О выражении "Если бы..."
[/color]Всевышний Аллах сказал:
"Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь..."[1] ("Аль-'Имран" (3):154).
Всевышний сказал также:
"Те, которые сказали про братьев своих, сами оставшись дома: "Если бы они послушались нас, то не были бы убиты..."[2] ("Аль-'Имран" (3):168).
В "ас-Сахихе" Муслима приводится хадис Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха сказал ему: "Будь упорным в том, что приносит тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся[перед трудностями. - Ред.]. Если же с тобой что-то случилось, то не говори: "Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то". Скажи лишь: "Это предопределил Аллах, и Он сделал так, как Ему было угодно",- поскольку "если бы..." открывает возможность для козней шайтана"[3].
Аз-Зубайр рассказывал о причине ниспослания этого аята во время битвы у горы Ухуд: "Я был с посланником Аллаха, когда усилился в нас страх, и Аллах послал на нас такой сон, что у каждого из нас подбородок упёрся в грудь. И, клянусь Аллахом, я слышал, как Му'аттиб ибн Кушейр сказал: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь". Я услышал это словно во сне, и запомнил это от него. По этому поводу было ниспослано: "Они говорят: "Если бы у нас был хоть какой-то удел в этом деле, мы бы не были убиты здесь"..." (Ибн Абу Хатим; достоверный хадис).
Ибн Касир писал: "Это значит: "Если бы они послушались нашего совета остаться и не выходить, то не были бы убиты вместе с другими". Однако Всевышний Аллах сказал далее: "Скажи им: "Отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!" ("Аль-'Имран" (3):168). Это значит: "Если уклонение избавляет человека от гибели и смерти, то вам следовало бы не умирать вообще, однако смерть непременно настигнет вас, даже если вы спрячетесь в высокой башне. Поэтому отведите от самих себя смерть, если вы правдивы!". Муджахид передал слова Джабира ибн Абдуллаха: "Этот аят был ниспослан об Абдуллахе ибн Убеййе (главе лицемеров Медины. - Ред.) и его сторонниках".
В битве при Ухуде Абдулла ибн Убейй отказался воевать и сказал: "Неужели он (посланник Аллаха. - Ред.) оставил как моё мнение, так и своё, и последовал мнению этих подростков?" (его сподвижников. - Ред.). За ним последовало большое число людей. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа, упомянув о тех событиях, сказал: "Многие из них до этого не лицемерили, они были мусульманами и имели веру. Это свет, который Аллах привёл в пример людям: если бы они умерли до испытания и лицемерия, то умерли бы мусульманами. Однако они не были бы истинными верующими, которые, будучи в беде, не колеблются перед испытанием, равно как не были бы и истинными лицемерами, которые отступают от веры, попав в беду. В таком же положении находятся многие мусульмане в наше время или даже большинство из них. Если их подвергают испытанию, которое расшатывает верующих, их вера сильно ослабевает и многие из них впадают в лицемерие. Часть из них вообще отступается от Ислама, если враг одерживает верх. Их видели и мы, и другие, и в этом - поучительный урок. Однако при благополучии, либо когда мусульмане помогают им победить врага, они являются мусульманами, верующими в посланников как в душе, так и внешне. Но их вера колеблется в беде, вследствие чего они часто оставляют обязательные предписания и нарушают запреты. Они относятся к тем, кто говорит: "Мы уверовали!" - но на что им отвечают: "Вы не уверовали; говорите: "Мы покорились",- ибо еще не вошла вера в сердца ваши..." ("Худжурат" (49):14), - то есть та абсолютная вера, обладатели которой являются истинными верующими. Именно эта вера имеется в виду в Книге Всевышнего Аллаха и на которую указывает Сунна Его посланника. В бедствии её обладателей не одолевает сомнение, которое сотрясает веру в сердцах других людей".
Муслим (2664).
Следует уяснить, что использование рабом Аллаха выражения "если бы..." может иметь две разновидности: порицаемую и похвальную.
В порицаемом смысле это употребляется тогда, когда происходит какая-нибудь неприятность и человек говорит: "Если бы я поступил так-то, то случилось бы так-то". Это и есть козни шайтана, поскольку человек совершает сразу два нарушения:
- во-первых, его охватывают сожаление, гнев и печаль, что не-допустимо, так как в этом нет никакой пользы;
- во-вторых, человек проявляет неучтивость по отношению к Аллаху и Его предопределению, ибо абсолютно все события, как крупные, так и мелкие, происходят по предустановлению и предопределению Аллаха. То, что случилось, должно было обязательно случиться и было совершенно неотвратимо. В словах "если бы было так" или "если бы я сделал так..." проявляется слабость веры в предустановление и предопределение Аллаха и своего рода несогласие с этим.
Совершенно очевидно, что раб Аллаха сможет обрести истинную веру и совершенный таухид только в случае отказа от этого.
В похвальном же смысле выражение "если бы..." употребляется тогда, когда раб Аллаха желает добра.
Например, пророк, сказал: "...Если бы я знал это раньше, то не подгонял бы хадйа [Дополнительные животные для жертвоприношения непосредственно в Ка'бе. ] и совершил бы малое паломничество. Пророк, также передал слова человека, желающего доброго дела: "Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то".
Другое его высказывание: "Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах ниспослал бы нам весть о них". Речь идёт о притче с аль-Хидром [Cм. суру "Кахв" (18):65-82.].
Таким образом, если желающий добра скажет "если бы...", то это похвально, однако если это скажет сожалеющий о чём-то неприятном, то это порицается.
Использование выражения "если бы..." также зависит от конкретной ситуации, в которой находится говорящий. Если это влечёт за собой досаду, печаль, ослабление веры в предустановление и предопределение Аллаха, либо не имеет благих намерений, то это возбраняется. Приветствуется же использование выражения "если бы..." при стремлении к добру, наставлению и просвещению. Именно поэтому здесь рассматриваются две разновидности использования этого выражения.
"Разъяснения к "Книге Единобожия"" глава 57