О шевелении пальца в молитве во время ташаххуда
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
В связи с тем, что существуют многочисленные споры по вопросу шевеления пальца в молитве, относительно данной темы часто поступают вопросы: «А как следует поднимать палец?», «А поднимать ли его вообще?», «Шевелить ли пальцем или достаточно просто держать его приподнятым?» и т.д.
Ученые относительно этого вопроса высказывали различные мнения. Например, одни ученые считали, что поднимать указательный палец следует при произнесении слов шахады (Ля иляха илля-Ллах) на слове «Ля», и это мнение ханафитов и шафиитов, только шафииты считают, что следует поднимать палец при произнесении слов: «илля-Ллах». Другие же считали, что следует шевелить палец на протяжении всего ташаххуда, и это передается от имама Малика и имама Ахмада. Третьи считали, что палец следует держать поднятым, не шевеля им. Четвертые вообще заявили, что палец во время ташаххуда не следует поднимать и порицали это действие, и это было мнением более поздних ханафитов, которые пошли наперекор всем предыдущим имамам, а также и своему мазхабу.
Были и другие мнения по поводу того, как поднимать палец и как двигать им в ташаххуде.
Но все это не столь серьезно, как заявление некоторых проповедников, говорящих о том, что шевеление пальца в молитве нарушает ее! Воистину, это слова неграмотных людей!
Чтобы узнать об этой теме подробно, следует изучить все хадисы на эту тему, после чего на основании выводов имамов нашей общины определить, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), а что и вовсе не имеет никакой основы.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, он (указательный палец в молитве) действует на шайтана сильнее, чем железо». Ахмад 5964, ат-Табарани в «ад-Ду‘а» 73/1, ‘Абдуль-Гъанни аль-Макъдиси в «ас-Сунан» 2/12. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса достоверным.
Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда усаживался для чтения ташаххуда, клал кисть левой руки на левое колено, а кисть правой руки – на правое. Он сжимал в кулак все пальцы (правой руки) и поднимал указательный”. Муслим 1/162.
Ибн аз-Зубайр рассказывал: “Когда посланник Аллаха r усаживался в молитве (ташаххуд), он клал правую руку на правое бедро, а левую руку – на левое, и указывал пальцем”. Муслим 579.
Также сообщается, что “сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) напоминали друг другу поднимать палец при взывании с мольбами к Аллаху”. Ибн Абу Шайба 9732. Иснад хороший.
Таким образом, на основании достоверных хадисов мы видим, что поднятие пальца в ташаххуде имеет достоверную основу и является деянием, узаконенным пророком (мир ему и благословение Аллаха), как словами, так и делами. Исходя из этого, мнение поздних ханафитов, отрицающих поднятие пальца в молитве, отвергается. Известный ханафит шейх Абуль-Хасан ас-Синди сказал: “Большинство наших имамов и других ученых опирались на хадис о поднятии пальца во время ташаххуда, а что касается некоторых наших сторонников, кто это порицал, то этому нет основания”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 2/236.
Однако теперь следует знать, что означают слова, упомянутые в приведенных хадисах: «указывал пальцем». Некоторые ученые, среди которых и имам аль-Байхакъи, считали, что в хадисах речь идет только о поднятии пальца и его удерживании без шевеления. При этом они опирались на одну из версий хадиса, который передавал Ибн аз-Зубайр, в котором говорилось: “И пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал палец, когда взывал к Аллаху и не шевелил его”. Абу Дауд 989, ан-Насаи 1270.
Другие ученые считали, что под словами «указывал», «поднимал», что на арабском звучит как «ишара», подразумевается шевеление пальца, что поясняется другими хадисами. При этом они также опирались на хадис от Уаиля ибн Худжры, который сказал: “… затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал свой правый указательный палец, и я видел как он шевелил его, взывая им к Аллаху”. ан-Насаи 889, Ибн Хузайма 1/86, Ибн Хиббан 485 и др.
Исходя из этих доводов следует, что основу имеют только два мнения, а это мнение тех, кто считает, что палец следует держать, не шевеля им, и мнение тех, кто считает, что им следует двигать весь ташаххуд.
Что же касается остальных мнений и конкретизации того, при каких именно словах поднимать и опускать палец, то они не имеют никакой основы в Сунне, даже слабой. Все это только понимание того или иного имама. Шейх аль-Альбани говорил: “Что же касается опускания пальца после его поднятия, либо ограничения его движения при произнесении определенных слов, то все это не имеет никакой основы”. См. “Сыфату-ссаля” 159, “Тамамуль-минна” 223.
Теперь с дозволения Аллаха разберем подробнее оба хадиса, в которых сообщается в одном о шевелении, а в другом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не шевелил палец.
Рассмотрим хадис от Уаиля ибн Худжры, который говорил: “Я видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) шевелил палец, взывая им к Аллаху”.
Некоторые ученые посчитали этот хадис отклоненным (шазз) по причине того, что эти слова Уаиля не передал никто из передатчиков, кроме Заида ибн Къудамы.
Однако здесь необходимо разъяснить, что такое хадис «шазз». Условием того, чтобы хадис был отнесен к категории шазз, является противоречивость слов одного передатчика словам других, более сильных передатчиков в упоминании чего-либо. Имам аш-Шафи’и сказал: “Отклоненный хадис (шазз) – это не тот, который передает надежный передатчик, и что не передавал никто другой. Шазз – это когда надежный передатчик передает то, что противоречит тому, что передавали множество надежных передатчиков”. См. “Такъйид уаль-идах” 83, “Шарх альфия” 85.
Если есть достоверная добавка, которая не противоречит другим хадисам, то ее необходимо принять, и такая добавка не считается недостатком хадиса (‘илля). Имам Ибн ас-Салях говорил: “Если бы по этой причине » нам пришлось отвергать хадисы, то пришлось бы отвергнуть множество хадисов!” См. “аль-Баис аль-хасис” 48.