Перейти к содержимому

Close
Фотография

Хишам ибн Худжейр


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1 UmmHafsa

UmmHafsa

    Лейла

  • Мусульманка
  • 1 343 сообщений

Отправлено 02 июля 2011 - 08:04

:::66as

Хишам ибн Худжейр
الحمد لله و الصلاة و السلام علي رسول الله و أمما بعد



В этом маленьком послании я разберу несколько моментов, которые немного нуждаются в объяснении, а это:

1- Хишам ибн Худжейр, и что сказали Имамы про этого передатчика

2- Правильно ли сказать, что Хишам ибн Худжейр является из передатчиков альБухари и Муслима

3- Хадис от Ибн Аббаса в тафсире 44 аята суры “Маида”

Постараюсь быть кратким, чтоб не наскучить читателям я не стану завершать это послание чтоб сказать какое окончательно решение является правильным, но укажу на некоторые важные моменты.

1-Передал Абдуллах ибн Ахмад от отца:”ليس بالقوي” ,те требующие знания, которые хотя бы вкусили запах требования знания понимают, что здесь имам Ахамад называет его слабым , но его слабость не сильная.

И Абдулла ибн Ахмад спросил Яхъя ибн Маин, и тот сказал, что его слабость очень сильная.

Список тех из имамов, которые сказали что Хишам ибн Худжейр слабый передатчик: Ахмад ибн Ханбаль, Яхъя ибн Маин, Али ибн Мадини, Яхъя ибн Саид аль Каттан, Абу Хатим, Суфьян ибн Уейна, Абдурахман ибн Махди, и Маккий, ибн Хазм, ибн Хаджар.

Из тех, которые сказали, что можно от него брать: ибн Хиббан, альИджлий, ибн Саад, азЗахабий, альХаким.

И тот, кто имеет отношение к требованию знания, он понимает что та группа ученых, которые сказали, что от него можно брать хадисы “Мутасахилюн” , т.е. подходят к хадисам таким образом, что в свою очередь другие мухаддисы могут себе позволить не согласится с заключениями на достоверность тех или иных хадисов.

Смотреть: “Марифа риджаль” 2-203 номер 677, “Джарх ва тадиль” 9-57, “альИляль ва марифату арРиджаль” 1-385 номер 2569, “альКамиль”7, “табакат ибн Саад” 5-484, 752, 823 и 3- 30 номер 4025, “марифа асСикот ли Иджлий” 2- 328, “ адДуафа ли Укейли” 4-337. И др.

Как минимум, этот передатчик никак не может быть передатчиком альБухари и Муслима. Объясняю, альБухари и Муслим передавали хадисы в своих сборниках от некоторых слабых передатчиков, но они прекрасно знали все про этих передатчиков. Знали их состояние и жизнь. И если они и передали от некоторых слабых тот или иной хадис, то это значит, что этот хадис они рассказали без ошибок.

Слабые передатчики – это, например, тот, который немного ошибается или с плохой памятью, или нововведенец (но чтоб был правдивый в передаче хадисов). Но, если альБухари вычислил, что он в хадисе не ошибся и правильно передал его- то берет его версию. Как например, тот или иной передатчик может быть слабый, но в данном хадисе не ошибся, и мухаддисы подкрепляют его хадисы с таким же смыслом от других “сильных “передатчиков.

Найти ошибку в хадисе – это тяжелый труд, ведь ошибаются даже имамы, но очень редко.

Теперь, что касается того, что Хишам ибн Худжейр передатчик альБухари и Муслима: моя книга альБухари — издательство”дар Тоййба”- это самая лучшая на данный момент. Тахкык шейха Абдуррахмана альБаррак, привел альБухари раздел”Китаб кафарат альАйман”под номером 6720 сказав нам рассказал Али ибн Абдулла нам рассказал Суфьян от Хишам ибн Худжейр от Товуса, он слышал как Абу Хурайра сказал…( нас не интересует сам текст нас интересует иснад).

И некоторые люди аргументировали этим то, что Хишам ибн Худжейр является передатчиком альБухари и Муслима. Привел Муслим номер 1246-209. Нам рассказал Амр анНакыд, нам рассказал Суфьян ибн Уейна от Хишам ибн Хйджейр от Товуса сказал : сказал ибн Аббас…

Человек, который не изучал хадисы и не разбирается в них, подумает что Хишам из тех, на которого опирались эти двое великих имама. Но давайте посмотрим поглубже, мы увидим, что, Муслим сразу после того как привел этот хадис привел другой, сказав, нам рассказал Мухаммад ибн Хатим от Яхъи ибн Саида от ибн Джурейджа нам рассказал альХасан ибн Муслим от Товуса от Ибн Аббаса… И что мы видим, что Мусли здесь привел тот иснад, который подкрепляет иснад Хишама от Товуса. Этим самым , дав понять, что Хишам сам по себе не из тех, который, если его не подкрепить, то от него можно принимать хадис. Тем более, от Хишама в первой “риваи” передал ибн Уейна, который сам же сказал что Хишам - “слабый”. Известно, у имамов — “слабый” передатчик, как тот, который не обвинен во лжи, например, но есть и другие состояния, т.е. слабые передатчики разняться, тогда его полностью не оставляют. И если тот же текст хадиса передали другие “сильные” передатчики, то понятно, что этот “слабый” не ошибся.

Как раз в этом случае, Муслим именно так и дал понять.

Теперь, что касается альБухари. Он также передал под номером 6639, сказав нам, что передал Абу альЯмани, рассказал Шуейб, рассказал Абу азЗинад от Абдуррахман альАрадж от Абу Хурайры…, и что мы видим что здесь от Абу Хурайры передал Абдуррахман аль Арадж . Т.е. альБухари передал этот же текст хадиса через Хишама, зная, что этот же текст пришел достоверно через других передатчиков от Абу хурайры.

Дальше смотрим, альБухари говорит под номером 3424, нам рассказал Холид ибн Махляд, рассказал Мугира ибн Абдуррахман от Аби азЗинад от альАрадж(он же Абдуррахман) от Абу хурайры …, с тем же текстом….

Дальше альБухари говорит под номером 5242, нам рассказал Махмуд, рассказал Абдурразак, рассказал Мамар, рассказал ибнТовус от отца, от Абу хурайры…, с тем же текстом.

Дальше альБухари говорит под номером 7469, нам рассказал Муалля ибн Асад, рассказал Вухейб от Аюба от Мухаммада от Абу хурайры … В этом хадисе история пророка Сулеймана, и мы видим что альБухари не оставил одного Хишама с этим хадисом и подкрепил его другими передатчиками от Абу Хурайры.

Это говорит о том, что Хишам здесь не ошибся, но это ни в коем случае не говорит о том, что этот передатчик, на которого опирался альБухари. Нужно понимать манхадж (путь ) альБухари в своей великой книге, которую я очень люблю и свидетель тому Аллах. Нужно смотреть и слушать, и учиться у ученых, которые объясняют путь, по которому шли эти великие имамы, иначе человек будет наговаривать на них, и он и не знает.

Примечание: А привел ли альБухари слова ибн Аббаса в своем тафсире? … кто скажет, что: “нет”, вопрос: “а почему”? А разве Хишам ибн Худжейр не является передатчиком альБухари? Кто то скажет: ” но может там другие слабые были?”.

Давайте посмотрим, Хишам передал этот хадис от Абдулла ибн Товус- это сильный передатчик, его отец Товус — очень сильный передатчик, имам, и ибн Аббас …без комментариев ???

От Хишама передали Суфьян асСаури, Суфьян ибн Уейна. А это одни из сильнейших передатчиков вообще. От них обоих передавал Абдурраззак от которого в свою очередь передовал имам Ахмад от которого передовал альБухари, Абу дауд и многие другие.

Кстати, альБухари не привел через Хашима в своей книге, кроме как, один единственный хадис, который был упомянут выше, это о чем ни будь говорит?

Объясню один момент, бывает так что передатчик может быть очень сильный, даже очень сильный, как Заида ибн Кудама, приведу самый простой разбор он привел хадис от Асым ибн Кулейб от отца от Ваиля ибн Худжар от пророка и в нем про шевеление пальцем в ташаххуде, также от Асыма передали около двенадцати человек, и никто из них не передал то, что пророк шевелил пальцем кроме него. Несмотря на то что он очень сильный передатчик но очень очевидно что он ошибся, как об этом сказали не один из специалистов в хадисе, и несмотря на то что альБухари опирался на этого передатчика он не привел этот момент в своем сборнике.

Еще пример, хадис, который передал ибн Хузейма через Муаммаля ибн Исмаиля от Суфьяна асСаури от Асыма ибн Кулейба от отца от Ваиля ибн Худжр от пророка что он держал руки правую сверху левой на груди, от Суфьяна это хадис передали больше чем десять человек и никто не передал что пророк держал руки на груди, также Суфьян передал этот хадис от Асыма от которого в свою очередь передали больше чем пятнадцати человек и никто не передал то, что пророк держал руки на груди. Но есть у Абу Дауда через Исмаиля ибн Муса от Ато ибн Кайсан от пророка, что он держал руки на груди в намазе, но Ато табиий и не видел пророка, иснад оборван, и этот хадис называется “мурсаль” и мурсаль Ато кайсан очень слабый и мухаддисов, несмотря на то что он сам по себе сильный, также Исмаиль который передал от Ато в нем разговаривали альБухари и анНасаи. Но передал имам Ахмад от Яхя альКаттан от Суфьяна асСаури от Симака ибн Харб от Кабиса ибн Хульб от отца( а это Хульб) от пророка что он держал руки на груди, тот кто понятия не имеет в хадисе он посмотрит на иснад и подумает что он достоверный, но мы увидим что здесь ошибка, от Суфьяна передали этот хадис Ваки, Абдурразак и Абдуррахман ибн Махдии никто из них не передал то, что пророк держал руки на груди, также у атТирмизи от Симака передал Абу альАхваль и не передал этот момент, поэтому многие специалисты в хадисе сказали что хадис держание рук на груди в намазе ошибка и нет ничего достоверного от пророка, как это пришло у Абу Дауда, когда он спросил имама Ахмада то он считал очень неправильным держать руки на груди во время намаза, и сказал что либо выше пупка либо ниже, и это мнение большинства саляф, но некоторые современные ученые посчитали этот хадис достоверным, это очень коротко без того чтоб разбираться как правильно, потому что суть не в этом.

Также имам Муслим иногда указывает на то что сильные передатчика ошибаются, как например указал что Мамар передал от азЗухри от Махмуд ибн Рабиа от Убада ибн асСомит, никто кроме Мамар не предал от азЗухри, в хадисе речь идет про то что чтение фатиху является условием достоверности, но Мамар добавил что нужно еще что ни будь прочитать вместе с фатихой на это также указал ибн Хиббан. Как это известно тем кто занимается требованием знания.

И также наоборот, есть слабые передатчики, как например Хишам ибн Худжейр, или Абдулла ибн Лахиа или Абдурахман ибн Абу лейла или Абу Ханифа( который имам ханафитского мазхаба) и многие другие, но их слабость несильная, если тот же смысл передали другие сильные передатчика то это говорит о том что этот не ошибся и не запутался в данном хадисе, и огромное множество других примеров.

Очень трудно передавать смысл того что происходит “там” на русский язык.

Мы разобрали два вопроса и остался третий — а это достоверность хадиса от ибн Аббаса о том, что он сказал в тафсире 44 аята “маиды”, что там имеется в виду куфр, но не тот который выводит из ислама (Куфр дуна Куфр).

Я постараюсь привести “риваяты”, которые пришли в этом хадисе, и мы посмотрим, ошибся ли Хишам ибн Худжейр в нем.

Сначала приведу слова ибн Касира из его тафсира, по книге издательства ” дар алям аль кутуб” , тахкык сделали пятеро из ученых- профессионалов : шейх Мустофа асСаид Мухаммад, шейх Мухаммад Фодль альАджмавий, шейх Хасан Аббас Кутб, шейх Мухаммад асСаид Рошад, шейх Али Ахмад Абдульбакый,(это одна из лучших на данный момент книг). Они сказали, что эти слова ибн Аббаса не достоверны по причине Хишама ибн Худжейра. Ибн Касир привел хадис, который привел Абдурразак в своем тафсире 1-191, и также через иснад Абдурраззака привел атТобари и ибн Аби Хатим. Сказал Абдурразак , что рассказал Мамар от ибн Товуса( его имя Абдулла) от отца о том, что ибн Аббас был спрошен про этот аят и ответил :”هي به كفر”(т.е. это куфр который выводит из ислама) и добавил Абдурразак слова ибн Товуса :” Это не такой куфр, как куфр по отношению к Аллаху и Ангелам и книгам и пророкам” . И также привел ибн Касир от Суфьяна асСаурий от ибн Джурейдж от Ато то, что он сказал:”كفر دون كفر” — т.е куфр, но не тот куфр, который выводит из ислама. И также от Ато привел ибн Джарир атТобари.

И ибн Касир привел слова Ваки от Суфьяна, от Саид альМекий, от Товуса, что это не тот куфр , который выводит из ислама.

Теперь держим в голове то, что тафсир этого аята сделали Ато и Товус- это то, что куфр маленький, который не выводит из ислама, и никто не привел от пророка, чтоб он сделал такой тафсир. И также наблюдаем, что никто из имамов, таких как альБухари, Муслим, Абу Дауд, атТирмизи, анНасаи, не привели в своих сборниках этот тафсир от ибн Аббаса.

Теперь дальше, привел(Абдуррахман) ибн Аби Хатим, сказав нам, что рассказал Мухаммад ибн Абдулла ибн Язид, рассказал Суфьян ибн Уейна от Хишам ибн Худжейр от Товуса от ибн Аббаса тафсир о том, что это маленький куфр ( я не привожу тексты и сразу делаю объяснения, чтоб было легче русскоязычным мусульманам, кто знает арабский может вернуться в сам тафсир и проверить).

Я закончил приводить из тафсира ибн Касир, и напомню, что те ученые , которые сделали тахкык книге упомянули, что хадис от ибн Аббаса недостоверный по причине Хишама и его слабости, и никто не передал от Ибн Аббаса о том, что это маленький куфр, кроме Хишама (в смысле что асСаури несчитаеться так как его ривая считается ошибкой).

Этот хадис недостоверный по причине Хашима ибн Худжейра.

Также привел Абдурраззак, сказав нам рассказал Мамар от ибн Товуса от отца, от ибн Аббаса… , о том что это куфр, который выводит из религии, и привел атТобари через Суфьяна асСаури от Мамара о том, что это маленький куфр. Но мы видим, что Абдураззак противоречит тут Суфьяну, потому что Абдурразак привел от Мамара, что ибн Аббас сказал, что это куфр. Суфьян же привел от Мамара от ибн Аббаса, что это маленький куфр.

Но сказали об этом имамы нашей уммы, что Абдурразак самый сильный передатчик от Мамара, и если кто- то противоречит Абдурразаку от Мамара, то без сомнения берется то, что передал Абдурразак. Так же сказали Якуб ибн Шейба и ибн Раджаб в “Шарх иляль” атТирмизи, и привел слова имама Ахмада.

Причина в том, что Суфьян взял от Мамара в Басре, а Абдурразак в Емене, а это сильнее, так как Мамар приезжал в Басру без книг и иногда ошибался. Передатчики, которые передавали от него в Басре, также иногда ошибались от него по этой причине.

Суфьян взял этот хадис в Басре, в противоположность передатчиков в Емене, как Абдурразак. Там жил Мамар и там были его книги, и хадисы, передающие от него, четкие.

Становиться ясно, что иснад с Суфьяном в нем ошибка, несмотря на то, что он великий имам.

Этот хадис также привел имам альМарвази под номером 570 в своей книге ”Тазым Кодр асСалят”, сказав нам, что рассказал Мухаммад ибн Рофи и Мухаммад ибн Яхъя , им рассказал Абдурразак от Мамара, от ибн Товуса, от его отца, от ибн Аббаса то, что он сказал : «هي به كفر» . Т.е. — это куфр, выводящий из религии, и добавил Абдурразак, что сказал ибн Товус : و ليس كمن كفر بالله و , ملائكته و كتبه و رسله .

Здесь Абдурразак указал, что это слова ибн Товуса, но не ибн Аббаса, и здесь ибн Товус говорит: “ это не такой куфр, как куфр по отношению к Аллаху, Его ангелам, книгам, и пророкам.”

АльМарвази продолжает ( у меня книга издательство” дар альМадина аль Мунаввара”): “ нам рассказал Исхак от Ваки, от Cуфьяна, от Мамара, от ибн Товуса, от его отца, от ибн Аббаса о том, что это куфр, но не такой, как куфр по отношению к Аллаху, Его ангелам …И мы видим, что в иснаде Суфьяна ошибка, как это было выше объяснено. И сделал это из слов ибн Аббаса.

Также аль Марвази привел от Товуса и Ато, что это маленький куфр.

Мы пришли теперь к двум выводам:

1- от ибнАббаса пришло, что это маленький куфр, но либо через Хишама ибн Худжейр, либо через басрийцев, как Суфьян, который передал от Мамара, кого- нибудь это на что -нибудь наталкивает?

Также ибн Абу Хатим привел в своем тафсире, что это маленький куфр, но в иснаде Хишам. Тот, кто не разбирается в хадисе, может сказать, что если пришло много риваятов, то они складываются вместе и получается хороший хадис. Тот, кто так скажет или подумает, он действительно не разбирается в хадисе, либо следует за страстями, как это случилось с некоторыми… Инигда множество иснадов в которых ошибки только лишь добавляют хадису слабость.

Необходимо, чтоб был разный выход источника хадиса, как, например, кроме ибн Аббаса передали еще какие- нибудь сподвижники с таким же смыслом, и от них другие передатчики или другие подталкивающие доводы.

Тогда их можно сложить, и то не всегда. Потому что здесь видно, что произошла ошибка.

Также привел ибн Джарир атТобари в тафсире: “ нам рассказал альМусанна от Абдулла ибн Солих, от Муавия ибн Солих , отАли ибн Аби Тольха, от ибн Аббаса “… НО... в иснаде Абдулла ибн Солих -он один из писцов Лейса ибн Саада -он очень слабый передатчик, как об этом сказали почти все, в том числе ибн Хаджар. Также в иснаде альМусанна- он неизвестен, является ли он “сильный” или нет, мы не знаем. Также в иснаде Муавия ибн Солих — он ошибается в хадисах и путается. Также Али ибн Абу Тольха, и он не слышал ничего от ибн Аббаса…, кто после этого скажет что этот хадис достоверен???

И закончу своюу скромное маленькое послание для мусульман тем, что Ибн Касир привел в своем тафсире от ибн Масуда то, что в тафсире идет речь про куфр, который выводит из религии. И также привел от имама асСуддий, что это — куфр. Немало ученых и сильных требующих знания сказали, что хадис от ибн Аббаса через Хишама недостоверен.

Это послание не было предназначено для того, чтоб поставить точку в этом вопросе, но действительно нет от ибн Аббаса достоверного сообщения о том, что в этом аяте идет речь про маленький куфр, наоборот пришло достоверно(как было разобрано выше), что это большой куфр выводящий из ислама. Но пришло достоверно от Товуса и Ато, а это ученики ибн Аббаса. Также это пришло от имама Ахмада, тем не мение в этом вопросе длинный “разговор”, который я не буду разбирать здесь, потому что это займет огромное количество времени.

И большая проблема в тех людях, которые скрывают некоторые иснады или слова ученых- имамов ради того, чтоб продвинуть то, на чем он. И также хочу обратиться к мусульманам — бойтесь за свои языки, как это пришло в хадисе, который привел имам Ахмад, атТирмизи, анНасаи через Мамар от Асым ибн Аби анНаджуд от Аби Ваиль от Муаз ибн джабаль от пророка…” что люди за свои языки будут схвачены и брошены в огонь” . Но проблема в том, что Абу Ваиль не слышал от Муаза, потому что Муаз жил в Шаме, а этот в Куфе. Это сказали Имам Ахмад , Абу Хатим и др.

Другая слабость в том, что от Асыма этот хадис передал Хаммад ибн Саляма от Шахра ибн Хавшаб, от Муаза с его слов, и имам адДарокутни сказал, что это более правильнее, и что этот хадис со слов Муаза, но не со слов пророка. Помино этого, Шахр ибн Хавшаб - в нем разногласят ученые, является ли он сильным передатчиком.



Написал и подготовил Абу Ханиф

Please Login or Register to see this Hidden Content



#2 umm tasnim

umm tasnim

    Nura

  • Мусульманка
  • 1 441 сообщений

Отправлено 13 февраля 2014 - 20:23

Ассалям алейкум. Субхан Аллах. Какой это труд изучать и проверять хадисы




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика