть по двум причинам. Либо этот человек невежественен в вопросах религии и думает, что религия — это только поклонение, либо он ослеплен материальной силой и прогрессом неверующих. Тот же, кто по-настоящему узнает ислам, поймет, что ислам — это и законодательство, и политика, и управление.

Перевод подготовил Абу Рамадан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби, специально для сайта www.al-iman.ru.







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика