Искатель знания! Определи свою цель в точности, ведь ты не учишься ради достижения мирских благ и не преследуешь своей учебой корыстных целей в этом мире. Твоя цель – снискание благоволения Аллаха, это самая благородная и возвышенная цель, к которой можно стремиться.
Не принижай своего достоинства, используя благородное знание как средство для достижения низ-ких целей. Знание превыше того, чтобы использовать его как лестницу для продвижения по службе или способ зарабатывания денег. В хадисе говорится:
???? ????????? ??????? ?????? ????????? ???? ?????? ??????? ? ?? ????????????? ?????? ????????? ???? ??????? ???? ?????????? ? ???? ?????? ?????? ?????????? ?????? ????????????
«В День воскресения не ощутит благоухания рая (человек), который стремился к познанию того, что (необходимо стараться) узнать ради Всемогущего и Великого Аллаха, преследуя исключительно мир-ские цели».
Аль-Хатиб аль-Багдади, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Намерение ищущего хадис чело-века должно быть искренним, а стремиться он должен при этом только к лику Всевышнего Аллаха… И пусть он остерегается использовать его как средство для достижения мирских благ и путь приобретения вознаграждения, ведь поведано страшное предостережение тем, кто стремится к этому, используя свое знание… И пусть он избегает кичливого бахвальства и хвастовства своим знанием, и чтобы его намерением в поисках хадиса не стало достижение главенства, приобретение последо-вателей или устраивание собраний, ведь это и есть главные беды, постигающие ученых. Пусть он учит хадис как его хранитель, а не как его передатчик, ведь людей, передающих знания, много, а людей, хранящих их, мало. Часто присутствующий похож на отсутствующего, ученый – на невежду, а человек, передающий хадис, может не обладать и его толикой, т.к., не исполняя велений, содержащихся в хадисе, он становится похожим на человека, потерявшего свое знание и способность познавать. И пусть он знает, что Всевышний Аллах спросит его за его знание, для чего он его приобрел, и воздаст ему за то, как он его использовал».
2. Знание – это то, что дается тебе
на хранение (аманат), и ответственность
Искатель знания! Не забывай, что знание – это аманат, и ты будешь отвечать за него перед Великим и Всемогущим Аллахом. В хадисе говорится:
?? ??????? ??????? ?????? ?????? ???????????? ?????? ???????? ???? ???????? ?????? ????????? ? ?????? ???????? ????? ?????? ...
«В День воскресения раб (Аллаха) не сдвинется с места, пока не будет спрошен о жизни его – как он пров?л е??; и о знании его – как он его использовал?…».
Ибн Джама‘а, говоря о том, в каких отношениях должен быть ученый с самим собой, сказал: «Первое качество: постоянная боязнь Аллаха в душе и на людях и страх перед ним при каждом движении и в состоянии покоя, в своих словах и поступках, ведь он – хранитель вверенных ему знаний и дарованных ему органов чувств и разума. Всевышний Аллах сказал:
Не предавайте Аллаха и (Его) посланника, и не нарушайте (обязательств, касающихся того,) что до-верено вам, зная об этом . («Добыча», 27).
Ас-Саффарини в «Гиза аль-альбаб» после слов поэта «и вверено мне знание о хадисах на хранение» сказал: «Он, да смилостивится над ним Аллах, хотел сказать, что знание ученого – это то, что вверяется ему на хранение, и всем известно, что человек обязан хранить то, что ему доверено.
Хранить знание, доверенное Аллахом его обладателю, означает еще и выполнять заповеди Аллаха в отношении этого… Знай, что нельзя обеспечить сохранность аманата, (вверенного на хранение), нару-шая заповеди или бесцельно расточая его. Нарушать заповеди (Аллаха) относительно знания означает скрывать его от того, кто его достоин, и Аллах наденет на человека, (скрывшего знание), огненную уз-ду. Это также означает использовать знание ради достижения радостей этой жизни или как сеть для охоты за мирскими благами. Это также означает отсутствие искренности в приобретении знания».
3. Знание – это поклонение
Религиозное исламское знание – это поклонение, а не просто увлечение или традиция. Это величайшее поклонение, высочайшее послушание, и лучшее дело, совершаемое для снискания милости Аллаха. Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем приобретение знания».
Если знание – это поклонение, то, приобретая его, необходимо быть искренним. Ведь любое покло-нение будет принято Аллахом только тогда, когда оно совершается ради Него, Господа земли и небес, а не напоказ.
Пророк, , сказал:
????? ??????? ?? ???????? ???? ????????? ?????? ??? ????? ???? ???????? ??????????? ???? ????????
«Поистине Аллах принимает те дела, которые совершаются искренне и только ради Него».
Ибн Джама‘а сказал: «Знание – это один из видов поклонения и одно из деяний, совершаемых для снискания милости Аллаха (курба). Если намерения (его обладателя) были искренними, то оно прини-мается (Аллахом), увеличивается и приумножается. Если же знание приобреталось не ради лика Все-вышнего Аллаха, то оно окажется тщетным и бесполезным, а сделка его принесет ему только вред и убыток».
4. Предостережение от (стремления к знанию)
напоказ и ради славы
Искатель знания! Прояви искреннее намерение ради Аллаха, и пусть целью твоей будет стремление к Его лику и Его благоволению. Остерегайся совершать свои деяния напоказ (рийа) и ради славы (сум‘а). И я не думаю, что ты один из тех трех, о которых говорится в хадисе, что станут растопкой для огня, и первым среди них будет нерадивый.
В другом хадисе говорится:
?? ??????????? ????????? ??????????? ???? ???????????? ? ??? ??????????? ???? ???????????? ? ???? ??????????? ???? ???????????? ? ?????? ?????? ?????? ?????????? ????????
«Не приобретайте знание, чтобы соперничать с учеными, спорить с глупцами и предпочитать одно общество другому , (исходя из собственной выгоды). А кто сделает это – тот в огне, в огне!».
Суфьян ас-Саури сказал: «Украшайте знание, но не украшайтесь им».
Будьте, будьте же искренними, чтобы получить нескончаемое благо знания и почувствовать его сладкий вкус! И знай, что тщеславие губит человека.
5. Предостережение не выставлять себя
знающим и не превозноситься этим
Аль-Хафиз аль-Мунзири написал главу «Предостережение не выставлять себя человеком, обладаю-щим знанием и знающим Коран» и привел в ней следующий хадис:
В хадисе о Мусе и Хидре или Хадире, да пребудет над ними мир, для которого имам аль-Бухари вы-делил главу в своем сборнике «Сахих» в разделе «Книга о знании» и назвал «глава о том, что желатель-но говорить ученому, если его спросят, кто из людей самый знающий, то пусть предоставит знание об этом Аллаху», говорится:
????? ?????? ?????????? ???????? ??? ????? ???????????? ? ???????? ????? ???????? ???????? ? ??????? : ????? ???????? ? ???????? ??????? ???????? ???? ???? ??????? ????????? ???????? ? ????????? ??????? ???????? ????? ??????? ???? ???????? ?????????? ????????????? ???? ???????? ?????? ? ????? ??? ????? ???????? ???? ?..
«(Однажды) пророка Мусу, мир ему, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: «Кто из людей обладает наибольшим знанием?» И он ответил: «Самым знающим являюсь я». И Аллах выразил ему (за это Сво?) порицание, так как Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху. И ллах ниспослал ему откровение (, сказав): «Поистине, один из рабов Моих, (живущий) у места слияния двух морей, знает больше, чем ты!» (Муса), мир ему, спросил: «О, Господь мой, как мне найти его?».
В другом хадисе со слов Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однаж-ды посланник Аллаха, , сказал:
???????? ???????? ??? ????????? ??????????? ?? ???????? ? ???? ?????? ???????? ?? ??????? ??????? ? ???? ???????? ?????? ?????????? ??????? ???????: ???? ????? ??????? ???? ???????? ?????? ? ???? ??????? ?????? ? ?? ??? ??????????? : ???? ?? ?????? ???? ?????? . ????? : ??????? ???????? ???????? ??? : ?????? ???????? ???? ??? ???????? ?????? ???? ?????? ????????
«Ислам будет одерживать верх, пока купцы не перестанут часто пересекать моря а конница – сра-жаться на пути Аллаха, а затем появятся люди, которые будут читать Коран и говорить: «Кто лучше нас читает и знает наизусть (Коран)? Кто лучше нас знает религию? Кто лучше нас разбирается в вопросах мусульманского права (фикха)?». Затем он спросил своих сподвижников: «Есть ли в этих людях хоть что-нибудь благое?». Они ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». Он сказал: «Будут они из вашей среды и из числа (членов) этой общины, и это они послужат топливом для огня».