Перейти к содержимому

Close
Фотография

Мазхаб ханафитов


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 19 октября 2011 - 14:37

Основатель: Имам Абу Ханифа (702-767 гг. н.э.) Этот Мазхаб называется по имени основавшего его ученого, Абу Ха­нифы, настоящее имя которого было Нуман Ибн Сабит. Он родился в 702г. н.э. в Куфе (Ирак). Его отец был торговцем шелком, персом по происхожде­нию, принявшим Ислам в период правления Хуляфа Рашидун (Праведных Халифов). Абу Ханифа начинал изучать философию и диалектику, известные как Ильм Аль-Калям, но, освоив различные дисциплины в этой области, он оставил ее и стал глубоко изучать Хадисы и Фикх. Своим главным учителем он избрал Хаммада Ибн Заида, который относился к числу величайших уче­ных своего времени в науке Хадисов. Абу Ханифа учился у него в течение восемнадцати лет. В это время он освоил науку преподавания, но продолжал оставаться учеником Хаммада до самой смерти последнего в 742 г. н.э. После этого, будучи в возрасте сорока лет, он занял должность преподавателя и стал самым выдающимся ученым в Куфе. В этом качестве он, очевидно, был цен­ной находкой для Халифов из династии Умайядов того времени. Они пред­ложили ему должность Кадия (судьи) Куфы, но он отказался принять этот пост несмотря на то, что был избит за свой отказ Эмиром Куфы, Язидом Ибн 'Умаром. Во время правления Аббасидов он точно так же отказался от коро­левского назначения и в результате был посажен в Багдадскую тюрьму Хали­фом Абу Джафаром Аль-Мансуром (правил в 754-775гг. н.э.). Он пребывал в заключении до самой своей смерти в 767г. н.э. Абу Ханифу относят к числу Табиун второго поколения (учеников сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ибо он встречался с некоторыми Сахаба и из их уст слышал несколько Хадисов. Формирование Мазхаба Ханафитов. Имам Абу Ханифа основывал свой метод преподавания на принципе Шуры (т.е. коллективного обсуждения, совещания). Он знакомил своих уче­ников с какой-либо правовой проблемой как предметом для обсуждения, а также приказывал им письменно фиксировать принимаемые решения во всех случаях, когда они достигали единой точки зрения. В силу подобного инте­рактивного подхода к выведению Фатв мы можем сказать, что Мазхаб Хана­фитов явился продуктом усилий учеников Абу Ханифы не в меньшей сте­пени, чем его собственных усилий. Они также вели дебаты по гипотетиче­ским (предполагаемым) проблемам и вырабатывали решения, руководствуясь таким принципом, как подготовка к проблеме, т.е. готовность встретиться с проблемой еще до того, как она возникнет. Из-за склонности к гипотетиче­скому Фикху, когда обсуждение часто начиналось с вопроса "А что было бы, если бы случилось вот так?", они обрели известность как "Чтоесльщики", или Ахль ар-Ра' и ("Люди мнения", "Люди рассуждения"). Источники права, используемые Мазхабом Ханафитов Первые специалисты-правоведы этого Мазхаба выводили правовые нормы из следующих источников, перечисляемых здесь в порядке их важно­сти: 1. Коран. Они считали Коран изначальным, первостепенным и неоспоримым ис­точником Исламского права и использовали его не иначе, как для оценки точности других источников. Исходя из этого, любой другой источник, кото­рый противоречил Корану, считался неточным. 2. Сунна. К Сунне обращались как ко второму важнейшему источнику Ислам­ского права, но с некоторыми оговорками относительно ее использования. Они придерживались мнения, что если какой-либо Хадис используется как доказательство с правовой точки зрения, то одного такого условия, как его точность (достоверность) - Сахих, будет недостаточно, а он еще должен быть широко известным - Машхур. Это условие было заложено как гарантия про­тив вымышленных Хадисов, которые были широко распространены в том районе, где поселились на жительство лишь немногие из выдающихся Сахаба (Али и Ибн Масуд). 3. Иджмы сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Третьим по важности источником Исламского права было единоглас­ное мнение Сахаба по любому правовому вопросу, не оговоренному в Коране или в Сунне. Это значит, что при выведении Исламских норм точки зрения сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) предпочитались личным мнениям самого Абу Ханифы и его учеников. Мазхаб Ханафитов также признавал Иджмы Му­сульманских ученых любого времени имеющими силу и обязательными для Мусульман. 4. Индивидуальные мнения сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если Сахаба имели разные мнения по конкретному правовому вопросу и впоследствии Иджмы по нему не достигалось, Абу Ханифа выбирал то мнение, которое виделось наиболее подходящим для данного случая. Уста­навливая это в качестве одного из важнейших принципов своего Мазхаба, Абу Ханифа считал более весомыми мнения Сахаба, чем свои собственные. Однако выбирая одну из различных точек зрения, он все-таки прибегал к соб­ственным рассуждениям в ограниченном смысле. 5. Кийяс (дедукция по аналогии). Абу Ханифа не чувствовал себя обязанным соглашаться с выводами учеников Сахаба (Табиун) в тех областях, где четкое доказательство отсутст­вовало во всех вышеупомянутых источниках. Он считал себя равным Табиу­нам и формулировал свой собственный Иджтихад на основе принципов Кий­яса, установленных им самим и его учениками. 6. Истихсан (предпочтение). Термин Истихсан означает предпочтение одного доказательства дру­гому в силу того, что первое видится более подходящим для конкретной си­туации, даже если предпочитаемое доказательство будет технически слабее, чем то, которому его предпочли. Один из возможных примеров - предпочте­ние какого-либо Хадиса, имеющего конкретный смысл, другому, имеющему общий смысл, или же даже предпочтение нормы, более подходящей для кон­кретной ситуации, той, которая была выведена методом Кийяс. 7. Урф (местный обычай). Местным обычаям придавалась более значительная правовая весомость там, где Исламом не предписывалось никаких обязательных правил. Именно благодаря практическому применению этого принципа различные обычаи, встречающиеся во всем многообразии культур внутри Исламского мира во­шли в правовые системы различных стран и стали ошибочно считаться Ис­ламскими. Основные ученики Мазхаба Ханафитов Самыми знаменитыми из учеников Абу Ханифы были Зуфар Ибн Аль-Хундайл, Абу Юсуф и Мухаммад Ибн Аль-Хасан. Зуфар Ибн Аль-Хундайл (732-774гг. н.э.) Зуфар был одним из тех, кто последовал примеру Абу Ханифы и отка­зался принять назначение на пост Кадия, несмотря на то, что ему делалось много привлекательных и заманчивых предложений. Он предпочитал препо­давать, чем и занимался до самой своей смерти в молодом возрасте 42 лет в Басре. Абу Юсуф Якуб Ибн Ибрахим (735-795гг. н.э.) Абу Юсуф родился в бедной семье в Куфе. Он широко изучал Хадисы до тех пор, пока не стал заметным ученым в науке Хадисов, а затем девять лет изучал Фикх в Куфе у Имама Ибн Аби Лайта (ум. в 765г. н.э.), отец кото­рого был знаменитым Сахаби из Медины. Позже Абу Юсуф учился у Абу Ханифы в течение девяти лет, а когда Абу Ханифа умер, он отправился в Ме­дину и некоторое время учился у Имама Малика. Абу Юсуф назначался глав­ным государственным судьей Халифами Аббасидов: Аль-Мади (775-785гг. н.э.), Аль-Хади (785-786гг. н.э.) и Харуном Ар-Рашидом (786-809гг. н.э.). Бу­дучи главным судьей, он назначал судей в различные города и все его про­теже были последователями Мазхаба Ханафитов. Это явилось одним из фак­торов содействия распространению этой школы мысли по всей Мусульман­ской империи. Мухаммад Ибн Аль-Хасан Аш-Шайбани (749-805гг. н.э.) Имам Мухаммад родился в Уасите, но вырос в Куфе. Как и у Абу Юсуфа, его первые исследования касались Хадисов. Некоторое время он учился у Абу Ханифы до смерти последнего, затем продолжил учебу у Абу Юсуфа и позже отправился в Медину, где в течение трех лет учился у Имама Малика. В этот период он стал одним из основных рассказчиков Хадисов по книге Малика "Аль-Муатта". Имам Шафи'и был одним из многих, кто впо­следствии учился у Мухаммада Ибн Аль-Хасана в Багдаде. Мухаммад Ибн Аль-Хасан принял также назначение на пост Кадия в период правления Халифа Харуна Ар-Рашида, но вскоре отказался от него, поскольку этот пост требовал множества компромиссов (уступок), и вернулся на должность преподавателя в Багдад. Последователи Мазхаба Ханафитов. Те, кто сейчас является последователями Мазхаба Ханафитов, большей частью проживают в Индии, Афганистане, Пакистане, Ираке, Сирии, Турции, Гайане, Тринидаде, Суринаме и частью - в Египте. Его последователями также является большинство Мусульманского населения, проживающего на территории бывшего СССР. Когда правители Оттоманского государства в девятнадцатом веке н.э. привели Исламское право в соответствие с Мазхабом Ханафитов и сделали его государственным законом, этот Мазхаб должен был изучить любой ученый, стремившийся занять пост судьи. В результате во второй половине девятнадцатого века Мазхаб Ханафитов распространился по всему Оттоманскому Исламскому государству.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика