Перейти к содержимому

Close
Фотография

Облакачивание во время азана,чтение намаза не на арабском языке, разговор во время речи имама в пятницу


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Админка

Админка

    Хозяюшка

  • Главные администраторы
  • 18 740 сообщений

Отправлено 01 июня 2011 - 13:02

bismi

Вопрос:

Ас-саляму алейкум. Братья у меня есть ряд вопросов. Я находился в мечети и услышал как человек из числа бида’чиков сделал замечание другому, что бы он не облокачивался во время призыва (азан), сказав: «нельзя облокачиваться во время призыва». Получается, что это действие он назвал запретным словом – «нельзя» (харам). Есть ли такое в сунне посланника Аллаха (мир ему и покой)? Этот человек из числа заблудшей группы «крачковские» - они известны тем, что читают солят на русском языке, что я могу сказать им в опровержения этого поступка(чтение намаза на русском языке)? И еще один вопрос – запрещено ли во время хутбы имама (на арабском языке) отвлекаться (разговаривать с кем либо, читать куран и т.д.)?

Ответ:

Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатуху.

Что касается запрета облакачиваться во время азана, то честно говоря слышу первый раз такое, и не знаю доказательства запрещающее это делать. Это выражение конечно не значит что я отрицаю вероятность наличия такого хадиса.

Однако существует несколько прямых и косвенных доказательств указывающих на обратное.

1.Основа - разрешенность в любых действиях человека до прихода обратного доказательства. Будет это действие совершаться в мечети или в другом месте.

Передал Абдуллах ибн Зайд- да будет доволен им Аллах- то что он увидел Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- Лежавшего в мечети положив одну ногу на другую.

См аль-Бухари 475, Муслим 5626

Есть хадис запрещающий подымать одну ногу на другую при лежании на спине (см. ат-Тирмизи 2767, Абу Дауд 4865), но сказали ученые что это в случае вероятности раскрытия ауарата.

См. Фахтуль-Бари 1\728\729 , Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

В любом случае это не относится к нашему вопросу напрямую так как мы говорим о лежании как таковом.

Сказал имам ибн Хаджар в тафсире этого хадиса(Абдуллах ибн Зейд)

"Сказал аль-Хаттаби: В этом хадисе разрешение на облокачивание в мечети."

См. Фахтуль-Бари 1\729 .

Тоже самое сказал имам ан-Науауи.

См. Шарх Муслима имама ан-Науауи 14\28.

Конечно мы не скажем что это действие было именно во время азана, так как на такое утверждение необходимо отдельное доказательство,однако будет сказано что это указало на разрешение этого действия как такового.Т.е. это частное доказательство в разрешении облокачиваться в мечети, которое входит в общую основу разрешения двигаться как человеку хочется, в любом месте.

И то что будет разрешено в одном отрезке времени будет разрешенным и в другом, кроме как если на обратное укажет доказательство.

2. Как известно пришли в сунне в азане аль-фаджр слова(смысл): Намаз лучше чем сон.

Нет сомнения что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – знал что человек может спать в этот момент , или только вставать , облокачиваться , все равно будет это дома , или в мечети , ведь некоторые сподвижники жили и спали в мечети. И честно говоря не знаю чтобы в каком то хадисе было сказано: "Если услышите азан, то не облокачиватейсь".

А ведь как известно из науки Усуль Фикх- Не разрешается отдалять разъяснение от времени нужды.

3. Также пришли разные хадисы в которых Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – говорит:"Кто услышит муаззина, то пусть говорит это и то , или повторяет за ним" и подобное этому. Но также честно говоря не знаю чтобы в каком ты из них было сказано: "Если услышите муаззина,то не облакачивайтесь."

Поэтому этот запрещающий и должен привести доказательство на свое заявление.

Если оно действительно есть, то конечно мы должны его принять.

Это если речь идет именно об облакачивании во время азана, в какой бы это форме не было, а не облакачивание как таковое определенным образом, все равно будет это во время азана или нет.

Что же касается чтения намаза на русском , или каком то другом языке, т.е. чтение аль-фатихи , и чего то из Корана, то это может быть заблуждением и ошибкой , а может быть полным неверием с принятием во внимание того что будет сказано дальше с позволения Аллаха.

У нас нет подробной информации о том, чем эти люди вообще аргументируют на необходимость чтения Корана в намазе, однако отталкиваясь от того что все таки они считают это обязательным(чтение как таковое), хоть и на русском, можно допустить что они аргументуруют например словом ВсевышнегоАллаха (смысл):

Читайте из Корана то, что необременительно для вас.

Сура аль-Муззаммиль 20

Или например словом Посланника Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует(смысл):

Нет намаза для того кто не читает мать(т.е. главную, основную, важную часть) Корана.

См. Муслим 902

Или в другом хадисе в котором Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – сказал человеку:

Если ты встал совершать намаз , то соверши такбир а затем прочитай то что можешь из Корана.

См. Муслим 911.

В любом случае , также не пускаясь в разногласие среди ученых, что является обязательным – в общем что то из Корана или аль-Фатиха , как бы то ни было мы говорим о чтении чего то из Корана.

И если это так , то мы хотим выяснить для начал- что же такое Коран ?

Какового его значение в шариате, его изначальный , а не переносный смысл , как если говорится в отношении перевода смысла Корана, в переносном смысле: Это Коран, или слово Аллаха и т.д.?

Говорит имам ибн Хазм в разделе: Иджма в вопросах убеждений , противоречащий которому будет неверным также по иджма:

… (Единогласны ученые ) в том что Коран, тот что читается(т.е. не буквы написаные чернилами) который в руках людей(т.е. у мусульман) – От начала аль-Фатихи (аята -аль-хамд…) до конца суры ан-Нас(Люди) – слова Аллаха , и Его откровение которое Он ниспослал Своему Пророку Мухаммеду – да благословит Его Аллах и приветствует.

См. Маратибу ль-Иджма 268

Это же иджма привел имам аз-Заркаши в "аль-Мансур филь Кауаид" 3\122 , также он же в "аль-Бахр аль-Мухит" 2\118 , имам ибн Сама'ни в "Кауатыу аль-адилля" 1\17 , аз-Заркани в "Манахиль аль-Ирфан" 1\260 , ибн Адиль ханбалитский ученый умерший в 775 г. в "Тафсир аль-Любаб" 11\192 , ар-Рази в "Мафатихуль-Гайб" 10\427 и многие другие ученые перечислять которых нет большой нужды.

И если это так, то эти люди либо должны сказать что то что они читают на русском языке и есть Коран ниспосланный на Мухаммеда – да благословит его Аллах и приветствует, и это полный и очевидный куфр. Либо должны сказать что это его смысл переданый на русском языке.

И это возвращается к вопросу разрешения чтения намаза не на арабском языке.

Мазхаб большинства ученых на том это не разрешено и намаз будет недействительным.

Общий смысл их аргументации предельно просто и очевиден. А это то что Коран- смысл и произношение, и если что то из этого будет отсутствовать, то это уже не Коран , а значит просто слова человека.

См. аль-Маджмуа 3\380\379, аль-Мугний 350\1, аль-Мухалля 2\280

Это также мнение Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана- сторонников имама Абу Ханифа.

И было передано от имама Абу Ханифы разрешение чтение намаза не на арабском языке, отталкиваясь от его мнения что смысл в этом – именно в вопросе намаза - чтение того смысла на который указал Коран.

Однако во-первых нет сомнения что это явная ошибка , так как все доказательства указывающие на требование чтения Корана включают себя именно Коран смыслом и произношением.

Говорит имам ибн Хазм:

"Тот кто читает аль-Фатиху, или что то из нее, или что то из Корана в намазе, переведом с арабского , или неарабскими словами, не теми словами в которых его ниспослал Всевышний, и он делает это намеренно – то его намаз недействителен , и такой человек- фасик.

Так как Всевышний Аллах сказал(смысл): Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке. Сура Юсуф 2.

И то что не на арабском не будет арабским, и значит не будет Кораном….

И сказал Абу Ханифа – его намаз будет действительным.

И аргументировал тот кто следует за ним словом Всевышнего(смысл):… и упоминается(Коран) в писаниях древних народов. Сура аш-Шуара 196

И нет для них в этом аргумента, так как Коран ниспосланный нам, ниспослан на языке нашего Пророка- да благословит его Аллах и приветствует-, и не был ниспослан на древние народы, однако он был упомянут в их писаниях, упомянуто согласие с ним.

См. аль-Мухалля 3\214\215

В самом деле аргументация этим аятом упомянута в ханафитских книгах в при разъяснении мазхаба Абу Ханифы.

См. Бадаиу ас-Санауи 1\463,аль-Мабсут 1\99, Табъину аль-Хакаик 41\2 и др.

Мотивируется это тем , что Коран был упомянут в древних писаниях которые были на другом языке, т.е. были упомянуты его смыслы, и это не мешало ему называться Кораном.

Однако нет сомнения, что это предельно далекая аргументация.

И удивительно что в самом же этом аргументе есть аргумент опровергающий подобное понимание.

Ведь аятом выше Всевышний Аллах сказал(смысл):

Оно (откровение) ниспослано на ясном арабском языке.

Сура аш-Шуара 195

В любом случае , даже если принять во внимание это мнение имама Абу Ханифы, то даже по этому мнение чтение не по арабски для того кто может по арабски- нежелательно.

См.аль-Мабсут 98\1, аль-Мухит 416\1.

А как очевидно эти люди говорят как минимум о желательности этого. И нет сомнения что это великое заблуждение.

Во-вторых многие ханафитские ученые сказали что имам Абу Ханифа вернулся от этого своего мнения к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана.

Сказал это Мухаммед Махмуд аль-Бабирти один из ханафитских ученых в книга "аль-'Иная шарху ль-Хидая" занимающей важное место в ханафитском фикхе:

"И было передано его (имама Абу Ханифы возвращение) от основы вопроса к их (Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана) мнению. И это и есть то, на что следует опираться( в фатве и т.д.)."

См. аль-Иная шарх аль-Хидая 462\1

То же самое сказал один из специалистов ханафитского мазхаба – ибн Хумам. См. Фатхуль-Кадир 45\2.

Также один из поздних ханафитских ученых Мула Хусру сказал:

"И более правильное мнение- возвращение имама(Абу Ханифы) к мнению Абу Юсуфа и Мухаммеда ибн Хасана в запрете начинания(чтения) намаза на персидком языке , в отношении того кто способен на арабский(т.е. может читать на арабском)."

См. Дурар аль-Хуккам шарх гурар аль-Ахкам 296\1

Также в других ханафитских книгах те же слова.

Табъину аль-Хакаик 41\2 , аль-Хидая 37\1, Мараки ль-Фалях 126\1.

В любом случае, если это ясно, то то что читают эти люди в своем намазе –не Коран , однако они говорят человеческие слова , да еще и на русском языке(т.е, не арабском), на разрешение которых нет отдельного доказательства.

Ведь это не дуа, а именно чтение которое они установливают в то место где должен быть Коран.

Так как все что пришло в Коране, Сунне с требованием чтения Корана распространяется именно на Коран как слова Всевышнего о чем было сказано.

И если это так, то сказал также имам ибн аль-Мунзир:

"Единогласны ученые в том, что тот кто намеренно говорит в намазе и не хочет этим исправление намаза(как подсазка имаму если он забыл суджуд например), то что его намаз недействителен."

См. аль-Иджма 25.

Такое же иджма привел имам ибн Хазм , и имам ибн Абдуль-Бар . См. Маратибуль-Иджма 51 , ат-Тамхид 1\350\351

И сказал Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует: Тому кто заговорил в намазе:

Поистине этот намаз, в нем не должно быть что то из слов (речи) людей.
Однако в нем только тасбих, такбир и чтение Корана.


См. Муслим 1227

И если это так , то то что говорят эти люди в намазе не является ни Кораном , ни тасбихом , ни такбиром , ни дуа , однако они убеждены что они читают Коран, в том , месте где он должен читаться. И если в основе все то что говорит человек - относится к нему,и если то что они читают – не слова Аллаха , а это так , то это слова людей. В этом случае, самое меньшее что ожидает этих людей если они будут упорстовать читать намаз на русском языке попадание под следующий аят(смысл):

Скажи: Не собщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток?

Тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали что поступают хорошо.

Сура аль-Кахф 103\104

Что же касается разговора во время хутбы имама на арабском языке, и мусульманин слышит имама , то в среди ученых есть раногласие в тахриме разговора,а некоторые разрешают делать тихий зикр, хоть они не спорят в том , что молчать лучше.

См. аль-Маусуат ль-Фикхия 1147\2

И у имама аш-Шафии два мнения в этом вопросе.

В старом мазхабе – запрет(т.е. тахрим)и доказательство этого слова Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:

Если ты скажешь своему другу – Молчи, в то время как имам делает хутбу в пятницу , то ты отвелкся (т.е. сказал никчемность , глупость).

См. Муслим 851

Сказал имам ан-Науауи:

"В этом хадисе запрет всех видов речи во время хутбы… Так как если он сказал: Молчи что в основе является приказом одобряемого, и Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует- назвал это никчемностью и глупостью , то другие слова тем более (достойны этого)."

См. Шарх Муслим 138\6

В новом мазхабе и это также мнение некоторых саляф то что разговор в таком случае нежелателен.

И доказательство этому то что однажды когда Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – совершал пятничную хутбу, встал один бедуинов и сказал:

О Посланник Аллаха ! Наше имущество погибли, наши дети голодны , сделай за нас дуа Всевышнему Аллаху.

См. См. аль-Бухари 933,Муслим 897

Сказал шейх аш-Ширбини , один из поздних специалистов шафиитского мазхаба:

"Суть аргументации этим хадисом заключается в том, что Посланник Аллаха- да благословит его Аллах и приветствует – не порицал бедуина за его речь , и не объяснил ему обязательность молчания."

См. Мугний аль-Мухтадж 1\631\632

Редакция сайта

Please Login or Register to see this Hidden Content

.








Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика