Перейти к содержимому

Close
Фотография

ЭВОЛЮЦИЯ ФИКХА


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 19 октября 2011 - 13:56

:::66as
Эволюция Фикха. Исламский закон и Мазхабы
Абу Амина Биляль Филипс
Фикх и Шариат

Для правильного понимания исторического развития Исламского права необходимо дать определение терминам Фикх и Шариат. Фикх в вольном
виде переводится как "Исламский закон", "Исламское право". Точно так же переводится и Шариат, но эти термины не являются синонимами ни
в арабском языке, ни в понимании Мусульманского ученого.
Фикх буквально означает верное понимание того, в чем состоит намерение (верное понимание сути на¬мерения). Подтверждение использования этого слова в подобном значении можно найти в изречении Пророка Мухаммада :SAWS_ru_0: 1: "Кому Аллах желает добра, тому Он дает Фикх (правильное понимание) Религии" 7. Однако в практическом контексте Фикх означает науку выведения Исламских норм, Фатв 8, из тех основ, которые находятся в главных источниках Исламского права — Коране и Сунне. Поэтому в наиболее широком смысле слова оно также означает всю совокупность Исламских норм, выведенных подобным образом.
Шариат в буквальном смысле означает водопой, источник, куда животные ежедневно приходят пить воду, или же прямой путь, как, например, в
следующем Аяте Корана: "Потом Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же по нему и не следуй страстям тех, которые не знают!" (Коран: Сура 45, Аят 18)
В Исламском контексте это слово означает всю совокупность Исламских законов, ниспосланных Откровением Пророку Мухаммаду :SAWS_ru_0: и записанных в
Коране, а также выводимых из Божественно руководимого жизненного пути Пророка :SAWS_ru_0: , называемого Сунной.9

#2 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 19 октября 2011 - 15:45

ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОСНОВАНИЕ Первый этап в развитии Фикха охватывает эпоху Пророческой миссии Пророка Мухаммада Ибн 'Абдуллаха (с) (610—632гг. н.э.), в течение которой единственным источником Исламского права было Божественное Откровение в виде Корана и Сунны Пророка Мухаммада :SAWS_ru_0: Коран представлял собой основу для формирования Исламского образа жизни, а применение Пророком :SAWS_ru_0: этой основы в своей повседневной жизни (Сунна) было подробным разъяснением общих принципов, установленных в Коране, и демонстрацию их применения на практике (см. "Аль Мадхал", стр. 50.). 1. Исламское право раннего периода состояло из законов Шариата, которые были ниспосланы Откровением, записаны в Коране и воплощены в Сунне. Они, главным образом, касаются идеологических основ Ислама, Имана (Веры в Аллаха), а также социально-экономических законов, необходимых для организации зарождающегося Мусульманского государства. 2. Главной сутью и целью Исламского законодательства, содержащегося в Коране, являлось реформирование людей и общества, поэтому благотворные человеческие обычаи и традиции, в том числе и существовавшие до прихода Ислама, были признаны и включены в систему Божественного законодательства. 3. Для достижения цели реформирования законодательство, закрепленное в Коране, включило в себя такие принципы: а) Устранение трудностей б) Сокращение количества религиозных обязанностей в) Реализация общественного благосостояния г) Реализация всеобщей справедливости. 4. Этот период знаменовал начало эволюции Фикха и именно в этот период Пророком :99702: были заложены основы науки выведения правовых норм из Корана и Сунны. 5. Можно сказать, что в этот период оформился первый Мазхаб (школа правовой мысли), так как Пророк :99702: наставлял и обучал Сахаба по предмету Иджтихад.

#3 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 19 октября 2011 - 15:54

ВТОРОЙ ЭТАП: УСТАНОВЛЕНИЕ Этот этап приходится на эпоху Праведных Халифов (Праведные Халифы: Абу Бакр, 'Умар, Усман и Али были четырьмя ближайшими сподвижниками Пророка, руководившими Мусульманским государством после смерти Пророка :99702: и выдающихся Сахаба (сподвижников Пророка :99702: . По времени он длится от Халифата Абу Бакра (632—634гг. н.э.) до смерти четвертого Халифа — Али (661г. н.э.). Границы Исламского государства стремительно расширялись в течение первых двадцати лет этого этапа и включили Сирию, Иорданию, Египет, Ирак и Персию. Таким образом, перед Мусульманами неожиданно предстали совершенно новые системы, культуры, а также нравы, в отношении которых законы Шариата ничего конкретного не оговаривали. В целях разрешения многочисленных новых проблем Праведные Халифы в огромной мере полагались на решения, принятые на основе Иджмы (всеобщего согласия), а также на Иджтихаде, которому их обучил Пророк :99702: , пока они были с ним после его переселения в Медину. В процессе широкомасштабного использования Иджмы и Иджтихада эти Халифы установили процедуры, которые позже стали составлять основу Фикха (разумеется, вместе с теми базовыми положениями, которые были заложены в Коране и Сунне). В этом разделе мы подробно рассмотрим порядок решения новых жизненных проблем, который был выведен Праведными Халифами на основе законов, установленных Кораном и Сунной, а также общий подход, использовавшийся отдельными Сахаба, для того, чтобы делать юридические выводы (т.е. давать заключения по различным вопросам, возникающим в жизни Мусульманского сообщества). Мы также попытаемся показать, почему этот период был относительно свободен от фракционности, характерной для более поздних этапов развития, и отметим определенные черты Фикха этого периода, некоторые из которых сильно отличаются от тенденций, возникших в дальнейшем Резюме раздела 1. Основание дедуктивных принципов Фикха — Иджмы и Кийяса (Иджтихада), было заложено во времена Праведных Халифов. 2. Быстрое расширение территории Исламского государства привело к тому, что Мусульмане неожиданно соприкоснулись с новыми культурами, а это породило огромное множество новых вопросов, неимевших конкретного урегулирования в законах Шариата. 3. Потребность в Фатвах неуклонно возрастала, и Праведные Халифы постепенно установили определенный порядок (процедуру) для достижения решений при минимальных разногласиях в процессе осуществления Иджтихада. 4. Сахаба, как правило, тоже придерживались процедур принятия решений, которые помогали им избежать жестких, неизменных правовых норм. 5. Единогласие Праведных Халифов и Сахаба по вопросу о принятии правовых решений, Фатв, способствовало единству и не оставляло никакого или практически никакого места для фракционности внутри Исламского сообщества. 6. В период Праведных Халифов существовал только один Мазхаб. Такой единый подход к Фикху предотвращал зарождение Мазхабов, оторванных от государства, и так было вплоть до самого конца этого периода. 7. Особый акцент делался на изучении Корана широкими массами, а чрезмерное цитирование Хадисов не поощрялось. 8. Несмотря на существование различий в подходе некоторых из Сахаба к вопросу использования личного мнения, это различие в действительности не привело к фракционности в рассматриваемый период. 9. Что касается Фикха, то в данном отношении сохранялся один общий подход, т.е. продолжал существовать один-единственный Мазхаб. Однако разная практика таких Сахаба, как Ибн 'Умар в Медине и Абдулла Ибн Масуд в Куфе (Ирак) в отношении использования личного мнения может рассматриваться как самое начало, или предвестники, разделения Исламских ученых на различные Мазхабы.

#4 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 19 октября 2011 - 16:13

ТРЕТИЙ ЭТАП: ПОСТРОЕНИЕ Этот период охватывает восхождение и падение династии Умайядов. Они пребывали у власти в течение приблизительно одного века, начиная со смерти последнего из Праведных Халифов, Али Ибн Аби Талиба, в 661г. н.э., и восхождения основателя династии Умайядов, Халифа Муавийи Ибн Аби Суфьяна, до самого последнего Халифа этой династии — приблизительно в середине восьмого века н.э.Этот период был отмечен огромным общественным волнением; Умма разделилась на различные секты и фракции; Халифат был превращен в королевство; было введено множество традиций, некоторые из которых являлись запретными (Харам); ученые не хотели оставаться при дворе Халифов и фактически сбежали в отдаленные области во избежание конфликтов и неразберихи.("Аль Мадхал", стр. 121—122) Что касается Исламского права и эволюции Мазхабов, этот период примечателен тремя основными тенденциями. Первая: заметное возрастание количества Иджтихадов, осуществляемых отдельными учеными, ибо после того, как ученые рассеивались по отдаленным областям Халифата, реализовывать Иджму на практике становилось все труднее. Вторая: широкий размах цитирования Хадисов и усиление тенденции к их подделке. Третья: первые попытки составления сборников Фикха с целью сберечь Иджтихад сподвижников Пророка( :SAWS_ru_0: ). Именно в этот период ученыеправоведы впервые разделились на достаточно четко обособленные школы юридической мысли, учреждая различные Мазхабы, количество которых в последующие периоды сократилось до четырех основных школ. Резюме раздела 1. Первые попытки составления сборников Фикха бы ли предприняты в период Умайядов. 2. Ученые Фикха этого периода следовали двум основным направлениям при составлении Фатв: направлению, родоначальниками которого были Ахпь аль-Хадис ("Люди Хадисов"), и направлению, родоначальниками которого были Ахпь ар-Ра'и ("Люди рассуждения", "Люди мнения"). С рассеянием ученых по разным регионам заметно возросло количество индивидуальных Иджтихадов. В итоге это привело к количественной эволюции Мазхабов. 3. И принцип Иджмы, и принцип совещательного управления (Шура) были утрачены в силу того, что ученые стремились держаться подальше от вырождающегося двора Умайядов. 4. Чтобы сберечь основные принципы Ислама в условиях отхода Умайядов от Сунны, жившие в разных местах ученые взяли за основу повествования Хадисов и собрали Фатвы, выведенные наиболее выдающимися специалистами в этой области из числа сподвижников Пророка :SAWS_ru_0: . 5. В этот период царили общественные беспорядки и волнения, а также появились на свет нескольких религиозных сект и политических группировок. 6. На этом этапе впервые возникло такое явление, как сочинение вымышленных Хадисов. Поэтому ученые увидели потребность в собрании и критическом анализе Хадисов.

#5 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 19 октября 2011 - 16:26

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП: РАСЦВЕТ Этот этап длится от примерно 750г. до 950г. н.э. и охватывает восхождение династии Аббасидов, основанной Халифом Абуль Аббасом (правившим в 750— 754гг.),(Аббасиды были потомками Аль Аббаса, дяди Пророка Мухаммада :99702: ее упрочение и начало ее упадка. Именно в этот период Фикх оформился в самостоятельную Исламскую науку. Исламская научная среда активно поддерживалась Халифом и процветала вследствие того, что дискуссии и обмен мнениями по противоречивым вопросам обрели широкомасштабный характер; количество Мазхабов приумножилось; составлялись различные сборники Хадисов и Фикха; переводы на арабский язык научных, философских и теологических трудов оказывали влияние на Исламскую мысль. К концу этого периода Фикх четко разделился на две секции: основополагающие принципы (Усуль) и второстепенные принципы научных, философских и теологических трудов (Фуру'); были определены источники Исламского права и возникли различия между основными Мазхабами, в результате чего они стали четко отличаться друг от друга.("Аль Мадхал", стр. 128) Развитие Фикха В развитии Фикха этого периода прослеживаются две основные тенденции, касающиеся эволюции Мазхабов. Первая возникла в период Великих Имамов, основателей ведущих Мазхабов, и их основных учеников. Хотя эти Мазхабы стали быстро разделяться между собой, они продолжали традицию гибкого подхода при выведении и принятии правовых норм, Фатв, присущую предшествующим периодам. Вторая тенденция была отмечена в период, последовавший за смертью крупных ученых, принадлежавших к разным Мазхабам. Она знаменует собой начало жесткого подхода при выведении и принятии Фатв. Такой подход являлся основной отличительной чертой Мазхабов и, следовательно, Фикха последующих поколений. Резюме раздела 1. В рассматриваемый период Фикх окончательно оформился как самостоятельная Исламская наука. 2. Многие Мазхабы, возникшие в последней части периода Умайядов, достигли расцвета, а также возросло количество центров науки по всей территории государства Аббасидов благодаря покровительству со стороны государства. 3. Впервые за все время были предприняты и успешно завершены широкомасштабные работы по составлению и систематизации сборников Фикха разных Мазхабов. 4. Фикх был систематизирован и разделен по двум направлениям: Усуль (основные источники) и Фуру' (дополнительные источники). При этом основные источники Исламского права были четко определены и степень их значимости установлена. 5. К концу этого периода Сунна во всей своей целостности также была собрана и записана в книгах Хадисов. 6. В первой половине данного этапа развития Мазхабы под руководством своих основателей продолжали широко практиковать взаимный обмен мнениями. Но с приходом второго поколения, т.е. их учеников, появилась тенденция к непреклонности, жесткости, косности и отказу от той гибкости, которая была присуща периоду великих Имамов и существовала среди ученых, живших в еще более раний период. РАЗДЕЛ 5. МАЗХАБЫ - ШКОЛЫ ИСЛАМСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ 5.1. Мазхаб Ханафитов. 5.2. Мазхаб Ауза'и. 5.3. Мазхаб Маликитов. 5.4. Мазхаб Заиди. 5.5. Мазхаб Лайти. 5.6. Мазхаб Таури. 5.7. Мазхаб Шафи'итов. 5.8. Мазхаб Ханбалитов. 5.9. Мазхаб Захири. 5.10. Мазхаб Джарири. Резюме раздела. В предыдущих главах мы увидели эволюцию Мазхаба в историческом контексте общего развития Фикха. В эру Пророчества основы Фикха закла­дывались в Иджтихадах (нормах, выводимых при помощи рассуждения) Про­рока Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также в Иджтихадах его сподвижников, Сахаба. На этом этапе Божественное Откровение в виде Корана и Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) составляло единственный источник Исламского права. Иными словами, су­ществовала одна единственная школа правовой мысли (Мазхаб) - школа са­мого Пророка (мир ему и благословение Аллаха). На последующем этапе, т.е. в период правления Праведных Халифов, возник принцип Иджмы (единогласного решения), а Иджтихад стал самостоя­тельным принципом Фикха под названием Кийяс. Мазхабом этого периода фактически являлся Мазхаб каждого из Праведных Халифов, ибо оконча­тельное слово в решении правовых вопросов оставалось за ним. Тем не менее, все решения в правовой сфере подлежали изменению на основании зафикси­рованных высказываний или обычаев Пророка (мир ему и благословение Аллаха) - т.е. Хадисов. Поэтому для разночтений, косности или фракционности не оставалось места. Ранний период правления династии Умайядов был отмечен разделе­нием ученых Фикха на два основных Мазхаба с точки зрения Иджтихада: Ахль ар-Ра'и и Ахль аль-Хадис. Во время поворота от Халифата к монархии, когда Халиф-король уже не являлся руководителем Мазхаба, из этих двух школ мысли возник целый ряд новых. Поскольку ученые и их ученики рас­сеялись по всему государству Умайядов, возросло количество их личных Ид­жтихадов ввиду необходимости решения вопросов на местах. Следует, од­нако, отметить, что и в период Умайядов, и в период первых Аббасидов уче­ники Фикха часто и свободно меняли своих учителей, обмениваясь мнениями по вопросам права. В результате этого поддерживалась и сохранялась гиб­кость во взглядах, присущая предшествующим периодам. После окончания Халифата Аббасидов и упадка Иджтихада, выливше­гося в его прекращение, количество Мазхабов сократилось до четырех, кото­рые полностью отдалились друг от друга и прониклись взаимным антагониз­мом, часто представляя собой взаимно противоборствующие группы. Разли­чия между ними стали непреодолимыми в умах их приверженцев, а фанатизм и фракционность Мазхабов расцвели буйным цветом. Поскольку практиче­ская применимость Шариата везде и всегда в огромной мере зависела от принципа Иджтихад, утрата этого жизненно важного принципа неизбежно приводила к застою и упадку Фикха.

#6 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 19 октября 2011 - 16:37

ПЯТЫЙ ЭТАП: КОНСОЛИДАЦИЯ Этот этап охватывает период между 950г. н.э. и. разграблением Багдада (1258г. н.э.). Он совпадает с периодом от начала упадка династии Аббасидов до ее окончательного краха. Дебаты соперничающих группировок, называвшиеся Муназарат, продолжали процветать под покровительством Халифов династии Аббасидов, и некоторые из этих дебатов нашли отражение в книгах. С течением времени дух соперничества, порождаемый, главным образом, этими дебатами, овладел и широкими массами. Фракционность Мазхабов стала проявляться повсеместно, они окончательно вступили на путь раскольничества. Количество Мазхабов резко сократилось, а структура и деятельность тех четырех, которые выжили, стали гораздо более систематизированными. Ученые в каждом из Мазхабов были обязаны основывать свои Иджтихады исключительно на фундаментальных принципах (Усуль) своего же Мазхаба. В этот период собрание Фикха приобрело еще более очерченные формы и использовалось как фактор дальнейшего соперничества между Мазхабами ("Аль-Мадхал", стр. 147—157) ... На этом отрезке времени правления Аббасидов книги Фикха стали писаться в определенном формате. Этот формат стал единым для всех (стандартным) и используется до сих пор. Различные вопросы группировались под общими заголовками, объединяемыми в соответствии с главами, каждая из которых представляла один из основных разделов Шариата. Даже порядок глав стал единым для всех. Авторы начинали свои книги Фикха с четырех столпов, следующих после Имана (веры), поскольку Иман затрагивался в книгах по Исламской теологии. Коснувшись законов и вопросов, относящихся к таким понятиям, как Тахара (очищение) и Салят (молитва), Саум (пост), Закят (обязательное пожертвование в пользу бедных) и Хадж (паломничество), они переходили к таким вопросам, как Ника (брак) и Талак (развод), затем — к Бай (деловые операции) и после этого к Адаб (этикет). Касаясь каждого из этих вопросов, ученый любого Мазхаба упоминал различные доказательства, используемые всеми Мазхабами, после чего заканчивал, методологически доказывая правильность позиции своего собственного Мазхаба, и в то же время отвергая доводы всех остальных Мазхабов Резюме раздела 1. Большинство Мазхабов, возникших в предшествующие периоды, прекратили существование и остались лишь четыре из них. 2. Мазхабы окончательно сформировались методологически и организационно. 3. Иджтихад, не укладывавшийся в рамки собственных Мазхабов, был отброшен и его место занял Иджтихад Мазхаби (т.е. Иджтихад конкретных Мазхабов). 4. Возникла такая область правоведения, как сравнительный Фикх, использовавшийся главным образом для доказательства превосходства одного Мазхаба над другим и способствовавший дальнейшему углублению их фракционности. ШЕСТОЙ ЭТАП: ЗАСТОЙ И УПАДОК Этот этап охватывает примерно шесть веков, начинаясь с разграбления Багдада в 1258г. н.э. и казни последнего Хапифа династии Аббасидов, Аль-Мустасима, и заканчиваясь в середине девятнадцатого века новой эры. На этот период приходится также подъем Оттоманской Империи, основанной в 1299г. н.э. турецким лидером Османом I, до самого ее упадка под ударами европейского колониализма. Самой характерной чертой этого периода был Таклид (слепое следование какому-либо Мазхабу) и раскольничество (фракционность). Подобная тенденция к вырождению привела к отказу от всех форм Иджтихада и трансформации Мазхабов в совершенно изолированные друг от друга организации, очень напоминающие собой секты. Работы по составлению собраний Фикха в этот период сводились к комментированию предыдущих работ и были направлены на выдвижение отдельных Мазхабов. В результате Фикх утратил динамизм и многие из его положений становились все более устаревшими и неприемлемыми в существующем виде. Чтобы заполнить образовавшийся пробел в правовом регулировании, некоторые Исламские нормы, ставшие неприменимыми, постепенно заменялись законами европейскими. И наконец, с наступлением европейского колониализма и распадом Мусульманской империи, Исламское законодательство было вытеснено европейским. Отдельные реформаторы стремились задержать набегающую волну застоя и упадка, призывая вернуться к изначальной чистоте Ислама и его законов. Однако раскольничество и фракционность продолжаются и по сей день, несмотря на расширение преподавания сравнительного Фикха в учебных заведениях. Резюме раздела 1. На данном этапе Иджтихад во всех своих формах был отставлен в сторону, а слепое следование (Таклид) одному из четырех Мазхабов было вменено в обязанность всем Мусульманам. 2. Все четыре Мазхаба стали совершенно несовместимыми между собой и Мусульманская Умма фактически раскололась на четыре отдельные религиозные общины. 3. Деятельность ученых была сведена к написанию комментариев к предыдущим работам и продвижению точки зрения Мазхаба автора, как и в период консолидации. 4. Некоторые реформаторы предпринимали достойные похвалы попытки вернуть к жизни первозданную и динамичную природу Фикха, но их усилия оказались несоразмерны с задачей искоренения фанатизма Мазхабов, успевшего пустить столь глубокие корни. 5. Предпринимались попытки систематизации Исламского права, но на их результатах сказались фракционные позиции, которые с приходом европейского колониализма были вытеснены европейскими правовыми кодексами. 6. Состояние застоя и упадка Фикха, а также фанатизм Мазхабов продолжались вплоть до наших дней. 7. В последние годы отмечено некоторое ослабление фанатизма Мазхабов в результате реформистских движений и широкого распространения сравнительного Фикха в современных учебных заведениях.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика