«Того, кто верует в Аллаха и в Его посланника, совершает намаз и постится в рамадане, Аллах обязался ввести в Рай независимо от того, боролся он на пути Аллаха или же отсиживался на той земле, где он родился». Его спросили: «Посланник Аллаха, не обрадовать ли нам людей?» Он сказал: «Поистине, в Раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для тех, кто боролся на пути Аллаха, и расстояние между каждыми двумя из них равно расстоянию от неба до земли. Если вы станете просить у Аллаха что-либо, то просите у Него Фирдаус, ибо, поистине, он находится посреди Рая на самой его вершине, и выше него — Трон Милостивого (передатчик не был уверен в последней фразе), и оттуда берут начало райские реки» .
В «Сахихе» приводится и хадис Анаса о том, что Умм Хариса, мать юноши, погибшего в сражении при Бадре от шальной стрелы, пришла к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Посланник Аллаха, ты знаешь, какое место занимал Хариса в моей душе. Если он попал в райский сад, то я не стану плакать, но если это не так, то ты увидишь, что я сделаю». Он сказал:
«Разве там один сад? Поистине, там много садов, и он пребывает в наивысшем Фирдаусе» .
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что обитатели Рая будут превосходить друг друга в зависимости от тех мест, которые они займут. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, жители Рая увидят обитателей горниц над ними такими же далекими, как вы видите яркую восходящую или закатывающуюся звезду на востоке или западе небосклона — из-за превосходства одних из них над другими». Люди сказали: «Посланник Аллаха, очевидно, это — жилища пророков, которых не достичь никому другому?» Он сказал: «Отнюдь, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, это люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам» .
В «Муснаде» Ахмада, «Сунанах» ат-Тирмизи и Ибн Маджи, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида аль-Худри о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, обитатели высоких степеней видятся тем, кто находится ниже них, как вам видится звезда, восходящая на горизонте. Среди них будут Абу Бакр и ‘Умар, и они будут блаженствовать» .
Аль-Куртуби писал:
Следует знать, что высокое положение и вид этих горниц различаются так же, как различаются деяния людей, которые поселятся в них. Одни из них будут находиться над другими и будут выше них. <…> В словах «люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам» не говорится ни про дела, ни про что-либо другое, кроме веры и признания правдивости посланников. Это значит, что здесь речь идет о совершенной вере и признании правдивости посланников без колебания и требования знамений. Разве можно достичь горниц только благодаря вере и признанию, которые есть у большинства людей? Если бы такое было возможно, то все признающие единобожие попали бы в самые высокие горницы, взойдя на высочайшие ступени. Но такое невозможно, ведь Всевышний Аллах сказал:
«Они получат Наивысшее место в воздаяние за то, что были терпеливы» (Аль-Фуркан, 75). Терпение — это усердие и стойкость, покорное смирение перед Ним в душе. Это — качество приближенных рабов. В другом аяте сказано:
«Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к Нам, если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то, что они совершили, и они будут пребывать в горницах, находясь в безопасности» (Саба, 37). Здесь подчеркивается, что попасть в горницы нельзя благодаря богатству или детям, но только благодаря вере и праведным деяниям. Награда таких людей будет приумножена, и их поселят в горницах. Тебя обучают тому, что вера — это умиротворение, которого жаждет душа. Она приносит покой, какое бы несчастье ни постигло человека, — как и ее веления и законы. Но праведные поступки не должны быть смешаны с дурными, так как они портят их. Поступки бывают праведными и не имеют примеси дурных дел только тогда, когда вера совершенна, а человек убежден в Том, в Кого он уверовал, и во всех Его велениях и законах. Вера и деяния того, кто чередует праведные поступки с грехами, не бывают такими, и поэтому его положение будет ниже .
Люди, которые попадут на высокие ступени, ощутят большее наслаждение, чем остальные обитатели Рая. Аллах сообщил, что для тех, кто боится Его, уготованы два сада:
«Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (Ар-Рахман, 46). Описав их, Он сказал:
«А перед теми двумя есть еще два сада» (Ар-Рахман, 62). Эти два сада расположены ниже, чем два предыдущих. Если поразмыслить над описанием двух последних садов, то станет ясно, что они уступают двум предыдущим. Поэтому первые два сада приготовлены для приближенных рабов, а два последующих — для людей правой стороны. Об этом говорили Ибн ‘Аббас и Абу Муса аль-Аш‘ари.
Аль-Куртуби писал:
Описывая сады, Аллах указал на различия между ними. О первых двух садах сказано:
«В них обоих текут два источника» (Ар-Рахман, 50), а о вторых двух сказано:
«В них обоих бурлят два источника» (Ар-Рахман, 66). Но ведь бурлящие источники — не бегущие ручьи, они уступают им. О первых двух садах сказано:
«В них обоих есть от всех фруктов по паре» (Ар-Рахман, 52), т.е. известные и неизвестные, свежие и сухие. Аллах упомянул о них в целом, без конкретики. О двух последних садах сказано:
«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (Ар-Рахман, 68), и здесь не говорится о том, что всех фруктов будет по паре. В описании первых двух садов говорится:
«Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой» (Ар-Рахман, 54), а про два последних сказано:
«Они будут лежать, прислонившись, на зеленых подушках и расшитых коврах» (Ар-Рахман, 76). Слово ??????? «‘абкари» указывает на наличие узоров, и, несомненно, подстилки из парчи лучше, чем расшитые ковры. Слово ?????? «рафраф» означает «полотнище палатки». Безусловно, подстилки, пригодные для того, чтобы люди облокачивались на них, лучше, чем полотнище. О гуриях, пребывающих в первых двух садах, сказано:
«Они подобны рубинам и кораллам» (Ар-Рахман, 58), а о тех, что в двух последних садах:
«Там есть девы хорошие, прекрасные» (Ар-Рахман, 70). Не всякая красавица подобна рубинам и кораллам. Наконец, о первых двух садах говорится:
«В них обоих есть ветви» (Ар-Рахман, 48), а о последних двух:
«Они оба — темно-зеленые» (Ар-Рахман, 64), т.е. в них настолько много зелени, что они кажутся темными. В первом случае Аллах описал сады, упомянув изобилие ветвей, а во втором случае лишь назвал их зелеными .
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Мусы аль-Аш‘ари о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
других садах — из золота. А в саду Эдема людей от возможности взглянуть на их Господа будет отделять только покрывало величия на Его Лике». В версии ат-Тирмизи сказано: «В Раю есть два сада из серебра…»
Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил о том, что благочестивые рабы будут пить из чаши напиток, смешанный с камфарой:
«А благочестивые будут пить из чаши [вино], смешанное с камфарой» (Аль-Инсан, 5). В другом месте говорится:
«Поить их там будут из чаш [вином], смешанным с имбирем» (Аль-Инсан, 17). Очевидно, — а лучше всего об этом известно Аллаху, — здесь речь идет о людях правой стороны. В другом аяте сказано:
«Оно смешано с напитком из Таснима — источника, из которого пьют приближенные» (Аль-Мутаффифин, 27-28). Получается, что люди правой стороны будут пить вино, смешанное с таснимом (так же называется источник в Раю, откуда черпают этот напиток), а приближенные рабы будут пить тасним в чистом виде.
Умар бин Сулайман аль-Ашкар "Рай и Ад"
Сообщение отредактировал Muslimah: 04 октября 2011 - 05:14