ИЛЬМ УСУЛЬ АЛЬ ФИКХ
Автор
Админка
, 07 июн 2011 13:19
В этой теме нет ответов
#1
Отправлено 07 июня 2011 - 13:19
ИЛЬМ УСУЛЬ АЛЬ ФИКХ
ВВЕДЕНИЕ
I. Усуль аль-фикх
II. История развития усуль аль-фикх
III. Методы и особенности усуль аль-фикх
IV. Произведения усуль аль-фикх
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Основные доводы
I. ПЕРВЫЙ ДОВОД: КНИГА (КОРАН)
II. ВТОРОЙ ДОВОД: СУННА
III. ТРЕТИЙ ДОВОД: АЛЬ-ИДЖМÂ'
IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ДОВОД: КЫЙАС
ГЛАВА ВТОРАЯ. Производные доводы аль-адиллат аль-фар'ийя
III. Независимые полезные действия или стремление к пользе. Аль-масâлих аль-мурсала ау аль-истислâх.
IV. Обычное право (аль-'урф), традиция (аль-'âдат) и привычка (ат-та'âмул)
V. Высказывания (фетвы) сподвижников
VI. Прошлые шариаты шар' мин каблина
VII. Поводы (средства) аз-зарâйи'
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ШАРИАТСКИЕ НОРМЫ. АЛЬ-АХКÂМ АШ-ШАР'ИЙЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Устанавливающий нормы (аль-хаким)
ГЛАВА ВТОРАЯ. Норма аль-хукм
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Обязанный исполнять нормы шариата. Аль-мукаллаф
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ПРАВИЛА СЛОВЕСНОГО МЕТОДА
ГЛАВА ВТОРАЯ. Выражения с ясным и скрытым смыслом
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Выражения, изменяющие смысл в зависимости от места применения и обстоятельств
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Выражения по их признакам
ГЛАВА ПЯТАЯ. Пояснение и частицы (аль-байан ва аль-адат)
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРОТИВОРЕЧИЕ ДОВОДОВ (ТА'ÂРУД АЛЬ-АДИЛЛА)
ГЛАВА ПЕРВАЯ.Значение и сущность противоречия (та'аруд):
ГЛАВА ВТОРАЯ. Пути устранения противоречий
ЧАСТЬ ПЯТАЯ. СМЫСЛ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЦЕЛИ ШАРИАТА
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Смысл законодательства (Хикмат ат-ташри')
ГЛАВА ВТОРАЯ. I. Цели Законодателя (Макасид аш-Шари')
ЧАСТЬ ШЕСТАЯ. аль-Иджтихâд, ат-Тахридж, ат-Таклид, ат-Талфик, аль-Ифтâ, аль-Кадâ
ВВЕДЕНИЕ
I. УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ (اصول الفقه)
(Основы теории и методологии фикха)
А. Определение
Фикх как учение разделяется на две части: фуру' аль-Фикх (فروع الفقه) – разветвления фикха (практическое право) и Усуль аль-Фикх (اصول الفقه) – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру').
а) Усуль
Это слово является множественным числом от асл (اصل) и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть,субстрат . Термин Усульрâджих (предпочтительный — راجح), кâ'ида (правило — قاعدة), мустасхаб (привлеченный — مستصحب) и далиль (довод, признак, доказательство — دليل). используется в значениях
б) Фикх
Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего . В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.
Терминологически ханафиты дали определение фикха как "практическое понимание шариатских решений, вынесенных за или против, исходя из действий человека", а шафииты как "понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение ('ибâдат — ), поведение (му'âмалат – معاملات) и наказание ('укубâт — عقوبات), исходя из их подробных доказательств". عبادة
Имеется еще одно определение фикха как "универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике ('ибâдат) и поведению (му'âмалат)".
в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх
В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.
Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения «доводы фикха», «доказательства, относящиеся к фикху», «корни фикха», «корни права».
г) Определение термина Усуль аль-Фикх
Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:
1. Усуль аль-Фикх — это учение ('ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих возможным извлечение (истинбâт — استنباط) шариатских норм из подробных доказательств.
2. Усуль аль-Фикх — это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль).
Таким образом, это учение ('ильм) открывает нам совокупность правил (кава'ид), при помощи которых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим понять, изучить. Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике (علم المنطق) и юриспруденции (علم الاصول) это неизвестное называется «искомое знание». Для этого, прежде всего я обращусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте "И соблюдайте молитву...". В Усуль аль-Фикх содержится правило: "в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование". Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):
Искомое знание: молитва обязательна (фард).
Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте «И соблюдайте молитву...».
Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).
Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).
Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: "И не приближайтесь к прелюбодеянию...". В Усуль аль-Фикх содержится правило: "в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет". Используя это правило, я путем следующего рассуждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):
Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).
Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте "И не приближайтесь к прелюбодеянию...".
Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом — является запретным (харам).
Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).
Б. Предмет Усуль аль-Фикх
Взгляд ученых на предмет Усуль аль-Фикх может быть вкратце представлен в следующих четырех статьях:
1. Далиль (довод, доказательство), иджтихâд (усердие, старание) и тарджих (предпочтение).
2. Шариатские нормы и, как следствие, шариатские доводы.
3. Шариатские доводы и, как следствие, шариатские нормы.
4. Шариатские нормы и шариатские доводы.
Мы принимаем шариатские доводы и шариатские нормы в качестве предмета этого учения, так как правоведы в законотворческой деятельности и при вынесении решений действуют на основании доводов, демонстрируя этим процесс выработки шариатских норм. Таким образом, предмет Усуль аль-Фикх представляет собой шариатские доводы и шариатские нормы. На этой теме следует остановиться более подробно.
В обобщенном виде законоведы говорят о таких доводах, как Коран, Сунна, иджмâ' (согласие мнений) и кыйас (аналогия), являющихся источником шариатских норм (хукм) в 'ильм Усуль аль-Фикх. Они рассматривают эти доводы с точки зрения вынесения решений и законотворчества, настаивая при этом на необходимости придерживаться тех или иных положений. Точно также правоведы, в случае наличия противоречий, подтверждают положение, являющееся более предпочтительным при рассмотрении шариатских доводов. Предметами этого учения являются и такие вспомогательные доводы, как истихсан (предпочтение, предпочтительное решение), истисхаб (взятие с собой), маслахат (польза, интерес), 'урф-'адат (обычай, традиция), садд аз-зарâйи' (перекрытие средств). Среди предметов этого учения имеют место и такие чрезвычайно полезные и важные положения фикха, как хикмат ат-ташри' (смысл законотворчества), макасид аш-шари'а (цели шариата). В 'ильм Усуль аль-Фикх подлежат рассмотрению и темы, относящиеся к 'ильм аль-калâм: хусн-кубух (красота-уродство), хуррийат аль-ирада (свобода воли), хикмат аль-илахийа (божественная премудрость, провидение). Также среди предметов 'ильм Усуль аль-Фикх называют такие нормы как вуджуб (необходимость), хурмат (запретность), сиххат (достоверность), фасâд (непригодность), рукн (опора), шарт (условие), 'иллет (причина), понятия как зиммат (защита), ахлийат (правоспособность), выражения как хасс (частное), 'амм (общее), муштарак (совместное), муавваль (аллегорическое), маджâз (метафора), кинайа (намек), хафи (скрытое), мушкиль (затрудненное), амр (повеление), нахий (запрещение).
Как явствует из вышеизложенного, 'ильм Усуль аль-Фикх рассматривает частью смысл законотворчества (хикмат ат-ташри') исламского права, частью темы, относящиеся к 'ильм аль-калâм и частью языковые правила, общие и применимые для каждого языка. Правоведы используют в своих исследованиях лексикографию, морфологию, синтаксис, логику, богословие (калâм) и право (фикх).
В. Цель и значение Усуль аль-Фикх
а) Цель
Целью 'ильм Усуль аль-Фикх является толкование того, как и каким образом выводятся шариатские нормы из шариатских доводов. Здесь следует отметить, что приобрести знания об истинах шариатских норм со всеми их условиями возможно только посредством этого учения. Не зная правил, установленных 'ильм Усуль аль-Фикх, даже при знании тафсира (толкование Корана) и хадисов нельзя проникнуть в истины шариатских норм.
б) Значение
'Ильм Усуль аль-Фикх — это учение, целью которого является извлечение норм из Корана и Сунны. Значение знаний, почерпнутых из этого учения, можно представить в следующем порядке:
1. Человек, специализирующийся в этом учении, постигает смысл почти всех выражений из Корана и Сунны.
2. Благодаря этому учению можно узнать каким образом муджтахиды (ученые-богословы) вырабатывают нормы; приоритетность норм, полученных на основе ар-ра'й (мнение, суждение) или иджтихâда (усердие, старание). И как следствие, увидеть методы истинбата (извлечение) и иджтихâда, применяемые муджтахидами, и какие из их трудов оказали влияние на фикх.
3. При помощи этого учения можно узнать доводы применительно к нормам, содержащимся в Коране по фикху; какие из этих норм были почерпнуты из Корана, Сунны или имеют своей основой усердие (иджтихâд) муджтахидов.
4. При помощи этого учения можно постичь суть целей и пределов (хикмат ат-ташри'), предусмотренных Аллахом при установлении религиозных норм.
5. Те, кто специализируются в этом учении, пополняют свои знания в праве и законах, развивают силу суждения, формируют правовой навык, могут безошибочно принимать решения на основе Корана и Сунны.
Г. Различия между Усуль аль-Фикх, аль-Фикх и аль-кава'ид аль-Фикхийя
а) Различие между аль-Фикх и Усуль аль-Фикх
Предметом аль-Фикх являются действия совершеннолетнего, для которого обязательно исполнение постановлений шариата, относящиеся к праву, и нормы, связанные с этими действиями. Законоведы (факихи) занимаются исследованием сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, молитвы, вакуфов, воровства и др. действий.
Как уже было отмечено ранее, Усуль аль-Фикх — это учение ('ильм), связанное с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из подробных доказательств. Например, Усуль аль-Фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения — хурмат (запрет).
б) различие между аль-кава'ид аль-Фикхийя и Усуль аль-Фикх
Есть польза в определении различия между правилами фикха (аль-кава'ид аль-Фикхийя), соединяющими в одно целое отдельные нормы и Усуль аль-Фикх. Исходя из содержания, эти правила можно назвать "Общие принципы и нормы фикха".
'Ильм Усуль аль-Фикх дает разъяснение правил, которых должен придерживаться факих при принятии решения, дабы не совершить ошибку.
Правила же фикха (аль-кава'ид аль-Фикхийя) представляют собой аналогию, объединяющую несколько норм, или собрание схожих между собой норм, которые могут быть объединены в правиле фикха.
II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
А. Усуль аль-Фикх во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Пророк Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), сообщал людям религиозные нормы. Нормы, относящиеся к мекканскому периоду, в основном касались нравственных качеств (ахлâк) и веры (и'тикâд). В этот период правовые нормы были редкостью. Правовые нормы более всего относятся к мединскому периоду. Во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), источниками фикха были Коран, Сунна и Иджтихâд. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), учил своих сподвижников методам законотворчества на практике. Они знали, как они будут действовать в случае возникновения какого-либо религиозного вопроса. В таких случаях Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), определял методы законотворчества своей практикой в фикхе. В этом отношении можно говорить о том, что методы законотворчества зародились вместе с фикхом. Следует помнить также, что методы законотворчества в то время не были собраны в сборник и применялись на основе устного знания.
Б. Усуль аль-Фикх при сподвижниках (ас-сахаба)
Во времена сподвижников уже существовал целый ряд правил для выработки норм. Сподвижники в затруднительных ситуациях при вынесении решений придерживались этих правил. При определении меры наказания пьющему человеку праведный халиф Али использовал такое сравнение:
«Выпивший человек находится в бреду и в бредовом состоянии возводит клевету, в связи с чем потребуется публичное наказание, то есть восемьдесят ударов палкой».
Праведный халиф Али в этом действии использовал признак аз-зарâйи' (средство). Абдуллах бин Мас'уд утверждает, что "срок, в течение которого беременная вдова не может вновь вступать в брак, длится до разрешения от бремени" и приводит в качестве доказательства аят: "А для беременных женщин их установленный срок – разрешение от бремени", указывая на последовательность ниспослания сур. Этим он хотел пояснить, что сура «ат-Талак» была ниспослана после суры «Бакара». А это является правилом в отношении того, что позже ниспосланный текст отменяет (насх) и особо выделяет (тахсис) текст ниспосланный ранее.
Во времена сподвижников Коран, Сунна, Иджма' (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание) были источниками фикха. В тот период методы законотворчества не были собраны в сборники и применялись на основе устного знания.
В. Усуль аль-Фикх при современниках сподвижников (таби'ун)
При современниках сподвижников (таби'ун) образовались две школы ахл ар-рай (сторонники независимого мнения) и ахл аль-хадис (сторонники предания), каждая из которых претендовала на присущие ей принципы законотворчества. При извлечении (истинбат) норм (хукм) каждая школа действовала, исходя из своих принципов и правил. Ахль аль-хадис (сторонники предания) были тесно связаны с Кораном и Сунной, тогда как ахль ар-рай (сторонники независимого мнения) извлекли большую пользу из таких методов решения правовых вопросов, как аль-кыйâс (суждение по аналогии) и аль-истихсâн (предпочтительное решение). В этот период также основными источниками фикха оставались Коран, Сунна, Иджмâ' (согласие мнений) и Иджтихâд (усердие, старание), а методы законотворчества все еще не были собраны в сборник и применялись на основе устного знания.
Г. Усуль аль-Фикх при имамах муджтахидах
В этот период появились такие термины Усуль аль-Фикх, как харâм (запретное), вâджиб (необходимый), мубâх (допустимый), фард (обязательное предписание). Каждый мазхаб (богословско-правовая школа) претендовал на целый ряд свойственных ему методов, применяя которые выносил решения. В тот период каждый мазхаб имел свойственные ему производные источники. Ханафиты пользовались источником аль-истихсан (предпочтительное решение), против этого выступали шâфииты. Мâликиты придавали большое значение методу аль-истислах (стремление к пользе). Появившиеся в этот период и практиковавшиеся ранее правила теперь начали постепенно собираться в книгу. Согласно Ибн Халлигану, автором первой книги, посвященной Усуль аль-Фикх, был Абу Йусуф (ум.182 г.х.). Усуль аль-Фикх, является книга имама аш-Шâфи'и «ар-Рисâла». Автор в своей книге исследовал такие вопросы, как иджмâл (обобщенность), байâн (очевидность), амр (предписание), нахий (запрещение), хâсс (частный), нâсих (отменяющий), мансух (отмененный), сунна (обычай), иджмâ' (согласие мнений), кыйâс (суждение по аналогии), истихсâн (предпочтительное решение). Правила Усуль аль-Фикх были записаны и собраны после имамов муджтахидов. После имама аш-Шâфи'и были написаны книги с толкованием методов и правил законотворчества. Однако эта книга не дошла до нашего времени. Первым дошедшим до наших дней произведением, посвященным
III. МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
Собирание 'ильм Усуль аль-Фикх осуществлялось на основе трех методов, которые вкратце поясним вместе с их особенностями.
А) — аль-Фукахâ (мн.ч. от факих – законовед) – ханафитский мазхаб.
Б) — аль-Мутакаллимун (мн.ч. от мутакаллим — богослов) – шâфиитский мазхаб.
В) — аль-Мамзудж (смешанный).
А. Метод аль-фукахâ и его особенности
Первоначально ученые при записывании 'ильм Усуль аль-Фикх следовали одному из двух методов. Один из них аль-фукахâ, другой – аль-мутакаллимун. Ханафиты применяли на практике метод аль-фукахâ. По этой причине этот метод называли «ханафитским методом или мазхабом». Факихи, практиковавшие этот метод в отношении правовых вопросов придавали значение применению на практике его правил, выводили правила этого метода из практики аль-Фикха. Авторы, следуя этому методу, при разъяснении вопросов приводили большое количество примеров с тем, чтобы обеспечить понимание темы и реализовать ее практически. Ханафитский метод, будучи более сильным, чем шâфиитский, о котором речь пойдет ниже, вместе с тем является и более удобным для понимания исламского права. Этот метод опирается на логический принцип перехода от частного к общему, от явлений к общим правилам.
Б. Метод аль-мутакаллимун и его особенности
Одним из практиковавшихся методов в этом учении является метод аль-мутакаллимун (богословы калâма). Этот метод применяли богословы калâма относившиеся к му'тазилитам (аль-му'тазила — обособившиеся) и шâфиитам. В связи с тем, что этот метод практиковался богословами калâма, ему дали название метода аль-мутакаллимун, а поскольку большинство этих богословов были приверженцами шâфиитского мазхаба, его называли также "шâфиитским методом или мазхабом". Ученые, относившиеся к мазхабам мâликитов и ханбалитов, также придерживались этого метода при написании своих произведений. Богословы, практиковавшие этот метод, толковали принципы законотворчества, склоняясь к рационалистическому выводу, не приводя при этом большого количества примеров. Этот метод опирается на логический принцип перехода от общего к частному, выведения суждений о явлениях из общих правил.
В. Смешанный метод (аль-мамзудж) и его особенности
Правоведы, пришедшие в последующий период, объединили в своих произведениях качества и особенности обоих предыдущих методов. Этому методу дали название аль-мамзудж (смешанный). Этого метода придерживались ученые, относившиеся к мазхабам ханафитов, шâфиитов, мâликитов и ханбалитов при написании своих произведений.
IV. ПРОИЗВЕДЕНИЯ УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ
А. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-фукахâ
1. "аль-Усуль" — Абу аль-Хасан аль-Кархи (ум.340 г.х.)
2. "аль-Усуль фи′л-Усуль" — Абу Бакр аль-Джассас (ум.370 г.х.)
3. "Таквиму′л-адилла" — Абу Зейд ад-Дабуси (ум.430 г.х.)
4. "аль-Усуль" — Фахру′л-Ислам аль-Паздави (ум.482 г.х.)
5. "аль-Усуль" — Серахси (ум.483 г.х.)
6. "Мизану′л-Усуль фи натаиджи′л-'укул" — Алâаддин Самарканди (ум.533 г.х.)
7. "Кашфу′л-асрар" — АбдулАзиз Бухари (ум.730 г.х.)
8. "Манару′л-анвâр" — Хафизуддин ан-Насафи (ум.710 г.х.)
9. "Шарх Манари′л-анвâр" — Ибн Малак (ум.885 г.х.)
Б. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мутакаллимун
1. "аль-'Умд" — АбдулДжаббâр (ум.415 г.х.)
2. "аль-Му'тамад" — Абу′л-Хусейн аль-Басри (ум.463 г.х.)
3. "аль-Бурхâн" — Имâму′л-Харамейн аль-Джевейни (ум.487 г.х.)
4. "аль-Мустасфâ" — Аль-Газали (ум.505 г.х.)
5. "аль-Махсул" — Фахруддин ар-Рâзи (ум.606 г.х.)
6. "аль-Ихкам фи Усульи′л-Ахкам" — Аль-Амиди (ум.631 г.х.)
В. Наиболее известные произведения, написанные по методу аль-мамзудж
1. "Бади'у′н-Низам" — Ибну′с-Саâти (ум.694 г.х.)
2. "Танкиху′л-Усуль" — Садру′ш-Шари'а (ум.747 г.х.)
3. "Тахрир" — Ибну′л-Хумâм (ум.861 г.х.)
4. "Мир'âт" — Моллâ Хусрев (ум.885 г.х.)
5. "Усульу-бадâйи'" — Моллâ Фенâри (км.834 г.х.)
6. "Мусалламу′с-субут" — Мухибуллах бин Абди′ш-Шакур (ум.1119 г.х.)
7. "Джам'ул-джавами'" — Тâджу′с-Субки (ум.771)
8. "Мувâфакâт" — Абу Исхак аш-Шâтиби (ум.780 г.х.)
9. "И'лâму′л-муваккиин" — Ибн Кайим аль-Джезви (ум.751 г.х.)
Г. Произведения по Усуль аль-Фикх, относящиеся к некоторым мазхабам
В предыдущих темах в основном упоминались произведения ханафитских и шâфиитских правоведов. Будет полезным также привести примеры произведений по Усуль аль-Фикх, написанных правоведами других мазхабов.
а) правоведы ханбалитов и их сочинения:
1. "аль-Удда фи Усульи′л-фикх" и "аль-Кифâйа фи Усульи′л-фикх" — Абу Йа'лâ аль-Феррâ (ум.458 г.х);
2. "ар-Равда фи′л-Усуль" — Ибн Кудâма аль-Макдиси (ум.620).
б) правоведы маликитов и их сочинения:
1. "ат-Танбихâт" и "Танкиху′л-фУсуль" — Карафи (ум.684 г.х.);
2. "аль-Ифâда" — АбдулВаххаб ат-Талеби (ум.422);
3. "аль-Махсул фи Усульи′л-фикх" — Ибну′л-Араби (ум.543 г.х.).
в) правоведы шиитов и их сочинения:
1. "Мабадиу′л-Усуль илâ 'ильми′л-Усуль" — Мутаххар аль-Хилли (ум.726 г.х.);
2. "К. аз-Зари'а илâ Усульи′ш-Шари'а" — Сейид Шериф Муртазâ (ум.336 г.х.);
3. "Уддат′ил-Усуль" — Абу Джафар ат-Туси (ум.460 г.х.).
г) правоведы захиритов и их сочинения:
1. "аль-Ихкам" — Ибн Хазм (ум.456 г.х.).
Д. Произведения Усуль аль-Фикх, написанные на турецком языке
1. И. Хакки Измирли – "'Ильм-и Хилаф", Стамбул, 1330 г.
2. АбдусСеттар – "Мадхаль-и Фикх", Стамбул, 1299 г.
3. Махмуд Ес'ад – "Талхис-и Усуль-и Фикх", Измир, 1309 г.
4. М. Сейид Бей – "Усуль-и Фикх", 2 тома, Стамбул, 1333, 1338 г.г.
5. Бюйюк Хайдар Эфенди – "Усуль-и Фикх Дерслери", Стамбул, 1336 г.
6. О.Н. Билмен – "Хукуки Исламийе ве Истилахати Фикхийе Камусу" (1-й том).
7. Хайреддин Караман – "Фикх Усульу", Стамбул, 1967 г.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ
Аль-адиллат аш-шар'ийя
(الادلة الشرعية)
В этой части будут рассмотрены основные и производные доводы. После краткого определения довода (далиль) перейдем к подробному разъяснению термина.
А. Определение довода (далиль)
В языке ад-далиль (الدليل мн.ч. الادلة) имеет значение проводник, признак.
Терминологически далиль определяется как предмет, "из которого извлекаются шариатские нормы", "размышление над которым приводит человека к желаемому результату и решению". В качестве термина далиль также употребляется как предмет, "в случае здравого размышления над которым, становится возможным достижение требуемого сведения (шариатской нормы)".
«الدليل: ما يمكن التوصل بصحيح النظر فيه الى مطلوب خبري».
То есть под требуемым сведением понимается шариатская норма.
Например, когда мы хотим понять отношение религии к вопросу о возвращении доверенного имущества (амâнат) ее хозяину, обращаемся к следующему аяту: "Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его". Этот аят является доводом (далиль) о необходимости (вâджиб) возвращения доверенного имущества (амâнат). Точно также, когда мы читаем аят: "И соблюдайте молитву...", с этим доводом (далиль) мы приходим к норме об обязанности (фард) соблюдать молитву.
Б. Разновидности доводов
Доводы могут быть разделены на части по разным направлениям. Здесь мы дадим краткое пояснение доводов, сгруппировав их следующим образом:
1) Рационалистические и традиционные, основанные на хадисах, доводы;
2) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него;
3) Основные и производные доводы;
4) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся им.
а) Рационалистические и традиционные доводы
Рационалистический довод – это довод, опирающийся на результат чувственного или мысленного суждения. Например, разум человека воспринимает вселенную как один из признаков существования Аллаха.
Традиционный довод – это довод, опирающийся на переданные слова других людей. Традиционный довод может включать в себе как религиозные, так и не религиозные понятия. Однако в 'ильм Усуль аль-Фикх под традиционным доводом подразумевается известие (хабар), имеющее своим источником Аллаха и Его Посланника или, другими словами, Коран и Сунну. Доводы такого рода называют шариатскими (законными) доводами «аль-адиллат аш-шар'ийя».
б) Доводы, являющиеся текстом аята и не являющиеся таковым
Выражения, взятые из Корана и Сунны, являются текстовыми доводами. Тогда, как кыйâс или истихсâн, не содержащие таких выражений, не являются текстовыми доводами.
в) Доводы, опирающиеся на ниспосланное откровение (вахй) и не опирающиеся на него
Часть шариатских (законных) доводов опирается на вахй. Из них, так называемые аль-вахй аль-матлув (зачитанное откровение) представляют собственно Коран, а аль-вахй гайру′л-матлув (не зачитанное откровение) – Сунну. Вместе эти доводы называют еще аль-адиллат ас-сам'ийя (доводы воспринимаемые на слух).
Другая часть шариатских доводов — иджмâ' и кыйâс не основана на ниспосланном откровении (вахй).
Вместе эти доводы в 'ильм Усуль аль-Фикх известны под названием аль-адиллат аль-арба'а.
г) Основные и производные доводы
Шариатские (законные доводы) разделяются также на две части – это основные (четыре) и производные (семь) доводы.
Основные доводы: Коран, Сунна, иджмâ', кыйâс.
Производные доводы: истихсâн, истислâх (аль-масалих аль-мурсала), истисхâб, 'урф -'адат, шар'у мин каблина, каул ас-сахаба, садд аз-зарâйи'.
ШАРИАТСКИЕ ДОВОДЫ
Основные доводы Производные доводы 1. Книга (Коран) 2. Сунна
3. Иджмâ'
4. Кыйâс 1. Истихсâн 2. Истисхâб
3. Истислâх (аль-Масалих аль-мурсала)
4. 'Урф — 'Адат
5. Каул ас-сахаба
6. Садд аз-зарâйи'
7. Шар'у мин каблина
В. Порядок и последовательность доводов
Для того, чтобы выяснить шариатскую норму в отношении какого-нибудь вопроса, муджтахид прежде всего обратится к тексту Корана, не найдя в нем решения, обратится к Сунне. В случае, если в обоих первоисточниках решение не будет найдено, обратится к доводам иджмâ'. Если и там он не найдет ответа, решение по данному вопросу будет найдено посредством иджтихâда на основе [i]кыйâса и других производных доводов. В таком случае при вынесении решения принимается следующий порядок и последовательность доводов:
1) Книга (Коран)
2) Сунна
3) Иджмâ'
4) Кыйâс и другие производные доводы.
Здесь следует упомянуть о двух практических примерах показавших необходимость применения такого порядка и очередности доводов при вынесении решения:
1. При назначении Му'âза бин Джабаля на должность кâдия в Йемене между ним и Пророком, (мир ему и благословение Аллаха), произошел такой разговор:
Мухаммад, (мир ему и благословение Аллаха), спросил его: «О Му'âз, когда к тебе поступит жалоба как ты будешь принимать решение?
Му'âз ответил: — Я буду принимать решение исходя из того, что найду в Книге Аллаха.
Пророк спросил: — Если там не найдешь решения?
Му'âз ответил: — Я буду принимать решение на основе сунны Пророка.
Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), спросил еще раз:
— Ну а если и там не найдешь?
Тогда Му'âз ответил: — Буду принимать решение в соответствии со своим мнением на пути иджтихâда».
Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), был очень доволен таким ответом Му'âза и восславил Аллаха.
2. Во времена своего правления праведные халифы Абу Бакр и Омар, принимая решение по представленной им жалобе, вначале обращались к Корану, не найдя в нем ответа на поставленный вопрос, обращались к Сунне. Если и там не было ответа, они собирали авторитетных сподвижников и консультировались с ними. Решение по этому вопросу принималось при достижении согласия (иджмâ'). В случае, если согласие (иджмâ') не достигалось, решение принимали на пути иджтихâда в соответствии с их мнениями.
«Мир'ат», с. 18; «Фаватих», I, 8; «Буюк Хайдар Эфенди», с.8.
см. «Ан-Ниса», 78; «Худ», 91.
«Мир'ат», с.15-16.
«Билмен», I, 14.
« Буюк Хайдар Эфенди» с. 9; Хамидуллах, «İslam Hukukunun Kaynaklarına Dair Yeni Bir Tetkik» (Новое исследование источников по исламскому праву), trc. B. Davran, «İslam Tetkikleri Enstitüsü Dergisi» (Журнал Института исламских исследований), İstanbul, 1953, c. I, sayı 1-4, s.64.
«Мир'ат», s. 11, 14
Здесь следует отметить несколько правил: «наличие признака дозволения в форме предписания выражает дозволение», «частное слово выражает категорическую норму», «уклончивая частность выражает норму, основанную на предположении» («Мир'ат», s. 20)
«Фаватих», s. 1, 9.
«Аль-Бакара», 43.
«Аль-Исра», 32.
«Мир'ат», s. 87; «Хадими», с. 3; «Сава Паша», II, 45; «Шакируль Ханбали», с.33.
«Саййид Бей», I, 87; «Шакируль Ханбали», с. 38-40.
«Саййид Бей», I, 85; «Худари», с. 16-17; «Билмен», I, 40; «Шакируль Ханбали», с. 36-37.
АбдульКадир Удах, II, 506
Ибн Малак, с. 230
«Ат-Талâк», 4; сравните «Аль-Бакара», 234.
«Вафаятуль Аъян», Каир, 1949, V, 424.
Ибн Халдун, «Мукаддима», перевод, İstanbul, t.y. III, 55-56.
Амиди, I, 11, «Мир'ат», с. 27.
«Ан-Нисâ», 58.
«Аль-Бакара», 43.
Амиди, I, 11-12; Саййид Бей, II, 44.
«Мир'ат», с. 25.
<h2 style="text-align: center;">Это часть данной работы,</h2> <h2 style="text-align: center;">полностью материал можете скачать </h2>
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей