Вопрос #102260: Мнение большинства ученых об опускании одежды ниже щиколоток (isbaal)
Я слышал, что большинство ученых считают Isbaal (опускание одежды ниже щиколоток) является макрухом, потому что в случае с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты не один из них» имея ввиду тех, кто носит исбал из гордости.
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Если мужчина опускает одежду ниже щиколоток ради показухи и самодовольства, то это харам. И нет разногласий среди ученых, что это большой грех.
В ответе на вопрос 762 мы процитировали несколько хадисов, которые говорят о запретности этого.
В отношении же тех кто носит одежду ниже щиколоток без намерения показухи или самодовольства, ученые разошлись во мнениях, и существует три мнения: харам, макрух, дозволено и не макрух.
Большинство ученых четырех мазхабов считают, что это не харам. Ниже приводятся комментарии ученых разных мазхабов:
Ибн Муфлих сказал в al-Adaab al-Shar’iyyah (3/521):
Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) носил дорогую накидку и они волочилась по земле. Ему сказали: «Разве нам не запрещено делать это?» Он ответил: «Это для тех кто носит с показухой и мы не из числа»
См. al-Fataawa al-Hindiyyah (5/333).
Маликиты, некоторые из них считали что это харам, среди них Ibn al-‘Arabi и al-Quraafi.
Ibn al-‘Arabi сказал в‘Aaridat al-Ahwadhi (7/238):
«Не разрешается мужчине опускать одежду ниже щиколоток и говорить что он делает это не из-за высокомерия, и что в текстах указана причина запрета, и не разрешено говорить, что я не из числа тех о ком сказано в хадисе, потому что подобный подход противоречит шариату и является неприемлемы. Опускание одежды ниже щиколоток является проявлением высокомерия, и кто утверждает обратное тот определенно врет»
Другие маликиты считали, что это макрух а не харам.
Al-Haafiz Ibn ‘Abd al-Barr сказал в al-Tamheed (3/244):
В этом хадисе сказано, что тот кто опускает одежду по причинам отличным от высокомерия и показухе, того не касается это предупреждение, но опускание одежды ниже щиколоток является порицаемым в любом случае»
Сказано в Haashiyat al-‘Adawi (2/453):
Существует разногласия относительно тех, кто одевает одежду нище щиколоток не из-за высокомерия. Аль Хаттаб – маликитский ученый – заключил что это не харам, а макрух. Al-Tadhkirah – книга имама al-Quraafi – приходит к выводу, что это харам.
Похоже, что наиболее правильным мнением является то, что это строгий makrooh.»
Шафииты заявили о том, что это не харам, если совершается без показухи.
Имам Шафи (да будет доволен им Аллах) сказал, как было передано от Навави в al-Majmoo’ (3/177): «Не разрешается опускать одежды низко во время молитвы или в других случаях из-за показухи. Опускание одежды по иным причинам, не так серьезно, так как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «Ты не из них (не из тех кто делает это из показухи)»
И Навави сказал в Sharh Muslim (14/62):
Не разрешается опускать одежду ниже щиколоток если это делается из показухи. Если это совершается по иной причине, то это макрух. Внешний смысл хадиса говорит о запретности этого для тех кто одевается из-за показухи. Это было сказано Шафи, который различал между этими двумя случаями»
Некоторые шафииты – как например Захаби и Хафиз ибн Хаджар – считал что это харам
Захаби сказал в Siyar A’laam al-Nubala’ (3/234), отвечая тем, кто опускает одежду ниже щиколоток и говорит о том, что это делает не из-за высокомерия:
«Вы можете увидеть его ведущим себя высокомерно и считающим, что он не один из них (делающих на показуху), но это глупое заявление. И он смотрит на текст с общим смыслом, и ограничивает его другим хадисом, включая в него только тех кто носит одежду из-за показухи!
Он позволяет уступку на основе слов Сиддига (Абу Бакра), который сказал: «О посланник Аллаха, мой изар падает вниз» И он ответил: «О Абу Бакр ты не из тех, кто делает это из показухи»
Мы говорим: «Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) старался держать изар выше щиколоток, и он подвязывал его, чтобы он не опускался ниже щиколоток, но только после этого изар падал вниз.
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Изар верующего должен доходить до половины голени, и не страшно, если он доходит до щиколоток» То же самое относится к тем, кто одевает штаны покрывающие его щиколотки или удлиняя рукава. Все это глубоко спрятанная показуха»
Ханбалиты считали что это не харам.
Сказано в al-Iqnaa’ (1/139):
«Носить одежду ниже щиколоток для мужчины – макрух»
Ибн Кудама сказал в al-Mughni (2/298): «Макрух опускать сорочку, изра и брюки ниже щиколоток и если это делается из-за показухи, то это харам»
Ibn Muflih сказал в al-Adaab al-Shar’iyyah (3/521):
Шейх Taqiy al-Deen (Ибн Теймия – да помилует его Аллах) считал, что это не харам, но он не говорил о том, что это макрух или нет.»
См: Sharh al-‘Umdah Шейх уль Ислам ибн Теймия (стр. 361-362).
Al-San’aani (да помилует его Аллах) считал, что это харам и он написал книгу назвав ее Istifa’ al-Aqwaal fi Tahreem al-Isbaal ‘ala al-Rijaal.
Современные ученные, такие как Shaykh Ibn Baaz, Shaykh Ibn ‘Uthaymeen, Shaykh Ibn Jibreen, Shaykh Saalih al-Fawzaan, ученые постоянного комитета и другие считали это харамом.
Для получения дополнительной информации см. вопрос 70491.
Аллаху известно лучше.