Перейти к содержимому

Close
Фотография

Пост в Рамадан-Советы беременным и кормящим сестрам.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 76

#1 УммСальма

УммСальма
  • Мусульманка
  • 1 976 сообщений

Отправлено 08 сентября 2009 - 18:25

Лучше ли для беременных и кормящих грудью женщин не поститься, если это слишком трудно для них?

Хвала Аллаху.

Во-первых:

Кто бы ни изучал постановления о посте, найдет, что Аллах предписал это как кое-что, чтобы быть совершено в облегченной форме, и что легкое отношение к этому является тем, что Аллах любит. Следовательно Аллах говорит в айатах относительно участия в посте (интерпретация значения):

" В месяц рамадан был ниспослан Куран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. "
[Корова 2:185]

Если затруднение участия в посте достигает такого уровня, что есть опасение нанести себе вред, то в этом случае поститься харам. Пророк (мир ему и благословение Аллаха ) сказал относительно путешественника, который постился даже при том, что это было очень трудно: "Это - несправедливость к посту при путешествии. " Передано Аль Бухари, 1946; Муслимом, 1115.

И он (мир ему и благословение Аллаха ) сказал, когда некоторые из сахабов постились в пути, хотя это было очень трудно: "Они - непослушные, они - непослушные. " Передано Муслимом, 1114.

Аль Навави сказал:

Это, как мы понимаем, относится к тем, кто вредил себе, держа пост. Конец цитаты.

Рассказывается, что Аиша (да будет Аллах милостив к ней ) сказала: "Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) никогда не давали выбор между двумя вещами, но он выбирал то, что легче из двух, если это не было грехом; если бы это был грех, он держался бы от этого дальше, чем все остальные люди."

Передано Бухари, 3560; Муслимом, 2327.

Аль Навави (да будет Аллах милостив к нему ), сказал:

Это указывает на то, что это - мустахаб выбирать то, что более легкое, если это не харам или макрух. Конец цитаты.

Ахмад (5832) передал, что Ибн Умар (Да будет Аллах милостви к нему ), сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха ) сказал: "Аллах любит, когда принимают то, что Он облегчил, и Аллах ненавидит, когда Ему не подчиняются.. "

Шейх Албани подтвердил достоверность этого хадиса в Ирва аль Калил, 564.

Это свидетельство указывает на то, что чем легче акт поклонения для человека, тем ближе это предписаниям Шариата.

Во-вторых:

Ученые заявили, что для больного человека, для которого участие в посте тяжело, не поститься.

Аль Куртуби (2/276) сказал: Это - мустахаб для него не поститься и никто не постится в этих случаях, кроме тех, кто игнорирует это.

Конец цитаты.

Ибн Кудама (да будет Аллах милостив к нему ), сказал в Аль Мугни (4/404): Участие в посте для больного человека, для которого пост труден – макрух.

Шейх ибн Усеймин (да будет Аллах милостви к нему ) сказал в Аль Шарх аль Мумти (6/356):

Таким образом мы можем видеть ошибку некоторых из тех, кто постится, несмотря на то, что это трудно для них или может вредить им, но они отказываются прерывать их пост. Мы говорим: Они допускают ошибку, не принимая доброту Аллаха и уступки, которые Он предоставил, нанося себе этим вред. Аллах говорит (смысловой перевод):

"И не убивайте самих себя"

[Женщины 4:29]

Конец цитаты.

См. также вопрос Номер 1319.

Таким образом ясно, что, если участие в посте является слишком трудным для беременных и кормящих грудью женщин, лучше для них не поститься. Фактически ученые ясно заявили, что это - харам для них поститься, если участие в посте будет вредить плоду или ребенку.

Аль Джасас сказал в Ахкам аль Коран (1/252):

Или беременные и кормящие грудью женщины будут вредить себе, участвуя в посте, или будут вредить своим детям. В любом случае, не держать пост лучше для них, и пост не позволяется в этих случаях. Если пост не будет вредить им или их детям, то они должны поститься, и не допустимо для них его прерывать.

Он также сказал (1/307):

Те, кто болен, и женщины, которые являются беременными или кормящими грудью, и каждый ,кто боится, что ему или его ребенку будет нанесен вред, постясь, не должен держать его, потому что возможно, что вред и затруднение участия в посте являются своего рода трудностью. Аллах заявил в Куране, что Он не хочет причинять нам трудности. Это является аналогичным сообщению, что, когда Пророку (мир ему и благословение Аллаха ) давали выбор между двумя вещами, он всегда выбирал то, что легче из двух.

Ибн Мафлих сказал в Аль Фуру (3/35):

Это - макрух для беременных и кормящих грудью женщин поститься, если есть опасение, что им или их детям может быть нанесен вред.

Ибн 'Акил сказал, что, если беременная или кормящая грудью женщина боится за беременность или грудного младенца, не допустимо поститься, и она должна предложить фидйу. Если нет такого опасения, тогда не допустимо для нее не поститься.

Шейх Ибн Баз (да будет Аллах милостив к нему ), сказал:

Постановление для беременных и кормящих грудью женщин такое же, как и для тех, кто болен; если для них трудно поститься, то им предписано не держать пост.

Тухват аль ихван би Аджвабах Мухимма би Аркан аль Ислам.

А Аллах знает лучше.
Ислам Q*A


#2 zainab

zainab
  • Мусульманка
  • 165 сообщений

Отправлено 08 сентября 2009 - 18:50

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Обязаны ли женщины возмещать пост,
пропущенный по причине беременности и кормления грудью?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ, и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
В связи с многочисленным разногласием вокруг поста беременной и кормящей грудью, мно-гих мусульманок интересует вопрос, что должны делать беременная и кормящая, обязаны ли они поститься или нет, и необходимо ли им возмещать пост в том случае, если им дозволенно не поститься. С соизволения Аллаха на эти вопросы будут даны ответы с доводами всех сторон.

О том, что беременная и кормящая могут прервать пост в случае необходи-мости
От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.
Беременная и кормящая грудью могут не соблюдать пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод или пропажу молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Однако, если они способны поститься, то им запрещено оставлять пост, ибо Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакъара 2: 184).
Ибрахим ан-Наха’и рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к ‘Алькъаме и сказала: “Я беременна, но я в состоянии соблюдать пост, однако мой муж запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сказал ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся своего мужа!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн ‘Акъиль сказал: “Если беременная и кормящая опасаются за плод и ребенка, то им не следует поститься, а если они не опасаются, то им запрещено не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
Таким образом, беременная и кормящая могут не соблюдать пост лишь в случае опасения, а не просто по причине кормления или беременности, как это полагают многие.

Примечание:
Если у беременной женщины происходит выкидыш плода в стадии формирования различ-ных частей тела, таких как голова или рука, то подобный случай рассматривается как послеродовое кровотечение (ан-нифас), и женщина не постится. Если выкидыш произошел на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то женщина считается в положении истихада (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять свой пост. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.

Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и корм-ления грудью?
Относительно данного вопроса среди ученых существует пять распространенных мнений, правильным из которых является только одно, поскольку истина одна, а разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик говорил: “Клянусь Аллахом истина лишь одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не могут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.
Рассмотрим подробно мнения всех сторон:
Первое мнение состоит в том, что беременная и кормящая обязаны возместить пост и кор-мить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402. Однако некоторые шафииты и ханбалиты считали, что если они не постятся из-за страха за себя, то они должны просто возместить пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Второе мнение состоит в том, что беременная просто возмещает пропущенные дни поста, а кормящая возмещает и кормит за каждый день бедняка. Это одно из мнений имама Малика и многих шафиитов. См. «аль-Маджму’» 6/273.
Первые два мнения не имеют основы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из спод-вижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи говорил: “Мы не знаем никого, от кого бы достоверно передавалось необходимость объединять оба положения: кормление бедняка и возмещение поста, кроме имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.

Третье мнение состоит в том, что беременная и кормящая просто обязаны возместить про-пущенные дни поста, не кормя бедняков. Это мнение Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу Саура и Абу ‘Убайда. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Также этому мнению отдали пред-почтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.
Они говорят, что основа в шариате Всевышнего – это обязанность соблюдать пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение также к беременным и кормящим, поскольку нет для них никаких исключений. И в связи с этим они обязаны возместить пропущенные дни поста также как и любой, кто не соблюдал пост по уважительной шариатской причине.
Также их доводом являются следующие аналогии:
Хадис: «Великий и Всемогущий Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста».
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наряду с путником, а путник обязан возместить пропущенный пост.
Также они сравнивают их с больным, поскольку больной не поститься из-за опасения за себя, а больной также обязан возместить пост.

Четвертое мнение состоит в том, что беременная и кормящая и не возмещают пост, и не кормят бедняков. Это мнение имама Ибн Хазма, и ему отдал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138.
Их мнение состоит в том, что в шариате Всевышнего Аллаха есть дозволенность не соблюдать пост по причине кормления и беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост только пяти категориям людей, а это: путник, больной, вызвавший рвоту сознательно, женщина у которой месячные или послеродовое течение. Упомянув это Ибн Хазм сказал: “Ни один человек не имеет права обязывать тем, с чем не пришел текст из Корана или Сунны или на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, после чего он прочитал следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (ат-Талякъ 65: 1).

И пятое мнение состоит в том, что беременная и кормящая не должны поститься, а должны накормить за каждый пропущенный день одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, а также за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ибн ‘Аббас в отношении толкования аята: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), сказал, что он отменен велением поститься, а затем добавил: “Установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост , а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Ибн ‘Аббас также говорил: “Если беременная опасается за себя, а кормящая грудью боится за своего ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за каждый пропущенный день бедняка, и они не должны возмещать свой пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Также сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал беременной женщине: “Ты из числа тех, которые могут поститься с трудом, поэтому на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Также сообщается, что однажды Ибн ‘Умар увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей: “Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост”. Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Также говорили такие известные последователи (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къата-да: “Не постится беременная, которая опасается за свое дитя и не постится кормящая, которая опасается за свое дитя. Они должны за каждый пропущенный день кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

Вывод
Как мы видим, из пяти упомянутых мнений самым сильным и наиболее аргументированным является пятое мнение, заключающееся в том, что беременная и кормящая не должны возмещать пост, а должны кормить за каждый пропущенный день одного бедняка.
Это мнение является самым сильным по следующим причинам:
Во-первых, оно является мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были свидетелями ниспослания Коран и которые лучше всех знают о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд говорил: “Самый лучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад достоверный.
Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное мнение или понимание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.
В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспосла-ния и его отмене, также указывает на то, что это является установлением шариата, а не его лич-ным мнением, и в науке хадисоведения этот принцип хорошо известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.
В-четвертых, даже если это мнение останавливается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их мнение больше заслуживает того, чтобы ему следовать. Тем более нет достоверных сообщений, чтобы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в противоречие сподвижникам чье-либо мнение, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), не дозволено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнению, то никому после них не дозволено вводить по данному вопросу третье мнение. Также как если сподвижники объединились в одном вопросе, не дозволено идти им в противоречие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.
Однажды Са’ида ибн аль-Мусайиба спросили о каком-то вопросе, и он сказал: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а моему мнению нет места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.
Имам Абу Ханифа говорил: “Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его спросили: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сказал: “Оставьте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его опять спросили: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.
Ибн Мас’уд говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям, но если тебе придется это делать, то подражай умершим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

Разъяснение некоторых сомнений
Ответ на третье мнение и аналогию в сравнении беременной и кормящей с путником или больным: Во-первых, на возмещение поста путниками и больными указывает сам Аллах, сказав-ший: «А тот, кто болен или находится в пути, то пусть поститься число других дней» (аль-Бакъара 2: 185). Однако на то, что кормящая и беременная обязаны возместить свой пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.
Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упомина-ются наряду с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им следует возмещать свой пост, то правильность этой аналогии сомнительна. Смысл того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наряду с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но даже если проводить аналгию между путником и беременной и кормящей в этом хадисе, то можно сказать: Ведь путник, который сокращает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Точно также можно сказать, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей не указывает на то, что они обязаны возмещать свой пост. См. “Ахкаму-нниса” 37, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ответ на третье мнение, что беременным и кормящим не следует ни возмещать пост, ни кор-мить бедняка состоит в том, что это мнение можно было бы принять в случае отсутствия указа-ний от сподвижников. То, что они передают о кормлении и не возмещении поста беременными и кормящими не просто их мнение, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Далее, некоторые ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас пошел в противоречие остальным спод-вижникам посчитав, что аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не является отмененным.
Дело в том, что когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность поститься, Он разрешил им либо поститься, либо накормить за каждый пропущенный день одного бедняка, сказав: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).
Пост был непривычен для мусульман и поэтому Милосердный Аллах вместо категорического повеления, дал выбор Своим рабам между соблюдением поста и кормлением бедняка. Впоследствии Аллах в обязательном порядке обязал поститься, каждого кто способен, сказав: «А поститься лучше для вас, если бы вы только знали!», и сказав: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 184, 185).
История об этом передается в хадисах от многих сподвижников среди которых Ибн ‘Умар и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.
Однако дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он говорил: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). Однако установлено для старого мужчины и женщины, которые не способны соблюдать пост, а также для беременной и кормящей, которые опасаются (за детей) кормление одного бедняка за каждый пропущенный день”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Таким образом нам стало ясно, что Ибн ‘Аббас не шел в противоречие сподвижникам об от-мене аята о кормлении бедняка, и видим что ему известно было об этом как и другим, однако он указывает на исключение из этого, в отношении каких категорий людей этот аят не отменен.
Также это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, который рассказывал: “Что касается поста, то когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня каждый месяц и в день ‘Ашура. Затем Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сказав: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас» (аль-Бакъара 2: 183). Затем Аллах ниспослал другой аят: «В месяц рамадан был ниспослан Коран как верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для больного и путника. И Он также установил кормление бедняка для старого человека, который был не способен соблюдать пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Мы видим, что Му’аз также делает исключением старого человека из общего веления поститься, и в том, что неспособный поститься старый человек не соблюдает пост, а кормит за каждый день бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое можно отнести к беременным и кормящим грудью, поскольку об их исключений из общего говорил Ибн ‘Аббас. Так же и Ибн Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, говорит о том, что беременные и кормящие должны кормить бедняка, а не возмещать пост.
Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отмене-ны, однако они не отменены в отношении старого человека, которому тяжело поститься, бере-менной и кормящей грудью женщины. Сообщения от сподвижников об отмене этого являются обобщенными, а сообщения о старом человеке, беременной и кормящей конкретизируют и де-лают исключение из обобщенного веления. Имам аль-Къуртуби сказал: “Достоверно передается от Ибн ‘Аббаса, что этот аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых людей (старого человека, беременной и кормящей). И первое мнение, что этот аят отменен, тоже правильное. Однако речь тут идет об отмене аята, в котором есть исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126.
Подобное исключения из общего никто не мог сделать из сподвижников, кроме как опираясь на Сунну, и это правило хорошо известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.
Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас могли говорить беременным и кормящим: “Вы из числа тех, «которые способны поститься с трудом» (аль-Бакъара 2: 184)” ат-Табари 2/125, ад-Даракъутни 250, тогда как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята, если Сунна не делала беременных и кормящих исключением так же, как и старого человека, которому трудно поститься?!
Также одним из сомнений относительно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. При этом они опираются на слова имама аль-Джасаса, который в своем тафсире сказал: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сказал: «Беременная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сказал: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны и кормить бедняка и возмещать пост»”.
Однако имам не упомянул иснад этих сообщения. Есть сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар считал, что беременная и кормящая должны и возмещать пост и кормить бедняка, однако они не достоверны от него. Достоверно от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за каждый пропущенный день бедняка. См. “аль-Истизкар” 3/365.
А сообщений от ‘Али с иснадом вообще не имеются. Но даже если сообщение от ‘Али: «Бере-менная и кормящая обязаны возместить пост и им не следует кормить бедняка» и было бы достоверным, ему не может отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’!
На самом же деле достоверно неизвестно, чтобы вообще кто-либо из сподвижников противо-речил Ибн ‘Аббасу в этом вопросе, как сказал это имам Ибн Къудама. См. “аль-Мугъни” 3/21.
Также следует отметить, что если слова или поступок сподвижника не являются следствием его иджтихада и неизвестно, что бы кто-либо из других сподвижников ему возразил, то это явля-ется доводом в Исламе, который необходимо принять, и именуется как иджма’у сукути! Относи-тельно этого все последователи (таби’ун) и имамы были единогласны кроме тех, кто отклонился от истины в данном вопросе, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и некоторые ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.
Подытоживая, следует еще раз упомянуть, что сообщения от сподвижников по поводу поста беременной и кормящей имеют положение марфу’. И среди ученых мухаддисов нет разногласия, что подобные достоверные сообщения от сподвижников, которые делают толкование Корана и указывают на исключение из общего, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим доводам не могут противостоять аналогия и слова ученых.
Это мнение является самым аргументированным и справедливым из всех существующих.

Чем следует кормить бедняка?
Старый человек, беременная и кормящая одинаковы в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за каждый пропущенный ими пост одного бедняка половиной са’ или одним муддом еды, что примерно соответствует полутора килограмму.
Ибн ‘Аббас сказал: “Когда старый человек не может соблюдать пост, он кормит каждый день бедняка одним муддом еды”, в другой версии сказано: “Кормит половиной са’ пшеницы”. ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.
От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн Умара , который на вопрос поста беременной, которая опасается за своего ребенка сказал: “Она не поститься, и кормит за каждый день бедняка одним муддом пшеницы”. аль-Байхакъи 4/230. Иснад достоверный.
Однако можно накормить бедняка и готовой едой, как это делал Анас. Сообщается, что “когда Анас состарился и не мог соблюдать пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех”. ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Имам аль-Бухари сказал: “Если старый человек не способен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, который после того, как состарился кормил бедняка каждый день мясом и хлебом”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/345.
Таким образом, можно кормить и раздавать беднякам любую еду.
Также можно давать одному и тому же бедняку еду, которая является искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков или раздать еду можно как в начале месяца Рамадана, так и в середине или в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.
Если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама говорил: “Если старый мужчина или женщина не могут кормить бедняка, то им ничего не следует делать, ибо «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.
То же самое относится к беременным и кормящим, которые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

Не дозволено выплачивать деньги вместо еды!
Это положение подобно и закяту аль-Фитр, который необходимо выплачивать именно продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан говорил: “Следует кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а половина са’ – это приблизительно полтора килограмма. Бедняка следует кормить именно едой, а не выплачивать деньги, поскольку Всевышний Аллах сказал: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана указывает именно на еду!” См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Подготовлено редакцией сайта
«www.ToIslam.com»


#3 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 03 июля 2011 - 14:00

БЕРЕМЕННАЯ И КОРМЯЩАЯ ЖЕНЩИНЫ

Если беременная и кормящая женщина разговелись в месяц рамадан

Вопрос: Что должны сделать беременная или кормящая женщина, если она разговелась в месяц рамадан? И сколько нужно риса, чтобы накормить одного человека?

Ответ: Беременной или кормящей женщине разрешено розговенье в дневное время месяца рамадан только по уважительной причине. Если розговенье произошло по уважительной причине, то им необходимо возместить дни, когда пост нарушался, так как Всевышний сказал о больном: "...но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..." Беременная и кормящая женщины приравниваются по своему положению к больным.

Если же женщины нарушили свой пост из-за боязни за младенца, то наряду с возмещением они обязаны накормить по одному бедняку за каждый пропущенный день поста. Для кормления бедных используются пшеница, рис, финики или любая другая обычная человеческая пища. Некоторые богословы считают, что женщинам в таком случае достаточно возместить те дни, в которые они не постились, потому что о необходимости кормления ими бедных нет свидетельства в Книге Аллаха и Сунне. В соответствии с мазхабом Абу Ханифы основой является чистота совести для наличия соответствующего доказательства, а этот мазхаб достаточно силён.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин



Вопрос:

Я читала, что допустимо беременным женщинам и кормящим грудью матерям не поститься, и что они могут накормить бедных и не должны восполнять пропущенные дни. В качестве доказательства они приводили сообщение, рассказанное от Ибн ‘Умара. Насколько это верно? Пожалуйста, ответьте с далилем. Да благословит вас Аллах.

Ответ:

Хвала Аллаху!

Ученые разошлись во мнениях относительно постановлений о беременных и кормящих грудью матерях, если они не постятся. Есть несколько мнений :
1) Они должны только восполнить пост[. Это – мнение Имама Абу Ханифы (да помилует его Аллах). Среди сахабов, этого мнения придерживался ‘Али ибн Аби Таалиб (да будет доволен им Аллах).
2) Если они боятся за себя, они должны только восполнить пост, и, если они боятся за их детей, тогда они должны восполнить пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Это – мнение Имама аль-Шафии и Имама Ахмада. Аль-Джассас также передал это от Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах).
3) Они должны только накормить бедняков, и не должны восполнять пост. Среди сахабов, это было мнением ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах). Ибн Кудама также рассказывал это в аль-Мугни (3/37) от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах).
Абу Дауд (2318) передал от Ибн ‘Аббаса и ‘Али, что эта фраза – те, кому трудно поститься [аль-Бакара 2:184], была уступкой, предоставленной старикам и старухам, которым трудно поститься, разрешая им не поститься и кормить одного бедняка взамен каждого пропущенного дня. То же относится и к беременным и кормящим грудью женщинам, если они боятся.
Абу Дауд сказал: «То есть, боятся за их детей – тогда они могут не поститься и им можно вместо этого накормить (бедных)».
Ан-Навави сказал: «Его иснад – хасан».

Также рассказано от аль-Баззара, который добавил в конце: » Ибн ‘Аббас имел обыкновение говорить своей наложнице, которая была беременна: « Ты как те, которые не могут поститься, таким образом ты должна заплатить фидья, но тебе не надо восполнять посты»». Аль-Даракатни классифицировал его иснад как сахих, как заявлено аль-Хаафиз в аль-Толкис.

Аль-Джассас передал в «Ахкам аль-Куран», что ученые разошлись во мнениях относительно этой проблемы. Он сказал: «Салафы отличались во мнениях относительно этого вопроса, и было три точки зрения. ‘Али сказал: «Они должны восполнить пост, если они не постятся, но они не должны заплатить фидья». Ибн ‘Аббас сказал: «Они должны заплатить фидья, но не должны восполнять пост». Ибн ‘Умар сказал: «Они должны заплатить фидья и восполнить посты».

Те, кто сказал, что они должны только восполнить посты, указывали следующее доказательство:
1) Сообщение, рассказанное аль-Насаи (2274) от Анаса, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». Классифицируемый как сахих аль-Албаани в «Сахих аль-Насаи».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заявил, что постановление о беременных и кормящих грудью женщинах походит на постановление о путнике. Путник не должен поститься и должен восполнить пропущенные дни позже, и это также относится к беременным и кормящим грудью женщинам. См. «Ахкам аль-Куран аль-Джасаас».

2) По аналогии с больным. Так же, как больным позволяются не поститься и они должны восполнить это позже, то же самое относится к тем, кто беременный и кормит грудью. См. «аль-Мугни», 3/37; аль-Маджму’, 6/273.
Это мнение было одобрено множеством ученых.

Шейх Ибн Баaз сказал в «Маджму’ аль-Фатва», 15/225:

«Беременные и кормящие грудью женщины подходят под то же самое постановление как те, кто болен. Если это слишком трудно для них поститься тогда предписано для них не к поститься, но они должны восполнить посты, когда они будут в состоянии это сделать, как те, кто болен.
Некоторые из ученых имеют мнение, что это достаточно для них, накормить одного бедного человека за каждый пропущенный день, но это – слабое мнение.
Правильное мнение – это то, что они должны восполнить пропущенный пост, точно так же как путешественники и те, кто болен, потому что Аллах говорит:

« А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время » [аль-Бакара 2:184]«

Он также сказал в «Маджму’ аль-Фатва», 15/227:

«Правильное мнение относительно этого вопроса – то, что беременные и кормящие грудью женщины должны восполнить пост. А то, что было рассказано от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, что беременные и кормящие грудью женщины должны накормить бедных взамен пропущенных дней – является слабым мнением, которое идет против Шариатских свидетельств.
Аллах говорит:
А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время [аль-Бакара 2:184]

Беременные и кормящие грудью женщины уподоблены тем, кто болен, и не подходят под постановление о стариках, которые являются неспособными поститься. Скорее они попадают под постановление о тех, кто болен, таким образом, они должны восполнить пост, когда они станут способными сделать это, даже если это будет отсрочено».

Это сказано в «Фатва аль-Ладжна аль-Даима» (10/220):

Если беременная женщина боится за себя или ее плод по причине поста в Рамадане, она может разговеться, и ей только надо будет восполнить пропущенный пост. В этом отношении она походит на тех, кто болен и неспособен поститься или боится, что участие в посте будет вредить ему. Аллах говорит:
А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время [аль-Бакара 2:184]

Также, если кормящая грудью женщина боится за себя, если она кормит ребенка в течение Рамадана, или она боится за своего ребенка, если она будет поститься и не будет кормить грудью его, тогда ей можно не поститься, и ей нужно будет только восполнить пропущенные дни поста».
Сказано также в «Фатва аль-Ладжна аль-Даима» (10/226): « Беременная женщина должна поститься во время беременности, если она не боится за себя или ее плод, в противном случае ей разрешается не поститься, но она должна восполнить пропущенные посты после того, как она родит и очистится от нифаса …, это не достаточно для нее, накормить взамен бедняка, более правильно, что ей надо поститься и не следует кормить бедняка, если она не постится».

Шейх Ибн ‘Усеймин в «аль-Шарх аль-Мумти» , 6/220, после упоминания о различиях мнениях ученных относительно постановлении по этому вопросу, и выражая свои предпочтения мнению, что ей нужно только восполнить пост, сказал: «Это мнение, на мой взгляд, наиболее верно, потому что более всего они походят на тех, кто болен или в пути, которые только должны восполнить пропущенные посты».

А Аллах знает лучше.

Please Login or Register to see this Hidden Content



#4 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 03 июля 2011 - 14:27

Есть ли какой-либо способ восполнить пропущенные дни поста будучи беременной или кормя ребенка кроме того, чтобы поститься в другие дни

Вопрос :
Ассаламу алейкум,
Если женщина пропускает несколько лет поста в месяц Рамадан из-за беременности, и кормления грудью обязана ли она восполнить их, постясь каждый день? Есть ли другой способ, который она может выбрать, как подаяние бедным, потому что ей будет очень трудно поститься так много дней? Некоторые женщины бывают беременными или кормящими грудью несколько лет подряд без возможности восполнить эти дни. Также, должна ли она восполнить их прежде, чем она станет держать добровольный пост в Шаввале?
Если дело обстоит так, то для нее может быть трудно получить награду поста в течение этого месяца, так как она должна будет сначала восполнить пропущенные дни? Возможность состоит в том, чтобы восполнить дни, потерянные после некоторого периода времени? Например, если женщина не восполнила их перед следующим Рамаданом, возможность потеряна?
Джазак Аллах Хайр.

Ответ:

Хвала Аллаху.

Мусульманка, которая пропускает пост в Рамадане из-за того, что была беременной или кормила грудью, должна восполнить их после того, как она больше не имеет на то оправдания, точно так же как больной человек, о котором Аллах говорит (смысловой перевод): "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!" [Корова 2:184]

Женщина может растянуть эти дни (то есть, не поститься последовательно), поскольку это легче для нее. (См. также "Семьдесят Вопросов Об Участии в посте " на этой веб-странице).

Лучше восполнить пропущенные дни прежде, чем наступит следующий Рамадан, но если оправдание все еще присутствует, она может задержать их до того момента, пока она будет способна это сделать. Она не должна кормить бедных, вместо того, чтобы держать пост, если конечна она не полностью неспособна к посту.

А Аллах знает лучше.
Ислам Q*A
Шейх Мухаммед Салих Ал-Мунаджид

#5 Сила Воли

Сила Воли

    Солиха Умм Муса

  • Администраторы
  • 1 512 сообщений

Отправлено 03 июля 2011 - 19:31

 Ассаляму алейкум, помнится мне Умм Ясин обещала практические советы как поддержать силы беременной и кормящей уровень молока в пост без вреда для здоровья! Ждем, ждем с нетерпением!  :Ah:  

#6 умм.К@мила

умм.К@мила

    muimina

  • Мусульманка
  • 1 034 сообщений

Отправлено 03 июля 2011 - 23:03

:::66as сестрички! :JazaakiAllaahuKhairan: за информацию. Я хотела еще спросить, я вот пропустила 2 месяца Рамадана, не постилась, первый раз из-за беременности, второй-кормление. Так как я все еще кормлю, я практически не возместила свой долг. Могу ли я поститься в этот месяц Рамадан, имея долг в 2 месяца поста????

#7 Muwahhidah

Muwahhidah

    La haula wa la quwwata illa Billah 'Aliyul 'Azim

  • Мусульманка
  • 2 777 сообщений

Отправлено 04 июля 2011 - 10:06

:::66as сестрички! :JazaakiAllaahuKhairan: за информацию. Я хотела еще спросить, я вот пропустила 2 месяца Рамадана, не постилась, первый раз из-за беременности, второй-кормление. Так как я все еще кормлю, я практически не возместила свой долг. Могу ли я поститься в этот месяц Рамадан, имея долг в 2 месяца поста????

:365178:
Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: “Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!” аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: «…пусть постится столько же дней в другое время…», не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: «Нет проблем в том, чтобы возместить пост непоследовательно» (Абдур-Раззак, 4/43, ад-Даракутни). Иснад достоверный.

Анас также сказал: «Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то непоследовательно» (Ибн Аби Шайба, 9115). Иснад достоверный.

#8 умм.К@мила

умм.К@мила

    muimina

  • Мусульманка
  • 1 034 сообщений

Отправлено 04 июля 2011 - 12:33

:::66as сестрички! :JazaakiAllaahuKhairan: за информацию. Я хотела еще спросить, я вот пропустила 2 месяца Рамадана, не постилась, первый раз из-за беременности, второй-кормление. Так как я все еще кормлю, я практически не возместила свой долг. Могу ли я поститься в этот месяц Рамадан, имея долг в 2 месяца поста????

:365178:
Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: “Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!” аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Возмещать пропущенные дни последовательно не является обязательным. Всевышний Аллах, сказав о возмещении: «…пусть постится столько же дней в другое время…», не упомянул о последовательности и не установил для этого никакого времени. Ибн Аббас сказал: «Нет проблем в том, чтобы возместить пост непоследовательно» (Абдур-Раззак, 4/43, ад-Даракутни). Иснад достоверный.

Анас также сказал: «Если желаешь, то возмести пост подряд, а если желаешь, то непоследовательно» (Ибн Аби Шайба, 9115). Иснад достоверный.

:JazaakiAllaahuKhairan: ухти :1a23557b3de1e3268df8bafab5e63ff
получается, я должна не только возместить,но и накормить за каждый день, да?

#9 Умм АбдурРахман

Умм АбдурРахман

    Наиля

  • Мусульманка
  • 1 028 сообщений

Отправлено 04 июля 2011 - 12:47

получается, я должна не только возместить,но и накормить за каждый день, да?

:::66as присоединяюсь к вопросу???

#10 Сила Воли

Сила Воли

    Солиха Умм Муса

  • Администраторы
  • 1 512 сообщений

Отправлено 04 июля 2011 - 13:52

Здесь два мнения есть среди ученых сестры. Вот полный кусок, откуда копировала ухти: Должен ли человек совершать искупление, если он не успел восполнить пропущенный пост до наступления следующего Рамадана? Человек, который по уважительной причине пропустил некоторые дни Рамадана, обязан возместить их до наступления следующего Рамадана. Если же он, не возместил пропущенные дни без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то заслуживает порицание за пренебрежение к своим обязанностям. Что касается того, должен ли он совершать искупительные действия или обязан лишь возместить пропущенные им дни поста, то относительно этого вопроса существует два мнения. Первое мнение состоит в том, что такой человек должен просто возместить пропущенные по причине дни поста, и не совершать искупительных действий, поскольку нет на это никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне. Второе мнение состоит в том, что такой человек обязан возместить пропущенные дни поста и кормить за каждый не возмещенный пост одного бедняка. И этого мнения придерживались некоторые сподвижники. Сообщается, что Абу Хурайра относительно человека, на котором были пропущенные дни поста Рамадана, и который не успел возместить их до наступившего, говорил: “Он постится тот Рамадан, который наступил, затем возмещает пропущенный и кормит за каждый день одного бедняка!” аль-Байхакъи 4/253. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. Также говорили Ибн Умар и Ибн Аббас и И. Абдур-Раззакъ 4/235, 237, аль-Байхакъи 4/235. Если у стороны, которая считает что не следует кормить бедняка тому, кто не возместил пост до наступления следующего Рамадана, нет мнения сподвижника в этом вопросе, то мы склоняемся ко второму мнению, поскольку сахабы лучше кого-либо из людей понимали религию, и в случае отсутствия разногласия между сподвижниками в каком-либо вопросе, их мнение является сильным доводом! Уа-Ллаху а’лям. Я поищу иншаАллах какие далили у той стороны, которая считает, что такой человек просто возмещает пост, не кормя бедняка.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика