Перейти к содержимому

Close
Фотография

Какая хула (гиба) является дозволенной


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 27 февраля 2008 - 18:45

[color= rgb(46, 139, 87); font-size: 14pt;]Какая хула (гиба) является дозволенной [/size][/color]

"Рийад-ас-Салихин (Сады праведных)"

Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави

Перевод с арабского: Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша

--------------------------------------------------------------------------------

Глава 256: "О том, какая хула является дозволенной"

Знай, что хула дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей Шариату цели в том случае, когда иным путем её достичь невозможно, чему (может быть) шесть причин:

ПЕРВАЯ: подача жалобы. Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком, и при этом (притесняемый может) сказать: "Такой-то обидел меня в том-то".

ВТОРАЯ: просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения непокорного на путь истинный. (В этом случае человек может) говорить тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, (следующее): "Такой-то поступает так-то, удержи его от этого", - и тому подобные вещи в стремлении к устранению порицаемого, если же он не стремится к этому, тогда (произносить такие слова) будет запретно.

ТРЕТЬЯ: обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу (фетва), когда (человек может) сказать муфтию (такие слова): "Меня обидел в том-то мой отец (или: ...мой брат; или: ...мой супруг), но имеет ли он право на это? И как мне избавиться от этого, добиться того, что положено мне по праву, и защититься от притеснений?", - или нечто подобное. Это разрешается в силу необходимости, однако надёжнее и лучше будет сказать: "Что ты скажешь о человеке (или: ...муже), который поступает так-то?" Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени, но вместе с тем разрешается и назвать обидчика, к чему, если пожелает Аллах Всевышний, мы ещё вернёмся, приведя хадис, переданный Хинд.

ЧЕТВЁРТАЯ: предостережение мусульман от зла и (желание дать) им добрый совет, что (допускается в целом) ряде случаев(, в том числе):
- (когда нужно дать) отвод передатчикам (хадисов) и свидетелям, (в словах которых есть основания сомневаться), что, по единодушному мнению всех мусульман, является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости;
- (когда необходимо) спросить совета относительно того, (стоит ли) вступать с кем-либо в родственные отношения путём заключения брака [1], или сотрудничать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела, или жить с ним по соседству; тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать (о том, про кого его спрашивают), но, напротив, упомянуть обо всех его недостатках, желая дать добрый совет;
- если кто-нибудь увидит, что изучающий фикх посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знание, и побоится, что это повредит изучающему фикх; в подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив тому его положение, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, только внушающий ему, что это - добрый совет, так пусть же это будет ему понятно;
- может быть и так, что человек, обладающий властью, не распоряжается ею должным образом либо потому, что не годится для этого, либо потому, что является нечестивцем или глупцом, либо по какой-нибудь иной причине; в подобном случае об этом необходимо рассказать правителю, чтобы он сместил такого и назначил вместо него подходящего человека или (хотя бы) узнал об этом, чтобы поступить с ним сообразно его положению, не оказаться введённым им в заблуждение и постараться побудить его придерживаться прямоты или заменить его (другим).

ПЯТАЯ: когда кто-либо открыто предаётся пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается открытого употребления вина, создания всевозможных препятствий людям, (незаконного) взимания (торговых) налогов, присвоения чужого имущества или (иных) неправильных дел; в таких случаях разрешается сказать о том, что совершается (человеком) открыто, но запрещается упоминать о прочих (его) недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых нами причин.

ШЕСТАЯ: представление; если человек известен под каким-нибудь прозвищем, например, Подслеповатый, Хромой, Глухой, Слепой, Косой или под каким-нибудь ещё, разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в том случае, когда целью (обращения по прозвищу) является только умаление достоинства человека, а поэтому если можно назвать его как-нибудь иначе, будет лучше.
Эти шесть причин упоминались улемами, и относительно большинства их мнение их было единодушным, что же касается достоверных хадисов, в которых имеются указания на это, то они известны. К числу их относятся (следующие хадисы):

1531 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (как-то раз) один человек попросил у Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разрешения войти, и он сказал:
Впустите его, но сколь плох он как соплеменник! (Аль-Бухари; Муслим)
Аль-Бухари использовал этот хадис как аргумент в пользу того, что отзываться плохо о порочных и сомнительных допустимо.

1532 Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии. (Аль-Бухари)
Аль-Ляйс бин Са'д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал:
Эти двое были из числа лицемеров.

1533 Сообщается, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(В своё время) я пришла к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказала: "Ко мне посватались Абу-ль-Джахм и Му'авийа", - (на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Что касается Му'авийи, то он - бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча". (Аль-Бухари; Муслим)
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "...что же касается Абу-ль-Джахма, то он избивает женщин", - что является объяснением той версии(, где сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): "...то он не убирает палку со своего плеча".
Говорят также, что (эти слова) означают: он много путешествует.

1534 Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:
(В своё время) мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, выступили в поход [2], в котором людям пришлось испытать (немало) тягот, и (я услышал, как) Абдуллах бин Убайй [3] сказал: "Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!" И ещё он сказал: "Поистине, если мы вернёмся в Медину, могущественные обязательно выгонят (оттуда) презренных!" [4] После этого я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал ему об этом, и он послал за Абдуллахом Ибн Убаййем, который стал горячо клясться, что не делал этого. Тогда (люди) сказали: "Зайд обманул посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!" И (из-за) этого меня охватила печаль, в которой я пребывал до тех пор, пока Аллах Всевышний не ниспослал (суру, начинающуюся с того аята, где сказано): "Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: "Мы свидетельствуем, что ты - действительно посланник Аллаха", - и Аллах знает, что ты действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами", [5] - (и это) подтвердило мою правоту. А потом Пророк, да благословит его Аллах л да приветствует, призвал их, [6] чтобы испросить для них прощения у Аллаха, однако они отвернулись. [7] (Аль-Бухари; Муслим)

1535 Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
(Однажды) Хиид, жена Абу Суфйана, [8] сказала Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: "Поистине, Абу Суфйан - человек скупой, и он не даёт мне того, чего хватило бы мне и моему ребёнку, если я сама не беру у него без его ведома", - (на что) он сказал: "Бери достаточно для себя и для твоего ребёнка (согласно обычаю). [9] (Аль-Бухари; Муслим)

--------------------------------------------------------------------------------

[1] То есть: выдавая за такого человека замуж родственницу или вольноотпущенницу.
[2] Имеется в виду поход на племя бану аль-муста'лик, известный также как поход на аль-Мурайси' (название колодца племени бану аль-муста'лик), состоявшийся в 626 году.

[3] Этого человека называли главой лицемеров Медины.

[4] Абдуллах бин Убайй имел в виду, что коренные жители Медины (ансары) выгонят оттуда мухаджиров, переселившихся туда вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

[5] Сура "Лицемеры", 1.

[6] Имеются в виду лицемеры во главе с Абдуллахом бин Убаййем.

[7] Иначе говоря, они отказались от этого.

[8] Мать первого халифа из династии омеййадов Му'авийи Ибн Абу Суфйана, да будет доволен ими всеми Аллах, принявшая Ислам в 630 году, когда Мекка была завоёвана мусульманами.

[9] То есть: не бери ни слишком много, ни слишком мало.


#2 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 10 мая 2008 - 16:05

Дозволено говорить о ком-то в его отсутствии в определенных ситуациях указанных шариатом, как например если для этого есть необходимость, как в случае консультации о замужестве, или заключении деловых сделок с этим человеком или если кто-то жалуется властям для того чтобы остановить грех. В этом случае, нет ничего неправильного в том, чтобы сказать то, что может ему не понравится, потому что существует причина для этого. Один и ученных суммируя случаи в которых дозволено говорить о человеке в его отсутствие сказал:

«Критика это не гийба в в шести (случаях) – жалоба, опознание, предостережение, открытое совершение греха, при поиске совета и просьба о помощи в устранении греха»» Аллаху известно лучше

Fataawa al-Lajnah al-Daa’imah li’l-Ifta (26/20)

islam.qa


#3 madiina

madiina
  • Мусульманка
  • 34 сообщений

Отправлено 25 марта 2010 - 18:40

джазакаллаху хайран сестра

#4 уммСафия2

уммСафия2
  • Мусульманка
  • 3 514 сообщений

Отправлено 25 марта 2010 - 18:47

Джазакаллаху хаир ухти! Я я узнала об етом на вашем саите!!!И благодаря етому моя жизнь круто изменилась,Альхамдулилла!!!Хоть и поздно,но лучше чем никогда!!!

#5 СобирауммЮсуф

СобирауммЮсуф
  • Мусульманка
  • 487 сообщений

Отправлено 27 июня 2010 - 17:07

:jazakillahukhairan: :634220:

#6 umm_abdullah1

umm_abdullah1
  • Мусульманка
  • 1 163 сообщений

Отправлено 28 июня 2010 - 23:36

:al1: :JazaakiAllaahuKhairan:

#7 umm tasnim

umm tasnim

    Nura

  • Мусульманка
  • 1 441 сообщений

Отправлено 05 ноября 2013 - 18:05

Ассалям алейкум. Джазакилляху хойрон




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика