Перейти к содержимому

Close
Фотография

Вскрытие трупов для изучения медицины


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 8

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 20 сентября 2011 - 16:48

bismi

Изображение

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content



Вопрос #92820: Вскрытие трупов для изучения медицины.

Я обучаюсь в медицинском факультете и желаю стать, с соизволения Аллаха, успешным врачом. Однако, в своей учебной работе я сталкиваюсь с одной проблемой. Как студент, я иногда должен бываю проводить вскрытие мёртвых человеческих тел. Таким образом мне приходится оголять различные части тел и резать их. Является ли это дозволенным? Я не хочу поступать вопреки шариату, и поэтому жду наставления

Ответ Вся хвала принадлежит Аллаху!

Исламскими научными собраниями и комитетами были проведены расширенные исследования для установления правового статуса анатомирования человеческих трупов в научно-медицинских целях. Причина тому – столкновение в этом вопросе двух основополагающих принципов:

1) неприкосновенность умершего человека и категоричность законоположений шариата, обязывающих проявлять к нему почтение и уважение;
2) насущная необходимость, которая во многих ситуациях требует проведения вскрытия.

Здесь мы изложим научно-правовые заключения, вынесенные по этому вопросу исследовательскими советами и некоторыми современными учеными, в соответствии с которыми, по сути, нет греха в том, чтобы с целью изучения и преподавания медицины использовать в анатомировании мертвые тела людей, при условии, чтобы не было использовано тело такого человека, чье право на жизнь охраняется шариатом, и чтобы при этом не были превышены пределы надобности и необходимости.

В резолюции Совета по исламскому праву в Мекке, со ссылкой на «фикх ан-навазиль» аль-Джейзани, указано:

«В связи с крайней необходимостью, требующей вскрывать тела умерших, и при которой важность пользы от результатов вскрытия превышает важность вреда от нарушения неприкосновенности мертвого человека, на заседании Совета по исламскому праву Международной исламской лиги вынесено следующее определение:

1. Разрешается вскрывать трупы людей в целях:
а) установления обстоятельств смерти или обстоятельств совершенного преступления при расследовании уголовного дела, когда для судьи становится затруднительным выявления причин прекращения жизни и он сочтет, что для их установления требуется проведение вскрытия;
б) распознания болезней с целью их предупреждения и изготовления лекарственных препаратов для их лечения, когда это можно осуществить только в результате вскрытия;
в) преподавания медицины и её изучения, как это практикуется в медицинских учебных заведениях.

2. При проведении вскрытия в рамках обучения, предусмотрены следующие ограничения:
а) Если личность умершего известна, то анатомировать его тело допустимо только при наличии данного им перед своей смертью разрешения на это, либо при наличии разрешения на это его наследников после его смерти, а тело того, чьё право на жизнь не охраняется шариатом, следует вскрывать только при наличии крайней необходимости.
б) Обязательно ограничиваться только пределами крайней необходимости и не наносить телу покойного ненужных повреждений.
в) Вскрытием женских трупов могут заниматься только женщины врачи. Мужчинам можно вскрывать женские трупы только в том случае, если не найдутся врачи женщины.

3. Во всех случаях отсеченные части тела в обязательном порядке подлежат захоронению» (конец цитаты).

В книге «аль-бухус аль-‘ильмийа» Совета больших ученых КСА (2 / 83 – 84) написано:

«Вскрытие бывает трёх видов:

1) Вскрытие для нужд расследования уголовного дела;
2) Вскрытие для исследования эпидемических заболеваний, чтобы использовать результаты вскрытия для создания эффективных мер предосторожности от этих заболеваний;
3) Вскрытие в образовательных целях: для нужд обучения и преподавания.

Завершив прения, обсуждение мнений и исследование вопроса, на заседании Совета принято:

Касательно первого и второго вида, Совет считает, что дозволение этих видов отвечает многочисленным интересам в сфере безопасности, справедливости и защиты общества от эпидемических заболеваний. Вред от нарушенного вскрытием почтения к телу не представляет значимости по сравнению с многочисленными и всеобщими интересами, которые соблюдаются посредством этого.

Поэтому собрание единогласно определило признать дозволенным вскрытие человеческих трупов по этим двум основаниям, вне зависимости от того, будет ли вскрываемое тело телом такого человека, чье право на жизнь охранялось шариатом, или же нет.

Что касается третьего вида, а это – вскрытие для нужд обучения, то исходя из того, что исламский шариат пришел, чтобы соблюсти и расширить интересы людей, чтобы исключить и сократить вред, чтобы посредством совершения наименьшего из двух зол можно было избежать наихудшего из них, и чтобы при столкновении различных польз предпочтение было отдано более приоритетной из них, а также исходя из того, что анатомирование трупов животных не может служить заменой анатомирования человеческих трупов, и из того, что в анатомировании содержится много пользы для научного совершенствования в различных областях медицины, собранием было определено:

Вскрытие человеческого трупа в общем не запрещено. Однако, исламский шариат заботится об обеспечении почтительного отношения к мёртвому мусульманину также, как забоится об этому в отношении живого мусульманина, что подтверждается хадисом, который передают имам Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджах со слов ‘Аиши, – да будет доволен ею Аллах! – о том, что Пророк – мир ему и благослвоение Аллаха! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».

Анатомирование же является пренебрежением к его неприкосновенности. Да и к тому же, необходимость в анатомировании в данном случае может быть реализована и с использованием трупов людей, чьё право на жизнь не охранялось шариатом. Поэтому собрание считает, что в данном случае достаточно ограничиться вскрытием только таких трупов и не трогать тела тех, чье право на жизнь шариат охраняет» (конец цитаты).

В Собрании фетв Ибн База (22 / 349) указано:

«Если покойный при жизни был тем, чье право на жизнь охраняется шариатом, не зависимо от того, мусульманин это или неверующий, мужчина или женщина, то не разрешается анатомировать его, так как это является скверным отношением к нему и посягательством на его почтенность. В хадисе, который приводит Абу Дауд (2792), сообщается, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Ломать кости мёртвого – это то же, что и ломать кости живого».

Если же он будет не из тех, чьё право на жизнь охраняется шариатом, как например, вероотступник или враг, то я не вижу греха в том, чтобы анатомировать его тело в медицинских интересах» (конец цитаты).

А Аллах же знает лучше!



#2 Muslimah

Muslimah

    Умм Саид

  • Модераторы
  • 1 520 сообщений

Отправлено 20 сентября 2011 - 17:44

:::66as вот у меня такой вопрос в связи с этим... человек подвергается в могиле мучениям и испытаниям и как его тело , так и душа страдают, а что насчет морга тоже самое?

#3 ~elmira~

~elmira~
  • Администраторы
  • 1 739 сообщений

Отправлено 21 сентября 2011 - 04:23

:::66as

вот у меня такой вопрос в связи с этим... человек подвергается в могиле мучениям и испытаниям и как его тело , так и душа страдают, а что насчет морга тоже самое?


интересный вопрос ухти...

#4 Ищущая_знаний

Ищущая_знаний

    Счастливая мама двух малышей

  • Мусульманка
  • 1 406 сообщений

Отправлено 21 сентября 2011 - 07:35

:::66as

вот у меня такой вопрос в связи с этим... человек подвергается в могиле мучениям и испытаниям и как его тело , так и душа страдают, а что насчет морга тоже самое?


интересный вопрос ухти...

Мне тоже интересно....
Вообще познавательная статья... :JazaakiAllaahuKhairan:

#5 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 21 сентября 2011 - 12:33

:::66as

вот у меня такой вопрос в связи с этим... человек подвергается в могиле мучениям и испытаниям и как его тело , так и душа страдают, а что насчет морга тоже самое?

:365178:


Вопрос:

Относятся ли мучения в могиле к явным или сокрытым? По какой причине они сокрыты от человека?

Ответ:

Вся Хвала Аллаху

Шейх Мухаммад ибн Усеймин (да простит его Аллах) сказал:

Мучения в могиле относятся к сокрытому (от человека).
Как много людей испытывают мучения в могиле, но мы не осознаем этого,
как много из их соседей благословенны тем, что им открыты двери в Рай, но мы не осознаем этого.
Что творится в могилах известно лишь Ведающему о Сокрытом.

Мучения в могиле относятся к вопросам сокрытого (от человека), и если бы не было ниспослано об этом Пророку (да будет мир над ним и благословение Аллаха), мы бы ничего об этом не узнали.

Когда иудейка зашла к Айше, и сказала, что люди будут подвергаться мучениям в могиле, Айша была удивлена, и спросила об этом Пророка (да будет мир над ним и благословение Аллаха) и он подтвердил это. Но Аллах может показать мучения могилы тому из своих рабов, кому пожелает, как Он показал Своему Пророку (да будет мир над ним и благословение Аллаха) двух мужчин, подвергающихся мучениям: одного по причине роспуска злостных сплетен, другого по причине не очищения от мочи ненадлежащим образом.

Причины, по которым этот вопрос относится к сокрытым:

1. Аллах Самый Милостивый из тех кто оказывает милость, ибо если бы мы увидели мучения могилы, наша жизнь была бы полна страданий, потому что если бы человек знал что его отец или сын, супруг или родственник испытывает на себе наказание в могиле и он не может уберечь его, то он бы погрузился в страдания и не смог бы найти покой. Так что это благословение от Аллаха.

2. Это было бы бесчестием для умершего (раскрыть его мучения). Если Аллах скрыл его грехи, о которых мы не знали, и это оставалось между ним и Аллахом, и после его смерти Аллах показал бы нам его испытания в могиле, то это было бы большим позором для него. Скрывание наказаний в могиле милость Аллаха по отношению к умершему.

3. Было бы сложно похоронить умершего, как было передано от Пророка (да будет мир над ним и благословение Аллаха): «Если бы вам не надо было хоронить друг друга, я бы попросил Аллаха дать вам возможность слышать мучения в могиле». Передано Муслимом, 2868.
Это говорит о том, что стало бы сложно хоронить людей и люди перестали бы это делать, хотя если человек достоин наказания, то он будет наказан, даже если он будет лежать на поверхности земли. Но люди могли бы вообразить что наказание будет только после того как человек захоронен, и они перестали бы хоронить друг друга.

4. Если бы все это было доступно нашим глазам, у веры не было бы смысла, потому что все было бы явным, и никто не смог бы это отрицать. И это привело бы к тому что все люди уверовали, как Аллах сказал (перевод смысла):
«Когда они узрели Наше наказание, они сказали: "Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!" Cура Гафир 40: 84.

И люди услышав и увидев тех, кто был похоронен, услышав их крики, уверовали бы и никто из них не остался бы неверующим, так как убедились бы, что наказание это истина и увидели бы это своими собственными глазами, как будто это происходило с ними.
Но мудрость Аллаха велика, и тот является истинно верующим, кто верит с большей убежденностью в то, что Аллах раскрывает ему, чем в то, что он видит собственными глазами, ибо, то о чем говорит Аллах, не может быть недоразумением или ложью, но то, что видят глаза, может быть всего лишь иллюзией.


Сколькие из людей клялись, что они видели полумесяц, когда на самом деле это была звезда; сколькие из них видели новую луну, которая, впоследствии, оказывалась седым волоском на их бровях; сколько раз, увидев тени, им казалось, что кто-то приближается к ним, а это оказывалась тень от пальмы; сколькие видели неподвижные предметы движущимися, и наоборот. Но то, о чем нам говорит Аллах не должно иметь никаких сомнений в подлинности Его слов.


Мы просим Аллаха сделать нас и вас стойкими, ибо то о чем Аллах раскрывает нам по этому вопросу, намного серьезнее того, что мы можем увидеть (на самом деле), и сокрытие этого от нас в наших же интересах.

И Аллах ведает лучше.

Мажму Фатава аль- Шейх ибн Усеймин ( да простит его Аллах), 2/32.

Please Login or Register to see this Hidden Content



#6 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 21 сентября 2011 - 12:38

:::66as
сестры, жизн в могиле - ето не такая жизн как на яву и в мире етом.
Жизн после смерти(а именно то что предопределил Аллах для каждого умершего в могиле в БАРЗАХЕ)- ето спрос и испытания, и для кого то наказание.
И то как наказывает Аллах посредством ангелов в могиле и после смерти мы не можем представит и сравнит с тем, как кого то либо из нас после смерти какои то человек будет резат или расчленят.
Человек после смерти уже не чувствует что с ним делаыут, его могут сожжеч, или разрезат на куски и тп В МИРЕ ЕТОМ, но в Барзахе все по другому и ето знает лиш Аллах , то как мы будем ето чувствоват там. Но покоиник почувствует как будут его пытат во время спроса после смерти ангелы. Ето один из пунктов веры.
Ето скрыто от нас как именно он будет чувствоват ИМЕННО НАКАЗАНИЕ ИЛИ БЛАЖЕНСТВА В МОГИЛЕ.

#7 Muslimah

Muslimah

    Умм Саид

  • Модераторы
  • 1 520 сообщений

Отправлено 21 сентября 2011 - 18:21

:JazaakiAllaahuKhairan: Админка значит это разные вещи ....

#8 Рахьи

Рахьи

    Аль-Ислам

  • Мусульманка
  • 2 181 сообщений

Отправлено 21 сентября 2011 - 19:42

Ва алайкум ассалам...баракаЛлаху фикум....очень интересная фатва...

#9 Ищущая_знаний

Ищущая_знаний

    Счастливая мама двух малышей

  • Мусульманка
  • 1 406 сообщений

Отправлено 22 сентября 2011 - 10:09

:JazaakiAllaahuKhairan:




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика