Перейти к содержимому

Close
Фотография

Учёт психологии аудитории при обращении с призывом


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 mika

mika
  • Администраторы
  • 2 640 сообщений

Отправлено 15 мая 2011 - 14:51

Отрывок из работы "ПРИЗЫВ." доктора Насира ибн Хамада Аль-Аммара. Перевод: Астафьева И. А.



УЧЕТ ПСИХОЛОГИИ АУДИТОРИИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ПРИЗЫВОМ

Подобно тому, как семя, каким бы хорошим оно ни было, в своем развитии нуждается в нормальных условиях, хорошей почве, благоприятном климате, так и слово истины, несмот-ря на то, что оно способно естественным образом воздействовать на людей, нуждается в том, чтобы призывающий, излагая призыв, учитывал духовное состояние аудитории. Сердца и души людей отличаются по своей расположенности к восприятию и отторжению, нацелен-ности на движение вперед и вспять, наличию желания и противодействия под воздействием сменяющих друг друга ситуаций и обстоятельств, как различаются времена года и сезоны, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными для чего-либо. Следовательно, работающий в области исламского призыва должен хорошо знать в теории и на практике об этом различии, свойственном сердцам, подобно тому как крестьяне знают различие сезонов и какое время является благоприятным для тех или иных видов семян и саженцев.
Тот же, кто игнорирует этот естественный принцип как в силу своей наивности, так и по-лагая, что истина прекрасна сама по себе и притягивает, влечет к себе сердца, и что нет не-обходимости учитывать отмеченный аспект, тот пожинает плоды своего пренебрежения в виде неудачи призыва, напрасной траты сил. И от этого его не могут избавить ни искренние намерения, ни добрые побуждения.

Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95

ПРИНЦИПЫ УЧЕТА ПСИХОЛОГИИ АУДИТОРИИ
Рассматривая методику, которой придерживались пророки в деле призыва, и указания, получаемые ими от Господа, можно сформулировать ряд принципиальных положений. Я по-пытаюсь изложить некоторые из них, делая выводы в соответствующих местах. С их учетом призывающий сможет использовать другие принципы, которые ему будут полезны в работе и в области призыва, поскольку это в действительности связано с общечеловеческим пони-манием. Если призывающий — человек по природе своей здравый, с искренними намере-ниями, знающий свою цель в области призыва во всех ее нюансах, то постоянно имея в виду эти некоторые принципы, которые мы хотели бы раскрыть, в течение короткого времени он сможет добиться большого сходства между своей методикой в области призыва и соответст-вующей методикой пророков.
1. Принцип первый
Одна и та же вещь имеет много сторон. Некоторые из них просты и легко усваиваются, а для усвоения других нужно приложить большие усилия. Если подать вещь определенной стороной, то может случиться, что человек отвергнет ее, не примет и отбросит от себя. А ес-ли она будет подана другой стороной, то человек хорошо её примет, она ему понравится, он будет рад ей, не проигнорирует ее и не отбросит от себя.
Истинная вера в значительной мере чрезвычайно притягательна некоторыми своими сто-ронами для людей, даже если они не имеют к ней никакого отношения. И если подать ее именно этими сторонами, то они примут ее и воспримут все ее части и аспекты, какими бы трудными они не были для них.
Все те, кто не замечает эту истину и не знает, как именно они будут излагать вопрос тому, кто не испытывает к нему интереса, заплатят за это невежество своим авторитетом — увели-чится разрыв между ними и людьми, которые еще больше удалятся от обращенного к ним призыва, вместо того, чтобы приблизиться к нему и проявить к нему интерес. Во избежание этого, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Облегчайте, а не затрудняйте, приносите радостную весть, а не вызывайте нена-висть.
И еще:
Вы посланы облегчать, а не затруднять.

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95

2. Принцип второй
Призывающий должен убедиться, что в его словах нет ничего такого, что могло бы вы-звать у аудитории взрыв гордыни времен невежества (джахилийи). Опасаясь этого, призы-вающий должен учитывать, что у каждого народа есть свои воззрения, идеалы, ценности, ко-торые не следует затрагивать напрямую, равно как и его религиозные чувства, поскольку та-кое непосредственное воздействие на несостоятельные воззрения аудитории чревато серьез-ными последствиями. По этой причине она может не принять призыв, в ее душе может про-будиться гордыня времен джахилийи и слепой фанатизм в силу ее приверженности своим традициям, обрядам и обычаям, ибо сказано Им:
Вот, те, которые не веровали, поместили в своих сердцах ярость времен джахи-лийи…
Победа, 26
Эта горячность и фанатизм аудитории могут породить враждебность к призывающему, оскорбления и ругань в его адрес. И Коран показывает, как важно и необходимо остерегаться возбудить подобный фанатизм:
Не поносите тех, кого они призывают помимо Аллаха из враждебности без всякого знания. Так разукрасили Мы всякому народу его дело!
Скот, 108
Более того, Коран повелел призывающим при изложении призыва говорить только наи-лучшее. Сказал Всевышний:
И скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшее; поистине, шайтан сеет меж-ду ними раздоры, поистине, шайтан для человека — явный враг! Ваш Господь лучше знает вас. И если Он пожелает, Он вас помилует, а если пожелает, то подвергнет вас наказанию. Мы не посылали тебя наблюдателем над ними. И твой Господь лучше знает тех, кто в небесах и на земле; Мы уже дали преимущество одним пророкам над другими и дали Дауду Псалтырь.
Ночное путешествие, 53-55

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95

3. Принцип третий
Есть люди, привыкшие к тому, чтобы к ним обращались с особым почтением и разговари-вали с ними, учитывая во время беседы их положение.
Это может наличествовать у них в такой степени, что разговаривающий с ними, если отойдет от такого стиля общения, может возбудить у них надменность, сопротивление, эго-изм, что помешает им принять истину. Призывающий в допустимых пределах должен счи-таться с этой слабостью, чтобы не возникла причина, которая помешает им принять призыв и увидеть истинное в его подлинном виде.
С этой целью Всемогущий и Великий Аллах приказал Мусе и Харуну, мир им обоим:
Идите оба к Фирауну, ведь он преступил границы, и говорите с ним мягко, может быть, он опомнится или убоится.
Та-Ха, 43
Придерживаться вышесказанного Аллах повелел и нашему посланнику Мухаммаду:
По милости Аллаха ты был мягким в обращении с ними, а если бы ты был грубым и жестокосердным, то они бы рассеялись от тебя. Будь же по отношению к ним снисхо-дительным.
Семейство Имрана, 159
Однако это допускается в той мере, в какой не вступает в противоречие с Истиной, приро-дой призыва, который призывающий доводит до людей.
Благородный пророк (мир ему и благословение Аллаха) своими указаниями побуждал нас отводить людям подобающее им место, относиться к ним с должным уважением, говорить с ними сообразно их положению и т. д. Так, способ общения с улемом совершенно отличен от способа общения с обычным или невежественным человеком.

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95

4. Принцип четвертый
Призывающему следует избегать обращения с призывом к аудитории, если он заметил, что она склонна лишь возражать и критиковать, и если призывающий изложил ей призыв, а она набросилась на него с критикой, пороча и принижая его значение, то ему стоит закон-чить диалог с ней без комментариев, и оставить ее. Он должен выждать удобный случай и благоприятное время, когда аудитория успокоится, вернется в обычное состояние, явит рав-новесие духа, ибо сказано Всевышним:
А когда ты увидишь тех, которые погружаются в пучину пустословия о Наших зна-мениях, то отвернись от них, пока они не погрузятся в какой-нибудь другой разговор. И если шайтан заставит тебя забыть об этом, то как только вспомнишь о нем, то сразу уходи, чтобы не продолжать сидеть с людьми неправедными.
Скот, 68
Аят запрещает делать то, что делают некоторые участники диспута, в частности, продол-жать спор до тех пор, пока они не окажутся в затруднительном положении.

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95

5. Принцип пятый
Призывающий должен также воздерживаться от изложения призыва, если аудитория заня-та своими делами, отвлекается на то, что ей нравится и от чего её трудно оторвать, обратив её внимание к призыву.
И хотя эта ситуация отличается от вышеописанной, поскольку она не сопряжена с упорст-вом и упрямством, обе они равнозначны в том смысле, что аудитория не готова слушать и воспринимать.
В "Сахихе" Аль-Бухари со ссылкой на Абдуллу ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: "Выступай перед людьми по разу каждую пятницу, а если захочешь — дваж-ды. А если очень хочешь — то трижды. Но не доводи дело до того, чтобы наскучить людям Кораном, и не подходи к ним, если видишь, что они заняты своими разговорами. Станешь рассказывать им — наскучишь. Но прислушайся! Если они попросят тебя, то рассказывай — значит им хочется слушать".

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95

6. Принцип шестой

Призывающий должен следить за тем, чтобы не вызвать у аудитории скуку и не надоесть из-за чрезмерных повторов и ненужных длиннот или однообразия речи, которую ничто не оживляет и не украшает, и сухой манеры изложения. И на самом деле, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники уделяли этому внимание и вниматель-но за этим следили.
Передают, что Шакик сказал: "Абдулла ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, имел обыкновение выступать перед людьми каждый четверг. Один человек сказал ему: "О Абу Абду-р-Рахман, поистине, хотел бы я, чтобы ты выступая перед нами каждый день!" И тот ответил: "Мешает мне это делать опасение наскучить вам. Я обращаюсь к вам с проповедью, как к нам обращался посланник Аллаха, опасаясь надоесть нам". (Аль-Бухари и Муслим).

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95

7. Принцип седьмой
Посвятивший себя призыву должен быть полностью готов сеять семена всякий раз, когда для этого представляется возможность.
Он должен следить за тем, чтобы не упустить удобный случай или повод. Лучший пример этого — это то, что сделал пророк Аллаха — Йусуф, благословение и мир ему, о чем под-робно рассказывается в Коране:
И вошли вместе с ним в темницу два юноши. Один из них сказал: "Вот, вижу я себя во сне, будто я выжимаю вино", и сказал другой: "А я видел себя несушим на голове хлеб, который клюют птицы, во сне… Объясни нам наши сны. Поистине, мы видим, что ты — из числа совершающих благодеяния".
Он сказал: "Не успеют принести еду, которой вас кормят, как я растолкую вам это. Это — часть из того, чему научил меня мой Господь. Я оставил религию людей, кото-рые не веруют в Аллаха и отрицают потустороннюю жизнь. И последовал я за религией отцов моих — Ибрахима, Исхака и Йа'куба. Нам не следует ничему поклоняться наряду с Аллахом. Это — милость Аллаха нам и людям, но большинство людей неблагодарны.
О товарищи по темнице! Различные ли боги лучше или Аллах, Единый, Могучий? То, чему вы поклоняетесь, кроме Него, есть не что иное, как просто имена, которыми на-звали (этих богов) вы и ваши отцы: и ничего о них Аллах не упоминал. Решение принад-лежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему. Это — правая религия, но большая часть людей не ведает.
О товарищи по темнице! Один из вас будет поить своего господина вином, а второй бу-дет распят, и хищные птицы будут клевать его голову. Вот точно так будет решено дело, о котором вы спрашиваете.
Йусуф, 36-41
А теперь ситуация в деталях: Два человека попадают в темницу и во сне видят удивитель-ное видение. Им очень хочется узнать, что оно означает. Среди узников они замечают Йусу-фа, мир ему, — единственного человека, который может им помочь. Они рассказывают ему об увиденном, выказывая ему почтение, оказывая ему знаки. Но Йусуф, мир ему, не спешит с ответом. Он не ограничивается удовлетворением просьбы и не пользуется случаем, чтобы придать себе больший вес в их глазах, вызвать у них восхищение собой или получить лич-ную выгоду для себя. Наоборот, он оценивает должным образом эту возможность, предос-тавленную этими людьми, и использует ее для распространения призыва.
Йусуф продвигается к цели, опираясь на метод, указывающий на то, что речь о призыве проистекает из существа разговора, начатого, чтобы объяснить видение. Но он не переходит сразу к призыву, что указывает на два важных обстоятельства:
1. Призывающий должен ждать удобного случая для распространения призыва, как крестьяне ждут дождя, хорошей погоды и благоприятных климатических усло-вий.
2. Коль скоро Аллах предоставил ему удобный случай для изложения призыва, то он не мог себе позволить упустить его. Наоборот, он использует его во имя важ-нейшего устремления и величайшей цели.

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95
сын Адама

8. Принцип восьмой
Если призывающий почувствовал, что аудитория проявляет упрямство и упорство, то с помощью различных приемов он должен устранить причину упорства в заблуждении и отка-за воспринимать истину. Он направляет свои усилия на то, чтобы изложить людям истину в привлекательной манере, закрывающей двери упрямству и открывающей двери добра и здравомыслия. Это приведет их в изумление до такой степени, что они не найдут повода, чтобы упорствовать и дальше, даже если им присуще красноречие и они вообще неспособны различать добро и зло. На эту тему в благородном Коране содержится диалог между Ибра-химом, мир ему, и правившим в то время царем. Этот диалог — наилучший пример того, что мы пытаемся разъяснить:
Аллах Всевышний сказал:
Разве ты не размышлял о том, кто препирался с Ибрагимом о Господе (кичась) тем, что Аллах дал ему власть? Вот сказал Ибрагим: "Господь мой — Тот, который ожив-ляет и умерщвляет". А тот ответил: "И я оживляю и умерщвляю". Сказал Ибрахим: "Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада". И смущен был тот, который не верил: Аллах ведь не ведет прямо несправедливых!
Корова, 258
Довод, представленный пророком Аллаха — Ибрахимом, мир ему, не был поколеблен пустословием правителя. Ибрахим, мир ему, мог бы привести ему его еще раз, последовать за ним и заставить его дать убедительный правильный ответ. Но ничего этого он не сделал, поскольку это противоречило бы мудрому пути, предписанному благородным Кораном, ибо сказано в нем:
Призывай к пути Господа твоего мудростью и хорошей проповедью и веди спор с ни-ми с помощью наилучшего…
Пчелы, 125
Вышесказанное приобретает особое звучание применительно к той ситуации, когда Ибра-хим познакомился с психологией своего собеседника — правителя и наложившими на него свой отпечаток упорством в ложном и явной настойчивостью во зле.



И в конце воздадим Хвалу Аллагьу...

"Скажи:
«Аллах изрек истину.Следуйте же религии Ибрахима (Авраама), поскольку он был единобожником и не был многобожником!»"3:95




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Яндекс.Метрика