Перейти к содержимому

Close
Фотография

Последнее время намаза 'Иша


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Fatma-5

Fatma-5

    Mусульманка

  • Гости
  • 617 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 09:38

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного.




Эта небольшая работа составлена по просьбе некоторых братьев относительно вопроса последнего времени для совершения молитвы аль-'иша. В ней мы постараемся привести основные доводы ученых с указанием аргументов, на которые они опираются. В этой работе не будут упомянуты подробности и тонкости, связанные с аргументацией ученых в данном вопросе. Впоследствии, если будет необходимость, эти моменты будут более подробно разъяснены. Затем будет сделан вывод относительно более правильного положения в этом вопросе, по мнению составителя данной работы, но это лишь выражение точки зрения автора, и не означает, что другое мнение относительно этого вопроса будет неправильным. Каждый, ознакомившийся с аргументами сторон, которые будут приведены, сможет по воле Аллаха выбрать то, что, как он посчитает, ближе к истине.




В вопросе последнего времени молитвы аль-'иша ученые разделились на две основные группы. Первая группа, а это джумхур ученых из ханафитов, маликитов, шафи'итов и ханбалитов, это мнение передано также от некоторых сподвижников и таби'инов. Они считают, что время аль-'иша выходит с наступлением времени молитвы аль-фаджр, в том смысле, что если человек совершит молитву аль-'иша до аль-фаджра, то она будет достоверной и это будет аль-'ада, т.е. совершение молитвы в свое время, а не аль-къада т.е. совершение после выхода ее времени.
См. Мугъни 1/161-162. Маджму'уль-фатауа 3/39. Мухаззаб 1/73. Имам ан-Науауи Шарх Сахих Муслим 5/111 - 5/187. Аль-Умм 1/137. Раудату ат-талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Шарх Умда Ибн Таймия 4/179. Аль-Аусат 3/281. Найлюль Аутар 1/242. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуатуль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма'ани аль-Асар 1/264-269. Мауахибуль джалиль фи Шарх мухтасар аль-Халиль 3/197. Асамарату ад-Дани 1/95. Бидаят-уль муджтахид 1/155. 



Затем эти ученые разошлись в отношении дозволенности оттягивания молитвы аль-'иша до третей части ночи или до ее половины: запрещено ли это без явной причины, разрешено или нежелательно.




Другие ученые, такие как Ибн Хазм и из современных шейх Усаймин и шейх аль-Альбани считают, что время аль-'иша выходит с наступлением полуночи и если человек намеренно оттянул молитву, то ему следует покаяться и не восполнять её. (См. аль-Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72. Асамарту аль-Мустатаб 1/69) 




Основной же аргумент джумхура состоит в том, что время аль-'иша может оттягивается до наступления молитвы аль–фаджр, поскольку на это существует хадис, переданный от Абу Катады, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» (Муслим 1594. Абу Дауд 441)




Ученые, апеллирующие данным хадисом, сказали, что он указывает на то, что все времена молитв связаны между собой и соединены так, что если подходит к концу время одной молитвы, то сразу наступает время другой. И это общий хадис в отношении времени всех молитв, кроме времени молитвы аль-фаджр, согласно иджма', так как нет разногласия в том, что после восхода солнца время аль-фаджра проходит. И это аргументация шафи'итских, ханафитских, некоторых ханбалитских, и некоторых захиритских ученых, как Дауда аз-Захири, также этим хадисом аргументировали имам аш-Шаукани и Ибн аль-Мунзир. (См. Имам ан-Науауи Шарх Сахих Муслим. 5/111 – 5/187. Мугъни Мухтадж 1/302. Шарх Умда Ибн Таймия 4/179. Аль-Аусат 3/281. Найлюль Аутар 1/242. Бадиу ас-Саниа 1/396. Бидаят-уль муджтахид 1/155)

Те, кто считает, что время аль-'иша не связано со временем аль-фаджра в этом хадисе сказали, что он не общий для всех молитв по единогласному мнению, поэтому в нем нет указания на то, о чем говорят джумхур. (См. Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72)

Однако, по мнению составителя, аргументация джумхура этим хадисом достаточно сильна, так как если бы времена молитв не были связаны, то сам текст хадиса терял бы свое внешнее указание, так как в нем говорится: «...до тех пор, пока не войдет время другой молитвы». Это ясно, указывает на то, что времена молитв связаны. Затем аль-фаджр вышел из этого обобщенного текста по 'иджма, а все остальные молитвы остались под общим текстом этого хадиса. (См. Наилюль Аутар 1/242)




Что касается аргументации этим хадисом маликитских ученых, то после долгого поиска, мне не удалось найти этого. Однако маликиты также утверждают, что даже если человек намеренно оттянул молитву аль-'иша до аль-фаджра, то она действительна, однако они разошлись в отношении времени дозволенности, в которое лучше или надо совершать молитву. И известное мнение у маликитов в этом, что это треть ночи и второе мнение – полночь.
(См. Мауахиб-уль джалиль фи Шарх мухтасар аль-Халиль 3/197. Асамарату ад-Дани 1/95. Бидаят-уль муджтахид 1/155)

Мнение имама аш-Шафи'и в новом мазхабе, один из риуаятов от имама Ахмада, и одно из мнений Абу Ханифы состоит в том, что желательное время, в которое лучше или надо совершать молитву, это треть ночи. Затем начинается время обязательного совершения, т.е. время для молитвы, если человек был сильно занят или женщина очистилась от месячных или кафир принял ислам. (См. аль-Умм 1/137. Раудату ат-Талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Мугъни 1/161-162. Бидаят-уль муджтахид 1/155)




Аргументом этих ученых служит хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается как Джибриль, мир ему, обучал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, временам намаза, в котором говорится, что Джибриль, мир ему, в первый день, когда показывал начальное время молитв, совершил молитву аль-'иша, когда исчезла заря, во второй же день, когда показывал конечное время молитв, совершил аль-'иша в ночи и после того как завершил, сказал: «Время (т.е. время молитвы) – между этими двумя периодами». (Также этот хадис передал Ибн 'Аббас – да будет доволен им Аллах. ат-Тирмизи 149-150. ан-Насаи 512. Ахмад 3/330)




Также передал имам Муслим от Бурайды, да будет доволен им Аллах, что человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о времени молитв и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также совершал молитвы два дня, в первый день в начале их времени, во второй день в конце. И в одном из вариантов этого хадиса говорится о том, что он совершил во второй день аль-'иша, когда наступила последняя треть ночи. (Муслим. 614)




Старый мазхаб имама аш-Шафи'и, другой риуаят от имама Ахмада, второе мнение у маликитов, а также мазхаб ханафитов заключается в том, что последнее время аль-'иша лучше, а это полночь. Их аргументом является хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул молитву аль-'иша до полночи, затем совершил молитву». (аль-Бухари 572) и хадис 'Абду-Ллаха Ибн 'Амра, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы совершаете аль-'иша, то время ее следует до полночи». (Муслим 171) Также хадис Абу Са'ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором передается: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах его и приветствует, вышел, когда прошло приблизительно полночи, затем сказал: «Если бы не слабость слабого и болезнь больного, то я оттянул бы молитвы до полночи»". (Абу Дауд 422)




И ответ на доводы первого мнения в том, что в некоторых вариантах хадиса о Джибриле, мир ему, пришло указание на половину ночи или треть. Но есть сомнение от передатчика, поэтому лучше сделать тафсир как половина, для объединения этих хадисов с другими, указывающими на то, что последнее время аль-'иша это полночь.




Также в некоторых вариантах хадиса Бурайды пришло, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву аль-'иша, когда прошла треть ночи, а это может быть полночь. (Муслим 613)




Хадисы, которые указывают на то, что последнее время для аль–'иша – это полночь, пришли с дополнительной информацией, поэтому необходимо их принять. И нет сомнения в том, что с этой стороны это мнение более сильное.




Ханбалитские, шафи'итские и маликитские ученые утверждают, что нельзя оттягивать молитву аль–'иша до последнего времени, все равно будет это треть или пол ночи, кроме как по какой-то важной причине.




Ханафитские ученые говорят, что оттягивание за полночь просто противоположно лучшему, но можно отдалить до фаджра даже без причины. Их доказательства такие же, что и доказательства ханбалитских, шафи'итских и маликитских ученых, только ханафиты посчитали, что ограничение времени на треть ночи или до полночи является указанием на лучшее время, а хадис Абу Катады, да будет доволен им Аллах, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» (Муслим 1594. Абу Дауд 441) указывает на дозволенность оттягивания до аль-фаджра.




Также они аргументировали хадисом Анаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщалось: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул молитву аль-'иша до полночи, затем совершил молитву». (аль-Бухари 572)




Они сказали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оттянул молитву до полночи, и затем совершил её, значит, он совершил её, когда полночь уже вышла, и если бы это не было разрешено, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал бы этого. Это мнение также передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Кудама, Ибн Таймия, ат-Тахауи от Ибн 'Аббаса, и Абу Хурайры, хотя и в иснадах существует некоторая слабость, однако здесь всё это разбираться не будет. (См. Аль-Аусат 3/281. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуат-уль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма'ани аль-Асар 1/264-269)




И в заключении то, что представляется более правильным мнением, это мнение Ибн 'Аббаса и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, а затем ханафитов. Так, если мы согласимся, что времена намазов связаны и что упоминание о трети ночи или полночи не указывает на ограничение времени аль-'иша в этом периоде, то тогда эти доказательства указывают на желательность этого времени, а другие доказательства на дозволенность совершения молитвы после этого времени. А запрет, о котором говорят шафи'иты, ханбалиты и маликиты, является не совсем уместным.
Аллах знает лучше!




АбдуЛЛах абу АбдурРахман




Подготовлено редакцией сайта «AL-Ghuraba».

#2 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 16:04

:::66as :JazaakiAllaahuKhairan: я так так понимаю,что желательно совершать все молитвы в своё время,на если не успел совершить иша вовремя, то её время заканчивается,тогда когда наступает время намаза витр

#3 Умм АбдурРахман

Умм АбдурРахман

    Наиля

  • Мусульманка
  • 1 028 сообщений

Отправлено 21 июня 2011 - 21:22

:301962: :JazaakiAllaahuKhairan:

#4 UmmHafsa

UmmHafsa

    Лейла

  • Мусульманка
  • 1 343 сообщений

Отправлено 02 июля 2011 - 08:10

bismi

Когда заканчивается время ночного намаза (аль-Иша).

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всех, кто последовал за ними до судного дня, а затем:

Сразу перейду к этому вопросу.

Одна группа ученых сказали, что время протягивается до утреннего намаза.

Вторая группа сказали, что протягиваетя до середины ночи и сразу скажу, что это мнение правильное, в котором нет сомнения, и доказательства по этому поводу:

1 — Сказал Всевышний Аллах أقم الصلاة لدلوك الشمس الى غسق الليل (Сура аль-Исра 78 аят) Здесь Всевышний и Могучий Аллах приказывает выстаивать молитву когда солнце отойдет от зенита и до середины ночи. Кто-то задаст вопрос: "А откуда ты это взял”? Ответ: "слово "дулюк” دلوك которое произнес Аллах имеет значение отхождение солнца от зенита в сторону заката с того момента как только начало отходить. Как об этом сказали Умар, его сын Абдулла, Абу Хурайра, ибн Аббас и многие другие из саляф (как об этом сообщил аль Куртуби в своем тафсире на этот аят). А что касается "Гасак” غسق так это то слово, которое нас интересует и оно несет в себе смысл «самая темная часть ночи» и это та часть ночи, когда она сгущается, т.е. это середина ночи, это передал аль Куртуби от имама Малика, а тот от ибн Аббаса, и также об этом сказал имам Абу Убейда и к этому же мнению скланились многие поздние ученые среди них шейх Усеймин.
Теперь мы видим и представляем о чем идет речь в аяте.

2 — Следущее док-во, а это продолжение аята где Могучий говоритو قرءان الفجر здесь Аллах приказывает выстаивать утренний намаз. Нас интересует как мы вытащили отсюда доказательство? Ответ: буква ”و”, которая в аяте несет в себе смысл "то что до нее и то что после нее соучавствуют в положении, о котором и дет речь” приведу пример: если я скажу: "пришел Мухаммад и Амр” на арабском языке это выглядит вот так :”حضر محمد و عمرو” здесь я сообщил о том, что и Мухаммад и Амр присутствуют и их объеденяет общее положение, а это приход и присутствие, и то что каждый из них не является другим, вот примерно также Аллах в Куране приказал выстаивать намазы с момента как отойдет солнце от зенита и до середины ночи т.е. здесь Аллах соединил времена этих намазов, а это Зухр, Аср, Магриб и Иша и приказал отдельно выстаивать утреннию молитву так как этого требует арабский язык. И здесь Аллах явно четко разделил утреннию молитву от других дважды, как мы это увидели.

3 — Хадис от Абдулла ибн Амр, который привел имам Муслим 612, где пророк явно четко говорит перечисляя времена: ”а когда делаете ночной намаз, то его время до середины ночи” И это ясные четкие слова пророка, которые в дополнении и объяснении слов Аллаха не несут в себе никокого другого смысла. И имам Муслим привел другие иснады до Абдулла ибн Амр и в достоверности этого хадиса нет сомнения.

4 — Так же этого мнения придерживался имам аль-Бухари, назвав свою главу: ”Раздел: о том, что время ночного намаза до середины ночи”, и привел хадис по этому поводу от Анаса ибн Малика номер хадиса 572.

5 — Привел шейх аль Альбани в "тамам аль мина” от имама ат Тахави то, что Умар написал Абу Мусе аль Ашари и там было: ”… и делайте ночной намаз до трети ночи но если отложите до половины ночи, то можно”. Здесь как мы все видими прекрасно понимаем слава Умара, что он не разрешил делать намаз после середины (половины) ночи и сказал, что лучше до выхода трети ночи. И это правильно как на это указывают слова Аиши то, что она сказала: ”они (пророк и сахабы) делали ночной намаз до выхода трети ночи.” Этот хадис привел аль Бухари в разделе ”достоинство ночного намаза” и в разделе «выход женщин в мечеть ночью» также этот хадис привел имам ан Насаи 1214 раздел: ”последнее время ночного намаза” и имам Ахмад 6199, 215,272

6 — Хадис когда Джибриль пришел к пророку и учил его как делается намаз и его времена и сделал на второй день ночной намаз когда наступило треть ночи и сказал о том, что это времена намазов. Этот хадис привел имам Абу Дауд 393, имам атТирмизи149, имам Ахмад 3071 от ибн Аббаса.

И теперь мы видим эти ясные четкие тексты от Аллаха, пророка, его сподвижников и имамов этой уммы указывают на то, что время ночного намаза заканчивается после выхода половины ночи и то, что лучше его делать до выхода трети ночи. А что касается той гуппы ученных, которые сказали, что время протягивается до утреннего намаза, то нет у них ничего на что можно было бы опираться, кроме как хадис от Абу Катады где пророк произнес: ”Упущение это когда человек упустил намаз так, что зашло время другого намаза”. Удивительно, но этот хадис ни вдоль ни поперек не указывает на то, что время ночного намаза протягивается до утреннего намаза, самое большее что можно взять из этого хадиса а это то, что кто упустил намаз так, что вышло его время то поистине это упущение. Эти слова были произнесены совсем даже не по причине объяснения пророком времен намазов, а по причине того, что они в походе устали и уснули незадолго до утреннего намаза и проспали его, нет никакой связи!!!
Так же возникает вопрос: ”Вы хотите этим хадисам, который как вы утверждаете якобы несет в себе то, что время ночного намаза протягивается до утреннего намаза, закрыть все ясные четкие тексты от Аллаха и пророка, указывающие на другое ??? ”Поистине это удивительно!!!

Так же этого мнения придерживались Сыддик Хасан Хан в шархе на аль-Булюг аль-Марам "Фатх аллям” и имам ас-Сан`ани в "Субуль асСалям” шейх Усеймин в "Шарх мумти”, шейх Абдулла Бассам в "Тавдых аль Ахкам” и другие.

Дополнение: Ночь начинается со времени захода солнца, как об это пояснил шейх Усеймин в "Шарх мумти” и протягивается до восхода солнца и это время нужно разделить на половину и это и есть время когда заканчивается ночной намаз.

Доказательство на это слова Аллаха в суре Бакара 187ثم أتموا الصيام الى االيل в этом аяте Аллах приказывает поститься до ночи, а это до магриба, как мы все об этом знаем, и это говорит о том, что после захода солнца началась ночь. Надеюсь все стало понятно.

Мир и благословения на пророка и его сподвижников.

Абу Ханиф.

Please Login or Register to see this Hidden Content



#5 Сила Воли

Сила Воли

    Солиха Умм Муса

  • Администраторы
  • 1 512 сообщений

Отправлено 02 июля 2011 - 13:52

:::66as
:JazaakiAllaahuKhairan:
я так так понимаю,что желательно совершать все молитвы в своё время,на если не успел совершить иша вовремя, то её время заканчивается,тогда когда наступает время намаза витр


Уаалейкум ассалям, нет ухти в данной работе доказывается, что молитву иша разрешено совершать до наступления молитвы фаджр, опираясь на общий хадис Пророка, мир ему, о том, что время одной молитвы кончается, когда наступает время другой. Но желательно не оттягивать иша дольше чем до середины ночи или последней трети ночи, на что также пришли доказательства из сунны.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика