С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Многие мусульмане желают знать, каким образом следует совершать земной поклон в молитве, ставить ли сначала руки, или же колени? И задающие подобный вопрос хотят знать доводы обеих сторон. С соизволения Аллаха мы постараемся разобрать данный вопрос подробно и беспристрастно.
Начнем с того, что разногласия среди ученых по этому вопросу существовали еще с давних пор. Некоторые из них отдавали предпочтение тому, что следует совершать земной поклон (саджда), опираясь на колени прежде рук, другие же утверждали обратное. Среди них были и такие, кто так и не смог отдать предпочтение какому-либо из двух мнений, как например имам ан-Науауи. Однако это вовсе не означает, что в данном вопросе нет истины и правильного мнения. Истина есть всегда и она одна, а многочисленные разногласия не имеют к ней никакого отношения и ни коим образом не могут ее скрыть.
Более того, каждый мусульманин обязан совершенствовать свою молитву, которая бесспорно является величайшим поклонением тела, и должен стремиться сделать ее максимально соответствующей молитве пророка (мир ему и благословение Аллаха), который велел: «Молитесь так, как вы видели молящимся меня!» аль-Бухари 1/155, Муслим 1/295.
Доводы стороны, которая считает, что, совершая земной поклон, следует опускаться на руки прежде колен
Самым главным доводом этих ученых является хадис, переданный от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени». аль-Бухари в “ат-Тарих” 1/139, Абу Дауд 840, ан-Насаи в «ат-Татбикъ» 1090, Ахмад 2/381, ад-Дарими 1321 и др.
Этот хадис является самым главным аргументом по данному вопросу, поскольку сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет, как следует совершать земной поклон и что следует сначала опираться на руки.
Данный хадис является достоверным, различные же попытки перевести его в категорию слабых и недостоверных сообщений не выдерживают никакой критики. Так, например, сторонники обратного мнения приводят слова имама аль-Бухари, который сказал: “Мне не известно, слышал ли Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Хасан (передатчик этого хадиса) хадисы от Абу аз-Зинада или нет”.
На самом же деле в этих словах не содержится абсолютно никакого указания на то, что этот хадис является слабым, поскольку условия для достоверности хадиса, которые выдвигал имам аль-Бухари, ученым известны, ибо он относил прямой контакт двух передатчиков к условию достоверности хадиса. Большинство же ученых-хадисоведов считало, что достаточно того, что передатчики могли встречаться друг с другом и жили в одно время, если не была установлена фальсификация хадиса. Что же касается Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана, то никто из имамов не обвинял его в фальсификации хадисов (тадлис). См. “Ируауль-гъалиль” 2/79.
Имам Ибн ат-Таркумани говорил, что имам ан-Насаи называл Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана надежным передатчиком, и слова аль-Бухари никак не опровергают свидетельство имама ан-Насаи в отношении этого рассказчика. Также надежным его назвал и имам Ибн Хиббан. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Слова имама аль-Бухари никак не вредят Мухаммаду, ибо он надежный передатчик”. См. “Тухфатуль-ахуази” 1/135. То же самое говорил и имам аш-Шаукани. См. “Найлюль-аутар” 2/284.
Итак, с помощью Аллаха мы разобрали, что эти слова имама аль-Бухари никак не указывают на недостаток данного хадиса.
Следующая критика в адрес данного хадиса – это слова имама ад-Даракъутни, сказавшего: “От Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана этот хадис не рассказывал никто, кроме ад-Дараурди”.
Это также не является недостатком хадиса, во-первых, потому, что ад-Дараурди является надежным передатчиком, чьи хадисы принимали аль-Бухари и Муслим. А во-вторых, потому, что имам ад-Даракъутни допустил ошибку, сказав, что данный хадис от Мухаммада ибн ‘Абдуллаха ибн Хасана рассказывал только ад-Дараурди. Поскольку установлено, что этот хадис с его слов также передавал и ‘Абдуллах ибн Нафи’, как об этом упомянул хафиз аль-Мунзири. См. “Найлюль-аутар” 2/286 и “Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба” 45.
Таким образом мы видим, что данный хадис не имеет каких-либо действительных и аргументированных недостатков, влияющих на степень его достоверности, в связи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, среди которых хафиз Ибн Сайид ан-Нас, аль-Хазими, имам ан-Науауи, аз-Зуркъани, хафиз Ибн Хаджар, имам ‘Абдуль-Хаккъ, хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани, шейх аль-Мубаракфури, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 3/421, «Булюгъуль-марам» 97, «аль-Джами’ ас-сагъир» 2/239, «Шарх Сунан ат-Тирмизи» 2/58, «Тухфатуль-ахуази» 1/135, «Тамамуль-минна» 194, «Тахкъик Зад аль-ма’ад» 1/216-221.
Дальнейшая критика в адрес этого хадиса заключалась в его содержании (матн). Противники мнения о том, что при совершении земного поклона необходимо опускаться на руки и только затем на колени, во главе которых был шейх Ибн аль-Къайим сказали, что данный хадис является перевернутым (макълюб) » , которые, совершая земной поклон, ставили руки прежде колен”. аль-Маруази в “аль-Масаиль” 1/147, иснад достоверный. есть слабость, то он все же усиливается другими хадисами о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал земной поклон, опираясь на колени. неизвестно, чтобы кто-либо его передавал”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 1/156. Имам ад-Даракъутни сказал: “Хадисы Шурайка, которые кроме него никто не передавал, не считаются достоверными”. И если то, что передавал только один Шурайк, не считалось достоверным, то что же можно сказать, если он передает сообщение, противоречащее достоверным хадисам?! Абу Дауд 2/68, ат-Тирмизи 268, Ибн Маджах 882. и он говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поступал таким же образом”. аль-Хаким 1/226, аль-Байхакъи 2/100, Ибн Хузайма 627, ад-Даракъутни 131. сказал: “Речь идет о земном поклоне (в молитве)”. См. «Гъарибуль-Хадис» 1/70. , т.е. запутанным по причине ошибки передатчика, ибо слова «пусть он не опускается на землю подобно верблюду, и сначала поставит свои руки, а затем колени» не сопоставимы друг с другом, так как в начале хадиса приказано не уподобляться верблюду, а затем сказано совершать земной поклон, опираясь на руки, и тем самым поступать как верблюд, который сначала опускает на землю свою переднюю часть. Однако многие ученые возразили им. Так, например шейх ‘Али аль-Къари сказал: “Что же касается слов Ибн аль-Къайима о том, что хадис от Абу Хурайры макълюб, то это ошибка, так как если мы откроем дверь подобным заявлениям, тогда не будет доверия ни оному хадису, даже если он будет достоверным”. См. “Миркъатуль-мафатих” 1/552.
Литература
- «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
- «Задуль-ма’ад» би тахкъикъ ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут уа Шу’айб аль-Арнаут.
- «Найлюль-аутар шарх Мунтакъ аль-ахъбар» Мухаммад аш-Шаукани.
- «Субулю-Ссалям шарх Булюгъ аль-марам» Мухаммад ибн Амир ас-Сан’ани.
- «Сунану ат-Тирмизи» би тахкъикъ Ахмад Шакир.
- «Тухфатуль-ахуази, шарх Джами’ ат-Тирмизи» ‘Абдур-Рахман аль-Мубаракфури.
- «Тамимуль-минна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
- «Сыфату-ссаля ан-набий» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
- «Ируауль-гъалиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
- «Рисаля нахий ас-сухба ‘ани-ннузули би-ррукба» Абу Исхакъ аль-Хууайни.
Имам аль-Ауза’и говорит о последователях сподвижников (таби’ун), ибо он был таби-таби’ином (тем, кто застал последователей сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).[font=" Palatino Linotype; font-size: 12pt;"] Т.е. хадис: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), совершая земной поклон, опирался на колени прежде рук”.
[/font]
Речь идет о передатчике этого хадиса. Хафизы Ибн Хаджар и ‘Абдуль-Хаккъ говорили: “Хадис от Абу Хурайры: «Когда кто-либо из вас будет совершать земной поклон, то пусть он не опускается на землю как верблюд, и сначала поставит свои руки, а затем колени» сильнее, чем хадис Уаиля ибн Худжры”. См. “Булюгъуль-марам” 97 и “аль-Ахкамуль-кубра” 1/54. Что же касается версии этого сообщения, что наоборот Ибн ‘Умар опускался на колени раньше рук, то она неприемлема по причине Мухаммада ибн Абу Ляйли, который имел слабую память и который пошел в противоречие ‘Убайдуллаху ибн ‘Умару, который надежней и сильней него и который передал, что Ибн ‘Умар опускался на руки прежде колен. Достоверность слов Абу Хурайры подтвердили шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут. Макълюб - хадис, в содержании (матн) или в цепочке передатчиков (иснад) которого что-то заменяется другим. Например, когда начало иснада или содержание самого хадиса переставлено в конец, или когда конец иснада или содержание хадиса переставлено в начало и т.п. Примером хадису макълюба в содержании служит хадис передаваемый со слов Абу Хурайры, который приводит Муслим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Семерых укроет Аллах в Своей тени в тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени: …того, кто подает милостыню тайно так, что его правая рука не ведает, сколько дает левая». На самом же деле этот хадис правильно звучит так: «…что его левая рука не ведает, сколько расходует правая». См. “Мусталяхуль-хадис” 67.