Перейти к содержимому

Close
Фотография

Введение в таджвид


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Хамида

Хамида
  • Мусульманка
  • 871 сообщений

Отправлено 30 сентября 2011 - 17:40

ВВЕДЕНИЕ

Хафс бин Асым

حَفْص بِنْ عَاصِم


Имам Асым был из числа табигыйнов.
Его полное имя: Асым бин Бахдалах бин Аби Нажуди Аль Куфи Аль Хаят Аль Асади Биль Валаи

عَاصِم بِنْ بَهْدَلَة بِنْ أبِي النَّجُودِ الْكُوفِي الخَيَاطُ الأَسَدِي بِالْوَلَاءِ


Его кунья: Абу Бакр

أبُو بَكْر


Умер в 127 году по хиджре либо в городе Куфа, либо по пути в Шам (Ближний Восток).
Перенял Коран у сахабов, которые переняли Коран у Абдуллах бин Масгуда, Али бин Абу Талиба и Усмана бин Аффана.
Имам Асым был слепым, знатоком арабского языка и грамматики, отличался красноречием. Так же он приходится отчимом Хафса.

Имам Хафс.
Его полное имя: Абу Умар Хафс бин Сулейман бни аль Мугыйра аль Асади аль Куфи.

أبُو عُمَر حَفْص بِنْ سُلَيْمَانْ بْنِ الْمُغِيرَة الأسَدِي الْكُوفِي


Родился в 90 году по хиджре, умер в 180 г. по хиджре. Был наиболее хорошим чтецом среди учеников Асыма.
Слово تَجْوِيد происходит от глагола جَوَّدَ (украшать)
Сказал пророк (салляЛлаху алейхи уассаллям): «Украшайте Коран».

Сказал пророк (салляЛлаху алейхи уассаллям): «Возможно, кто-то читает Коран, а Коран его проклинает» (Смысл этих слов в том, что чтец Корана не украшает его, т.е. не читает должным образом с таджвидом.)

Языковое значение таджвида: улучшение, украшение.
Термин в шариате (т.е. в шариате используется со следующим значением): это произношение букв правильно в махрадже (произношении), в его качествах (мягкая , твердая, шипящая буква), удлинениях и нозолизации.

Хукм таджвида: правильное чтение - фард гайн, а подробное изучение таджвида – фард кифая.

Сура баккара 121: «Те. Кому Мы даровали писание и кто читает его надлежащим образом, действительно верует в него. А те, которые не веруют в него, непременно окажутся в убытке.


#2 asiya shakiri

asiya shakiri
  • Мусульманка
  • 108 сообщений

Отправлено 01 октября 2011 - 20:54

bismi :307842: инни ухиббуки фи Лляхи, йа азизати!

#3 Хамида

Хамида
  • Мусульманка
  • 871 сообщений

Отправлено 03 октября 2011 - 19:03

bismi :307842: инни ухиббуки фи Лляхи, йа азизати!

АхаббакиЛлэзи Ахбабтэни фих)) скучаю :Tsveti:

#4 Хамида

Хамида
  • Мусульманка
  • 871 сообщений

Отправлено 27 декабря 2011 - 19:19

Хвала Аллаhу! Мы воздаем Ему хвалу, просим Его о помощи и прощении и прибегаем к нему от зла наших душ и наших дурных поступков. Кого Аллаh ведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллаh вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаhа, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – раб Аллаhа и Его посланник. Мир и благословление Аллаhа Пророку, его роду, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним прямым путем.

Аллаh Всевышний говорит в Коране:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (3/102).
Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Поистине, наилучшие слова – Книга Аллаhа, лучшее руководство – это руководство Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует), худшими делами являются нововведения, а всякое нововведение есть заблуждение!»
Дорогие посетители нашего сайта! С помощью Аллаhа мы начинаем уроки о науке таджвид, о наилучшей науке, относящейся к Священному Корану, ибо все науки, касающееся этой книги, наилучшие.

Каждый мусульманин старается достичь довольства Аллаhа, совершая богоугодные деяния. Для достижения этой цели мусульманин должен держаться в просторной тени Корана, ощущая над собой руководство Аллаhа, посвящая себя служению Ему и читая Его слова, смысл которых, проникая в наши души, очищает сердца от скверного, воздействует на наш разум, и остается в наших сердцах, добавляя им веры и спокойствия.

Во втором аяте суры «Добыча» говорится:

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаhа, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа».

В 28 аяте суры «Гром» говорится:

«Разве не благодаря упоминанию Аллаhа успокаиваются сердца?»

Дорогие братья и сестры! Чтобы наши сердца успокаивались и чтобы наша вера усиливалась, нам следует читать Коран как можно чаще. Это принесет пользу в мире земном, а в Судный День Коран будет заступником для читавших его. Как говорит Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует):
«Читайте Коран, ибо, поистине, в День Воскресения он станет заступником для читавших его» (Муслим).

Давайте познакомимся с Кораном. Существует несколько версий происхождения этого названия. Согласно одному мнению, оно является производным от глагола ( قرأ ), который означает «читать, собирать».

Согласно другому мнению, это имя собственное, которое не происходит от какого-либо глагола. Оно образуется по формуле فعلان и является отглагольным существительным (مصدر ).

Передается от имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллаh), что он читал Коран Исмаилу бин Кустантыти, который говорил: «Коран – имя существительное без буквы «хамза» в корне слова, и он не является производным от глагола ( قرأ ), Коран – это имя собственное как Инджиль, Таурат».

Джалал ад-Дин ас-Сютий приводит в своей книге «Совершенство в коранических науках» другие имена Корана. Самые распространенные из них:
الكتاب – «книга, писание»
اﻟﺘنزيل – «ниспослание»
الفرقان – «различие»
الذكر – «напоминание»

Разница между Кораном и аль-мусхафом:

Коран – это собрание аятов, а аль-мусхаф (المصحف) – это отдельно взятый экземпляр Корана. Данный термин не относится к именам книги Аллаhа. Его стали использовать после того, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) приказал собрать аяты в виде книги и сказал сподвижникам, которые были заняты этим: «Подберите имя». После дискуссии Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллаh) сказал, что он слышал, как в Эфиопии называют книгу «мусхафом» (Ибн Ашур «Толкование Корана», том 1, стр72).

Дорогие братья и сестры, после того как мы разобрали название Корана с точки зрения языка, приступим к разъяснению в доступном виде со стороны терминологии.
Коран – это слова Аллаhа, ниспосланные Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаhа); он является чудесным, переданным через группу людей, с его чтением совершается поклонение; Коран начинается с суры ал-Фатиха (الفاتحة) и заканчивается сурой ан-Нас (الناس).
«Слова Аллаhа» – подразумеваются те слова, которые сказаны Аллаhом и записаны в Коране. В Коран не входят хадисы ал-кудсий (حديث القدسي), и с их чтением не совершается поклонение.

«Ниспосланные Пророку Мухаммаду» (да благословит его Аллаh и приветствует) – подразумевается послание, которое ниспослано только Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует). То, что было ниспослано другим пророкам, не является Кораном.

«Является чудесным» – человек не в состоянии написать нечто подобное Корану, это выше человеческих сил.

«Совершается поклонение с его чтением» –

1) Мусульманин совершает поклонение, когда читает Коран, и получает вознаграждение за каждую прочитанную букву
2) Молитва, которую совершает мусульманин, не будет считаться действительной, если в ней не читается Коран

«Начинается с суры ал-Фатиха и заканчивается сурой ан-Нас» – то, что находится между этими сурами, называется Кораном.

Ученые приводят и другие определения, но надо заметить то, что Священный текст Корана должен восприниматься на основании его очевидного смысла, который нельзя искажать или изменять, так как без правильного понимания Корана невозможно встать на прямой путь.
Мы надеемся, вам будет интересно, как был ниспослан Коран, кто его записал, какой материал для этого использовался и т.д.

Историю Корана можно разделить на 5 этапов:

1) Собирание Корана при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует)

2) Собирание коранических аятов в единый свиток при Абу Бакре (да будет доволен им Аллаh)

3) Размножение экземпляров Корана во время Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллаh)

4) Размножение мусульманами этих экземпляров в большом количестве

5) Появление работ ученых, определяющих правила записи Корана

С помощью Аллаhа, постараемся разъяснить эти этапы.
Общеизвестно, что Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует) в течение 23 лет. И каждый раз, когда ниспосылался аят Корана, то Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) приказывал своим писарям записывать его без промедления. Имам Муслим и имам Бухари (да будет доволен Аллаh ими обоими) приводят хадис от Зейда бин Сабита (да будет доволен им Аллаh), в котором говорится:
«Когда был ниспослан 95 аят из суры ан-Ниса’, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) продиктовал его мне».

Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) запрещал записывать за ним что-либо другое, кроме аятов Корана.

В хадисе, который приводится у имама Муслима от Абу Саида Худри (да будет доволен им Аллаh), говорится: «Не пишите с моих слов ничего, кроме Корана, а кто написал что-то с моих слов, помимо Корана, пусть сотрёт».

Имам ан-Нававий (да будет доволен им Аллаh) растолковывал этот хадис следующим образом: «Запрет был для того, чтобы не спутать его слова со словами Аллаhа».

Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллаh) говорил: «Запрет действовал во времена ниспослания коранических аятов».
Писари Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует)
Есть разногласие среди учёных в количестве сподвижников, которые записывали ниспосылавшиеся откровения. Некоторые (например, Ибн Кассир (да будет доволен им Аллаh) в книге «Начало и конец») приводят в своих книгах, что их было 23. А ал-Ираки (да будет доволен им Аллаh)в книге «Жизнеописание» говорит о цифре 42.

Как бы то ни было, мы приведём имена некоторых писарей, насчёт которых нет разногласий среди ученых:
1. Усман бин Аффан
2. Али бин Абу Талиб
3. Убей бин Кааб
4. Зейд бин Сабит
5. Муавия бин Абу Суфьян
6. Абдуллаh бин Сад бин Абу Сарх

У Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) были и другие писари. Например, ал-Ханзала бин ар-Раби. Он был известен среди людей как писарь Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). И Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) доверял ему свой перстень, которым он (да благословит его Аллаh и приветствует) ставил печать на документы.
Так как в те времена не было бумаги, то записывались аяты Корана на плоских камнях, на лопатках животных, на деревянных досках и т.д. Чернила изготавливались из сажи и копоти.

В хадисе, который приводит имам Бухари (да будет доволен им Аллаh) от ал-Бараа (да будет доволен им Аллаh), говорится: «Когда был ниспослан 95 аят из суры ан-Ниса, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Позови ко мне Зейда, и пусть принесёт доску, чернила и лопатку». А когда тот пришёл, то сказал ему: «Пиши!»

После смерти Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh), Коран ещё не был собран в единую книгу. Но затем произошли события, которые заставили мусульман задуматься о дальнейшей судьбе Корана. Это случилось после того, как произошло сражение (главнокомандующим в котором был Халид бин ал-Валид) с Мусайлимой, объявившим себя пророком. В этом бою погибло много чтецов Корана. После этого Умар пришёл к Абу Бакру (да будет доволен Аллаh ими обоими) и сказал: «Я боюсь, что такие сражения унесут жизни ещё многих чтецов, и тогда многие откровения из Корана будут утеряны». После долгих объяснений Умар смог убедить его, что необходимо собрать Коран в виде единого свитка.

Эту трудную миссию Абу Бакр поручил Зейду бин Сабиту (زيد بن ثابت). Вот как об этом говорит сам Зейд: «Клянусь Аллаhом, мне легче было бы, если меня попросили перенести гору с одного места на другое, чем собрать Коран».

Когда Зейд бин Сабит собирал Коран в единую книгу, к нему приходил каждый сподвижник с двумя свидетелями и передавал ему аяты Корана, а свидетели подтверждали его слова.

Только два аята в Коране записаны без 2-х свидетелей: 23 аят в суре ал-Ахзаб(الأحزاب) и 128 аят в суре ат-Тауба(التوبة ). Их передал Абу Хузейма, а его свидетельство, как сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), равно свидетельству двух мужчин.
Таким образом, аяты Корана были собраны в единую книгу.

Во времена правления Усмана бин Аффана, третьего праведного халифа, в 25 году по хиджре произошли серьезные разногласия между мусульманами по поводу чтения Корана.
Передается от Анаса бин Малика, что Хузейфа бин ал-Яман пришёл к Усману после того, как вернулся с войсками с территории современных Армении и Азербайджана, и начал жаловаться Усману, что среди мусульман начались раздор и разногласие между собой в чтении Корана. (Ал-Блазарий-фатх ал-булдан, стр.195)

Тогда Усман приказал 4-м сподвижникам -
Зейду бин Сабиту
АбдуЛлаhу бин Зубейру
Са’иду бин ал-Аасу
Абдурахману бин ал-Харису

- собрать все копии Корана, которые были на руках у людей и сжечь их, а затем переписать свиток Корана в 5 экземплярах, сохранив запись Корана только в одном чтении, чтобы положить конец разногласиям между чтецами Корана.

Эти четыре сподвижника переписали 5 экземпляров с Корана, который находился у Хафсы. Один экземпляр остался у Усмана, а остальные 4 экземпляра были отправлены в разные стороны государства с чтецами Корана. Все остальные копии Корана были сожжены.

В хадисе, который приводит имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллаh) в «Фатх ал-Барий» под номером 4984 от Анаса бин Малика, говорится, что Усман приказал 4-м сподвижникам:

Зейду бин Сабиту
АбдуЛлаhу бин Зубейру
Са’иду бин ал-Аасу
Абдурахману бин ал-Харису

- переписать Коран на диалекте курайшитов, т.к. Коран был ниспослан на их диалекте.

В следующие века Коран копировали с экземпляра Усмана, который он посылал в разные стороны государства.

Конечно, шрифт, которым сейчас написан Коран, первоначально таким не был. Постепенно начали появляться различные виды арабской письменности. Коран прошёл несколько стадий по развитию шрифта, пока дошёл до наших дней.
1-я стадия – запись Коран без точек и без огласовок
2-я стадия – расстановка огласовок, указывающих на гласные звуки

Первым, кто расставил точки, был ученик сподвижников Абу аль-Асвад ад-Дуали. Он сделал это следующим образом:

- точка над буквой означала огласовку аль-фатха;
- точка под буквой – огласовку аль-касра;
- точка между частями буквы – огласовку ад-дамма;
- две точки означали сукун.

3-я стадия – диакритические точки
Первыми, кто расставили эти точки, были Наср бин Асим и Хайй бин Йаамур.

4-я стадия – Аль-Халиль бин Ахмад ал-Фарахиди добавил около 8 знаков:

1. Аль-фатха;
2. Аль-касра;
3. Ал-дамма;
4. Ас-сукун;
5. Ал-шадда;
6. Мадд сала;
7. Хамза кат’а;
8. Хамза васль.

После этого начали ставить заголовки и разделительные знаки между сурами и разделили Коран на 30 частей (джузов), каждый джуз, в свою очередь, – ещё на 2 части (хизб), а каждый хизб – на 4 части (руб’). Помимо этого были поставлены формальные обозначения концов аятов.

К концу 3 века по хиджре развитие арабской каллиграфии достигло апогея, и остановилось на том этапе, которому мы с вами являемся свидетелями.

Все эти стадии развитии арабской письменности возникли из-за необходимости в обучении правильному чтению Корана мусульман, не владевших арабским языком.

Таким образом, запись Корана претерпела за свою историю ряд серьезных изменений. Единый официальный канонический свод Корана, называемый Османов Кодекс (Хатт Усманий), был составлен только при третьем халифе Усмане (да будет доволен им Аллаh). Так были созданы необходимые условия для передачи правильного чтения. Начиная с одиннадцатого века Коран стали записывать стилем ан-насх. Первым, кто это сделал, был Аль-Вазир бин Мукли’ (умер в 324 г. по хиджре).


#5 Хамида

Хамида
  • Мусульманка
  • 871 сообщений

Отправлено 27 декабря 2011 - 19:45

Хвала Аллаhу! Мы воздаем Ему хвалу, просим Его о помощи и прощении и прибегаем к нему от зла наших душ и наших дурных поступков. Кого Аллаh ведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллаh вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаhа, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – раб Аллаhа и Его посланник. Мир и благословление Аллаhа Пророку, его роду, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним прямым путем.

Аллаh Всевышний говорит в Коране:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (3/102).
Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Поистине, наилучшие слова – Книга Аллаhа, лучшее руководство – это руководство Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует), худшими делами являются нововведения, а всякое нововведение есть заблуждение!»

Дорогие посетители нашего сайта! С помощью Аллаhа мы начинаем уроки о науке таджвид, о наилучшей науке, относящейся к Священному Корану, ибо все науки, касающееся этой книги, наилучшие.

Каждый мусульманин старается достичь довольства Аллаhа, совершая богоугодные деяния. Для достижения этой цели мусульманин должен держаться в просторной тени Корана, ощущая над собой руководство Аллаhа, посвящая себя служению Ему и читая Его слова, смысл которых, проникая в наши души, очищает сердца от скверного, воздействует на наш разум, и остается в наших сердцах, добавляя им веры и спокойствия.

Во втором аяте суры «Добыча» говорится:

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаhа, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа».

В 28 аяте суры «Гром» говорится:

«Разве не благодаря упоминанию Аллаhа успокаиваются сердца?»

Дорогие братья и сестры! Чтобы наши сердца успокаивались и чтобы наша вера усиливалась, нам следует читать Коран как можно чаще. Это принесет пользу в мире земном, а в Судный День Коран будет заступником для читавших его. Как говорит Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует):

«Читайте Коран, ибо, поистине, в День Воскресения он станет заступником для читавших его» (Муслим).

Давайте познакомимся с Кораном. Существует несколько версий происхождения этого названия. Согласно одному мнению, оно является производным от глагола ( قرأ ), который означает «читать, собирать».

Согласно другому мнению, это имя собственное, которое не происходит от какого-либо глагола. Оно образуется по формуле فعلان и является отглагольным существительным (مصدر ).

Передается от имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллаh), что он читал Коран Исмаилу бин Кустантыти, который говорил: «Коран – имя существительное без буквы «хамза» в корне слова, и он не является производным от глагола ( قرأ ), Коран – это имя собственное как Инджиль, Таурат».

Джалал ад-Дин ас-Сютий приводит в своей книге «Совершенство в коранических науках» другие имена Корана. Самые распространенные из них:
الكتاب – «книга, писание»
اﻟﺘنزيل – «ниспослание»
الفرقان – «различие»
الذكر – «напоминание»

Разница между Кораном и аль-мусхафом:

Коран – это собрание аятов, а аль-мусхаф (المصحف) – это отдельно взятый экземпляр Корана. Данный термин не относится к именам книги Аллаhа. Его стали использовать после того, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) приказал собрать аяты в виде книги и сказал сподвижникам, которые были заняты этим: «Подберите имя». После дискуссии Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллаh) сказал, что он слышал, как в Эфиопии называют книгу «мусхафом» (Ибн Ашур «Толкование Корана», том 1, стр72).

Дорогие братья и сестры, после того как мы разобрали название Корана с точки зрения языка, приступим к разъяснению в доступном виде со стороны терминологии.

Коран – это слова Аллаhа, ниспосланные Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаhа); он является чудесным, переданным через группу людей, с его чтением совершается поклонение; Коран начинается с суры ал-Фатиха (الفاتحة) и заканчивается сурой ан-Нас (الناس).

«Слова Аллаhа» – подразумеваются те слова, которые сказаны Аллаhом и записаны в Коране. В Коран не входят хадисы ал-кудсий (حديث القدسي), и с их чтением не совершается поклонение.

«Ниспосланные Пророку Мухаммаду» (да благословит его Аллаh и приветствует) – подразумевается послание, которое ниспослано только Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует). То, что было ниспослано другим пророкам, не является Кораном.

«Является чудесным» – человек не в состоянии написать нечто подобное Корану, это выше человеческих сил.

«Совершается поклонение с его чтением» –

1) Мусульманин совершает поклонение, когда читает Коран, и получает вознаграждение за каждую прочитанную букву
2) Молитва, которую совершает мусульманин, не будет считаться действительной, если в ней не читается Коран

«Начинается с суры ал-Фатиха и заканчивается сурой ан-Нас» – то, что находится между этими сурами, называется Кораном.

Ученые приводят и другие определения, но надо заметить то, что Священный текст Корана должен восприниматься на основании его очевидного смысла, который нельзя искажать или изменять, так как без правильного понимания Корана невозможно встать на прямой путь.
Мы надеемся, вам будет интересно, как был ниспослан Коран, кто его записал, какой материал для этого использовался и т.д.

Историю Корана можно разделить на 5 этапов:

1) Собирание Корана при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует)

2) Собирание коранических аятов в единый свиток при Абу Бакре (да будет доволен им Аллаh)

3) Размножение экземпляров Корана во время Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллаh)

4) Размножение мусульманами этих экземпляров в большом количестве

5) Появление работ ученых, определяющих правила записи Корана

С помощью Аллаhа, постараемся разъяснить эти этапы.
Общеизвестно, что Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует) в течение 23 лет. И каждый раз, когда ниспосылался аят Корана, то Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) приказывал своим писарям записывать его без промедления. Имам Муслим и имам Бухари (да будет доволен Аллаh ими обоими) приводят хадис от Зейда бин Сабита (да будет доволен им Аллаh), в котором говорится:

«Когда был ниспослан 95 аят из суры ан-Ниса’, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) продиктовал его мне».

Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) запрещал записывать за ним что-либо другое, кроме аятов Корана.

В хадисе, который приводится у имама Муслима от Абу Саида Худри (да будет доволен им Аллаh), говорится: «Не пишите с моих слов ничего, кроме Корана, а кто написал что-то с моих слов, помимо Корана, пусть сотрёт».

Имам ан-Нававий (да будет доволен им Аллаh) растолковывал этот хадис следующим образом: «Запрет был для того, чтобы не спутать его слова со словами Аллаhа».

Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллаh) говорил: «Запрет действовал во времена ниспослания коранических аятов».
Писари Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует)

Есть разногласие среди учёных в количестве сподвижников, которые записывали ниспосылавшиеся откровения. Некоторые (например, Ибн Кассир (да будет доволен им Аллаh) в книге «Начало и конец») приводят в своих книгах, что их было 23. А ал-Ираки (да будет доволен им Аллаh)в книге «Жизнеописание» говорит о цифре 42.

Как бы то ни было, мы приведём имена некоторых писарей, насчёт которых нет разногласий среди ученых:

1. Усман бин Аффан
2. Али бин Абу Талиб
3. Убей бин Кааб
4. Зейд бин Сабит
5. Муавия бин Абу Суфьян
6. Абдуллаh бин Сад бин Абу Сарх

У Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) были и другие писари. Например, ал-Ханзала бин ар-Раби. Он был известен среди людей как писарь Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). И Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) доверял ему свой перстень, которым он (да благословит его Аллаh и приветствует) ставил печать на документы.

Так как в те времена не было бумаги, то записывались аяты Корана на плоских камнях, на лопатках животных, на деревянных досках и т.д. Чернила изготавливались из сажи и копоти.

В хадисе, который приводит имам Бухари (да будет доволен им Аллаh) от ал-Бараа (да будет доволен им Аллаh), говорится: «Когда был ниспослан 95 аят из суры ан-Ниса, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Позови ко мне Зейда, и пусть принесёт доску, чернила и лопатку». А когда тот пришёл, то сказал ему: «Пиши!»

После смерти Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh), Коран ещё не был собран в единую книгу. Но затем произошли события, которые заставили мусульман задуматься о дальнейшей судьбе Корана. Это случилось после того, как произошло сражение (главнокомандующим в котором был Халид бин ал-Валид) с Мусайлимой, объявившим себя пророком. В этом бою погибло много чтецов Корана. После этого Умар пришёл к Абу Бакру (да будет доволен Аллаh ими обоими) и сказал: «Я боюсь, что такие сражения унесут жизни ещё многих чтецов, и тогда многие откровения из Корана будут утеряны». После долгих объяснений Умар смог убедить его, что необходимо собрать Коран в виде единого свитка.

Эту трудную миссию Абу Бакр поручил Зейду бин Сабиту (زيد بن ثابت). Вот как об этом говорит сам Зейд: «Клянусь Аллаhом, мне легче было бы, если меня попросили перенести гору с одного места на другое, чем собрать Коран».

Когда Зейд бин Сабит собирал Коран в единую книгу, к нему приходил каждый сподвижник с двумя свидетелями и передавал ему аяты Корана, а свидетели подтверждали его слова.

Только два аята в Коране записаны без 2-х свидетелей: 23 аят в суре ал-Ахзаб(الأحزاب) и 128 аят в суре ат-Тауба(التوبة ). Их передал Абу Хузейма, а его свидетельство, как сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), равно свидетельству двух мужчин.

Таким образом, аяты Корана были собраны в единую книгу.

Во времена правления Усмана бин Аффана, третьего праведного халифа, в 25 году по хиджре произошли серьезные разногласия между мусульманами по поводу чтения Корана.

Передается от Анаса бин Малика, что Хузейфа бин ал-Яман пришёл к Усману после того, как вернулся с войсками с территории современных Армении и Азербайджана, и начал жаловаться Усману, что среди мусульман начались раздор и разногласие между собой в чтении Корана. (Ал-Блазарий-фатх ал-булдан, стр.195)
Тогда Усман приказал 4-м сподвижникам -
Зейду бин Сабиту
АбдуЛлаhу бин Зубейру
Са’иду бин ал-Аасу
Абдурахману бин ал-Харису
- собрать все копии Корана, которые были на руках у людей и сжечь их, а затем переписать свиток Корана в 5 экземплярах, сохранив запись Корана только в одном чтении, чтобы положить конец разногласиям между чтецами Корана.
Эти четыре сподвижника переписали 5 экземпляров с Корана, который находился у Хафсы. Один экземпляр остался у Усмана, а остальные 4 экземпляра были отправлены в разные стороны государства с чтецами Корана. Все остальные копии Корана были сожжены.

В хадисе, который приводит имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллаh) в «Фатх ал-Барий» под номером 4984 от Анаса бин Малика, говорится, что Усман приказал 4-м сподвижникам:
Зейду бин Сабиту
АбдуЛлаhу бин Зубейру
Са’иду бин ал-Аасу
Абдурахману бин ал-Харису
- переписать Коран на диалекте курайшитов, т.к. Коран был ниспослан на их диалекте.

В следующие века Коран копировали с экземпляра Усмана, который он посылал в разные стороны государства.

Конечно, шрифт, которым сейчас написан Коран, первоначально таким не был. Постепенно начали появляться различные виды арабской письменности. Коран прошёл несколько стадий по развитию шрифта, пока дошёл до наших дней.

1-я стадия – запись Коран без точек и без огласовок
2-я стадия – расстановка огласовок, указывающих на гласные звуки

Первым, кто расставил точки, был ученик сподвижников Абу аль-Асвад ад-Дуали. Он сделал это следующим образом:
- точка над буквой означала огласовку аль-фатха;
- точка под буквой – огласовку аль-касра;
- точка между частями буквы – огласовку ад-дамма;
- две точки означали сукун.

3-я стадия – диакритические точки
Первыми, кто расставили эти точки, были Наср бин Асим и Хайй бин Йаамур.

4-я стадия – Аль-Халиль бин Ахмад ал-Фарахиди добавил около 8 знаков:

1. Аль-фатха;
2. Аль-касра;
3. Ал-дамма;
4. Ас-сукун;
5. Ал-шадда;
6. Мадд сала;
7. Хамза кат’а;
8. Хамза васль.

После этого начали ставить заголовки и разделительные знаки между сурами и разделили Коран на 30 частей (джузов), каждый джуз, в свою очередь, – ещё на 2 части (хизб), а каждый хизб – на 4 части (руб’). Помимо этого были поставлены формальные обозначения концов аятов.

К концу 3 века по хиджре развитие арабской каллиграфии достигло апогея, и остановилось на том этапе, которому мы с вами являемся свидетелями.

Все эти стадии развитии арабской письменности возникли из-за необходимости в обучении правильному чтению Корана мусульман, не владевших арабским языком.

Таким образом, запись Корана претерпела за свою историю ряд серьезных изменений. Единый официальный канонический свод Корана, называемый Османов Кодекс (Хатт Усманий), был составлен только при третьем халифе Усмане (да будет доволен им Аллаh). Так были созданы необходимые условия для передачи правильного чтения. Начиная с одиннадцатого века Коран стали записывать стилем ан-насх. Первым, кто это сделал, был Аль-Вазир бин Мукли’ (умер в 324 г. по хиджре).


#6 Хамида

Хамида
  • Мусульманка
  • 871 сообщений

Отправлено 27 декабря 2011 - 19:53

Хвала Аллаhу, одно лишь поминание имени Которого делает приятным этот мир, одна лишь милость и прощение Которого, делают приятным мир иной, и один лишь взор на лик Которого делает приятным рай. Благословение и мир Его рабу, Его посланнику и хранителю Его откровений – Мухаммаду, которого Аллаh направил с руководством и религией истины, чтобы донести её до всего человечества.

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем серию лекций о таджвиде.

Аллаh, субхануhу ва та’аля, говорит в Коране в суре «Творец» (35) в 29 и 30 аятах:

(Воистину, те, которые читают Писание Аллаhа, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный).

Ибн Касир (да смилуется над ним Аллаh) в своем тафсире (ч.3, с.731), толкуя этот аят, приводит от Катада (да смилуется над ним Аллаh), что Мураф (да смилуется над ним Аллаh), когда читал этот аят, говорил: «Это аят чтецов».
Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал:

«Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом; а верующий, который Коран не читает, подобен финику, у которого нет запаха, но который сладок на вкус. Лицемер, который читает Коран, подобен рейхану, распространяющему приятный запах, и горькому на вкус; а лицемер, который Коран не читает, подобен колоквинту 1, не имеющему запаха и горькому на вкус.» Хадис приводится в Сахихах Аль-Бухари и Муслима.
Дорогие братья и сестры, с помощью Аллаhа ознакомимся с историей становления науки таджвид.

Слово «таджвид» является масдаром (т.е. именем действия), производным от глагола( جوّد), и означает «улучшать, делать достойно, повышать качество».

Существует много разных определений науки таджвид. Мы остановимся на научном определении:

«Таджвид – это достижение правильного звучания букв, сохраняя при этом свойства, присущие каждой букве».

История науки Таджвид

Таджвид выделился в самостоятельную науку в 4-ом веке хиджры. Однако работы по отдельным темам тажвида писались и раньше. Одними из самых первых являются:

1. «Трактат о большом слиянии», который написал Абу `Амр бин аль-`Ала аль-Басрий (да смилуется над ним Аллаh) (умер в 154 году по хиджре).

2. Стихотворение о чтении Корана, автором которого был Калун аль-Маданий (да смилуется над ним Аллаh) (умер в 220 году по хиджре).

Дорогие братья и сёстры, заметьте, что до того времени, как учёные начали создавать науку таджвид, чтение передавалось из уст в уста. То есть Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) передавал Коран сподвижникам, а они в свою очередь передавали его таби’инам (современникам сподвижников) и т.д. Основываясь на этом, учёные вывели правило, что чтение являлось общепринятой практикой.

Ни сподвижники, ни таби’ины не нуждались в правилах таджвида в письменном виде, из-за чистоты языка, на котором они говорили. Как сказали учёные, первые два века по хиджре являются эпохой красноречия. Это не означает, что после красноречия не было, но с распространением Ислама религию принимали другие народы, не говорившие на арабском, и учёным пришлось создать науку таджвид, чтобы любой мусульманин смог читать Коран в оригинале без ошибок.

Первая работа по таджвиду, была написана в начале 4-го века по хиджре. Это Ар-раия (поэма), состоящая из 51 стиха, автором которой является Абу Музахим аль-Хаканий (да смилуется над ним Аллаh) (умер в 325 году по хиджре).

Абу Музахим аль-Хаканий (да смилуется над ним Аллаh) был имамом чтецов. Его дед и отец были визирями во времена Аббасидского правления, а сам он был поэтом. Оставив мирскую жизнь, Абу Музахим аль-Хаканий пустился в погоню за знаниями. Имам ибн аль-Джазарий сказал о нём: «Он был первым из тех, кто написал о науке таджвид». Да смилуется Аллаh над ним и над всеми учёными, которые донесли до нас знание!

Затем последовали труды и других учёных о науке таджвид.

Дорогие братья и сёстры, очень важно знать о постановлении таджвида, чтобы иметь представление, на каком уровне обязательности он находится.

Учёные (да смилуется над ними Аллаh) разделили таджвид на 2 части:

1. النظري-теоретическую и
2. -العمليпрактическую

Теоретическая часть – это знания, которые связаны с определением правил таджвида. Например, знание артикуляции букв; правила нун с сукуном и танвина; твердости и мягкости букв; отношений букв (однородность, идентичность и т.д.). Знание всех этих правил с теоретической стороны попадает под категорию фард кифая 2 . То есть, если в определённом регионе или местности есть хотя бы один мусульманин, который знает теоретическую сторону таджвида, то остальные мусульмане не впадают в грех, не изучая теорию таджвида, они могут спросить того знающего мусульманина, если у них возникнут проблемы в изучении Корана.

Практическая часть – это применение должным образом на практике, при чтении Корана, всех теоретических правил науки таджвида.

Дорогие братья и сёстры, практическая часть является обязательной (фард `айн) для изучения для каждого мусульманина и мусульманки.

Разъясняя эту часть, приведем слова Ибн аль-Джазарий (да смилуется над ним Аллаh). Этот ученый являлся имамом в чтении Книги Аллаhа и распространял чтение Корана среди мусульман в разных регионах. Его настоящее имя Мухаммад бин Мухаммад бин Мухаммад бин `Али бин Юсуф. Ибн аль-Джазарий родился в 751 году по хиджре в Дамаске. Он (да смилуется над ним Аллаh) написал очень много книг, связанных с наукой таджвид. Среди них книги «Введение в науку таджвид», «Книга о десяти чтениях» и стихотворение «Представление того, что обязательно для чтеца Корана». Умер Ибн аль-Джазарий (да смилуется над ним Аллаh) в 833 году по хиджре.

В книге ан-Нашр (ч.1, с.210-215) он говорит:

«Нет сомнений в том, что мусульманская умма поклоняется Аллаhу, применяя законы Аллаhа, основа которых находится в Коране».

Так же мы поклоняемся Аллаhу, когда читаем Коран правильно, так, как это делают чтецы, которым это знание перешло по цепочке передатчиков от Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). Не разрешается противоречить этим чтениям.

Если у мусульманина есть возможность заниматься с преподавателем, который достойно читает Коран, и есть возможность учиться правильному произношению коранических слов, однако, он пренебрегает этим, то этот человек без сомнения является грешником.

Но про того, у кого по каким-то причинам нет возможности учиться правильному чтению Корана, Аллаh Всевышний говорит:
(Аллаh не возлагает на человека сверх его возможностей) (2/286)
Таджвид является жемчужиной чтения при достижении правильного звучания букв, с сохранением при этом свойств, присущих каждой букве».

И как говорит Ибн аль-Джазарий (да смилуется над ним Аллаh):
Обязательным является изучение таджвида.

Грешен тот, кто не подправляет свое чтение.
Ниспослал его Господь с таджвидом.

И в таком виде он дошел до нас.

Дорогие братья и сестры, имам Муслим приводит в своем сборнике хадис:

«Воистину, Аллаh возвышает посредством этого писания одних людей и низвергает других».
Дай Аллаh, чтобы мы оказались среди тех, кого Аллаh возвышает посредством Корана.

1 Колоквинт – многолетнее стелющееся или вьющееся травянистое растение семейства тыквенных

2 Фард кифая — этот вид фарда считается достаточным исполнять некоторым мусульманам, тогда как другие освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности.


#7 Хамида

Хамида
  • Мусульманка
  • 871 сообщений

Отправлено 27 декабря 2011 - 20:02

Хвала Аллаhу, Который оказал мусульманам великую милость, когда ниспослал им Священный Коран, несотворенное слово Господне, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение.

Дорогие братья и сёстры, на прошлом уроке мы говорили об истории становления науки таджвид. Тема нашей сегодняшней лекции: «Обязанность изучения таджвида для каждого, кто хочет читать Коран. Достоинства чтения Корана. Основы чтения Корана».

Доказательство обязательности таджвида при чтении Корана находится в самой книге Аллаhа, в сунне Его Посланника (да благословит его Аллаh и приветствует) и в единогласном мнении учёных.
Доказательства из Корана:

Аллаh Всевышний говорит в Коране:
و رتل القرآن ترتيلا

«И читай Коран размеренным чтением» («Закутавшийся», 73/4)

Размеренным («тартиль») называется чтение, при котором соблюдаются все правила таджвида.
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллаh), толкуя этот аят, говорил: «Читай не торопясь, и это станет помощью в понимании Корана» («Толкование Корана», 4/559)

Как говорит ас-Самин аль-Халаби (да смилуется над ним Аллаh): «Основа тартиля – произношение буквы с лёгкостью». Давая толкование этому аяту он сказал: «Это чёткое выговаривание каждого слова в Коране». («Основа толкования коранических слов для чтецов», 2/75-76)

Передаётся, что `Али бин Абу Талиб (да смилуется над ним Аллаh), толкуя этот аят, сказал: «Тартиль (размеренное чтение) – это правильное произношение букв и знание правил остановок при чтении Корана». (Ибн ал-Джазарий, «Ан-Нашр», 1/209)

Если посмотреть на аят с точки зрения арабского языка, то можно заметить, что Аллаh Всевышний не ограничился лишь повелительной формой глагола, под которой подразумевается обязательность действия, а утвердил это обязательство, использовав масдар (مصدر) – имя действия » тартиль » ( ترتيل), что, по правилам арабского языка, указывает на внимание при чтении Корана.

А в суре 25 «Различение» в 32 аяте говорится:
و رتلناه ترتيلا

«И прочитали Мы его размеренным чтением».

Тартиль (размеренное чтение) является тем способом, которым говорил Аллаh Всевышний. Для мусульманина достаточно этой чести для того, чтобы научится читать Коран с таджвидом.

Доказательства из Сунны:

Передаётся от Мусы бин аль-Язид аль-Кундий (да смилуется над ним Аллаh), что в присутствии Ибн Мас`уда (да смилуется над ним Аллаh) прочитали 60-й аят из 9 суры (إنما الصدقات للفقرآء و المساكين) без удлинения в слове (للفقرآء). Ибн Мас`уд (да смилуется над ним Аллаh) сказал: «Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) не так научил нас читать этот аят». Его спросили: «А как Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) научил тебя?» Ибн Мас`уд (да смилуется над ним Аллаh!) прочитал этот аят с удлинением в слове (للفقرآء). (Ат-Табарани, 8677)
Ибн Мас`уд (да смилуется над ним Аллаh) указывал на неправильное чтение аята, и это говорит о том, что сподвижники (да смилуется над ними Аллаh) научились правильному чтению Корана у Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), и что следование правилам таджвида при чтении Корана является обязательным.

Единогласное мнение ученых:

Как говорит ученый Мухаммад Маккий Наср: «Со времени ниспослания Корана и до наших дней община единогласна в том, что при чтении Корана обязательно нужно соблюдать все правила таджвида. В этом нет разногласий среди мусульман». («Основа для чтецов при толковании лучших слов», стр. 13)

Под обязательством большинством ученых науки таджвид подразумевается законодательное обязательство. И это значит, что применение правил таджвида при чтении Корана вознаграждается Всевышним, а преднамеренное оставление их наказывается. Тот мусульманин, у которого есть возможность учиться правилам таджвида, но он оставляет это учение, является грешником.

Достоинство чтения Корана

Чтение Корана является поклонением, и за это мусульманин получает награду. Указание на это есть во многих аятах Корана. Вот некоторые из них:

«Разве не благодаря поминанию Аллаhа успокаиваются сердца?» («Гром», 13/28)

«Воистину, те, которые читают Писание Аллаhа, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и скрыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он Прощающий, Благородный». («Творец», 35/29-30)

Также существует множество изречений Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), указывающих на достоинство чтения Корана:

«Сообщается, что если верующий читает Коран искусно и правильно, соблюдая при этом все правила чтения, и выполняет коранические предписания на практике, то его место будет рядом с приближенными ангелами».

В хадисе, который приводит имам Бухари и имам Муслим от `Айши (да смилуется над ней Аллаh), говорится, что Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда».
Знающие и читающие писание Аллаhа мусульмане являются избранными и приближенными рабами Всемогущего Аллаhа.

В достоверном хадисе, который передает имам Ахмад (да смилуется над ним Аллаh) от Анаса бин Малика (да смилуется над ним Аллаh) сообщается, что Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Воистину, у Всевышнего Аллаhа есть свои люди – знатоки Корана. Они являются людьми Аллаhа и Его избранными рабами».

Основы чтения

Существует три основы чтения, при соблюдении которых чтение называется правильным и достоверным. При отсутствии одной основы из трех чтение не принимается и не является достоверным.

Первая: чтобы письменность соответствовала арабскому языку (правилам арабского языка). Коран ниспослан на арабском языке, и в Коране нет ни одного слова, которое противоречит арабскому языку.

Если кто-то научится читать Коран с книги, в которой есть ошибки с точки зрения арабского языка, то его чтение не является достоверным.

Вторая: чтобы для чтения и обучения использовался официальный канонический свод Корана, называемый Османов Кодекс (Хатт Усманий), который был составлен при третьем халифе Усмане (да будет доволен им Аллаh).

Третья: достоверность передачи чтения. Это означает, что чтение передается достоверной цепочкой передатчиков со времен Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) и до наших дней.
Правильного чтения Корана можно достичь двумя путями:

1) передача(الرواية )

Этот вид делится на:

1-изложение ( العرض ), когда ученик читает Коран перед учителем, а учитель в свою очередь подправляет его чтение

2-наставление (التلقين ), когда учитель читает Коран перед учеником, а после ученик повторяет прочитанное учителем.

Лучше, если правильное чтение передается этими двумя способами.

2) знание ( الدراية), когда сначала изучается теоретическая сторона таджвида, а потом эти правила применяются на практике при чтении Корана перед учителем.

В обоих случаях нужно перечитать Коран с учителем.


#8 Хамида

Хамида
  • Мусульманка
  • 871 сообщений

Отправлено 27 декабря 2011 - 20:25

Количество местонахождений букв арабского алфавита.
Опубликовано Ноя 21, 2011 в Уроки по таджвиду

10.10.2008 г.

Уважаемые братья и сестры, мы продолжаем серию лекций о науке таджвид.

Количество местонахождений букв арабского алфавита.

Голосообразование в арабском языке.

Хвала Аллаhу, Господу миров, благословление и приветствия Пророку истинного пути, его роду, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним прямым путем.

Уважаемые братья и сестры, мы продолжаем серию лекций о науке таджвид.
Количество местонахождений букв арабского алфавита.

Голосообразование в арабском языке.
Как сказал имам Ибн аль-Джазарий:
«Неизбежной обязанностью для чтения Корана является получение знаний о местонахождении и свойствах букв арабского языка для правильного произношения».

На арабском место артикуляции букв называется (ал-махаридж ал-хуруф المخارج الحروف), «махаридж» ( مخارج) – мж. число от «махрадж» مخرج)), что в переводе на русский язык имеет несколько значений:
1) место выхода, выход,

2) исход,

3) место артикуляции и т.д.

«Махрадж» – слово, образованное по формуле «маф`ал» (مَفْعَل ), означает «место, откуда выходит буква».
Место артикуляции букв может быть:

1) определенным – это место артикуляции букв, при произношении которых задействованы части языка, горла, губ.
2) неопределенным – полость рта.

Ученые (да смилуется Аллаh над ними) разногласят о количестве местонахождений:
Первая группа ученых (да смилуется Аллаh над ними) придерживается мнения, что местонахождений букв в арабском языке 16. Среди них имам арабского языка и грамматики Сибавейхи (140-180 хиджры). Он не выделял полость как местонахождение букв и распределял буквы полости в гортани.

Вторая группа ученых (да смилуется Аллаh над ними), возглавляемая такими учеными как ал-Фарраа (год смерти 207 хиджры) и Кутруб (умер в 206 году хиджры), придерживались мнения о существовании 14 местонахождений. Они тоже не считали местонахождением букв полость рта, а также утверждали, что ل (лям), ر(ра) и ن(нун) -буквы одного местонахождения.

Третья группа ученых во главе ал-Халил бин Ахмад ал-Фарахидий (умер в 170 году хиджры) говорили, что местонахождений 17. Этого мнения придерживаются большинство (джумхур) ученых как в области арабского языка, так и в области таджвида (да смилуется Аллаh над ними).

Голосообразование

Всевышний Аллаh создал человека таким образом, что его речевой аппарат может производить чрезвычайно много разнообразных звуков. Это милость, которую мусульманин должен использовать для совершения благих деяний.

Голос (звучание) образуется с помощью анатомических органов, которые составляют голосовой (артикуляторный) тракт человека. Артикуляторный тракт является в данном случае инструментом, который в принципе ничем не отличается от таких музыкальных инструментов, как струнные (скрипка, гитара и т.п.) или духовые (труба, кларнет и т.п.). Основные моменты производства звука во всех случаях одинаковы: струя воздуха из легких выталкивается через голосовые связки так, что в ней возникают периодические или непериодические колебания воздуха. Эти колебания вступают во взаимодействие с теми полостями, которые образованы анатомическим строением человека на пути прохождения воздуха из легких в окружающую среду (эти полости действуют как акустические резонаторы музыкальных инструментов – деки и корпуса у струнных инструментов, сечения, длины и формы трубы у духовых и т.п.). Резонаторы голосового тракта человека избирательно усиливают или ослабляют отдельные составляющие периодического или непериодического колебания, порождаемого голосовыми связками, изменяют «форму» воздушных колебаний и образуют тем самым особое качество звучания, которое затем передается в окружающую среду.

Однако воздействовать на форму воздушной струи, которая выталкивается из легких, могут не только голосовые связки. В артикуляторном тракте с помощью подвижных и неподвижных органов на ее пути образуются разного рода преграды: сужения (щель), полное или частичное прерывание потока воздуха. Такие артикуляторные действия используются для производства согласных звуков (букв).

Голосовой (артикуляторный) тракт человека составляют артикуляторные органы – те органы человеческого тела, которые используются в процессе голосоведения, и в первую очередь в процессе речепроизводства. К этим органам относятся: легкие, гортань, в которой расположены голосовые связки, органы, расположенные в надгортанной области (собственно глотка, ротовая и носовая полости, увула, мягкое и твердое небо, язык, зубы, губы). По своим физическим характеристикам, которые особенно важны для производства согласных звуков, органы артикуляции разделяют на подвижные (язык, губы, увула) и неподвижные (мягкое и твёрдое нёбо, зубы).

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:

1) формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;

2) процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки;

3) процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции;

4) распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Струя воздуха, которая выталкивается из легких, является основой для формирования звучания и в первую очередь обеспечивает его силу (интенсивность). Для чтения Корана очень важно, что давление воздуха на выходе из легких поддерживалась на относительно постоянном уровне в течение достаточно длительных периодов времени, особенно при чтении длинных аятов Корана. Для того чтобы образовался собственно звук (буква, звучание), эту струю воздуха надо заставить вибрировать, что и осуществляется с помощью голосовых связок или разного рода сужений в артикуляторном (речевом) тракте человека, которые формируются сближением подвижных органов артикуляции (например, язык) с неподвижными (например, небо). Для производства гармонических (периодических, тоновых) звуков (удлинительные буквы ا , و , ي ) голосовые связки совершают регулярные колебательные движения, подобные колебаниям струны. В сужениях, которые образуются в артикуляторном тракте на пути прохождения воздуха от голосовых связок до губ, возникают турбулентные завихрения воздуха (фрикативные согласные (буквы) -الحروف الرخاوة) (человек воспринимает их как шум). Если струя воздуха полностью перекрывается смыканием губ (ب (ба)) или с помощью языка ( ج (джим), ق (каф), د ( даль), ط (та)), благодаря чему в воздушной струе возникает дополнительное давление, и затем все же прорывает эту смычку, на слух такое звучание воспринимается как хлопок, или взрыв (взрывные буквы – الحروف القلقلة).

Изображение
Изображение

Струя воздуха, выталкиваемая из легких, проходит через голосовые связки, расположенные в гортани человека. Голосовые связки – это небольшого размера мышечные складки, похожие на лоскуты кожи, которые крепятся к внутренней стороне гортани. Голосовые связки достаточно гибкие и могут регулировать расстояние между своими краями в очень широких пределах. При дыхании они разведены в стороны, чтобы не загораживать путь воздушной струи; при шепоте голосовые связки натягиваются таким образом, чтобы проходящий через них воздух создавал звучание, похожее на шипящие (фрикативные согласные (буквы) -الحروف الرخاوة) или свистящие (свистящие согласные(буквы) الحروف الصفير) звуки (буквы); для порождения голосового звучания связки начинают вибрировать, периодически смыкаясь и размыкаясь. Если человек начинает бормотать, голосовые связки поддерживаются в слегка разведенном состоянии, поэтому они могут одновременно и вибрировать, и в то же время пропускать воздух.

Частота колебаний голосовых связок, от которой зависит высота тона (чем чаще колеблются связки, тем выше частота основного тона голоса), определяется напряженностью, длиной и общей массой голосовых связок. Голосовые связки у мужчин обычно более массивные и более длинные, чем у женщин, поэтому частота основного тона мужского голоса в норме находится в диапазоне от 80 Гц до 240 Гц, а женского – от 140 Гц до 500 Гц. В свою очередь голосовые связки у женщин более длинные и более массивные, чем голосовые связки у детей: поэтому частота основного тона детского голоса колеблется в интервале от 170 Гц до 600 Гц. (Гц (герц) – единица измерения частоты колебаний, частота в 1 Гц соответствует колебаниям, период которых равен 1 сек.). При производстве речи один и тот же человек постоянно меняет, модулирует высоту голоса. Для этого также используются физические возможности голосовых связок. На первый взгляд может показаться удивительным тот факт, что при повышении голоса голосовые связки у человека удлиняются, однако в этом случае происходит такое увеличение напряженности, сопровождаемое уменьшением общей массы активной части голосовых связок, которое с избытком компенсирует увеличение их длины.

В момент начала говорения голосовые связки смыкаются и давление воздуха, выходящего из легких, быстро возрастает, что создает дополнительное напряжение под голосовыми связками. Это давление воздуха, в конечном счете, разрывает смычку, образованную голосовыми связками, и порция воздуха прорывается в артикуляторный тракт.

Звуки (буквы) при порождении речи следуют строго один за другим, т.е. следующий звук (буква) начинается только тогда, когда закончилось произнесение предыдущего. Четкость произнесения буквы (звука) – очень важный момент при чтении Священного Корана, так как в арабском языке имеются особые правила слияния, относящиеся только к определенным буквам.

Колебания воздушной струи, которые образуют голосовые связки, дальше попадают в артикуляторный тракт. Он включает в себя фарингальную полость, соединяющую голосовые связки с носовой полостью и с полостью рта. Ротовая полость – наиболее значимая по своим функциям в процессе формирования речи часть артикуляторного тракта. Это связано с тем, что именно в ротовой полости форма и объем находящегося в ней воздуха могут очень существенно меняться при произношении твердых и мягких букв арабского алфавита. Эти изменения образуются благодаря тому, что человек целенаправленно регулирует взаимное положение подвижных и неподвижных органов, которые расположены у него во рту. К ним относятся язык, мягкое и твердое небо, губы, зубы. Самый подвижный элемент в ротовой полости – это язык, на котором расположены 18 букв арабского алфавита. Весь язык в целом может продвигаться в полости рта вперед и назад, вверх и вниз, при этом его кончик, боковые части и середина также относительно независимы в своих движениях. Все изменения формы и объема воздушной массы в речевом тракте отражаются на акустической форме воздушной струи (твердость, мягкость, глухость, звонкость и т.д.) и, следовательно, на том, как такое звучание будет восприниматься ухом человека.


————————————–

Источники:
1- серия лекции по тажвиду – айман сувайд
2- наставление чтецу –абу ал-фаттах ал-марсафий
3- правила чтения Корана- махмуд халил ал-хусарий
4- серия лекции по тажвиду – мухаммад али бин мухаммад бин осман
5- серия лекции (фонетика)- салих абу сыний
6- окончательное полезное слово- мухаммад ал-джарисий




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика