Перейти к содержимому

Close
Фотография

КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТАФСИР


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 Umm Umar

Umm Umar
  • Гости
  • 3 786 сообщений

Отправлено 20 октября 2011 - 16:43

ас саламу алейкум Из книги «Введение в принципы тафсира» 10/172-174 КАК ВЫПОЛНЯЕТСЯ ТАФСИР Если вы спросите о самом лучшем методе тафсира, ответом будет то, что наилучший способ толкования Кор’ана – это сам Кор’ан. Ведь то, что в Кор’ане упоминается в одном месте, объясняется в другом, и что говорится кратко по одному случаю, тщательно разъясняется в другом. Но если и это не помогает, тогда следует обратиться к сунне, потому что сунна разъясняет и растолковывает Кор’ан. Имам Абу `АбдАллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шаафи`и говорил: "Все, что посланник ( ) сказал, все это происходит из Кор’ана". Сказал Аллах: "Mы ниспослали тебе Писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей так, как показал тебе Аллах. He бyдь жe paди измeнникoв пpeпиpaющимcя" [Кор’ан, 4:105]. "И послали Mы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, - может быть, они подумают!" [16:44]. "Mы ниcпocлaли тeбe книгy тoлькo для тoгo, чтобы ты paзъяcнил им тo, в чeм oни paзнoглacят, - пpямoй пyть и милocть для людeй вepyющиx" [16:64]. Вот почему посланник ( ) сказал: "Знайте, что мне был дан Кор’ан и подобное ему" [Ахмад, Муснад, том IV, 131; Абу Дауд, Сунан, Сунна, 5], а именно Сунну. Фактически, Сунна, также была дана ему тем же путем, как и Кор’ан, только она не читалась ему, как Кор’ан. Имам аш-Шаафи`и и другие ученые выдвинули несколько аргументов в пользу этой точки зрения; но здесь недостаточно места, чтобы их цитировать. [Для обсуждения смотри аш-Шаафи`и, аль-Рисаала]. Для того, чтобы понять Кор’ан, нужно сначала взять сам Кор’ан. Если это не поможет, тогда обращайтесь к Сунне. Посланник ( ) направляя Му`аза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, спросил его: "Как ты рассудишь те дела (что придут к тебе)?" Он ответил: "Я буду вершить свой суд по Книге Аллаха". "Но если ты ничего из нее не возьмешь, что тогда будешь делать?", спросил посланник ( ). Он ответил: "Я обращусь к сунне посланника ( )". "А если ты не найдешь этого даже там, что в таком случае ты будешь делать?", снова спросил посланник ( ). Он ответил: "Я вынесу свое решение". Услышав это, посланник ( ), похлопал Му`аза (да будет доволен им Аллах) по плечу и сказал: "Хвала Аллаху, Который направил Своего посланника к тому, кто приносит удовольствие Его посланнику". Этот хадис излагается в сборниках хадисов Муснад и Сунан с хорошим иснадом. [Ахмад, Муснад том 230, 236, 242; ад-Даарими, Сунан, Мукаддима, 30; ат-Тирмизи, Сунан, Ахкаам, 3; Абу Дауд, Сунан, Aдхийя, 11.] Если вы не найдете искомого в Кор’ане или Сунне, обратитесь к словам сподвижников посланника ( ). Так как они знают Кор'ан лучше: они были свидетелями его ниспослания, и пережили те мгновения, в которые он открывался; и знают и понимают его всецело. Особенно это относится к ученым и правителям, таким, как четыре праведных халифа и `Абдулла ибн Мас`уд. Имам Абу Джа`фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари передает: Абу Курайб рассказывал нам о том, что: Джабир ибн Нух сообщил нам, что: аль-А`маш сообщил нам от Абу Духаа: от Масрука, что `Абдуллах ибн Мас`уд сказал: "Клянусь Тем, кроме Которого никому нельзя поклоняться, что в Кор’ане нет айята, о котором я не знаю, по какому случаю и в каком месте он был ниспослан. Если бы мне стало известно, что кто-либо знает Кор’ан больше меня, и если бы я мог добраться до него, я несомненно отправился бы на встречу с ним" [Ибн аль-Атир, Джаами`аль-Усуль фи Хадис ар-Расуль, 1392/1972, том IX стр. 48]. Аль-А`маш также передавал через Абу Ува`йля, что ибн Мас`уд говорил: "Когда кто-либо из нас выучивал по десять айятов Кор’ана, он не переходил к следующим, пока не узнавал, что они означают, и какие действия они требуют совершать". Еще одним великим ученым является `Абдулла ибн `Аббас (да будет доволен им Аллах), племянник посланника ( ) и комментатор Кор’ана. Он достиг этого положения благодаря молитве посланника ( ): "О Аллах! Дай ему знание Ислама и объясни ему значение Кор’ана" [Aхмад, Mуснад, том 1: 266, 314, 328, 335]. Мухаммад ибн Башар передавал нам, что Ваки` сообщил нам, что Суфиан извещал нас от аль-A`маша: от Муслима (ибн Саби Аби Духаа), от Масрука: что `Абдулла ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Какой хороший толкователь Кор’ана этот Ибн `Аббас!" Ибн Джарир также сообщал этот хадис через Яхъя ибн Дауда, от Ишаака аль-Азрака, от Суфиана, от аль-A`маша, от Муслима ибн Саби Аби Духаа, от аль-Масрука со слегка измененными словами: " Как хорошо толкует Ибн `Аббас Кор’ан!" Он также сообщал это теми же словами через Бундара, от Джа`фар ибн `Ауна, от аль-A`маша. Эти слова, следовательно, являются настоящими словами Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах), которые он сказал об Ибн `Aббасе (да будет доволен им Аллах). Ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) умер, наиболее вероятно, в 33 году Хиджры. Ибн `Аббас (да будет доволен им Аллах) прожил после него еще тридцать лет, и прибавил многое в сокровищницу знания Ислама. Aль-A`маш цитирует из Абу Ува`йля, что Ибн `Аббас (да будет доволен им Аллах) был назначен главой Хаджа `Али (да будет доволен им Аллах); он вел намаз и прочитал из Суры аль-Бакара, или Суры ан-Нур, согласно другому сообщению, и растолковал ее так, что, случись византийцам, туркам, даламитам услышать его толкование, они бы приняли Ислам. По этой причине большая часть того, что Исма`иль ибн `Aбд аль-Рахман Судди записал в тафсире, состоит из комментариев этих двух ученых: Ибн Мас`уда и Ибн `Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими). ________________________________________ ТАФСИР САЛАФА Первым делом посланник ( ) объяснял значение Кор'ана своим товарищам, также, как и обучал его словам. Божественный приказ: "Ты должен объяснить людям, что было ниспослано тебе" [16:44], относится как к разъяснению, так и к обучению. Абу `Абд аль-Рахман аль-Сулами сказал, что когда бы те люди, что обучали их Кор'ану, а это были `Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), `Абдуллах ибн Мас`уд (да будет доволен им Аллах) и другие, не выучивали десять айятов из Кор'ана от посланника ( ), они не продолжали дальше, пока не понимали смысл и правила, содержавшиеся в этих айятах. Они обычно говорили: "Мы учили текст Кор'ана и изучали его смысл и предписания все вместе". Это объясняет, почему они проводили столько времени, обучаясь главе (Суре). Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Мы оказывали огромное уважение тем, кто изучил две Суры из Кор'ана: аль-Бакара и Али-Имран". Ибн `Умар (да будет доволен им Аллах) провел много лет, а согласно Малику, полные восемь лет, в изучении этих Сур. На самом деле сподвижники подчинялись приказу Аллаха: "Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы обдумали его знамения и припомнили обладателей рассудка" [38:29], и "Разве они не подумают о Кор'ане!" [47:24], и "Разве они не поразмыслили над словами (Аллаха)!" [23:68]. Ясно ведь, что невозможно размышлять над словами, если непонятен их смысл. Поэтому говорит Аллах: "Mы ниспослали ее в виде арабского Корана, - может быть, вы уразумеете!" [12:22], а понимать Кор'ан означает понимать его значение. Каждый знает, что книга предназначена для размышления, не только для чтения. Это больше всего истинно для Кор'ана. Ведь никто не читает книгу по какому-либо предмету: медицине, математике и др., не пытаясь понять ее смысл. Также и Кор'ан, на котором покоится наше благополучие и счастье, наша вера и жизнь. Вот почему сподвижники посланника, , немного различались в своей экзегезе (толковании) Кор'ана. Их последователи (ат-Таби'ин) имели расхождений уже сравнительно больше; однако их расхождения, по сравнению с более поздними поколениями, ничтожны. Как правило, чем лучше поколение, чем более глубоко оно в своем понимании и знании Кор'ана, и больше согласия между учеными по его толкованию. Среди последователей много тех, кто изучал Кор'ан вместе со сподвижниками. Например, Муджахид выучил весь Кор'ан, как он сам говорил, с Ибн `Аббасом (да будет доволен им Аллах), и он спрашивал его о каждом айяте, и записывал все его замечания. Поэтому ат-Таури говорил: "Если вы возьмете комментарии Муджахида, этого будет достаточно". И это объясняет, почему аш-Шаафи`и, аль-Бухари и другие ученые, такие, как Имам Ахмад и другие, кто комментировал Кор'ан, ссылаются на слова Муджахида больше, чем на кого-либо другого. Особенно я подчеркиваю то, что последователи обучались экзегезе (тафсиру) Кор'ана у сподвижников так же, как они у них обучались хадису посланника, . Это не отрицает то, что они развивали свои умственные способности на различных айятах и выражали свое мнение, как они делали по отношению к различным хадисам посланника, . Из книги «Маджму` аль-Фатава» 10/88-90 АЛЬ-ИСТИГФААР (ИСПРАШИВАНИЕ ПРОЩЕНИЯ) Посланник Аллаха, , сказал: "Главное в молитве о прощение – слова раба Аллаха: 'Аллахумма 'Анта Рабби, ля 'иляхя 'илля 'анта, халякта-ни, ва 'ана `абдукя, ва 'ана `аля `ахди-кя ва ва`ди-кя мастата`ту, 'а`узу бикя мин шарри ма сана`ту, 'абу'у ля-кя би-ни `мати-кя 'аляййя, ва 'абу'у би-занби, фагфирли, фа'иннаху ля йагфи-ру-з-зунуба 'илля 'Анта. O Аллах, Ты – мой Господь, и нет бога, кроме Тебя. Ты сотворил меня, и я – Твой раб, и я связываю себя договором и обещанием [веры и искреннего послушания] Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Тебе от зла того, что я совершил, признаю милость, оказанную Тобою мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя. Кто скажет это при наступлении вечера, а затем умрет в эту ночь, тот войдет в Рай; и если он скажет это при наступлении утра, а затем умрет в этот день, то войдет в Рай" [Аль-Бухари]. Раб всегда находится под благословением Аллаха, что делает необходимым постоянно выражать благодарность, и в греховности, и необходимо постоянно просить прощения. Оба из этих дел имеют насущную потребность для раба Аллаха во все времена, так как раб никогда не прекращает выбирать между (различными) благами и дарами Аллаха, и никогда не перестает нуждаться в раскаянии и прощении. Вот почему глава детей Адама, и всех правоверных, Мухаммад, , просил прощение во всех обстоятельствах. Он говорил в достоверном хадисе, сообщенном аль-Бухари: "О люди, обращайтесь к вашему Господу с раскаянием, ведь, поистине, я прошу прощения у Аллаха и раскаиваюсь перед Ним больше семидесяти раз в день". Сообщено в Сахихе Муслима, что он, , сказал: "Я прошу прощения сто раз в день" [Муслим]. `Абдуллах ибн `Умар рассказывал: "Мы насчитали однажды, как посланник Аллаха, , проговорил сто раз: "Рабби-гфир-ли ва туб `аляййа инна-кя анта-т-таввабу-ль-гафур" [Господь мой, прости меня и прими мое раскаяние, истинно, Ты – Принимающий Покаяние, Всепрощающий] [Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа]. Вот почему было установлено искать прощения в конце всех деяний. Аллах Всевышний сказал: "…просящих прощения на заре (на исходе ночи)" [Аль-`Имран, (3):17]. Некоторые из них говорили: "Проводи ночи, совершая молитву, а когда подойдет время зари, позаботься о прощении". Рассказано в Сахихе, что посланник, , когда заканчивал свою молитву, просил прощения трижды, говоря: "Аллахумма, 'Антас-Саляму, ва мин-кя-саляму, табаракта йа заль-джалили валь 'икрами" [O Аллах, Ты – Миротворящий [Единственный, кто свободен от недостатков], и от Тебя – Мир [спокойствие, или безопасность], благословен Ты, Обладатель Славы и Величия] [Муслим]. Аллах говорит: "… и пpocитe пpoщeния y Aллaxa. Пoиcтинe, Аллах - пpoщaющ, милостив!" [аль-Музаммиль, (73):20]. (Даже) после того, как Аллах передал посланнику, , Книгу, и он сражался на пути Аллаха истинным джихадом и исполнял приказы Аллаха больше, чем кто-либо другой, Он приказывал Своему посланнику (совершать истигфар), ибо Всевышний сказал: " Koгдa пpишлa пoмoщь Aллaxa и пoбeдa, и ты увидел, как входят в религию Аллаха толпами, то восславь хвалой Господа своего и проси у Heгo прощения! Пoиcтинe, Oн - обращающийся!" [Ан-Наср (110):1-3]. Вот почему дин устанавливается вместе с таухидом и истигфаром, как говорит Аллах Всевышний: "Алиф Лам Ра. [Это] Писание, знамения которого утверждены, потом ясно изложены от Мудрого, Ведающего. [Через посланника передано]: "Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха. Поистине, я для вас от Него увещатель и вестник", и [сказано]: "Просите прощения у вашего Господа и обращайтесь к Нему с покаянием, [и] Он дарует вам благое достояние…" [Худ (11):1-3]. И говорит Аллах: "Устремляйтесь же к Нему прямо и просите у Него прощения" [Фуссилат (41):6]. И Он говорит: "Так знай [о Мухаммад], что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения твоему греху и для верующих – мужчин и женщин" [Мухаммад (47):19]. Вот откуда исходит то, о чем повествуется в рассказе: "Шайтан сказал: Люди разрушаются грехами, а меня они разрушают словами "Ля илляха илля Ляху", и когда просят прощения" [Сообщено Ибн Аби Асимом и Абу Йа`лой, но эта цепочка является выдуманной]. Юнус, мир над ним, сказал: "Нет божества, кроме Тебя; возвышен Ты. Поистине, я был неправедным" [аль-Анбийя' (21):87]. Посланник, , когда ехал верхом, возносил хвалу Аллаху, а затем произносил Аллаху Акбар трижды, и говорил: "Ля 'иляхя 'илля 'анта, субхана-кя, залямту нафси, фагфирли" [Нет бога, кроме Тебя, Славен Ты, я преступил против себя, так прости меня] [Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал, что это хасан хадис] Прощение за собрание, в котором оно завершается (мольбой): "Субхана-кя 'Ллахумма ва бихамди-кя, 'аш-хаду 'алля 'иляха 'илля 'Анта, 'астагфиру-кя ва 'атубу 'иляй-кя" [Слава Тебе, о мой Господь и хвала, свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя, прошу Твоего прощения и раскаиваюсь перед Тобой] [Абу Дауд и Ат-Тирмизи, который сказал хасан хадис]. А Аллах знает лучше, и да ниспошлет Он мир и благословение на [пророка] Мухаммада.

#2 Фатима бин Хадиджа

Фатима бин Хадиджа
  • Мусульманка
  • 40 сообщений

Отправлено 24 января 2012 - 10:54

Ассаляму аляйкум ва рахьматулЛах ва баракатух. Маша Аллах! Меня всегда интересовал этот вопрос. Огромное спасибо. Барак Аллаху фики ухти)).




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика