ВАЖНЫЕ ФАТВЫ ( РЕШЕНИЯ)
ДЛЯ КАЮЩИХСЯ Ты можешь сказать: я хочу покаяться, но не разбираюсь в правилах покаяния. У меня в голове крутится много вопросов о истинности покаяния от некоторых грехов, и о том, как возместить долги свои перед рабами Аллаха, которые я преступил. Существуют ли ответы на эти вопросы?
И вот тебе, возвращающемуся к Аллаху, то, что небось излечит страждущег
* * *
Вопрос: Совершив грех, я каюсь, а затем зло вновь овладевает мною, и я повторяю! Считается ли недействительным мое первое покаяние и лежит ли на мне тяжесть моего первого греха, а также то, что было после него?
Ответ: Большинство ученых сходятся на том, что правильность и искренность покаяния не зависят от того, воздержался ли он от повторения греха вновь. Истинность покаяния состоит в отказе от греха и раскаянии в его совершении, а также в твердой решимости не совершать его вновь. Если же человек совершает вновь грех, то он рассматривается в таком случае как тот, кто совершил новое непослушание, что требует нового покаяния, а его первое покаяние является действительным.
Вопрос: Является ли покаяние действительным, если я упорствую в совершении другого греха?
Ответ: Покаяние после совершения какого-либо греха является действительным, даже если человек упорен в совершении другого греха, если этот грех не такого же рода, как первый и не имеет отношения к нему. К примеру, если человек покаялся в ростовщичестве, но не покаялся в употреблении спиртного, то его покаяние является действительным, и наоборот. Иное дело, если человек покаялся в одном виде ростовщичества, но сам продолжает брать лихву иным путем, то его покаяние в таком случае не будет принято. То же самое распространяется на того, кто покаялся в курении гашиша, но продолжает употреблять спиртное и наоборот. Аналогично этому, если человек покаялся в прелюбодеянии с одной женщиной, но продолжает прелюбодействовать с другой, подобное покаяние недействительно. Эти люди сделали не больше не меньше, что ушли от одной разновидности греха и впали в другую (подробнее см. "Ал-Мадаридж").
Вопрос: В прошлом я не выполнял свои обязанности перед Аллахом, то есть не совершал намаз, не постился и не уплачивал закят. Что мне теперь делать?
Ответ: Оставившему намаз, вероятнее, нет нужды возмещать ее, так как время намаза уже упущено и его не вернешь. Возмещать потерянное следует усиленным покаянием и испрашиванием прощения Аллаха, совершением многочисленных дополнительных добровольных намазов и тогда, быть может, Аллах простит грешника.
Что же касается человека, прекратившего поститься, если он во время несоблюдения им поста был мусульманином, то ему надлежит совершить возместительный пост в количестве пропущенных дней. А если он отложил возмещение поста без уважительной причины до наступления следующего Рамадана, то он вдобавок к этому кормит одного бедняка за каждый пропущенный день поста прошлого Рамадана. В этом будет состоять искупительное действие за откладывание поста, причем оно носит одноразовый характер и не увеличивается, даже если отложил его до наступления нескольких месяцев Рамадан.
Проиллюстрируем это следующим примером: человек не соблюдал пост в течении трех дней в рамадан 1400 года по хиджре и пяти дней в рамадан 1401 года из-за собственной нерадивости. Через несколько лет он покаялся Аллаху и теперь обязан возместить восьмидневный пост с кормлением бедняка за каждый из восьми дней.
Другой пример: в 1400 году женщина достигла зрелости, но постеснялась сказать об этом близким. Она соблюдала пост в течение восьми дней менструации ( В период менструации женщине запрещается поститься и молиться. Пропущенный пост, но не намаз , она после возмещает ) и не совершила возместительный пост. Если она покаялась в настоящее время, то в отношении ее действует такое же законоположение, как и в предыдущем примере. Следует знать, что существует разница между прекращением совершения молитвы и несоблюдением поста, упомянутая мусульманскими учеными. Однако среди них есть ученые-богословы, которые считают ненужным совершать возместительный пост тому, кто преднамеренно и без уважительной причины не соблюдал предписанный пост.
Человек же, не плативший закят, должен выплатить его, поскольку это долг перед Аллахом с одной стороны, а с другой - это долг перед бедняком (Подробнее см.: "Мадаридж ас-саликин" 1/383).
Вопрос: Если дурное дело совершено в отношении человека, то каким должно быть покаяние?"
Ответ: Основой этого является хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
"Если кто-либо насильно забрал что-то у другого человека или поступил несправедливо с ним в отношении чести его или имущества, то это дело следует разрешить в тот же день, не дожидаясь срока, когда будет взыскано с него и не будет ни динара, ни дирхама, которые можно было бы взять. Если у обидчика есть доброе дело, то из него берется возмещение в размере причиненного ущерба. Если же у него нет доброго дела, то ему приписываются грехи того, кто обижен." (Об этом рассказал ал-Бухари).
Таким образом, кающийся должен освободиться от своих грехов в отношении людей либо возмещением понесенного ущерба им, либо испрашивание прошения у них. Если пострадавшие простят ему, то хорошо, а если не простят, то он должен вернуть все, что незаконно взято у них".
Вопрос: Я допустил поклеп в отношении одного или нескольких человек и опорочил других, обвинив их в том, в чем они невиновны. Должен ли я сообщить им об этом с принесением извинения? Если это не обязательно, то как мне покаяться?!
Ответ: " 0Решение данного вопроса зависит от оценки вероятной пользы и вреда.
Если рассказ людям о том, в чем их оклеветали и опорочили не разгневает их еще больше и не приведет в ярость, то им не следует все откровенно рассказать и попросить у них прощения, хотя бы даже и в общих выражениях, например: в отношении Вас я в прошлом допустил ошибку, либо несправедливо высказался, но теперь я принес покаяние Аллаху и прошу Вас простить меня. И не будет беды, если при этом не вдаваться в подробности.
Если же рассказ людям о клевете в отношении их и поклепе еще больше разгневает их и приведет в ярость, что в большинстве случает и происходит, или же если извещение в общих чертах не удовлетворит их, и они захотят подробностей, узнав которые они заведомо проникнутся ненавистью к виновнику, то в таком случае им вообще ни о чем рассказывать не следует. Дело в том, что согласно Шариату не положено увеличивать вред, сообщая человеку то, что выведет его из равновесия и вызовет его яростный гнев, ибо это противоречит стремлению Шариата к установлению сердечного родства, любви и близости всех мусульман. Подробное сообщение потерпевшему может стать причиной вражды, от которой сердце оклеветанного уже никогда не очистится в отношении клеветника. В подобной ситуации покаяние может состоять в следующем:
1. Раскаяние и испрашивание прошения у Аллаха с глубоким осознанием отвратительности такого преступления и убежденностью в его недопустимости.
2. Опровержение собственных слов тому, кто слышал клевету или поклеп с целью оправдания опороченного человека.
3. Восхваление добром оклеветанного на тех собраниях, на которых была высказана клевета, с упоминанием его добродетелей.
4. Защита оклеветанного и недопущение попыток кого бы то ни было опорочить его.
5. Испрашивание для него в его отсутствии прощения у Аллаха (Ал-Мадаридж 1/291, Ал-Мугни с разъяснением 12/78).
Ты должен иметь в виду, брат-мусульманин, что существует разница между имущественными правами, уголовными посягательствами и между клеветой и сплетнями. Если людям сообщают о их имущественных правах и возвращают им их, то они получают пользу от этого и радуются. Поэтому их не следует скрывать в отличие от прав, затрагивающих честь людей, поскольку оглашение этого может принести ущерб пострадавшему и вызвать его гнев".
Вопрос: Каким образом кается человек, совершивший умышленное убийство?"
Ответ: "Человек, совершивший умышленное убийство несет обязанность перед тремя лицами: перед Аллахом, перед убитым и перед наследниками убитого. Обязанность перед Аллахом может быть выполнена только покаянием.
Обязанность перед наследниками состоит в том, что убийца сдается наследникам убитого, чтобы они воспользовались своим правом: отомстили, либо получили выкуп, либо простили убийцу.
Остается обязанность перед убитым, которую в мирской жизни выполнить уже невозможно. По мнению ученых, если убийца совершил покаяние должным образом, то Аллах снимет с него ответственность в отношении обязанности перед убитым, вознаграждая убитого благом от Себя в день Воскресения. И это мнение есть самое веское (Ал-Мадаридж, 1/2999).
Вопрос: Каким образом кается вор?
Ответ: Если у вора осталось украденное, то должен немедленно вернуть это хозяевам. Если же украденное пришло в негодность, либо утратило свою цену в результате использования или из-за времени, то вору необходимо полностью компенсировать это хозяевам, если они простят его, то и слава Аллаху ".
Вопрос: "Я чувствую сильнейшее неудобство от встречи с теми, кого я обокрал и не могу быть с ними откровенными, а также не в состоянии просить прощения у них. Что мне делать?"
Ответ: "Для тебя не будет бедой изыскать способ избежать такое неудобство, которого ты не в состоянии вынести. Например , ты можешь вернуть украденное или компенсировать это через посредство другого человека, попросив не называть тебя, либо воспользоваться почтой или сделать это незаметно самому. Можно выдать себя за другого человека и сказать хозяевам, что это принадлежит вам от человека, который не пожелал назвать себя. В общем главное - это вернуть хозяевам причитающееся им.
Вопрос: "Незаметно для отца я брал у него из кармана деньги, а сейчас я хочу покаяться, но не знаю точно, сколько же я выкрал, а сознаваться мне очень неудобно".
Ответ: "Тебе следует определит наиболее вероятную сумму или более этого, а затем можно незаметно вернуть деньги таким же образом, как ты их взял ".
Вопрос: "Я обокрал людей, а затем покаялся перед Аллахом, но мне неизвестен их адрес. Что мне делать?" Другой спрашивает по поводу денег, взятых в компании мошенническим путем, а теперь эта компания, закончив работу, покинула страну. Третий говорит, что совершил кражу товара из магазина, который переехал на новое место, а его хозяин неизвестен.
Ответ: "По мере сил и возможностей следует вести розыск этих людей и если удастся найти их, то следует уплатить им причитающееся и слава Аллаху. Если же хозяин денег умер, то их следует уплатить наследникам. Если же, несмотря на усердные поиски, не удалось найти хозяев, то похищенное следует пожертвовать от имени хозяев, даже если они неверные, поскольку Аллах дает им в этом мире и не даст им в ином.
Приблизительно подобный рассказ приводит Ибн ал-Кайим в " ал-Мадаридже" , 01/388). В нем говорится, как один человек из армии мусульман украл часть военной добычи, а через некоторое время раскаялся в содеянном. Взяв украденное, он отправился к командующему армией, который однако отказался принять это, сказав, что не знает, как передать добычу воинам, поскольку армия уже распущена. Тогда кающийся обратился к Хаджжаджу Ибн аш-Шаиру, чтобы испросить решения по данному вопросу. Хаджжадж сказал ему: "Слушай, ведь Аллах прекрасно знает всю армию, имена всех воинов и их родословные. Поэтому отдай пятую часть похищенного тому, кому она причитается, а все остальное пожертвуй от имени воинов, а Аллах зачтет им это. Человек так и поступил, а затем рассказал об этом Муавии, который сказал: "Хотел бы чтобы я был человеком, отдавшим такую фатву по данному вопросу, и это было бы для меня милее, чем половина моего королевства. Аналогичную фатву приводит шейх ислама Ибн Таймийа, да будет ему милость Аллаха, в сходной ситуации в истории, изложенной в "Ал-Мадаридж".
Вопрос: Я незаконно присвоил себе средства, принадлежащие сиротам, а затем пустил их в коммерцию, с чего получил доход, и первоначальный капитал вырос в несколько раз. Затем, испугавшись Аллаха, я горько пожалел о содеянном. Каким образом я должен совершить покаяние?
Ответ: Если подытожить мнения ученых по этому вопросу и выделить нечто среднее, то тебе предписывается вернуть сиротам основной капитал, прибавив к нему половину полученных доходов. Таким образом, получится, что ты и сироты становитесь как бы партнерами в прибыли с возвращением им основного капитала.
Такова версия имама Ахмада, мнение шейха ислама Ибн Таймийи, к которому склоняется его ученик Ибн ал-Кайим, да будет ему милость Аллаха ("Ал-Мадаридж", 1/392)/ Точно так же, если человек незаконно присвоил себе верблюдицу или овцу, которые позже принесли потомство, то законному хозяину необходимо вернуть маточное животное и половину приплода. В том случае, если животное-производитель подохло, то хозяину возвращается его стоимость вместе с половиной приплода".
Вопрос: Человек работал с грузами на воздушных линиях. Из оставшихся на складе товаров он однажды похитил магнитофон, но по прошествии ряда лет раскаялся в содеянном. Следует ли ему вернуть сам магнитофон, либо его стоимость или нечто подобное? Следует учесть при этом, что подобные магнитофоны уже исчезли с рынка.
Ответ: Ему следует вернуть сам магнитофон, приплюсовав к этому сумму за использование и изношенность. Сделать это следует таким образом, чтобы не причинить себе вреда. Если сделать это невозможно по объективным причинам, то следует пожертвовать сумму стоимости магнитофона от имени законного хозяина.
Вопрос: У меня были средства, добытые ростовщичеством, но я все их потратил, и сейчас из этих денег у меня ничего не осталось. В настоящее время я раскаиваюсь, и что мне предписывается в такой ситуации?"
Ответ: Единственное, что тебе предписывается, это принести искреннее покаяние Аллаху, Велик Он и Могуч. Ростовщичество чрезвычайно опасно, и Аллах в Священном Коране объявил войну только с ростовщиками. Учитывая, что все деньги, добытые ростовщичеством, у тебя кончились, то с этой стороны тебе ничего не предписывается.
Вопрос: "Я приобрел автомашину на деньги, часть из которых заработана законным путем, а часть приобретена недозволенными путями. Машина сейчас находится у меня. Как мне следует поступит?
Ответ: "Если человек купил что-то неделимое, то есть, например, дом или автомашину за деньги, часть из которых добыта законными путями, а часть незаконными, то ему достаточно определить сумму незаконных денег в общей стоимости покупки, а затем пожертвовать эту сумму, чтобы сделать свою собственность законной и очистить ее. Если же незаконно добытые деньги являются собственностью других людей, то им необходимо вернуть их, как об этом подробно рассказывалось выше ".
Вопрос: " Что следует делать со средствами, заработанными торговлей табаком, а также если доходы входят в общую совокупность с деньгами, полученными в результате законной деятельности?"
Ответ: " Если человек торговал запрещенными товарами, например, продавал развлекательные музыкальные инструменты, запрещенные пленки или табак, зная суждение Шариата по этому поводу, но затем покаялся, то он должен потратить доходы, полученные от незаконной торговли на благотворительные цели только, с целью избавиться от них, а не в виде садака и пожертвования, так как Аллах чист и принимает только чистое.
Если же незаконные доходы смешаны с законными, как, например, у хозяина бакалейной лавки, который торгует табаком наряду с разрешенными товарами, то он должен сам оценить общую сумму незаконных доходов и удалить их, исходя из собственной убежденности, что оставшиеся деньги без сомнения добыты законными способами. Аллах возместит ему за это добром, ибо Аллах Вездесущий, Великодушный.
Говоря в общем плане, если человек имеет деньги, полученные недозволенными способами, а затем захотел покаяться, то, во-первых:
- если во время приобретения этих средств он был не мусульманином, то во время покаяния он не должен отдавать их, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не обязывал своих сподвижников отдавать незаконно полученные средства после того, как они приняли Ислам;
- но если во время получения незаконных доходов человек был мусульманином и знал о запрете этого, то он должен, раскаявшись, отдать их и избавиться от них.
Вопрос: " Человек брал взятки, а затем Аллах наставил его на путь правый. Что ему делать с деньгами, полученными в форме взяток?"
Ответ: "Такой человек обязательно находится в одной из двух ситуаций:
1. Он принял взятку от незаконно обиженного человека, который прав в своем деле и был вынужден дать взятку, чтобы восстановить свои ущемленные права, так как добиться правды можно было только с помощью взятки. В таком случае кающийся взяточник обязан вернуть деньги взяткодателю, законному хозяину этой собственности, и он попадает под действие законоположения о незаконно отобранных деньгах. К тому же взятка была дана им по принуждению.
2. Он принял взятку от такого же несправедливого взяткодателя, как и он сам, который тем самым добился получения того, что ему не положено. Такая взятка взяткодателю не возвращается, а кающийся должен потратить эти неправедные деньги в благотворительных целях, например, раздать их беднякам. Взяточник должен покаяться также и в том, что послужило причиной того, что люди лишились своих законных прав".
Вопрос: Я занимался запрещенной деятельность, за что брал с людей деньги. Должен ли я теперь, когда покаялся, вернуть эти деньги тем, кто платил их мне?"
Ответ: Если человек, занимающийся запрещенной деятельностью или оказывающий запрещенные услуги, получая за это денежное вознаграждение, либо жалованье, покаялся перед Аллахом, а эти нечестивые деньги находятся у него, то он должен избавиться от них, не возвращая их тем, от кого получил.
Прелюбодейка, бравшая деньги за прелюбодейство, в случае своего покаяния не возвращает их прелюбодею. Певец, бравший деньги за исполнение запрещенных песен, в случае покаяния не возвращает их организаторам выступления или концерта. Торговец спиртным или наркотиками в случае своего покаяния не возвращает полученные им деньги покупателям. Лжесвидетель, бравший за это деньги, не возвращает их тому, кто использовал его, чтобы получить ложное свидетельство и т.д. Причина этого состоит в том, что если нечестивые деньги вернуть грешнику, который их уплатил, то он совмещает для него и греховные деньги и греховную службу, что поможет ему и дальше не повиноваться Аллаху. Таким образом, от этих денег необходимо просто избавиться. Таков выбор шейха ислама Ибн Таймийи, который разделяет его ученик Ибн ал-Кайим в "ал-Мадаридж", (1/390).
Вопрос: Существует дело, которое очень беспокоит меня, изматывает и не дает спокойно спать. Я совершил грехопадение с женщиной и не знаю, как мне покаяться в этом? Разрешается ли мне жениться на ей, чтобы закрыть дело?" Другой же сообщает, что совершил грехопадение с женщиной, будучи за границей. После этого женщина забеременела от него. Будет ли это его ребенок, и следует ли ему посылать алименты?
Ответ: Умножились вопросы, касающиеся тем развратности. Их стало так много, что долг всех мусульман в настоящее время состоит в пересмотре сложившейся ситуации и ее приведении в соответствие с Книгой Аллаха и Сунной, особенно в отношении отведения взора и запрещения уединения с женщиной, недопустимости здороваться за руку с чужой женщиной, строгого соблюдения полного прикрытия женщины в соответствии с правилами Шариата, опасности смещения полов, непосещения стран неверных, заботы о мусульманском доме и мусульманской семье, необходимости ранних браков и ликвидации всех препятствий для этого.
Что же касается вопроса, то совершивший грехопадение обязательно оказывается в одной из двух ситуаций:
1. Человек совершил прелюбодеяние с женщиной путем насилия и принуждения. В таком случае он должен выплатить женщине откуп, компенсирующий причиненный вред, а также принести искреннее покаяние Аллаху. С наложением наказания на него, если дело дошло до имама или того, кто его замещает, например, судьи. (Подробнее см.: "Ал-Мадариж", 1/366) .
2. Человек совершил прелюбодеяние с женщиной с ее согласия. В таком случае он обязан только покаяться, а родившийся ребенок в любом случае будет не его, а незаконнорожденным. Выплачивать алименты человек не должен, так как ребенок, рожденный вне брака, принадлежит роду его матери и его нельзя считать принадлежащим к роду прелюбодея.
Кающемуся не дозволяется жениться на прелюбодейке с целью сокрытия факта прелюбодеяния, ибо говорит:
"Прелюбодей может жениться только на прелюбодейке или язычнице и на прелюбодейке может жениться только прелюбодей или язычник. А верующим это запрещено" ( ан-Нур, 3).
Не разрешается заключать бракосочетание с женщиной, забеременевшей в результате прелюбодеяния, даже если этот ребенок от этого же человека. Не разрешается также заключать брак с женщиной, если неизвестно, беременна она или нет.
Если же мужчина и женщина принесли искреннее покаяние и выяснилось, что женщина не беременна, то тогда мужчине можно жениться на ней и начать новую жизнь, угодную Аллаху".
Вопрос: "Так уж случилось, что я совершил грехопадение и заключил брачный договор с прелюбодейкой. Прошли годы, я и она искренне покаялись перед Аллахом. Что я должен теперь сделать?"
Ответ: "Если покаяние было правдивым с обеих сторон, то вам следует заключить новый брачный договор с соблюдением всех условий, установленных законом, то есть с присутствием ближайшего родственника женщины и свидетелей. Это не обязательно должно произойти в суде, так как достаточно и домашней церемонии".
Вопрос: "Женщина говорит, что вышла замуж за благочестивого человека, но до брака она совершала неугодные Аллаху дела. Сейчас ее мучают угрызения совести и она спрашивает, следует ли ей рассказать мужу о том, что она совершала в прошлом?"
Ответ: "Ни один из супругов не должен рассказывать другому о совершенных в прошлом грехах. Если кто попадает под испытания всякими непристойностями, то пусть останется скрытым завесой Аллаха, а каждому из супругов достаточно искреннего покаяния.
Если же человек женился якобы на девушке, а в первую брачную ночь выяснилось, что это не так по причине ею в прошлом грехопадения, то муж вправе забрать отданное жене имущество и расстаться с ней. Если же он сочтет, что она раскаялась в содеянном, скроет все и останется с нею, то обретет награду Аллаха.
Вопрос: Каковы действия кающегося в содомском грехе - мужеложстве?
Ответ: "Оба участника акта мужеложства обязаны принести Аллаху великое покаяние. Неизвестно, чтобы Аллах ниспослал такую кару, которой он наказал Лота, какому-нибудь другому народу по причине ужасающей отвратительности их преступления. Он сделал следующее:
1. Лишил их зрения, и они все ослепли, бродя наобум из стороны в сторону. Как сказал Всевышний "Мы стерли глаза их."
2. Аллах послал на них крик.
3. Аллах перевернул жилища их вверх дном.
4. Он наслал на них дождь из глиняных камней слой за слоем, а затем истребил полностью до единого.
Именно поэтому наказанием за этот грех при любых обстоятельствах было убийство. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Кто обнаружил кого-нибудь, занимающегося грехом народа Лота, должен убить их обоих" (Хадис об этом рассказали Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а ал-Албани подтвердил его достоверность ("Ирва ал-галил", 2350).
Вопрос: Я покаялся Аллаху, но у меня остались недозволенные вещи, типа музыкальных инструментов, пленок и фильмов. Дозволено ли мне продать их, учитывая, что все это дорого стоит? 2"
Ответ: Продавать запрещенные вещи нельзя, а вырученные за это деньги являются греховными и незаконными. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Если Аллах запретил что-то, то Он запретил также вырученные за него деньги" (Достоверный хадис рассказанный Абу Даудом).
Если тебе известно, что кто-то другой использует проданную тобой любую вещь в запрещенном деле, то тебе нельзя продавать это ему, так как Аллах запретил это, сказав:
"И не сотрудничайте в грехе и беззаконии."
Сколько бы ты не потерял мирских благ, благо Аллаха беспредельно, и Он возместит тебе утраченное Его милостью, щедростью и благодеянием.
Вопрос: "Я был заблуждающимся человеком, который распространял светские идеи, писал атеистические рассказы и статьи, использовал свои стихи для пропаганды вседозволенности и распутства. Аллах поправил меня Его милостью, вывел меня из мрака к свету, наставив на путь истинный. Каким образом мне следует покаяться?"
Ответ: "Клянусь Аллахом, это есть величайшая милость и огромное благодеяние Аллаха своему рабу. Вознеси хвалу Аллаху за это праведное наставление на путь истинный и испрашивай у Аллаха еще большей стойкости и других благодеяний.
Что же касается того, кто использовал свой язык и перо для ведения войны против Ислама, пропаганды искаженных вероубеждений или порочных нововведений, распространения порочности и аморальности, то он должен сделать следующее:
- во-первых, публично объявить свое покаяние во всем этом, любым возможным способом или методом продемонстрировать людям свой отказ и отход от прошлого, чтобы реабилитировать себя в глазах обманутых им, показать полную несостоятельность своих прежних убеждений, чтобы не осталось никаких иллюзий у тех, кто попал прежде под его влияние, последовательно отбросить все собственные поклепы и наговоры, признать и разоблачить совершенные ошибки, отречься от всего, сказанного прежде. Такое разъяснение является одной из обязанностей кающегося. Всевышний сказал:
"Кроме тех (за исключением тех, кто попадает под проклятие, упомянутое в предыдущем аяте), кто покаялся, исправил (то, что портил раньше) и разъяснил (то, что скрывал ранее) у тех Я приму покаяние и Я Приемлющий покаяние и Милосердный" (ал-Бакара, 160);
- во-вторых, он обязан посвятить свое перо и свой язык делу распространения Ислама, мобилизовать всю свою энергию и весь свой потенциал в деле поддержки религии Аллаха, в обучении людей истине и призыве к ней;
- в-третьих, он должен использовать этот потенциал для того, чтобы дать должный отпор врагам Аллаха, разоблачить их и их замыслы с такой же энергией, с какой он помогал им прежде. Он обязан опровергнуть все измышления врагов Ислама, быть мечом сторонников правого дела в их борьбе против лжи. То же самое относиться к тому, кто убедил кого-то, хотя бы даже и на частном собрании, в допустимости запрещенного Аллахом действия, как, например, ростовщичества, и что взимаемые проценты законны. Он должен встретиться с этим человеком, которого ввел в заблуждение и разъяснить ему, как он его обманывал, чтобы тем самым искупить свою вину. И Аллах есть Наставляющий на путь истинный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О раб Аллаха! Аллах распахнул врата покаяния, и почему бы тебе не войти?
"Истинно, у покаяния врата распахнуты так же широко как расстояние между востоком и западом." В другой версии сказано: "Широта их равна семидесятилетнему переходу, и они не закрываются, пока солнце не взойдет со стороны запада " (Хадис об этом рассказал ат-Табарани в "ал-Кабире" ("Сахих ал-джамиа", 2177).
Аллах воззвал:
"О рабы Мои! Истинно, вы грешите ночью и днем, а Я прощаю вам все греха ваши. Испрашивайте у Меня прощения, и Я прощу вас" (Хадис об этом рассказал Муслим ).
Почему бы тебе не испросить прощения у Аллаха?
И ночью Аллах простирает длань Свою , чтобы покаялся согрешивший днем, и простирает Он длань Свою, чтобы покаялся согрешивший ночью. И Аллаху угодны испрашивающие прощения. Почему бы тебе не обратиться к Нему?
Ей-богу, насколько же приятны слова кающегося: Твоей мощью и моим ничтожеством испрашиваю я, чтобы Ты смилостивился надо мною.
Твоим могуществом и моей слабостью, своей ненужностью Тебе и своей крайней нуждой в Тебе, смиренно склоняя к Тебе свою непутевую и грешную голову, испрашивает Тебя раб Твой, и у Тебя много таких, как я кроме меня, и нет у меня Господина кроме Тебя, и нет убежища и спасения от Тебя, кроме как у Тебя, испрашиваю Тебя просьбой нуждающегося, умоляю Тебя мольбой ничтожного покорного, я взываю к Тебе зовом слепца страшащегося. Это мольба того, кто подчинился тебе и склонил в покорности шею свою, унизил себя пред Тобою, устремив к тебе взор свой и подчинив Тебе сердце свое.
Как следует вдумайся в суть следующей истории, имеющей прямое отношение к покаянию.
Рассказывают, что один из праведных людей находился в пути. Идя своим путем, он увидел дверь, которая была открыта. Из нее выскочил плачущий и зовущий на помощь мальчик, а за ним выбежала его мать, прогоняя его из дома. Выгнав сына на улицу, она захлопнула дверь у него перед носом и вернулась в дом. Ребенок отошел недалеко, а затем остановился в задумчивости, так как не смог найти себе никакого убежища, кроме дома, из которого он был изгнан, а также никого, кто бы приютил его, кроме матери. В глубокой печали и с разбитым сердцем он вернулся к дому, но дверь была заперта. Он улегся перед входом, положив голову на порог, а затем заснул со слезами на щеках. Через некоторое время на улицу вышла его мать. Когда она увидела сына в таком положении, ее материнское сердце не выдержало, она бросилась к нему, обняла, расцеловала и расплакалась, приговаривая: "О мой сыночек! И куда же ты ушел от меня?! И кто же приголубит тебя, кроме меня! Разве я не говорила тебе! Ведь Аллах создал меня, чтобы быть милостивой к тебе и жалеть тебя!" Затем она взяла сына и с ним вошла в дом!
Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:
"Аллах более милостив к Его рабам, чем эта мать к своему сыну" (Хадис об этом рассказал Муслим) .
Чего стоит милость матери по сравнению милосердием Аллаха, которое является всеобъемлющим?
Аллах радуется, когда раб покаялся Ему, а мы никогда не останемся без блага от Владыки нашего, который радуется. "Когда раб Аллаха приносит Ему свое покаяние, то Он радуется больше, чем путешественник в пустыне, который остановился в гиблом месте со своим верховым животным, на котором были навьючены его еда и питье. оказавшись в тени дерева, путник склонил свою голову и заснул. Проснувшись он увидел, что его верховое животное исчезло. Поднявшись на холм, он осмотрелся, но ничего не увидел. Затем он поднялся на следующий холм, но также ничего не заметил. наконец, когда жара и жажда стали невыносимыми, он воскликнул: "Я возвращаюсь на то место, где я находился, где засну и во сне умру." Вернувшись под дерево, он улегся в его тени, отчаявшись найти свое животное. И вот, находясь в таком положении, он поднял голову, и вдруг увидел, что его животное стоит рядом с ним с поводком, нагруженное едой и водой. И тогда он схватил его за повод." так вот, Аллах радуется покаянию верующего больше, чем этот путник своему животному и продовольствию. ("Изложение достоверных преданий" . См.: "Сахих ал-джамиа", 4/368 2).
Знай же, брат мой, что грех вводит истинного кающегося в покорность и смирение перед Аллахом, а стенания кающихся очень угодны Владыке всех миров.
Если верующий раб Аллаха представляет воочию свой грех, это ввергает его покорность и сожаление. Вслед за этим он совершает многочисленные акты поклонения Аллаху и добрые дела в таком количестве, что Шайтан, возможно, скажет: "О, и зачем только я вверг его в этот грех!" В силу этого некоторые покаявшиеся становятся после грехопадения лучше после покаяния, чем они были до совершения греха.
Аллах никогда не оставляет без внимания Его раба, стремящегося к Нему и кающегося Ему.
Можно представить себе следующую ситуацию. Есть ребенок, который жил под попечительством своего отца, который кормил его лучшей пищей и поил сладким питьем, одевал в изысканную одежду, дал ему наилучшее воспитание, предоставлял необходимые средства на его содержание, обеспечивая все его потребности. И вот отец послал его как-то по делу. Сын вступил в путь, а по дороге его пленил враг, связал его и заковал в кандалы, а затем отправил во вражескую территорию. После этого враг начал обращаться с ним в противоположность тому, как с ним обращался отец. Всякий раз, вспоминая отцовское воспитание и его доброту, сердце плененного сына разрывалось от мук отчаяния и боли, сравнивая свое положение с ушедшими благами.
И вот, находясь во вражеском плену, когда враг тягчайшим образом пытает его, намереваясь убить его в конце концов, он, обернувшись к родительскому дому, увидел рядом с собой отца. Сын бросился к нему в его объятия, взывая о помощи: "О мой отец! О мой отец! О мой отец! Взгляни на своего сына и то, что стало с ним!" С текущими по щекам слезами он обнимает своего отца и прижимается к нему, а враг усиленно бежит за ним, хочет оторвать его от отца, а сын прильнул к нему.
Можешь ли ты сказать, что в такой момент отец отдаст сына врагу, позволив разлучить себя с сыном? Что же говорить о том, кто милосерднее к своему рабу, чем отец к сыну и мать к ребенку?! Что же говорить о том, кто убежав от врага, прибег к Нему, отдавая свою душу Ему, распластавшись у врат Его, припав рыдающим к престолу Его со словами: "О Владыка, смилостивясь над тем, у кого нет милосердного, кроме Тебя, и нет помощника кроме Тебя, и нет покровителя кроме Тебя, и нет содействующего кроме Тебя! Ты есть прибежище Твоего обездоленного, Твоего бедняка и твоего просителя, и в Тебе есть прибежище. Нет убежища и спасения от тебя, кроме как у тебя! Давайте же творить добрые дела, обретать наилучшие качества, быть рядом с праведниками, остерегаться уклонения, обретя благоразумие, оберегаясь от заблуждения после наставления на путь истинный, и да будет Аллах с тобой!"
Мир вам, милость Аллаха и Его благословения...