Перейти к содержимому

Close
Фотография

В арабском языке слово «аль-улюхия» (الألوهية) означает «божественность»


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 18 Декабрь 2011 - 17:27

bismi


В арабском языке слово «аль-улюхия» (الألوهية) означает «божественность». Оно является производным от слова «аль-илях» (الإله), что в свою очередь означает «тот, кому поклоняются» или «тот, кто имеет право на поклонение и подчинение ему». Слово «аль-Илях» – одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха, а «аль-улюхия» – одно из великих качеств Аллаха. Всевышний Аллах – это Тот, Кто заслуживает того, чтобы Ему поклонялись и обожествляли Его, потому что Он – Господь всего сущего, Творец каждой вещи. Он Тот, Кто наделен совершенством и пречист от каких-либо недостатков. Он Тот, перед Кем смиренность и униженность является обязанностью каждого творения. Только один Аллах создает и творит, умерщвляет и воскрешает, поэтому человек не имеет права придавать Ему в этом сотоварищей. Также человек не имеет права поклонятся кому бы то ни было другому, помимо Аллаха.

Единобожие в божественности (таухид аль-улюхия) – это единственность Аллаха в поклонении Ему одному. Т.е. только Аллах имеет право на то, чтобы Его обожествляли и поклонялись Ему. Человек должен понимать и не сомневаться в том, что только Аллах – Тот, Кто имеет право на обожествление, поклонение и господство, так как ни в одном творении нет подобных качеств, и ни одно творение не имеет права на обладание такими качествами, кроме Аллаха. Когда же человек узнает об этом и признает это истиной, Аллах вменяет ему в обязанность все виды поклонения – как явные или внешние, так и скрытые. К явным или видимым видам поклонения относится намаз, закат, ураза, хадж, побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого. К внутренним видам поклонения относится вера в Аллаха, вера в Его ангелов, книги, посланников, Судный День, предопределение добра и зла. Все эти виды поклонения человек должен совершать только для того, чтобы достичь довольства Всевышнего Аллаха и Его награды.

Теперь приведем из Корана и Сунны доказательства этого вида единобожия. Иногда в Коране приходит приказ от Аллаха по поводу соблюдения этого вида единобожия, например, в аяте, в котором Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, – быть может, вы устрашитесь» (сура «аль-Бакара», 21).

وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (сура «ан-Ниса», 36).

وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него» (сура «аль-Исра», 23).

Иногда Аллах в своих аятах объясняет, что этот вид единобожия – основа, которая разделяет несовместимые вещи и понятия. Например, в следующем аяте Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (сура «ан-Нахль», 36).

Иногда Аллах поясняет, для чего Он посылает посланников, говоря:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (сура «аль-Анбия», 25).

يُنَزِّلُ الْمَلَائِكَةَ بِالرُّوحِ مِنْ أَمْرِهِ عَلَىٰ مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ أَنْ أَنذِرُوا أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاتَّقُونِ

«Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Бойтесь же Меня» (сура «ан-Нахль», 2).

Иногда Аллах сообщает верующим о награде как в мирской, так и будущей жизни, поясняя, чт̀о Он приготовил им за их иман и праведные деяния, говоря:

الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُم بِظُلْمٍ أُولَٰئِكَ لَهُمُ الْأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ

«Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путем» (сура «аль-Анъам», 82).

Иногда Аллах предостерегает от противоположного этому виду единобожия, а также сообщает о том, чт̀о Он приготовил из наказания тем, кто оставили этот вид таухида, говоря:

إِنَّهُ مَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدْ حَرَّمَ اللَّهُ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ وَمَأْوَاهُ النَّارُ ۖ وَمَا لِلظَّالِمِينَ مِنْ أَنصَارٍ

«Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «аль-Маида», 72).

وَلَا تَجْعَلْ مَعَ اللَّهِ إِلَٰهًا آخَرَ فَتُلْقَىٰ فِي جَهَنَّمَ مَلُومًا مَّدْحُورًا

«Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» (сура «аль-Исра», 39).

Во многих аятах Аллаха мы находим доказательства этого вида единобожия, а также призыв к нему и упоминание о его достоинстве. Также мы встречаем множество аятов, которые предупреждают человека о наказании за его несоблюдение таухида аль-улюхия и о той опасности, которая связанна с противоречием ему.

Сунна пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم также наполнена доказательствами этого вида единобожия.

Му’аз ибн Джабаль сказал: «Я следовал за пророком صلى الله عليه وسلم верхом на осле, которого звали ‘Афир. Он сказал: «Му’аз, ведаешь ли ты, в чем заключается обязательство рабов перед Аллахом и обязательство Аллаха перед рабами?» Я сказал: «Аллах и Его посланник знают лучше». Он сказал: «Обязательство рабов перед Аллахом – поклоняться Ему и не придавать Ему сотоварищей ни в чем. Обязательство Аллаха перед рабами – не наказывать того, кто не придает Ему сотоварищей ни в чем» Я сказал: «Посланник Аллаха, я обрадую людей этой вестью?» Он сказал: «Не делай этого, а то они возложат на это слишком много надежд» (Муслим, 30).

Также Му’аз сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назначил меня своим послом». Он сказал: «Ты придешь к людям писания, и призови их к свидетельству того, что нет божества, кроме Аллаха, и что я – Посланник Аллаха. Если они подчинятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах вменил им в обязанность пять молитв. Если они подчинятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах вменил им в обязанность выплату заката, которое будет взыскано с их богатых для раздачи ее их бедным. Если они подчинятся тебе и в этом, то тогда не смей (забирать) благороднейшее из их богатств! И опасайся мольбы обиженного (тобой), ведь между ней и Аллахом нет завесы!» (Муслим, 19).

Также от Ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Тот, кто умрет, взывая не к Аллаху, войдет в огонь» (аль-Бухари, 129).

Также от Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Тот, кто встретит Аллаха, не придавая Ему сотоварищей, войдет в Рай, а тот, кто встретит Аллаха, придавая Ему сотоварищей, войдет в Огонь» (аль-Бухари, 4497).

Нет сомнения в том, что единобожие в божественности (таухид аль-улюхия) – это самая важная основа в убеждениях верующих людей. Аллах создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Ему. Также Аллах создал все создания и предписал им законы для утверждения и установления единобожия в божественности. И пока среди людей будет существовать таухид в божественности Аллаха, люди будут пребывать в благе и добре, но если они потеряют этот вид единобожия, заблудятся и начнут поклоняться не Аллаху, то тщетными будут их дела, и на земле распространится зло и разврат. Поэтому этот вид единобожия был сутью призыва посланников и конечной целью их миссии. Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (сура «ан-Нахль», 36).

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (сура «аль-Анбия», 25).

В Коране во многих местах сказано, что таухид аль-улюхия является ключевым призывом посланников. И каждый посланник прежде всего призывал свой народ к этому виду единобожия и искренности в нем. Всевышний Аллах сказал:

وَإِلَىٰ عَادٍ أَخَاهُمْ هُودًا ۗ قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ

«Мы отправили к адитам их брата Худа. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (сура «аль-Аъраф», 65).

وَإِلَىٰ ثَمُودَ أَخَاهُمْ صَالِحًا ۗ قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ

«Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (сура «аль-Аъраф», 73).

وَإِلَىٰ مَدْيَنَ أَخَاهُمْ شُعَيْبًا ۗ قَالَ يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَٰهٍ غَيْرُهُ

«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуэйба. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (сура «аль-Аъраф», 85).

Также из Корана мы узнаем, что какой бы из посланников ни призывал к таухиду аль-улюхия, его народ не отвечал ему, а наоборот – начинал враждовать с ним. Эта вражда постоянно возникала между посланниками и их народами, которые упорствовали в поклонении идолам и истуканам, кроме тех, кого помиловал Аллах. Всевышний Аллах сказал о народе Нуха, мир ему:

وَقَالُوا لَا تَذَرُنَّ آلِهَتَكُمْ وَلَا تَذَرُنَّ وَدًّا وَلَا سُوَاعًا وَلَا يَغُوثَ وَيَعُوقَ وَنَسْرًا

«…и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Ягуса, Яука и Насра» (сура «Нух», 23).

وَقَدْ أَضَلُّوا كَثِيرًا ۖ وَلَا تَزِدِ الظَّالِمِينَ إِلَّا ضَلَالًا

«Они уже ввели в заблуждение многих. Не приумножай же беззаконникам ничего, кроме заблуждения!» (сура «Нух», 24).

Также Всевышний Аллах сказал о народе Худа عليه السلام следующее:

قالوا أَجِئْتَنَا لِتَأْفِكَنَا عَنْ آلِهَتِنَا فَأْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِن كُنتَ مِنَ الصَّادِقِينَ

«Они сказали: «Неужели ты пришел для того, чтобы отвратить нас от наших богов? Яви же нам то, чем ты нам угрожаешь, если ты – один из тех, кто говорит правду» (сура «аль-Ахкъаф», 22).

وا يَا هُودُ مَا جِئْتَنَا بِبَيِّنَةٍ وَمَا نَحْنُ بِتَارِكِي آلِهَتِنَا عَن قَوْلِكَ وَمَا نَحْنُ لَكَ بِمُؤْمِنِينَ

«Они сказали: «О Худ! Ты не показал нам ясного знамения, и мы не станем отрекаться от наших богов ради твоих слов. Мы не уверуем в тебя» (сура «Худ», 53).

Также Всевышний Аллах сказал о народе Салиха عليه السلام :

قَالُوا يَا صَالِحُ قَدْ كُنتَ فِينَا مَرْجُوًّا قَبْلَ هَٰذَا ۖ أَتَنْهَانَا أَن نَّعْبُدَ مَا يَعْبُدُ آبَاؤُنَا وَإِنَّنَا لَفِي شَكٍّ مِّمَّا تَدْعُونَا إِلَيْهِ مُرِيبٍ

«Они сказали: «О Салих! Прежде ты был нашей надеждой. Неужели ты запрещаешь нам поклоняться тому, кому поклонялись наши отцы? Воистину, нас терзают смутные сомнения относительно того, к чему ты нас призываешь» (сура «Худ», 62).

Также Всевышний Аллах сказал о народе Шуэйба عليه السلام:

قَالُوا يَا شُعَيْبُ أَصَلَاتُكَ تَأْمُرُكَ أَن نَّتْرُكَ مَا يَعْبُدُ آبَاؤُنَا أَوْ أَن نَّفْعَلَ فِي أَمْوَالِنَا مَا نَشَاءُ ۖ إِنَّكَ لَأَنتَ الْحَلِيمُ الرَّشِيدُ

«Они сказали: «О Шуэйб! Неужели твой намаз повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы, или распоряжаться нашим имуществом не так, как мы того хотим? Ведь ты же – выдержанный, благоразумный» (сура «Худ», 87).

Также Всевышний Аллах сказал о неверующих курайшитах:

وَعَجِبُوا أَن جَاءَهُم مُّنذِرٌ مِّنْهُمْ ۖ وَقَالَ الْكَافِرُونَ هَٰذَا سَاحِرٌ كَذَّابٌ

«Они удивились тому, что к ним явился предостерегающий увещеватель из них самих, и неверующие сказали: «Это – лживый колдун!» (сура «Сад», 4).

أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَٰهًا وَاحِدًا ۖ إِنَّ هَٰذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ

«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!» (сура «Сад», 5).

وَانطَلَقَ الْمَلَأُ مِنْهُمْ أَنِ امْشُوا وَاصْبِرُوا عَلَىٰ آلِهَتِكُمْ ۖ إِنَّ هَٰذَا لَشَيْءٌ يُرَادُ

«Знатные люди из их числа удалились со словами: «Ступайте и терпите за ваших богов. Воистину, это – некий замысел (или нечто желанное)» (сура «Сад», 6).

مَا سَمِعْنَا بِهَٰذَا فِي الْمِلَّةِ الْآخِرَةِ إِنْ هَٰذَا إِلَّا اخْتِلَاقٌ

«Мы не слышали об этом в последней религии. Это – не что иное, как вымысел» (сура «Сад», 7).

Также Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا رَأَوْكَ إِن يَتَّخِذُونَكَ إِلَّا هُزُوًا أَهَٰذَا الَّذِي بَعَثَ اللَّهُ رَسُولًا

«Завидев тебя, они лишь насмехаются над тобой: «Неужели это – тот, кого Аллах отправил посланником?» (сура «аль-Фуркъан», 41).

إِن كَادَ لَيُضِلُّنَا عَنْ آلِهَتِنَا لَوْلَا أَن صَبَرْنَا عَلَيْهَا ۚ وَسَوْفَ يَعْلَمُونَ حِينَ يَرَوْنَ الْعَذَابَ مَنْ أَضَلُّ سَبِيلًا

«Он готов был отвратить нас от наших богов, если бы мы не проявили терпение». Когда они увидят наказание, они узнают, кто больше других сбился с пути» (сура «аль-Фуркъан», 42).

أَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَٰهَهُ هَوَاهُ أَفَأَنتَ تَكُونُ عَلَيْهِ وَكِيلًا

«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты являешься его попечителем и хранителем?» (сура «аль-Фуркъан», 43).

أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ ۚ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ ۖ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلً

«Или ты полагаешь, что большинство их способны слышать или разуметь? Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (сура «аль-Фуркъан», 44).

Все эти священные тексты указывают нам на непримиримую вражду между посланниками и их народами. Вся вражда возникала по причине таухида и призыва к нему. Передается, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха, начнут выстаивать молитву и выплачивать закят. Когда они сделают это, то их кровь и их богатства станут для меня неприкасаемыми, за исключением тех случаев, когда закон требует обратного, а расчет с ними у Аллаха» (Муслим, 22).

Также сообщается, что Абу Мулейка сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم говорил: «Кто сказал «нет божества, кроме Аллаха» и отверг все, чему поклоняются (люди) помимо Аллаха, тот сделал запретными свое богатство и свою кровь, а расчет с ним – у Аллаха» (Муслим, 23).

Перевод выполнил Абу Рамадан по книге «Основы имана в свете Корана и Сунны» специально для сайта www.al-iman.ru.







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика