Отправлено 27 декабря 2011 - 19:19
Хвала Аллаhу! Мы воздаем Ему хвалу, просим Его о помощи и прощении и прибегаем к нему от зла наших душ и наших дурных поступков. Кого Аллаh ведет прямым путем, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллаh вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаhа, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – раб Аллаhа и Его посланник. Мир и благословление Аллаhа Пророку, его роду, его сподвижникам и всем, кто последовал за ним прямым путем.
Аллаh Всевышний говорит в Коране:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаhа должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами» (3/102).
Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Поистине, наилучшие слова – Книга Аллаhа, лучшее руководство – это руководство Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует), худшими делами являются нововведения, а всякое нововведение есть заблуждение!»
Дорогие посетители нашего сайта! С помощью Аллаhа мы начинаем уроки о науке таджвид, о наилучшей науке, относящейся к Священному Корану, ибо все науки, касающееся этой книги, наилучшие.
Каждый мусульманин старается достичь довольства Аллаhа, совершая богоугодные деяния. Для достижения этой цели мусульманин должен держаться в просторной тени Корана, ощущая над собой руководство Аллаhа, посвящая себя служению Ему и читая Его слова, смысл которых, проникая в наши души, очищает сердца от скверного, воздействует на наш разум, и остается в наших сердцах, добавляя им веры и спокойствия.
Во втором аяте суры «Добыча» говорится:
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаhа, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа».
В 28 аяте суры «Гром» говорится:
«Разве не благодаря упоминанию Аллаhа успокаиваются сердца?»
Дорогие братья и сестры! Чтобы наши сердца успокаивались и чтобы наша вера усиливалась, нам следует читать Коран как можно чаще. Это принесет пользу в мире земном, а в Судный День Коран будет заступником для читавших его. Как говорит Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует):
«Читайте Коран, ибо, поистине, в День Воскресения он станет заступником для читавших его» (Муслим).
Давайте познакомимся с Кораном. Существует несколько версий происхождения этого названия. Согласно одному мнению, оно является производным от глагола ( قرأ ), который означает «читать, собирать».
Согласно другому мнению, это имя собственное, которое не происходит от какого-либо глагола. Оно образуется по формуле فعلان и является отглагольным существительным (مصدر ).
Передается от имама аш-Шафии (да будет доволен им Аллаh), что он читал Коран Исмаилу бин Кустантыти, который говорил: «Коран – имя существительное без буквы «хамза» в корне слова, и он не является производным от глагола ( قرأ ), Коран – это имя собственное как Инджиль, Таурат».
Джалал ад-Дин ас-Сютий приводит в своей книге «Совершенство в коранических науках» другие имена Корана. Самые распространенные из них:
الكتاب – «книга, писание»
اﻟﺘنزيل – «ниспослание»
الفرقان – «различие»
الذكر – «напоминание»
Разница между Кораном и аль-мусхафом:
Коран – это собрание аятов, а аль-мусхаф (المصحف) – это отдельно взятый экземпляр Корана. Данный термин не относится к именам книги Аллаhа. Его стали использовать после того, как Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh) приказал собрать аяты в виде книги и сказал сподвижникам, которые были заняты этим: «Подберите имя». После дискуссии Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллаh) сказал, что он слышал, как в Эфиопии называют книгу «мусхафом» (Ибн Ашур «Толкование Корана», том 1, стр72).
Дорогие братья и сестры, после того как мы разобрали название Корана с точки зрения языка, приступим к разъяснению в доступном виде со стороны терминологии.
Коран – это слова Аллаhа, ниспосланные Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаhа); он является чудесным, переданным через группу людей, с его чтением совершается поклонение; Коран начинается с суры ал-Фатиха (الفاتحة) и заканчивается сурой ан-Нас (الناس).
«Слова Аллаhа» – подразумеваются те слова, которые сказаны Аллаhом и записаны в Коране. В Коран не входят хадисы ал-кудсий (حديث القدسي), и с их чтением не совершается поклонение.
«Ниспосланные Пророку Мухаммаду» (да благословит его Аллаh и приветствует) – подразумевается послание, которое ниспослано только Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует). То, что было ниспослано другим пророкам, не является Кораном.
«Является чудесным» – человек не в состоянии написать нечто подобное Корану, это выше человеческих сил.
«Совершается поклонение с его чтением» –
1) Мусульманин совершает поклонение, когда читает Коран, и получает вознаграждение за каждую прочитанную букву
2) Молитва, которую совершает мусульманин, не будет считаться действительной, если в ней не читается Коран
«Начинается с суры ал-Фатиха и заканчивается сурой ан-Нас» – то, что находится между этими сурами, называется Кораном.
Ученые приводят и другие определения, но надо заметить то, что Священный текст Корана должен восприниматься на основании его очевидного смысла, который нельзя искажать или изменять, так как без правильного понимания Корана невозможно встать на прямой путь.
Мы надеемся, вам будет интересно, как был ниспослан Коран, кто его записал, какой материал для этого использовался и т.д.
Историю Корана можно разделить на 5 этапов:
1) Собирание Корана при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует)
2) Собирание коранических аятов в единый свиток при Абу Бакре (да будет доволен им Аллаh)
3) Размножение экземпляров Корана во время Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллаh)
4) Размножение мусульманами этих экземпляров в большом количестве
5) Появление работ ученых, определяющих правила записи Корана
С помощью Аллаhа, постараемся разъяснить эти этапы.
Общеизвестно, что Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллаh и приветствует) в течение 23 лет. И каждый раз, когда ниспосылался аят Корана, то Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) приказывал своим писарям записывать его без промедления. Имам Муслим и имам Бухари (да будет доволен Аллаh ими обоими) приводят хадис от Зейда бин Сабита (да будет доволен им Аллаh), в котором говорится:
«Когда был ниспослан 95 аят из суры ан-Ниса’, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) продиктовал его мне».
Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) запрещал записывать за ним что-либо другое, кроме аятов Корана.
В хадисе, который приводится у имама Муслима от Абу Саида Худри (да будет доволен им Аллаh), говорится: «Не пишите с моих слов ничего, кроме Корана, а кто написал что-то с моих слов, помимо Корана, пусть сотрёт».
Имам ан-Нававий (да будет доволен им Аллаh) растолковывал этот хадис следующим образом: «Запрет был для того, чтобы не спутать его слова со словами Аллаhа».
Ибн Хаджар (да будет доволен им Аллаh) говорил: «Запрет действовал во времена ниспослания коранических аятов».
Писари Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует)
Есть разногласие среди учёных в количестве сподвижников, которые записывали ниспосылавшиеся откровения. Некоторые (например, Ибн Кассир (да будет доволен им Аллаh) в книге «Начало и конец») приводят в своих книгах, что их было 23. А ал-Ираки (да будет доволен им Аллаh)в книге «Жизнеописание» говорит о цифре 42.
Как бы то ни было, мы приведём имена некоторых писарей, насчёт которых нет разногласий среди ученых:
1. Усман бин Аффан
2. Али бин Абу Талиб
3. Убей бин Кааб
4. Зейд бин Сабит
5. Муавия бин Абу Суфьян
6. Абдуллаh бин Сад бин Абу Сарх
У Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) были и другие писари. Например, ал-Ханзала бин ар-Раби. Он был известен среди людей как писарь Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует). И Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) доверял ему свой перстень, которым он (да благословит его Аллаh и приветствует) ставил печать на документы.
Так как в те времена не было бумаги, то записывались аяты Корана на плоских камнях, на лопатках животных, на деревянных досках и т.д. Чернила изготавливались из сажи и копоти.
В хадисе, который приводит имам Бухари (да будет доволен им Аллаh) от ал-Бараа (да будет доволен им Аллаh), говорится: «Когда был ниспослан 95 аят из суры ан-Ниса, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Позови ко мне Зейда, и пусть принесёт доску, чернила и лопатку». А когда тот пришёл, то сказал ему: «Пиши!»
После смерти Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллаh), Коран ещё не был собран в единую книгу. Но затем произошли события, которые заставили мусульман задуматься о дальнейшей судьбе Корана. Это случилось после того, как произошло сражение (главнокомандующим в котором был Халид бин ал-Валид) с Мусайлимой, объявившим себя пророком. В этом бою погибло много чтецов Корана. После этого Умар пришёл к Абу Бакру (да будет доволен Аллаh ими обоими) и сказал: «Я боюсь, что такие сражения унесут жизни ещё многих чтецов, и тогда многие откровения из Корана будут утеряны». После долгих объяснений Умар смог убедить его, что необходимо собрать Коран в виде единого свитка.
Эту трудную миссию Абу Бакр поручил Зейду бин Сабиту (زيد بن ثابت). Вот как об этом говорит сам Зейд: «Клянусь Аллаhом, мне легче было бы, если меня попросили перенести гору с одного места на другое, чем собрать Коран».
Когда Зейд бин Сабит собирал Коран в единую книгу, к нему приходил каждый сподвижник с двумя свидетелями и передавал ему аяты Корана, а свидетели подтверждали его слова.
Только два аята в Коране записаны без 2-х свидетелей: 23 аят в суре ал-Ахзаб(الأحزاب) и 128 аят в суре ат-Тауба(التوبة ). Их передал Абу Хузейма, а его свидетельство, как сказал Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), равно свидетельству двух мужчин.
Таким образом, аяты Корана были собраны в единую книгу.
Во времена правления Усмана бин Аффана, третьего праведного халифа, в 25 году по хиджре произошли серьезные разногласия между мусульманами по поводу чтения Корана.
Передается от Анаса бин Малика, что Хузейфа бин ал-Яман пришёл к Усману после того, как вернулся с войсками с территории современных Армении и Азербайджана, и начал жаловаться Усману, что среди мусульман начались раздор и разногласие между собой в чтении Корана. (Ал-Блазарий-фатх ал-булдан, стр.195)
Тогда Усман приказал 4-м сподвижникам -
Зейду бин Сабиту
АбдуЛлаhу бин Зубейру
Са’иду бин ал-Аасу
Абдурахману бин ал-Харису
- собрать все копии Корана, которые были на руках у людей и сжечь их, а затем переписать свиток Корана в 5 экземплярах, сохранив запись Корана только в одном чтении, чтобы положить конец разногласиям между чтецами Корана.
Эти четыре сподвижника переписали 5 экземпляров с Корана, который находился у Хафсы. Один экземпляр остался у Усмана, а остальные 4 экземпляра были отправлены в разные стороны государства с чтецами Корана. Все остальные копии Корана были сожжены.
В хадисе, который приводит имам Аль-Бухари (да будет доволен им Аллаh) в «Фатх ал-Барий» под номером 4984 от Анаса бин Малика, говорится, что Усман приказал 4-м сподвижникам:
Зейду бин Сабиту
АбдуЛлаhу бин Зубейру
Са’иду бин ал-Аасу
Абдурахману бин ал-Харису
- переписать Коран на диалекте курайшитов, т.к. Коран был ниспослан на их диалекте.
В следующие века Коран копировали с экземпляра Усмана, который он посылал в разные стороны государства.
Конечно, шрифт, которым сейчас написан Коран, первоначально таким не был. Постепенно начали появляться различные виды арабской письменности. Коран прошёл несколько стадий по развитию шрифта, пока дошёл до наших дней.
1-я стадия – запись Коран без точек и без огласовок
2-я стадия – расстановка огласовок, указывающих на гласные звуки
Первым, кто расставил точки, был ученик сподвижников Абу аль-Асвад ад-Дуали. Он сделал это следующим образом:
- точка над буквой означала огласовку аль-фатха;
- точка под буквой – огласовку аль-касра;
- точка между частями буквы – огласовку ад-дамма;
- две точки означали сукун.
3-я стадия – диакритические точки
Первыми, кто расставили эти точки, были Наср бин Асим и Хайй бин Йаамур.
4-я стадия – Аль-Халиль бин Ахмад ал-Фарахиди добавил около 8 знаков:
1. Аль-фатха;
2. Аль-касра;
3. Ал-дамма;
4. Ас-сукун;
5. Ал-шадда;
6. Мадд сала;
7. Хамза кат’а;
8. Хамза васль.
После этого начали ставить заголовки и разделительные знаки между сурами и разделили Коран на 30 частей (джузов), каждый джуз, в свою очередь, – ещё на 2 части (хизб), а каждый хизб – на 4 части (руб’). Помимо этого были поставлены формальные обозначения концов аятов.
К концу 3 века по хиджре развитие арабской каллиграфии достигло апогея, и остановилось на том этапе, которому мы с вами являемся свидетелями.
Все эти стадии развитии арабской письменности возникли из-за необходимости в обучении правильному чтению Корана мусульман, не владевших арабским языком.
Таким образом, запись Корана претерпела за свою историю ряд серьезных изменений. Единый официальный канонический свод Корана, называемый Османов Кодекс (Хатт Усманий), был составлен только при третьем халифе Усмане (да будет доволен им Аллаh). Так были созданы необходимые условия для передачи правильного чтения. Начиная с одиннадцатого века Коран стали записывать стилем ан-насх. Первым, кто это сделал, был Аль-Вазир бин Мукли’ (умер в 324 г. по хиджре).