Перейти к содержимому

Close
Фотография

О шевелении пальца в молитве во время ташаххуда


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 27

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 03 марта 2008 - 13:21

О шевелении пальца в молитве во время ташаххуда

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

В связи с тем, что существуют многочисленные споры по вопросу шевеления пальца в молитве, относительно данной темы часто поступают вопросы: «А как следует поднимать палец?», «А поднимать ли его вообще?», «Шевелить ли пальцем или достаточно просто держать его приподнятым?» и т.д.

Ученые относительно этого вопроса высказывали различные мнения. Например, одни ученые считали, что поднимать указательный палец следует при произнесении слов шахады (Ля иляха илля-Ллах) на слове «Ля», и это мнение ханафитов и шафиитов, только шафииты считают, что следует поднимать палец при произнесении слов: «илля-Ллах». Другие же считали, что следует шевелить палец на протяжении всего ташаххуда, и это передается от имама Малика и имама Ахмада. Третьи считали, что палец следует держать поднятым, не шевеля им. Четвертые вообще заявили, что палец во время ташаххуда не следует поднимать и порицали это действие, и это было мнением более поздних ханафитов, которые пошли наперекор всем предыдущим имамам, а также и своему мазхабу.

Были и другие мнения по поводу того, как поднимать палец и как двигать им в ташаххуде.

Но все это не столь серьезно, как заявление некоторых проповедников, говорящих о том, что шевеление пальца в молитве нарушает ее! Воистину, это слова неграмотных людей!

Чтобы узнать об этой теме подробно, следует изучить все хадисы на эту тему, после чего на основании выводов имамов нашей общины определить, что соответствует Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), а что и вовсе не имеет никакой основы.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, он (указательный палец в молитве) действует на шайтана сильнее, чем железо». Ахмад 5964, ат-Табарани в «ад-Ду‘а» 73/1, ‘Абдуль-Гъанни аль-Макъдиси в «ас-Сунан» 2/12. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса достоверным.

Ибн ‘Умар рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда усаживался для чтения ташаххуда, клал кисть левой руки на левое колено, а кисть правой руки – на правое. Он сжимал в кулак все пальцы (правой руки) и поднимал указательный”. Муслим 1/162.

Ибн аз-Зубайр рассказывал: “Когда посланник Аллаха r усаживался в молитве (ташаххуд), он клал правую руку на правое бедро, а левую руку – на левое, и указывал пальцем”. Муслим 579.

Также сообщается, что “сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) напоминали друг другу поднимать палец при взывании с мольбами к Аллаху”. Ибн Абу Шайба 9732. Иснад хороший.

Таким образом, на основании достоверных хадисов мы видим, что поднятие пальца в ташаххуде имеет достоверную основу и является деянием, узаконенным пророком (мир ему и благословение Аллаха), как словами, так и делами. Исходя из этого, мнение поздних ханафитов, отрицающих поднятие пальца в молитве, отвергается. Известный ханафит шейх Абуль-Хасан ас-Синди сказал: “Большинство наших имамов и других ученых опирались на хадис о поднятии пальца во время ташаххуда, а что касается некоторых наших сторонников, кто это порицал, то этому нет основания”. См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” 2/236.

Однако теперь следует знать, что означают слова, упомянутые в приведенных хадисах: «указывал пальцем». Некоторые ученые, среди которых и имам аль-Байхакъи, считали, что в хадисах речь идет только о поднятии пальца и его удерживании без шевеления. При этом они опирались на одну из версий хадиса, который передавал Ибн аз-Зубайр, в котором говорилось: “И пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал палец, когда взывал к Аллаху и не шевелил его”. Абу Дауд 989, ан-Насаи 1270.

Другие ученые считали, что под словами «указывал», «поднимал», что на арабском звучит как «ишара», подразумевается шевеление пальца, что поясняется другими хадисами. При этом они также опирались на хадис от Уаиля ибн Худжры, который сказал: “… затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднимал свой правый указательный палец, и я видел как он шевелил его, взывая им к Аллаху”. ан-Насаи 889, Ибн Хузайма 1/86, Ибн Хиббан 485 и др.

Исходя из этих доводов следует, что основу имеют только два мнения, а это мнение тех, кто считает, что палец следует держать, не шевеля им, и мнение тех, кто считает, что им следует двигать весь ташаххуд.

Что же касается остальных мнений и конкретизации того, при каких именно словах поднимать и опускать палец, то они не имеют никакой основы в Сунне, даже слабой. Все это только понимание того или иного имама. Шейх аль-Альбани говорил: “Что же касается опускания пальца после его поднятия, либо ограничения его движения при произнесении определенных слов, то все это не имеет никакой основы”. См. “Сыфату-ссаля” 159, “Тамамуль-минна” 223.

Теперь с дозволения Аллаха разберем подробнее оба хадиса, в которых сообщается в одном о шевелении, а в другом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не шевелил палец.

Рассмотрим хадис от Уаиля ибн Худжры, который говорил: “Я видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) шевелил палец, взывая им к Аллаху”.

Некоторые ученые посчитали этот хадис отклоненным (шазз) по причине того, что эти слова Уаиля не передал никто из передатчиков, кроме Заида ибн Къудамы.

Однако здесь необходимо разъяснить, что такое хадис «шазз». Условием того, чтобы хадис был отнесен к категории шазз, является противоречивость слов одного передатчика словам других, более сильных передатчиков в упоминании чего-либо. Имам аш-Шафи’и сказал: “Отклоненный хадис (шазз) – это не тот, который передает надежный передатчик, и что не передавал никто другой. Шазз – это когда надежный передатчик передает то, что противоречит тому, что передавали множество надежных передатчиков”. См. “Такъйид уаль-идах” 83, “Шарх альфия” 85.

Если есть достоверная добавка, которая не противоречит другим хадисам, то ее необходимо принять, и такая добавка не считается недостатком хадиса (‘илля). Имам Ибн ас-Салях говорил: “Если бы по этой причине

Please Login or Register to see this Hidden Content

нам пришлось отвергать хадисы, то пришлось бы отвергнуть множество хадисов!” См. “аль-Баис аль-хасис” 48.

Please Login or Register to see this Hidden Content

»



#2 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 03 марта 2008 - 13:21

ответ Ибн Бааза. "Молитва, ее добродетель и порядок ее совершения"

В последнем ташаххуде пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) садился на бедро (аль-Бухари). Он опирался на землю левым бедром, а половина левой стопы выступала из-под правой голени (Абу Дауд 965 от Тарика Ибн Ляхи‘а, хадис подкрепляется другой ривайей от Абу Халида, и ат-Тирмизи назвал его хорошим, достоверным). Пророк (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) прислонял правую руку к правому бедру и не приподнимал его. Локоть ее находился у основания бедра. Затем он сжимал два пальца - мизинец и безымянный - и сгибал средний и большой пальцы в кольцо, а указательным пальцем двигал и взывал к Аллаху (Ахмад и авторы «ас-Сунан»). Пальцы левой руки он распрямлял и клал на левое бедро (Муслим). Затем он читал ташаххуд. Пальцы его рук были обращены в сторону Киблы в ташаххуде, при поднятии рук, в поясном и земном поклонах, а пальцы ног были обращены в сторону Киблы в земном поклоне.


#3 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 20 августа 2008 - 13:06

Кстати , сильно поднимать и опускать палец так же нельзя , его надо шевелить , как будто палец дрожит Изображение

#4 Рахьи

Рахьи

    Аль-Ислам

  • Мусульманка
  • 2 181 сообщений

Отправлено 20 августа 2008 - 14:23



#5 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 22 января 2009 - 21:07

[font=" "Book Antiqua"; font-style: normal;" lang="RU"]О совершении движений (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда[/font]

[font=" "Book Antiqua"; font-style: normal;" lang="RU"][font=" "Book Antiqua"; font-style: normal;" lang="RU"][/font]

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"]
[/font]

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"] «Он (да благословит его Аллах и приветствует) держал распростёртой свою левую ладонь на левом колене, сжимал в кулак все пальцы правой руки, направлял указательный палец в сторону Киблы и обращал на него свой взор (т.е. на указательный палец правой руки)»

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"] Также «при указывании пальцем он возлагал большой палец (правой руки) на средний палец»

Please Login or Register to see this Hidden Content

, а иногда «он образовывал этими двумя пальцами кольцо»

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"] «Подняв свой правый (указательный) палец, он совершал им движения, взывая им к Аллаху»

Please Login or Register to see this Hidden Content

, и он говорил: «Поистине, он действует на шайтана сильнее, чем железо», имея в виду (правый) указательный палец»

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"] Кроме того, «сподвижники Пророка (да будет доволен ими Аллах) напоминали друг другу указывать пальцем при взывании с мольбами к Аллаху»

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"] Однажды «увидев, как какой-то человек взывал к Аллаху, совершая движения двумя пальцами, он сказал: «(Делай это) одним, [делай это одним]!» — и показал на свой указательный палец»

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"] «Он (да благословит его Аллах и приветствует) так делал (при произнесении) обоих ташаххудов»

Please Login or Register to see this Hidden Content

.

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"]Что касается опускания этого пальца после указания им либо ограничения его движения утверждением (при произнесении слов «Ля иляха...» - «Нет бога...») и отрицанием (при произнесении слов «.. .илля Ллах» — «.. .кроме Аллаха»), — всё это не имеет под собой в Сунне никакой основы; по сути, это противоречит Сунне, как о том свидетельствует вышеприведённый хадис.[/font]

[font=" "Book Antiqua"; color: black;" lang="RU"] Более того, хадис о том, что он не совершал движения своим (правым указательным) пальцем (во время молитвы), не является достоверным, как я разъяснил в книге «Да‘иф Аби Дауд» (175). Но если предположить, что этот хадис был бы достоверным, в нём содержится отрицание, тогда как в вышеприведённом хадисе — утверждение, а правоведам хорошо известен принцип, согласно которому утверждающему (мусбит) отдаётся предпочтение перед отрицающим (наф).[/font]



Please Login or Register to see this Hidden Content

Муслим, Абу Авана и Ибн Хузайма. Аль-Хумайди (13/1) и Абу Йа‘ла (275/2) передали через достоверную цепочку передатчиков следующее дополнение от Ибн Умара: «...и это сильно бьёт по шайтану; никто не забудет (об этом), когда он будет так делать», - и аль-Хумайди поднял свой палец. Аль-Хумайди также передал, что Муслим ибн Абу Марьям сказал: «Один человек рассказал мне, что в одной из церквей Сирии он видел изображения Пророков, которые делали так», — и аль-Хумайди поднял свой палец. Следует отметить, что это крайне странное наблюдение, однако вся цепочка данного сообщения вплоть до слов «один человек» является достоверной.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Муслим и Абу Авана.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2) и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1).

Please Login or Register to see this Hidden Content

Абу Дауд, ан-Наса’и, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака» (208), Ибн Хузайма (1/86/1-2), Ибн Хиббан в «Ас-Сахих» (485) приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Ибн аль-Мулаккин также назвал этот хадис достоверным (28/2), и подтверждающее его сообщение приводит Ибн ‘Адий (287/1). О выражении «взывая им к Аллаху» Имам ат-Тахави сказал: «Это свидетельствует о том, что он так поступал в конце молитвы». Таким образом, здесь содержится доказательство того, что продолжать указывать пальцем (в направлении Киблы) и совершать им движения вплоть до произнесения приветствия (таслим) является Сунной, поскольку взывание с мольбами к Аллаху не прерывается до самого конца (молитвы). Этого мнения придерживались имам Малик и другие (учёные-богословы). Имама Ахмада (однажды) спросили: «Следует ли человеку указывать своим пальцем во время молитвы?» Он ответил: «Да, (и достаточно) энергично!». (Об этом упомянул Ибн Хани в своей книге «Маса’иль аль-Имам имам Ахмад», 1/80). Из всего изложенного очевидно, что совершать движения (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда является достоверной Сунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в соответствии с которой поступали Ахмад и другие имамы Сунны. Поэтому тем людям, которые полагают, что это (действие) бессмысленно, неуместно и не имеет никакого отношения к молитве, следует побояться Аллаха, поскольку, думая так, они не совершают движения своими (указательными) пальцами, хотя и знают, что это является установленной Сунной. Кроме того, они изо всех сил пытаются придать этому такое толкование, которое несовместимо со способами выражения в арабском языке и противоречит пониманию данного вопроса имамами.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Ахмад, аль-Баззар, Абу Джа‘фар аль-Бухтири в «аль-Амали» (60/1), ат-Табарани в «Ад-Ду‘а» (73/1), Абдул Гани аль-Макдиси в «Ас-Сунан» (12/2) приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков, ар-Руйани в своей книге «Муснад» (249/2) и аль-Байхаки.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Ибн Аби Шайба (2/123/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Ибн Аби Шайба (12/40/1, 2/123/2) и ан-Наса’и. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн Аби Шайба также приводит другое подкрепляющее этот хадис сообщение.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Ан-Наса’и и аль-Байхаки приводят этот хадис с достоверной цепочкой рассказчиков.



#6 уммТахир

уммТахир
  • Мусульманка
  • 1 510 сообщений

Отправлено 29 июля 2009 - 10:28

Изображение

#7 Goryanka

Goryanka
  • Мусульманка
  • 1 143 сообщений

Отправлено 29 июля 2009 - 11:18

Значит получается,когда читаешь Ташахуд,тогда и поднимаешь палец или вов время произнесения "Ля илляха Иллях"? Изображение

#8 umm_ismail

umm_ismail
  • Мусульманка
  • 248 сообщений

Отправлено 29 июля 2009 - 11:29

Goryanka,во время чтения ташахуда!

" Шейх аль-Альбани говорил: “Хадис Уаиля явно указывает на шевеление пальца, начиная с начала ташаххуда и до конца молитвы, без каких-либо ограничений и конкретизаций”. См. “Тамамуль-минна” 223."

а тут у меня возник вопрос:шевелить до конца молитвы , значит ли это шевелить пальцем и во время салавата?


#9 Elvirochka

Elvirochka
  • Мусульманка
  • 528 сообщений

Отправлено 29 июля 2009 - 11:33

Goryanka, ухтиша, вот как я поняла, то палец нужно держать поднятым пока ты читаешь полностью Ташаххуд Изображение можеть я ошибаюсь??? Изображение

#10 ummYasmin)

ummYasmin)
  • Мусульманка
  • 490 сообщений

Отправлено 14 августа 2009 - 08:15

Джазаки Аллаху Хайран,я тоже так поняла,что нужно шевелить пальцем во время всего ташшахуда




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика